Урок по психологии на тему: "Темперамент"
план-конспект урока

В основе построения урока заложен системно- деятельностный метод. Занятие носит практикоориентированный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperament.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Темперамент».

Тип занятия: открытие нового знания

Цель урока: выявить взаимосвязь темперамента с психической деятельности человека.

Задачи урока:

- познакомить студентов с понятием «темперамент»; изучить характерные особенности типов темперамента;

- развивать навыки исследовательской работы, самоанализа; интерес к самопознанию;

воспитывать    чувство    собственного    достоинства, личностную неповторимость.

Оборудование:

  1. методическое оснащение урока:

- учебная литература;

-раздаточный материал: схема- кластер (по количеству студентов), бланки для «Теппинг-теста» (по количеству студентов); бланки с методикой «Формула темперамента» (по количеству студентов); листы А4 с изображением «круга Айзенка» и набором качеств темперамента (4 набора);

  1. технические средства: интерактивная доска.

Ход занятия

  1. Организационное начало урока.

- Здравствуйте, уважаемые студенты.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

-По мере ознакомления с новой информацией вы будете отражать ее в кластере.

 

2.  Мотивация к учебной деятельности.

- Проблема, о которой пойдет речь на сегодняшнем уроке, занимает человечество на протяжении нескольких столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Еще в глубокой древности ученые, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы.

- Как вы думаете, от чего это зависит? – Что позволяет отличать одного человека от другого? (Психическое свойство)

- Что относят к психическим свойствам?

- Можете ли вы назвать, какое конкретно из названных вами свойств относится к перечисленным ранее мною характеристикам: подвижный, эмоционально возбудимый, энергичный, спокойный?

- Хотите ли вы узнать больше о психическом свойстве человека, которое указывает на различия между людьми?         

- Продолжите фразу «Я хочу» …Каким путем вы хотите пойти на сегодняшнем уроке?

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Я предлагаю следующее утверждение: верно ли, что темперамент, являясь индивидуальным свойством психики человека, оказывает влияние на проявление психических особенностей его поведения и эмоционального состояния?

- Можете ли вы дать доказательный ответ на предложенное вам утверждение?

- Итак, вы столкнулись с затруднением. Почему? Чего вам не хватает?

4.Выявление места и причины затруднения.

- Давайте подумаем вместе.  В каком месте возникло затруднение?

- Каких знаний вам не хватило?

- Почему трудно ответить на вопрос?

- Что вы пока не знаете, чтобы ответить на вопрос?

-Хотели бы вы получить больше знаний по этой проблеме? И для чего они вам нужны?

5. Построение проекта выхода из затруднения.

- Исходя из причины затруднения, поставьте свою цель работы на уроке. Начните со слова узнать…

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

- С помощью чего будем достигать этой цели? (нам помогут знания, которые мы уже имеем)

- Составим план реализации поставленной цели.

1. Определение базовых понятий.

2. Определение физиологических основ темперамента.

3. Психологическая характеристика людей разных типов темперамента.

6. Реализация построенного проекта.

- Сейчас вашему вниманию будет предоставлен фрагмент из к/ф, снятого по одноименному произведению А. Дюма «Д Артаньян и три мушкетера». Перед вами предстанут 4 главных героя: Атос, Портос, Арамис и ДАртаньян. Внимательно проследите за ними и ответьте на вопрос: «Отличаются ли главные герои друг от друга?»

Демонстрация фрагмента.

-        Итак, пожалуйста, отличаются ли главные герои друг от друга? Чем отличаются главные герои? - Что больше всего их отличает друг от друга?

-В чем проявляются выделенные вами качества? (Поведение, эмоциональность)

- Давайте сделаем вывод и сформулируем общие признаки, которые лежат в основе индивидуального различия людей. (Сила психических состояний и скорость их протекания).

- Таким образом, можно сказать, что выделенные вами признаки лежат в основе динамических особенностей психики, которые являются для каждого человека индивидуальными и характеризуют понятие «темперамент».

- Пожалуйста,    попытайтесь    сформулировать определение темперамента.

Студенты формулируют определение.-

- А теперь сравните свое определение с тем, которое дано в учебнике психологии Дубровиной Ирины Владимировны

На экране высвечивается определение.

Темперамент- это индивидуальное свойство психики человека, которое определяет динамику его психической деятельности и поведения.

- Отметьте данное определение в кластере.

- Темперамент проявляется в 3-х сферах человеческой жизни:

общей активности, которая определяется интенсивностью и общим объемом взаимодействия человека с окружающей средой (пассивный, активный, спокойный, инициативный);

моторной сфере- определяется конкретная область выражения общей активности (характеризует темп, быстроту, ритм движений человека);

эмоциональной сфере- выражается в различной степени эмоциональной возбудимости и силе проявлений эмоций человека. В данном случае имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность.

СООБЩЕНИЕ СТУДЕНТА о возникновении темперамента (Гиппократ)

  • Мы узнали о том, как впервые появилось понятие «темперамент». Научное же объяснение темпераментов дает учение Ивана Петровича Павлова (высвечивается на экране портрет)о типах вышей нервной деятельности. Проводя многочисленные исследования, он установил, что в основе темперамента лежат свойства нервной системы, выражающие соотношение таких нервных процессов, как возбуждение и торможение.
  • Что такое возбуждение? Что называют торможением?
  • Эти свойства являются наследственными и плохо поддаются изменению.
  • А сейчас. Давайте выявим проявление этих свойств нервной системы у себя.

1) - У вас на столах лежат бланки с начерченными квадратами. Этот теппинг-тест был разработан Е.П. Ильиным и направлен на выявление типа нервной системы относительно возбуждения и характеристик работоспособности. После выполнения этой работы вы должны будете ответить на вопросы:

  • Какая закономерность проявилась во время работы?
  • Что повлияло на результат?

ЗАДАНИЕ.Удобно расположите лист с квадратами перед собой на столе. В правую руку возьмите карандаш или ручку таким образом, чтобы большой палец сверху упирался в торец карандаша. Локоть держите на вису, без опоры на стол.

По моей команде вы должны в максимальном темпе стучать в каждом квадратике 5 секунд, стараясь поставить как можно больше точек. И только по моей команде «дальше!» перейти в следующий квадрат по схеме.

  • Кому задание непонятно? Приготовились. Начали.

Выполняют задание.

-        Просчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и запишите результат в углу соответствующего квадрата.

Выполняют задание.

- А теперь в координатной плоскости. На оси абсцисс (горизонтальной линии) отмечены номера квадратов, на оси ординат (вертикальной линии) отмечено возможное число точек в каждом квадрате. Отметьте свой результат.

Выполняют задание.

-        А теперь восстановите перпендикуляры из отметок, соответствующих количеству точек к номерам квадратов. Соедините полученные точки линией.

  • Далее из точки на оси ординат, где у вас отмечено количество точек в 1-ом квадрате проведите горизонтальную линию параллельную оси абсцисс.

Выполняют задание.

- Итак, пожалуйста, какая закономерность проявилась во время работы?

- Одинаковое ли количество точек вы поставили в каждом квадрате? С чем это связано?

  • Как вы думаете, что помогло вам справиться с заданием?
  • Что повлияло на результат вашей работы?

-        Как можно охарактеризовать нервную систему, которая выдерживает большие нагрузки, не снижая работоспособности? (Сильная)

  • Что могло повлиять на противоположный результат?
  • А как можно охарактеризовать нервную систему, которая не способна выдерживать сильные нагрузки, быстро утомляется, склонна к проявлению сильного торможения? (Слабая).
  • Итак, мы получили 1-ое свойство. - Это сила нервных процессов.
  • Какие же типы высшей нервной деятельности выделились в соответствии с этим свойством? (Сильный, слабый).

После ответа студента на экране высвечивается начало схемы.

Типы высшей нервной деятельности

-        Давайте вернемся к полученным графикам. Проанализируйте их относительно горизонтально проведенной линии и сравните с представленным на слайде образцом.

Если ваш график является достаточно выпуклым над линией, то у вас сильная нервная система; если вогнутый и нисходящий, то слабая нервная система.

  • Когда вы выполняли задание, какие эмоции (чувства) у вас возникали?
  • Возникло ли у кого-то желание бросить и не выполнять работу дальше? Почему?

  • А почему не бросил? Что тебе помешало это сделать?
  • А кто бросил выполнять задание? Почему?

  • Как же можно охарактеризовать нервную систему, которая способна проявлять равновесие нервных процессов и позволяет человеку спокойно реагировать на окружающих и выражать свои мысли? (Уравновешенная)
  • Следовательно, как назовем нервную систему, у которой возбуждение преобладает над торможением? (Неуравновешенная).
  • Какое еще свойство нервных процессов (системы) нам удалось определить? (Уравновешенность).
  • Какие типы высшей нервной деятельности выделили по этому свойству? (Уравновешенный, неуравновешенный).
  • Как вы считаете, какому из выделенных уже типов присуще проявление данного свойства? Почему?

После ответа высвечивается 2-ая часть схемы.

Типы высшей нервной деятельности

- А теперь вспомните, как проявлялась реакция на мои команды при выполнении теста? (Быстро ли вы реагировали и осуществляли переход из одного квадрата в другой? -Как вы думаете, от чего это зависело?)

- Как можно охарактеризовать нервную систему, которая способна быстро сменять скорость нервных процессов и, следовательно, быстро реагировать на смену деятельности? (Подвижная).

- Как называют человека, который все время двигается, активный, никогда не может надолго задержаться на одном месте.

  • Как можно охарактеризовать нервную систему, которая проявляется в медленной смене процессов торможения и возбуждения? (Малоподвижная, инертная).

-        Итак, каким еще свойством обладает нервная система? (Подвижность).

  • Следовательно, какие типы высшей нервной деятельности выделим в соответствии с этим свойством? (Подвижный, малоподвижный.)

После ответа высвечивается 3-ая часть схемы.

- Итак, давайте подведем итог нашей практической и аналитической деятельности.

(Общая характеристика схемы)

7.Первичное закрепление  во внешней речи.

- Теперь мы знаем, что каждому типу высшей нервной деятельности соответствует определенный тип темперамента. Но встает другой вопрос, какими характерными признаками обладает каждый тип темперамента. И мы переходим к рассмотрению следующего вопроса нашего плана.

  • У вас на столах лежат рисунки Херлуфа Бидструпа, характеризующие черты типа темперамента.
  • На рисунке мы видим реакцию человека на смятую шляпу. Давайте охарактеризуем поведение человека и определим тип темперамента.
  • Итак, пожалуйста, рисунок 1.
  • Как среагировал данный человек на смятую шляпу?
  • Какими качественными признаками можно охарактеризовать его самого и его поведение?
  • Каким типом темперамента обладает этот человек?
  • Психологическую характеристику данного типа темперамента прочитайте в учебнике, с. 226-227

Далее анализ всех рисунков по схеме.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

  • Следующее задание вы будете выполнять по подгруппам. Перед уроком вы уже разбились на 4 подгруппы и на время работы будете условно объединяться в подгруппы:
  • «Холериков» - № 1;
  • «Сангвигиков» - № 2.
  • «Меланхоликов» - № 3.
  • «Флегматиков» № 4.

У каждой подгруппына столах лежат листы, на которых изображены круги Айзенка с набором качеств, характеризующими типы темперамента.

  • Из этого набора качеств каждая подгруппа должна выбрать те,которые соответствуют названию вашей подгруппы, и вписать к соответствующей части. На выполнение задания вам дается 2 минуты
  • Кому задание непонятно? Выполняем.

Выполняют задание.

-Проверьте свою работу. Если ответ совпал, ставьте знак плюс, не совпал, ставьте знак вопрос.(Самопроверка.Ответы на слайде).

После самопроверки обязательно организуется диалог:

- У кого есть знаки вопроса? В чем было ваше затруднение? Теперь понятно?

-Кто выполнил задание правильно?

  • Скажите, пожалуйста, можно ли оценивать темпераменты как «лучшие» и «худшие»? Почему?
  • Действительно, нельзя говорить о том, что один тип темперамента лучше, а другой хуже. Так как любой тип темперамента имеет и положительные и отрицательные признаки своего проявления. Это то свойство человека, которое подчеркивает его индивидуальность. Неповторимость. И каждого человека, какой бы он ни был, мы должны принимать таким, какой он есть: уважать и ценить его личность.

И далеко не все люди являются «чистыми» представителями основных темпераментов. В жизни существует много смешанных типов темперамента.

  1. Включение в систему знаний

- У каждого из вас, наверное, есть желание узнать свой тип темперамента и их сочетание. Это можно сделать с помощью методики «Формула темперамента». У каждого из вас распечатаны листы с этой методикой. Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задание. На выполнение этого задания вам дается 10 минут.

  • Кому задание непонятно? Работаем.

Выполняют задание.

  • Теперь каждый из вас знает, к какому типу темперамента вы относитесь. Может кто-то желает поделиться с нами?

  • Совпал ли ваш результат с ожидаемым?

- Полностью согласны с тем, что у вас получилось?

  1. Рефлексия учебной деятельности на занятии.
  • С какими знаниями вы уходите с урока? -Что же удалось вам узнать о темпераменте?

  • Что же такое «темперамент»?
  • В каких сферах проявляется?
  • На чем основывается возникновение и проявление темперамента?
  • Какие типы высшей нервной деятельности выделил И.П. Павлов?
  • Какие им соответствуют типы темперамента?
  • Какими качествами характеризуются люди:

  • сангвинического темперамента;
  • меланхолического темперамента;
  • флегматического темперамента;
  • холерического темперамента?

Студенты отвечают по листу контроля

  • В каких внешних признаках ярче всего проявляется темперамент? (Поведение, эмоции)

- Можете ли вы теперь дать доказательный ответ на предложенное вам в начале урока утверждение: верно ли, что темперамент, являясь индивидуальным свойством психики человека, оказывает влияние на проявление психических особенностей его поведения и эмоционального состояния?

А сейчас я прошу вас оценить себя на уроке. Перед вами лежат карточки, в которых нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.

УРОК

Я НА УРОКЕ

ИТОГ

Интересно

Работала

Поняла материал

Скучно

Отдыхала

Узнала больше, чем знала

Безразлично

Помогала другим

Не поняла

Озвучить работу по карточкам.

  1. Д/З- уч. с. 221-227; самостоятельно изучить вопрос: «Теории темперамента» и представить сравнительную характеристику; подобрать к каждому типу темперамента пример героев из литературных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по психологии и музыке . Тема: Характер в психологии и музыке

Урок проходит в увлекательной форме с опорой на слайды презентации, при этом обучающиеся сначала сами рассуждают, а потом находят подтверждение .Содержание урока подобрано таким образом,чтобы увлечь с...

Методическая разработка урока по психологии по теме: «Темперамент» с использованием активных методов обучения студентов в рамках ФГОС СПО

Методическая разработка  урока по учебной дисциплине «Психология»  по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных...

Урок по психологии.

Тема: «Понятие о восприятии. Виды восприятия». Цели: - познакомить с познавательным психическим процессом  - восприятием, показать его отличие от ощущения; рассмотреть физиологические ...

презентация на тему "Темперамент в психологии

В V веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика,...

Презентация по Психологии по теме "Темперамент"

В презентации рассказывается о Темпераменте людей,о его видах!Предложены тесты для учащихся...

Методическая разработка практического занятия по психологии по теме "Темперамент"

ГБПОУ «Кущевский медицинский колледж»; методическая разработка практического занятия по психологии для студентов 2 курса отделения Сестринское дело; разработка содержит вопросы для фронтал...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя Тема: «Темперамент. Характер. Формирование и развитие личности»

Пояснительная запискаАктуальность изучения данной темы обусловлена тем, что богатство индивидуальности и разнообразие личностных особенностей обусловливают многообразие взаимоотношений между больным и...