Методическая разработка практического занятия по психологии по теме "Темперамент"
методическая разработка

Кириченко Галина Анатольевна

ГБПОУ «Кущевский медицинский колледж»; методическая разработка практического занятия по психологии для студентов 2 курса отделения Сестринское дело; разработка содержит вопросы для фронтального опроса, тест – лестницу, задания для самостоятельной работы; автор преподаватель психологии - Г.А. Кириченко;  предлагаемый  материал может использоваться  для проведения занятия по  теме  «Темперамент», а так же для внеаудиторных мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кущёвский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

                                                                                     

 

ТЕМПЕРАМЕНТ

Методическая разработка практического занятия

по дисциплине Психология    

Специальность:  Сестринское дело    34.02.01                                            

курс: II

ст-ца Кущёвская

2022 г.

Мотивация

  Умение разбираться в людях помогает нам в любой сфере деятельности. Учитывая индивидуальные характеристики каждого человека, можно простроить продуктивное общение и эффективную деятельность. В любом человеке есть как положительные так отрицательные с точки зрения людей характеристики. Однако – это не совсем так. Есть личность, со всем её многообразием и индивидуальностью, а положительные или отрицательные черты определяются только отношением человека к определённому качеству. Так, к примеру, жёны чаще всего жалуются на недостаточную мужественность мужей, имея ввиду то, что мужья должны активно их оберегать и защищать, в то же время они принимают как должное покладистость их характера. И вместо того, чтобы сосредоточиться на достоинствах, требуют порой совершенно неоправданной агрессивности от своих мужей.

В данном случае как никогда необходимы психологические знания. Зная индивидуально-психологические черты вашего партнёра, вы будете знать, чего можно ожидать от конкретного человека, а что является невозможным для него. Таким образом, вы уменьшите своё внутреннее раздражение и увеличите вероятность положительного исхода любого взаимодействия.

Тема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых "все знают". Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов - об одном утверждаем: "типичный холерик", другого именуем "сангвиником", третьего - "флегматиком", четвертого "меланхоликом". Да и себя обычно относим к одной из четырех категорий.

Оказывается, чаще всего люди считают себя холериками или сангвиниками. Флегматики попадаются реже, а уж в меланхоличности, как бы стыдясь, редко кто соглашается признаться. Между тем, люди самого различного темперамента могут добиться высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А.И. Герцен был типичным сангвиником, И.А. Крылов - флегматиком, А.С. Пушкин - холериком, а Н.В. Гоголь - меланхоликом.

Знакомство с понятием и типологией темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности медицинской сестры при выборе индивидуального подхода к процессу  общения и  обучения пациентов.

Цели занятия:

  1. обучающие:

в результате работы на занятии

студент должен знать:

  •   определение и свойства темпераментов;
  •   классификацию ВНД по Павлову;
  •   особенности общения с пациентами различных темпераментов;

студент должен уметь:

  •   использовать полученные знания на практике;
  •   исследовать тип темперамента с помощью психодиагностической методики;
  1. воспитательные:
  • формировать интерес  студентов  к  будущей профессии;
  • воспитывать добросовестное отношение студентов  к изучению  психологии ;
  • формировать чувство ответственности за качество выполняемой работы.
  1. развивающие:
  • развивать  познавательный интерес;
  • развивать настойчивость, умение преодолевать трудности;
  1. методические
  • обеспечить целенаправленную методическую работу преподавателя.

Тип занятия:  комбинированное 

Вид занятия:  практическое

Время:  90 минут

Место проведения:  учебная аудитория

Карта внутрипредметных связей

Обеспечивающие:

Тема

Связь изучаемого и изученного

  1. Психологические особенности личности

Темперамент в структуре личности по Платонову

Обеспечиваемые:

Тема

Связь изучаемого и изученного

  1. Характер

Влияние темперамента на формирование характера

  1. Коммуникативная сторона общения

Зависимость стиля общения от темперамента

  1. Конфликты

Влияние темперамента на выбор стратегии разрешения в конфликтной ситуации

  1. Психосоматозы

Влияние темперамента на формирование ВКБ

Карта межпредметных связей

Обеспечивающие:

Дисциплина

Тема

  1. Основы латинского языка и медицинской терминологии
  1. Терминологическое    словообразование

  1. Обществознание

  1. Человек в группе. Многообразие    

мира общения. Проблемы межличностного общения.

  1. Духовная культура личности.

Обеспечиваемые:

Дисциплина

Тема

  1. Немецкий язык
  1. Характер человека.
  2. Человек в обществе.
  3. Молодёжь и современное общество.
  1. Основы  философии
  1. Изучение роли и места философии в духовной жизни общества.
  2. Проблема личности в философии.
  3. Человек как объект философского осмысления.

Хронокарта занятия

№ п. п.

Содержание работы

Время в минутах

Вводная часть:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация, цели, задачи.

1

2

 Контроль исходного уровня знаний:

  1. Фронтальный - опрос
  2. Тест - лестница

10

5

     Вводный инструктаж

2

Самостоятельная работа:

  1. Тестирование «Формула – темперамента»
  2. Определить тип темперамента по рекомендациям
  3. Решение ситуационных задач

10

5

7

Заключительная часть:

  1. Подведение итогов занятия.
  2. Домашнее задание.

2

1

Итого

90

Карта ТСО и наглядности

№ п/п

вид

наименование

ТСО

ПК, проектор

 Наглядности

 Презентация «Темперамент»

Литература

Для преподавателя:

Литература

  1. Немов Р.С. Психология. В 3 кн., кн. 1. Общие основы психологии. М.: Владос, 2020.
  2. Общая психология: курс лекций. Сост. Е.И.Рогов.- М.: Владос, 2020.
  3. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления.- Ростов н/Д: «Феникс», 2019.
  4. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология: учебное пособие - Ростов н/Д: «Феникс», 2020.
  5. Хетагурова А.К., Слепущенко И.О. Психология общения медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях. – Приложение к журналу «Сестринское дело», 2021, № 2, с. 59 – 94.  

Для студентов:

  1. Островская И.В. Психология: учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2020. с. 161-166.

                                                                                                                         

                                                                                                                                   Приложение № 1

КОНТРОЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ

   с  эталонами  ответов

Тема: «Темперамент»

  1. Дайте определение психологии.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

  1. Как образовался термин психология?

Сам термин психология происходит от двух греческих слов "psyche" - душа, и "logia" - знание, понимание и означает учение о душе.

  1. Перечислите этапы развития психологии.

I этап — психология как наука о душе.

II этап — психология как наука о сознании. В

III этап — психология как наука о поведении.

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

  1. Что называется психикой?

Психика (от греч. psychekos – душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности

  1. Назовите основные методы исследования, используемые в психологии.

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение и эксперимент.

  1. Дайте определение личности.

Личность – это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения

  1. Дайте определения понятию человек.

Человек — это субъект общественно- исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса.

  1. Кто такой индивид?

Индивид — единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

  1. Что называется индивидуальностью?

Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека.

  1. Что называется темпераментом?

Темперамент — это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

  1. Назовите основные свойства НС по Павлову.

Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов.

  1. Перечислите характеристики темпераментов по Павлову.

Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы -   темперамент сангвиника;

сильный, уравновешенный, инертный — темперамент флегматика;

сильный, неуравновешенный — темперамент холерика; слабый — темперамент меланхолика.

Личность человека неповторима! Нет одинаковых людей! От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Существуют 4 типа темперамента:

  1. Дайте характеристику сангвинику.

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, однако, активность и реактивность у него уравновешены; с высоким порогом чувствительности; проявляет быстроту ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу; легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям к работе.

  1. Чем характеризуется холерик?

Холерик. Отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Однако реактивность преобладает в данном случае над активностью, поэтому он не обуздан, нетерпелив, не сдержан, вспыльчив. Он более инертен, чем сангвиник, поэтому здесь проявляется большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.

  1. Охарактеризуйте флегматика.

Флегматик. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить, опечалить. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой и самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления.

  1. Дайте характеристику меланхолику.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Незначительный повод может вызвать у него слезы. Он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он не уверен в себе. Робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он легко утомляется и мало работоспособен. Имеет замедленный темп всех психических процессов и замкнутый характер.

                                                                                                                                   Приложение № 2

Тест - лестница

Тема: «Темперамент»

Инструктаж: выбрать один правильный ответ

  1. Конкретный человек, являющийся представителем  определенной социальной группы, занимающийся определенной  деятельностью, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями -
  1. человек
  1. личность
  1. индивид
  1. индивидуальность
  1. Представитель  биологического вида, отличающийся от  животных  специфическими особенностями и уровнем психического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить -
  1. человек
  1. личность
  1. индивид
  1. индивидуальность
  1. Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность…-
  1. индивидуальность
  1. личность
  1. индивид
  1. человек
  1. Человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами -
  1. человек
  1. индивид
  1. личность
  1. индивидуальность
  1. Элементы подструктуры направленности
  1. знания, умения, навыки
  1. убеждения, мировоззрения, интересы
  1. особенности познавательных процессов
  1. скорость протекания нервных процессов
  1. Тип темперамента зависит от
  1. черт характера
  1. типа нервной системы
  1. волевых качеств
  1. преобладания  внутренних  соков
  1. Врожденные особенности ЦНС называются
  1. характером
  1. темпераментом
  1. акцентуацией
  1. адаптацией
  1. Слабый тип нервной системы характерен для
  1. сангвиника
  1. меланхолика
  1. холерика
  1. флегматика
  1. Эмоциональная позиция  холерика в общении
  1. общается требовательно, но не с каждым, стремится к превосходству
  1. пассивен в общении
  1. общается радостно, инициативно, со всеми «на равных»
  1. зависим в общении, зависит от расположения партнера
  1. Наиболее частое выражение лица флегматика
  1. спокойное, умиротворенное
  1. беспечное, веселое, игриво-насмешливое
  1. боевито-нахмуренное
  1. робкое, грустное
  1. Мимика у сангвиника
  1. разнообразная, живая, артистичная
  1. резкая, выразительная 
  1. небогатая
  1. невыразительная

Инструктаж: установить соответствие

тип  темперамента

реакция на боль, опасность

сангвиник

реакция на боль снижена, стремится к опасности любит риск, борьбу, открытый конфликт с  противником

холерик

немного боится боли, старается избежать опасности, под влиянием примера идет на риск

флегматик

не боится боли и опасности, не избегает их, но и не стремится к ним, избегает рисков и конфликтов

меланхолик

высокий порог болевой чувствительности, сверхчувствителен к опасности

не восприимчив к боли и опасности

страшится боли и опасности, долго не забывает боли, угнетен чужой болью и страданием 

тип  темперамента

тип нервной системы

сангвиник

сильный, уравновешенный, подвижный

флегматик

сильный, уравновешенный, инертный

сильный, неуравновешенный, подвижный

слабый, неуравновешенный, инертный

Инструктаж: перечислить

  1. Факторы, влияющие на развитие личности

                                                                                                                        Приложение № 2а

ЭТАЛОН ОТВЕТА

к тесту по теме: «ТЕМПЕРАМЕНТ»

Б

А

А

Б

Б

Б

Б

Б

А

А

А

I B

II A

III C

IV F

I A

II В

  1. социальные
  2. педагогические
  3. биологические

Существенных операций 20

Критерии оценки:

            баллы         ошибки

 «5»             0 – 2

 «4»             3 – 4

  «3»            5 – 6

         «2»            7 и более

                                                                                                                                     Приложение № 3

Тест на темперамент А. Белова.

Формула темперамента

Инструкция:  этот тест позволит вам определить тип своего темперамента. Отметьте, пожалуйста, в каждом из четырех блоков знаком «+» только те качества, которые характерны для вас. Затем по каждому из блоков подсчитайте сумму плюсов и выведите формулу вашего темперамента.

Итак, если вы:

I блок:

1) неусидчивы, суетливы;

2) невыдержанны и вспыльчивы;

3) нетерпеливы;

4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;

5) решительны и инициативны;

6) упрямы;

7) находчивы в споре;

8) работаете рывками;

9) склонны к риску;

10) незлопамятны и необидчивы;

11) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией речью;

12) неуравновешенны и склонны к горячности;

13) агрессивны, «забияка»;

14) нетерпимы к недостаткам других;

15) обладаете выразительной мимикой;

16) способны быстро действовать и решать;

17) неустанно стремитесь к новому;

18) обладаете резкими, порывистыми движениями;

19) настойчивы в достижении поставленной цели;

20) склонны к резким сменам настроения.

II блок:

1) веселы и жизнерадостны;

2) энергичны и деловиты;

3) часто не доводите начатое дело до конца;

4) склонны переоценивать себя;

5) способны быстро схватывать новое;

6) неустойчивы в интересах и склонностях;

7) легко переживаете неудачи и неприятности;

8) легко приспосабливаетесь к новым обстоятельствам;

9) с увлечением беретесь за любое новое дело;

10) быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;

11) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной деятельности на другую;

12) тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой;

13) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;

14) выносливы и работоспособны;

15) обладаете громкой, быстрой речью, сопровождаемой живыми жестами;

16) сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке;

17) обладаете всегда бодрым настроением;

18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

19) инертны, вялы;

20) обладаете выдержкой;

III блок:

1) спокойны и хладнокровны;

2) последовательны и обстоятельны в делах;

3) осторожны и рассудительны;

4) умеете ждать;

5) молчаливы и не любите попусту болтать;

6) обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций и мимики;

7) сдержанны и терпеливы;

8) доводите начатое дело до конца;

9) не растрачиваете попусту сил;

10) строго придерживаетесь четкого распорядка в жизни, системы в работе;

11) легко сдерживаете порывы;

12) мало восприимчивы к одобрению и порицанию;

13) незлобивы, снисходительны к колкостям в свой адрес;

14) постоянны в своих отношениях и интересах;

15) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;

16) ровны в отношениях со всеми;

17) любите аккуратность и порядок во всем;

18) быстро засыпаете и пробуждаетесь;

19) часто несобранны, проявляете, поспешность в решениях;

20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.

IV блок:

1) стеснительны и застенчивы;

2) теряетесь в новой обстановке;

3) затрудняетесь установить контакт с новыми людьми;

4) не верите в свои силы;

5) легко переносите одиночество;

6) чувствуете подавленность и растерянность при неудаче;

7) склонны «уходить в себя»;

8) быстро утомляетесь;

9) обладаете спокойной, тихой речью, иногда нисходящей до шепота;

10) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

11) впечатлительны;

12) чрезвычайно чувствительны к одобрению и порицанию;

13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим;

14) склонны к подозрительности, мнительности;

15) болезненно чувствительны и легкоранимы;

16) чрезмерно обидчивы;

17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями;

18) малоактивны и робки;

19) безропотно покорны;

20) стремитесь вызвать сочувствие и помощь окружающих.

Обработка результатов и интерпретация

Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16 – 20, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного типа темперамента.

Если же ответов насчитывается 11 – 15, значит качества данного темперамента присущи вам в значительной степени.

Если положительных ответов 6 – 10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамента:

ФТ = (

Х Аx

100%) + (

C Ac

100%) + (

Ф Аф

100%) + (

М Aм

100%)

A

A

A

A

где: 
ФT – формула темперамента, 
X – холерический темперамент, 
С – сангвинический темперамент, 
Ф – флегматический темперамент, 
М – меланхолический темперамент, 
А – общее число плюсов по всем типам, 
Ах – число плюсов в «паспорте холерика», 
Аф – число плюсов в «паспорте флегматика», 
Ас – число плюсов в «паспорте сангвиника», 
Ам – число плюсов в «паспорте меланхолика».

В конечном виде формула темперамента приобретает такой, например, вид:

ФТ = 35% Х + 30% С + 14% Ф + 21% М

ФТ= Х С М Ф

Это значит, что данный темперамент на

35 % холерический,

30 % сангвинический,

14 % флегматичный,

21 % меланхолический.

Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40 % и выше, значит, данный тип темперамента является у вас доминирующим,

если 30 – 39 % – то качества данного типа выражены достаточно ярко,

если 20 – 29 %, то качества данного типа выражены средне,

если 10 – 19 %, то качества данного темперамента выражены в малой степени, от 0 до 9% — черты не присущи.

                                                                                                                         Приложение № 4

Задание № 2

Инструктаж: определить какой тип темперамента характеризует каждое выражение.

  1.  Активно работает на субботниках.
  2.  В конфликтной ситуации с ним следует разговаривать подчеркнуто спокойно, тихим голосом.
  3.  Воспитывать устойчивый  интерес к своему здоровью, изживать беззаботность, беспечность, легкомыслие.
  4.  Как можно реже, осторожнее и мягче использовать отрицательную оценку.
  5. Комфортно чувствует себя на  приёме у врача.
  6. Лучше выполняет монотонную, однотипную работу.
  7. Лучше опрашивать  во второй половине дня.
  8. Лучше опрашивать утром.
  9.  Любят работать самостоятельно, не отвлекаясь по алгоритму.
  10.  Не могут работать в шумном цеху, задания предпочитают записывать.
  11.  Недопустима чрезмерная строгость, резкое повышение требований.
  12.  Нельзя ставить в ситуацию неожиданного ответа на вопрос.
  13.  Нельзя требовать быстрого изменения неудачной формулировки.
  14.  Нельзя требовать немедленного включения в деятельность.
  15.  Отучать от излишней робости, застенчивости, давать возможность проявлять активность.
  16.  Поощрять их энергичность, инициативность.
  17.  Постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, нерезких движений, воспитывать сдержанность.
  18.  Следует создавать условия для работы в более быстром темпе.    
  19.  Следует чаще контролировать, так как быстро теряет интерес к процессу лечения.
  20. Требовать тщательного выполнения  назначений врача.

                                                                                                         

                                                                                                               Приложение № 4а

Задание № 2

эталон ответа

№п/п

рекомендация

тип темперамента

Активно работает на субботниках

Флегматик

В конфликтной ситуации с ним следует разговаривать подчеркнуто спокойно, тихим голосом

Холерик

Воспитывать устойчивый  интерес к своему здоровью, изживать беззаботность, беспечность, легкомыслие

Сангвиник

Как можно реже, осторожнее и мягче использовать отрицательную оценку

Меланхолик

Комфортно чувствует себя на  приёме у врача

Сангвиник

Лучше выполняет монотонную, однотипную работу

Флегматик

Лучше опрашивать  во второй половине дня

Холерик

Лучше опрашивать утром

Меланхолик

Любят работать самостоятельно, не отвлекаясь по алгоритму

Флегматик

Не могут работать в шумном цеху, задания предпочитают записывать

Флегматик

Недопустима чрезмерная строгость, резкое повышение требований

Меланхолик

Нельзя ставить в ситуацию неожиданного ответа на вопрос

Флегматик

Нельзя требовать быстрого изменения неудачной формулировки

Флегматик

Нельзя требовать немедленного включения в деятельность

Флегматик

Отучать от излишней робости, застенчивости, давать возможность проявлять активность

Меланхолик

Поощрять их энергичность, инициативность

Холерик

 Постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, нерезких движений, воспитывать сдержанность

Холерик

Следует создавать условия для работы в более быстром темпе

Флегматик

Следует чаще контролировать, так как быстро теряет интерес к процессу лечения

Холерик

Требовать тщательного выполнения  назначений врача

Сангвиник

                                                                                                                         Приложение № 5

Задание № 3

Инструктаж: определить тип темперамента пациента

Задача № 1  

В терапевтическое отделение поступил пациент И. с диагнозом гипертонический    криз.

Пациент очень общительный, но постоянно чем – то недоволен, раздражителен, шуток не понимает; в первый же день отчитал дежурную медсестру за недостаток внимания; обеспокоен своим здоровьем, для чего несколько раз в день просит измерить АД.

Определите тип темперамента пациента.

Задача № 2

В травматологическом отделении находится пациент А. с диагнозом сотрясение головного мозга.

По характеру пациент спокойный, доброжелательный, терпеливо переносит все назначения врача. Очень любит свою жену и сына, которые посещают его каждый день, принося  много еды, так как он любит много и вкусно поесть, продуктов хватает на всех в палате, за что соседи ему очень благодарны. Среди  соседей по палате пользуется  авторитетом, с медперсоналом вежлив, но неохотно рассказывает о себе, много читает и спит.

Определите тип темперамента пациента.

Задача № 3

В хирургическом отделении находится пациент М.., поступил два дня назад для плановой  холецистэктомии.

Пациент очень боится операции постоянно причитает, что у  него состояние стресса, а  валериановые капли ему не помогают и он просит более  действенное успокоительное; после отказа медсестры дать лекарство без назначения врача ещё больше расстраивается. Выполняет  все назначения врача, но считает  назначение не достаточным и собирается обратиться к  знахарю, по характеру замкнут, с соседями по палате почти не общается; постоянно мёрзнет, в палате ходит в теплом халате, боится сквозняков и бурчит, когда в палате проветривание.

Определите тип темперамента пациента. 

Задача № 4

И.П. Павлов описал случай психического расстройства у студента, который после окончания духовной семинарии поступил на медицинский факультет университета. Заболевание возникло и стало прогрессировать во время занятий в университете. По рекомендации врачей юношу перевели на гуманитарный факультет. После этого постепенно восстановилось нормальное состояние, и он смог продолжать обучение.

К какому типу нервной системы можно отнести данного человека?

Задача № 5

В литературе описаны случаи, когда у людей, вынужденных скрывать от близких родственников их тяжёлое заболевание возникло нервное расстройство.

Какой преимущественно тип нервной системы можно предположить у этих людей?

Задача № 6

В поликлинике у кабинета врача ожидают своей очереди пациенты. Медицинская сестра приглашает в кабинет врача пациента – участника боевых действий без очереди.

Пациент А., быстро вскочив со своего места, начинает громко, резко и даже грубо возмущаться действиями медсестры, вызывая конфликтную ситуацию.

Пациент Б., неторопливо подойдя к пациенту А., начинает его успокаивать, просит присесть,  настойчиво предлагая разрешить конфликт.

Пациент В. сравнительно легко реагирует на эту ситуацию, при этом, воспринимая все происходящее с улыбкой и активно общаясь с другими больными, ожидающими прием врача, объясняет правомерность действий медицинской сестры.

Пациент Г., чувствуя неловкость данной ситуации, смущен, ни с кем из других людей не общается, тяжело переживает необходимость более длительного пребывания в поликлинике, на глазах слёзы.

Определите тип темперамента каждого пациента.

                                                                                                                     Приложение № 5 а

Задание № 3

Эталоны ответов

Инструктаж: определить тип темперамента пациента

Задача № 1  

В терапевтическое отделение поступил пациент И. с диагнозом гипертонический    криз.

Пациент очень общительный, но постоянно чем – то недоволен, раздражителен, шуток не понимает; в первый же день отчитал дежурную медсестру за недостаток внимания; обеспокоен своим здоровьем, для чего несколько раз в день просит измерить АД.

Определите тип темперамента пациента. (Холерик)

Задача № 2

В травматологическом отделении находится пациент А. с диагнозом сотрясение головного мозга.

По характеру пациент спокойный, доброжелательный, терпеливо переносит все назначения врача. Очень любит свою жену и сына, которые посещают его каждый день, принося  много еды, так как он любит много и вкусно поесть, продуктов хватает на всех в палате, за что соседи ему очень благодарны. Среди  соседей по палате пользуется  авторитетом, с медперсоналом вежлив, но неохотно рассказывает о себе, много читает и спит.

Определите тип темперамента пациента. ( Флегматик)

Задача № 3

В хирургическом отделении находится пациент М.., поступил два дня назад для плановой  холецистэктомии.

Пациент очень боится операции, постоянно причитает, что у  него состояние стресса, а  валериановые капли ему не помогают и он просит более  действенное успокоительное; после отказа медсестры дать лекарство без назначения врача ещё больше расстраивается. Выполняет  все назначения врача, но считает  назначение не достаточным и собирается обратиться к  знахарю, по характеру замкнут, с соседями по палате почти не общается; постоянно мёрзнет, в палате ходит в теплом халате, боится сквозняков и бурчит, когда в палате проветривание.

Определите тип темперамента пациента. (Меланхолик)

Задача № 4

И.П. Павлов описал случай психического расстройства у студента, который после окончания духовной семинарии поступил на медицинский факультет университета. Заболевание возникло и стало прогрессировать во время занятий в университете. По рекомендации врачей юношу перевели на гуманитарный факультет. После этого постепенно восстановилось нормальное состояние, и он смог продолжать обучение.

К какому типу нервной системы можно отнести данного человека?

Эталон ответа

Это инертный тип нервной системы (флегматик). Такие люди тяжело переносят резкие изменения жизненных условий и плохо к этому приспосабливаются. Обучение на гуманитарном факультете гораздо ближе к духовному образованию. Переход от молитв, чтения книг духовного содержания к учёбе в мединституте (лягушки, кровь, трупы) привёл к нарушению психической деятельности.

Задача № 5

В литературе описаны случаи, когда у людей, вынужденных скрывать от близких родственников их тяжёлое заболевание возникло нервное расстройство.

Какой преимущественно тип нервной системы можно предположить у этих людей?

Эталон ответа

Когда человек вынужден подавлять в себе какие-либо эмоции, это вызывает перенапряжение процесса торможения. Наиболее уязвимыми в этой ситуации являются люди двух типов нервной системы – меланхолики, у которых имеет место слабость основных нервных процессов и холерики, отличающиеся относительной слабостью процесса торможения

Задача № 6

В поликлинике у кабинета врача ожидают своей очереди пациенты. Медицинская сестра приглашает в кабинет врача пациента – участника боевых действий без очереди.

Пациент А., быстро вскочив со своего места, начинает громко, резко и даже грубо возмущаться действиями медсестры, вызывая конфликтную ситуацию.

Пациент Б., неторопливо подойдя к пациенту А., начинает его успокаивать, просит присесть,  настойчиво предлагая разрешить конфликт.

Пациент В. сравнительно легко реагирует на эту ситуацию, при этом, воспринимая все происходящее с улыбкой и активно общаясь с другими больными, ожидающими прием врача, объясняет правомерность действий медицинской сестры.

Пациент Г., чувствуя неловкость данной ситуации, смущен, ни с кем из других людей не общается, тяжело переживает необходимость более длительного пребывания в поликлинике, на глазах слёзы.

Определите тип темперамента каждого пациента.

Эталон ответа

Пациент

Тип

темперамента

Психологические особенности

типов темперамента

Пациент А.

холерик

Неуравновешенный, возбудимый, активный, инициативный, но быстро истощатся в процессе работы, резок, вспыльчив, создает конфликтные ситуации в коллективе.

Пациент Б.

флегматик

Медлительный, спокойный, неторопливый, склонен к порядку, к привычной обстановке, в отношениях с людьми ровен,  в меру общителен.

Пациент В.

сангвиник

Любознательный, подвижный, общительный, доброжелательный, быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи.

Пациент Г.

меланхолик

Чувствительный, замкнутый, быстро утомляемый, избегает общения с новыми людьми, страдает чувством собственной неполноценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия "СП при нервно-артрическом диатезе у детей"

Методическая разработка содержит методический и информационный блоки, контролирующий материал с эталонами ответов....

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...

Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...