Интегрированный урок по психологии и музыке . Тема: Характер в психологии и музыке
план-конспект урока на тему

Подвойская Светлана Александровна

Урок проходит в увлекательной форме с опорой на слайды презентации, при этом обучающиеся сначала сами рассуждают, а потом находят подтверждение .Содержание урока подобрано таким образом,чтобы увлечь студентов, предполагается творческая работа по подбору ассоциаций  характеров.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Характер в психологии и музыке

Цели: вызвать интерес к изучению характеров людей и интерес к музыке.

Задачи:

Образовательные: 

  • Закрепить понятие “характер”,
  • освоить алгоритм психологического анализа характера, душевных явлений и поведения как персонажей художественных и музыкальных произведений, так и реальных людей.

Воспитывающие: воспитывать толерантность в отношении друг к другу.

Развивающие: развивать способность понимать людей.

Методы и приемы: словесно-иллюстрированный, анализ, беседа, самодиагностика, самоанализ, рефлексия.

Оборудование и наглядные пособия: Технические средства: компьютер.

Ход урока.

1.Орг.момент.Введение в тему.

Преподаватель музыки. Здравствуйте.

Преподаватель психологии. Добрый день. Как видите сегодня не совсем  обычный урок .Два преподавателя на одну группу. И ,конечно, мы не можем не обратить внимание на наших гостей. Поприветствуем их аплодисментами.

А теперь прислушайтесь, слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая фантазией расплывается музыка.

(слушаем)

Преподаватель музыки. Скажите, может ли такая замечательная музыка  жить рядом или вместе с психологией?

Почему?(говорят)

Преподаватель психологии. Конечно, связь между этими предметами есть- музыка и психология обогащают друг друга. они рождаются из единого источника и вырастают на единой почве. Источник этот, и почва эта – Сама жизнь!

Жизнь дает для песни образы и звуки
Даст ли она радость, даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный, тьму ли без рассвета,
То и отразится в музыке поэта.
 (И. Суриков.)

Преподаватель музыки. Прокомментируйте строки?

Преподаватель психологии. Что дает жизнь для психологии?(дает почву для изучения, для выявления фактов, отношений, зависимостей и построения научных теорий)

Преподаватель музыки. Попробуйте найти то общее, что объединит сегодня наши предметы.

Внимание на экран.

Главная страсть – это быть, исполниться и состояться. 

Преподаватель психологии. Можем ли мы отнести эти строки и к музыке и к психологии?Итак, сегодня у нас 2 микрогруппы: психологи и музыковеды. Начнем с психологов.

Преподаватель психологии. Когда возможно такое преобразование?( при наличии характера).Может ли быть характер в музыке?(объясняем)

2гр. с точки зрения музыки.

Итак, характер – это тот мостик , который связывает психологию и музыку.

Тема урока: Характер в психологии и музыке.

2. Основная часть.

Преподаватель психологии. Что такое характер, давайте вспомним.

2.1.Презентация от каждой группы

2.2.Работа над произведением  Свиридова «Метель».

Преподаватель музыки. Какое произведение прозвучало в начале урока? (включаем еще раз).

Вы пpoслушали отрывок из повести А.С. Пушкина «Метель».

Мог ли создать такое произведение зарубежный композитор? Почему  нет? -

(Тема Родины, России проходит через все произведение композитора. Большое место занимают образы русской природы. И изображаемое пропущено через сердце, воспето с любовью. )Музыку к кинофильму, поставленному по этой повести, написал Свиридов. — обращение  к музыковедам.

Какие картины «рисует» музыка Свиридова? Какое настроение слышится в ней? Музыка соответствует духу пушкинской повести, ее простоте, романтическим отношениям, таинственному и случайному в повести. Музыка очень мелодична. Свиридов дает нам музыкальную характеристику той эпохи. Краски оркестра легкие, свежие, акварельные. услышали мелодии зимней метели.

Внимание на экран.

На экране портрет Свиридова.Что вы можете сказать о нем.

(краткие сведения о композиторе)

2.3.Определение характера Свиридова по внешним признакам.

Преподаватель психологии. В 19 столетии пользовались широкой известностью физиогномические сочинения , в которых утверждалось, что характер человека можно прочитать  по чертам лица, мимике. Немало людей  прибегают к всевозможным ухищрениям с целью стать заметными. Давайте попробуем воспользоваться внешним обликом Свиридова и попытаемся определить его характер.( определение)

(…Очень сложно определить характер  по внешним признакам. Почему? Внутреннее содержание характера может быть замаскировано внешней игрой. Портрет, даже самый удачный не дает столько сведений о характере человека, сколько его привычные действия ..Где может человек показать свой характер?

2.4.Определение характера  по изречениям Свиридова.

 ( В деятельности ,в общении, поведении, в отношении к действительности.)

Преподаватель психологии. А еще как говорил Ушинский  «Ничто так не выражает нас самих  как наши  чувствования».,т.е. чувства являются стороной характера  в той мере, в какой они выражают отношения человека к действительности. Сейчас мы прочитаем некоторые высказывания Свиридова о жизни. Какие черты характера вы раскроете?

Всё на свете надо уметь делать. Ремеслом является всяческое человеческое деяние. Это целая философия жизни, получившая в наше время огромное распространение во всём мире, особенно в искусстве. Отсюда миллионы, десятки миллионов людей художественного промысла. Всему можно научиться, если заниматься этим прилежно. И никаких особых дарований, может быть, и не нужно.
-Какие черты характера?

(трудолюбие,целеустремленность,целенаправленность,стойкость,прилежность, ит.д.)

Ощутив душевную потребность в музыкальных звуках, человек должен запеть. А инстинкт, который потянет его к себе же подобному (также уцелевшему), родит разговорную речь и совместное пение. Вот куда я веду, очень неумело, бестолково и сбивчиво - к хору, к хоровому пению, к соединению души в звуках, в совместной гармонии.

(самокритичность,откровенность.)

Надо жить своей жизнью. Жить своей традицией, продолжать свой, накопленный веками, опыт, отбрасывая из него дурное и продолжая хорошее.
Я не мудрец и не могу никому давать советы. Не могу Но мне кажется, надо самостоятельно стараться разобраться во всём.

(скромность,самостоятельность)

Преподаватель психологии. Если вы заметили, то о чем бы не говорил Свиридов, он связывал свою деятельность с музыкой.

Связана ли музыка с характером Свиридова давайте скажем в конце нашего урока.

3.Определение характера главных героев  и музыки

Преподаватель музыки. А сейчас представим, что к  нам по очереди входят незнакомцы. Их портреты изображает музыка. Сможете ли вы их узнать и определить их характер ?

Слушаем музыку. Тема «Зимняя дорога»

Преподаватель музыки.  О ком рассказала музыка?(О Марье Гавриловне).Как вы определили , что именно её портрет изобразила музыка?

 3.1. Работа с музыковедами.

1 гр. Определите характер музыки. Раскройте тайну замысла композитора? Как это произведение начинается?

  • Какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразительности?
  • Какой образ возникает в твоём сознании?
  • Как он дальше развивается: плавно, постепенно или с резкими контрастами?
  • К чему привело это развитие?
  • Как заканчивается это произведение?

 Постижение главной идеи произведения.

  • Как ты думаешь, для чего автор создал это произведение?
  • Какая основная мысль владела им в процессе его создания?
  • Что он хотел сказать своей музыкой?

3.1. Работа с психологами.

Преподаватель психологии. Что думают психологи, согласны ли вы с мнением музыковедов? Определите характер главной героини ,пользуясь литературным источником. Подтвердите версию музыковедов, либо выскажите свою точку зрения?

Особое значение для определения  характера имеют поступки. Почему? В них находят свое отражение направленность и воля человека. Давайте вспомним  ,какие поступок совершила героиня? Можно ли назвать характер Марьи Гавриловны сильным?

(прослеживаются черты душевной мягкости и лиризма, мечтательность, безрассудство, скрытность, простота, т.к. поверила  Владимиру, эгоизм по отношению к родителям и т.д. )

Преподаватель психологии. Обладала ли она здравым смыслом?

Внимание на экран.

Посей поступок-пожнешь привычку,посей привычку- пожнешь характер,посей характер-пожнешь судьбу.

Преподаватель психологии. Как понимаете эту восточную поговорку? На что поставлен акцент? (акцент поставлен на поступок, который становится привычным, закрепляется в чертах характера  и влияет на положение человека в обществе, изменяя его судьбу.

Как же поступок М.Г. повлиял на её судьбу? Какая черта характера способствовала этому?(слабоволие, скрытность, безрассудство) .

Одна ли М.Г. в этом виновата? Бурмин. Какие черты характера гусара способствовали этому. (Одержимость, ветреность)

А как композитор изобразил судьбу? Что выступило в её роли? 

Какова же роль метели в судьбе каждого героя ?(Метель показана  не только как властная над человеком стихия, но как стихия умная, мудрейшая самого человека. метель разъединяет влюбленных и соединяет супругов. Случайно заблудился Владимир, случайно очутился в незнакомой стороне Бурмин. Случайно обвенчалась М.Г. с заезжим гусаром и столь же случайно не стала женой Владимира. Случайно опоздал Владимир и случайно подшутил над провинциалкой гусар Бурмин.)

-И что потом? мечты Марии, ожидания, печаль, тоска, одиночество. Как вы думаете, какой жанр лучше передаст эмоциональное состояние девушки?(романс) Почему?

Давайте послушаем романс Г.Свиридова .Звучит «Романс» Свиридова.

Вопрос к музыковедам.

Удалось ли Свиридову показать ищущую, мечтательную натуру М.Г. -

(Исполняют струнные инструменты – скрипки как бы захлебываются в своих мыслях, переживаниях. Необычайно выразителен музыкальный язык: задумчивый, философский, лирический. )

Свиридов убежден, что "пение - "мелодия" тянет к простоте, четкости, к формуле, к символу. Инструмент - тянет к выдумке, ухищрению..."А вот если я назову слово « Тройка», какие ассоциации оно у вас вызовет? (- тройка лошадей, святая троица, три богатыря, «Тройка» нищих ребят из картины Перова, три девицы, за тридевять земель, триколор флага…)

Давайте послушаем иллюстрацию к повести «Метель», которая носит название «Тройка». Какую именно тройку изобразил композитор вам подскажет музыка.

Слушание т. «Тройка»

Какой же образ нам нарисовала музыка?

 «Птица - тройка» лошадей.

Это поэтический символ чего и почему именно кони?

 - это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы – символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.

Вопросы

1.Одинаковая ли  музыка по характеру?(нет,2 темы)

Первая призывная ,несущая, фанфарная

Вторая- песенная, протяжная

Определите  характер звучания, выбрав верное, на ваш взгляд, определение из словарика эстетических эмоций.

 Словарь эстетических эмоций, определяющих характер звучания

Радостно – весело, празднично, звонко, блестяще, искрясь, бодро, игриво, бойко, легко, задорно, ослепительно, ярко, лучисто, лучезарно.

Торжественно – величественно, победно, ликующе, призывно, пышно, грандиозно, эффектно, оптимистично.

Таинственно – вкрадчиво, странно, причудливо, фантастически, призрачно, скрыто, замысловато.

Грозно – драматично, трагично, зловеще, траурно, фатально, мертвенно.

Спокойно – мирно, безмятежно, добродушно, светло, блаженно, беззаботно, раскованно, покорно, прозрачно.

Нежно – ласково, мягко, любовно, радужно, приятно, чисто, приветливо, благородно, трогательно.

Шутливо – затейливо, насмешливо, легкомысленно, шаловливо, лукаво, ехидно, паясничая, забавно, издевательски, иронически, пародируя.

Элегантно – тонко, изящно, галантно, утончённо, пластично, хрупко.

Поэтично – возвышенно, мечтательно, душевно, лирично, заворожённо.

Раздражённо – резко, грубо, жёстко, сердито, люто, агрессивно, свирепо, дико.

Сумрачно – пасмурно, хмуро, угрюмо, скрыто, глухо, тоскливо, приглушённо, блёкло.

Энергично – мужественно, решительно, смело, сильно, крепко, твёрдо, уверенно, настойчиво, отважно, маршеобразно, напористо.

Сонливо – дремотно, вяло, обессиленно, лениво, расслабленно, размягчённо, безвольно, безжизненно.

Взволнованно – смятенно, тревожно, щемяще, трепеща, надломленно.

2.Какое настроение передает она?

3.Что изображает?

4.Сколько образов передается в музыке?

Здесь как бы две тройки, которые ехали в Жадрино. Метель имеет философское значение, она воспринимается как рок, который разъединяет две судьбы. Метель, пурга не дает влюбленным соединиться. Образ поля, русского поля, бескрайняя снежная равнина. Ассоциируется с образом  Марьи Гавриловны – доброй, сердечной русской натуры.

Работа по картине. Экран

-С какой темой ассоциируется эта картина? (со второй)

-Какие бы вы внесли изменения , чтобы показать характер 1 темы?

Свиридов, как и многие другие композиторы, черпал вдохновение в народной музыке, ведь, как справедливо заметил М.И. Глинка, «Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем».

Исполнение песни  «Чудное приволье»

С какой темой ассоциируется? Почему?Изменился ли характер героев? Пройдя путь испытаний (М.Г. – смерть возлюбленного, Бурмин – войну), приобретают жизненно ценные качества, становятся зрелыми и умными. И судьба дарит им счастье. И в заключении послушаем «Вальс» Г.Свиридова. 

Итог урока.

     Давайте еще раз обратимся к афоризму «Главная страсть – это быть ,исполниться и состояться».Можем ли мы назвать чертой характера Свиридова – страсть к музыке? Состоялся ли Свиридов как композитор? Почему? Какие черты характера вы бы назвали главными? (Душевной тонкости, Поэтической чуткости). Какой силой обладает музыка. Она способна не только передавать чувства и переживания героев, но и изображать природу, какие–то действия персонажей произведения.

Исполнение песни преподавателями « Дарите музыку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: педагогика, психология, частные методики

Урок построен в технологии деятельностного метода, раскрывает универсальность технологии деятельностного метода при обучении студентов разных педагогических специальностей....

Интегрированный урок истории и географии на тему "Политическая карта мира"

Интегрированные уроки - это одна из форм нестандартных уроков, которая позволяет объединить знания студентов из разных областей....

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе - "урок - путешествие""Удивительный мир искусства"...

Практическая работа по учебной дисциплине "Психология" на тему "Характер и способности"

В практической работе по учебной дисциплине "Психология" на тему "Характер и способности" студент должен закрепить полученные знания о характере и его проявленях, о способностях,...

Методическая разработка интегрированного урока по дисциплине математика по теме: «Логарифмическая функция»

   Авторская разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Логарифмическая функция»Методическая разработка посвящена вопросу обобщения способов преобразован...

Методическая разработка интегрированного урока английского языка, якутского языка и психологии общения на тему «Моя профессия IT» в группах 2 курса по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Мир информационных технологий на сегодняшний день переполнен различной информацией, а порой очень сложными словами, которые сложно поддаются трактовке при переводе и использованию их в профессионально...