«Основные методы освоения концертмейстерских навыков на уроке аккомпанемента в ДМШ»
учебно-методический материал

Леонтьева Татьяна Николаевна

Предмет «Аккомпанемент» - это один из интереснейших форм занятий в классе специального фортепиано. В старших классах учащиеся, как правило, определяют свой будущий профессиональный путь, чаще не связанный с музыкой. Соответственно, знания специальностью становятся формальными, учащиеся переключают свое внимание на более углубленное изучение отдельных предметов общеобразовательной школы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leonteva_tatyana_nikolaevna.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автор: преподаватель по классу фортепиано Леонтьева Татьяна Николаевна

                                                   

«Основные методы освоения концертмейстерских навыков

на уроке  аккомпанемента в ДМШ»

Предмет «Аккомпанемент» - это один из интереснейших форм занятий в классе специального фортепиано. В старших классах учащиеся, как правило, определяют свой будущий профессиональный путь, чаще не связанный с музыкой. Соответственно, знания специальностью становятся формальными, учащиеся переключают свое внимание на более углубленное изучение отдельных предметов общеобразовательной школы. И вот здесь, как нельзя лучше, появляется в программе предмет: «Аккомпанемент». Во-первых, мы знакомим учащихся с новыми для них произведениями вокальной и инструментальной музыки, во-вторых, знакомим с трехстрочной партитурой, в-третьих, учим их играть современные (знакомые им) песни с аккомпанементом (это мы практикуем при чтении с листа), а заодно осваиваем буквенные обозначения аккордов. Дети понимают, что может быть, именно этим видом музицирования они будут заниматься после окончания школы в часы досуга.

Главной проблемой на уроках аккомпанемента я считаю отсутствие иллюстратора, а ведь концертное исполнение произведения, конечно, это аккомпанемент, а не пение «под себя» или игра с преподавателем, который играет в верхнем регистре и автоматически подыгрывает ученику. Вот на этой проблеме я и хотела бы сегодня остановиться и поделиться с вами, как мы в нашей школе решаем эту проблему.

В нашей школе есть, помимо традиционных отделений, хоровое и струнное, а так как я работаю на этих отделениях, то хорошо ориентируюсь в возможностях учащихся других отделений и знаю их программы, а значит могу параллельно дать своим ученикам аккомпанементы и попробовать создать яркие, интересные произведения, которые постоянно требуются в нашей работе, учитывая специфику нашей школы. Она заключается в том, что мы не имеем своего здания, а базируемся в зданиях общеобразовательных школ, и наше сотрудничество с общеобразовательными школами очень тесное, постоянно требуются концертные номера для школьных концертов, различных внешкольных мероприятий, поэтому этот предмет для нас «палочка-выручалочка», потому что в рамках программы мы делаем концертные номера и они очень востребованы.

Аккомпанемент - этот составная часть такого ансамбля, в котором фортепиано принадлежит огромная роль, отнюдь не исчерпывающая чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержкой партнера. Оба музыканта, и солист, и пианист, в художественном смысле становятся равноправными членами единого целостного музыкального организма.

Аккомпанемент голосу - это особый класс концертмейстерского мастерства, т. к. голос – самый совершенный музыкальный инструмент, но в тоже время самый прихотливый и изысканный. Аккомпанируя певцу, обостряется внимание к партии солиста. Соотношение звучания голоса и фортепиано развивает способность лучше слышать себя, анализировать свое исполнение.

Такой вид музицирования, когда один ученик поет, а другой аккомпанирует, как и любой ансамбль, сплачивает учащихся разных возрастов, разной степени подвинутости, чего иногда не хватает при индивидуальных занятиях. Кстати, если умело выбирать репертуар, у ребят рождается уверенность в своих возможностях, активируется интерес.

Проблемы здесь, как и у всех, традиционные: напевность в звуке, соотношение динамики инструмента и голоса, умение дышать вместе с вокалом и другие.

Еще Р. Шуман советовал почаще аккомпанировать певцам для того, чтобы пианисты тоньше ощущали дыхание музыкальной фразы, столкнулись с абсолютно иным (по сравнению с фортепиано) типом звукоизвлечения, длительной распевностью, протяженностью звука фразы, огромной ее гибкостью. Думается, после этого пианисты будут и свой инструмент воспринимать во многом по-иному и слушать «продолжительность звучания».

Если нет подходящего иллюстратора, то я сама выступаю в роли вокалиста. Здесь несколько другие проблемы: ребенок понимает, что это не детский голос, звучание фортепиано можно добавить, кульминация должна быть ярче, надо следить за дыханием певца, учитывать «в голосе» сегодня певец или не совсем и другие.

Одним из интереснейших разделов в работе с учащимися является работа с участием смычковых инструментов. Очень важно в этом ансамбле выбрать силу звука сопровождения. Для аккомпанирующего пианиста звучание скрипки служит как бы эталоном, по которому он соответственно «подстраивает»  силу звучания своей партии.

Следует обратить внимание аккомпанирующего ученика на то, что у каждого инструмента как и у человеческого голоса есть регистры, звучащие более ярко и более тускло, есть приемы игры, которые предполагают особые тембры (сурдина, пиццикато). Реакция концертмейстера на все эти особенности приходит с годами практики, но начинающий концертмейстер должен об этом знать. Должен быть идеальный ансамбль, слуховой контроль, ребенок должен учитывать, что аккомпанирует скрипке (или другому инструменту), учесть своеобразность инструмента, то есть играть надо звонко, цепко, легко.

Работу с учеником необходимо выстраивать по этапам в зависимости от трудностей аккомпанемента и восприимчивости  ученика.  Основные этапы работы:

*знакомство с произведением,

*изучение партии солиста,

*знакомство с фортепианным сопровождением,

*работа над трехстрочной партитурой,

*исполнение с солистом,

*предконцертное исполнение.

Работа с детьми опирается на педагогику в определении методов, которые можно классифицировать по источнику информации и характеру деятельности на:

-  словесные,

-  наглядные,

-  практические,

а также по назначению и дидактическим задачам: это

-  восприятие,

-  приобретение знаний,

-  формирование умений и навыков,

-  запоминание,

-  применение знаний,

-  повторение,

-  контроль.

При этом критерий выбора методов работы с детьми основан на особенностях учебного материала (сложности, новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога.

Для развития творческой активности и поддержания интереса к занятиям очень важно применять инновационные формы работы.  Мы стараемся идти в ногу со временем, используем технические возможности, то есть делаем минусовку, например, ударника (если это какой-нибудь латиноамериканский танец), сотрудничаем с талантливыми музыкантами и композиторами, аранжировщиками.

В процессе работы над произведениями учащиеся совершенствуют навыки чтения с листа, ансамблевого исполнительства, вырабатывают единство штрихов и фразировки, стремятся к целостному воплощению авторского замысла. В процессе изучения музыкальной литературы разных стилей и жанров расширяется музыкальный кругозор. Всё это даёт возможность к дальнейшей творческой деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Применение основных методов и принципов измерений постоянных, переменных и импульсных сигналов с помощью интерактивного эмулятора Multisim"

В данной презентации показано использование информационных технологий при проведении лабораторных работ по дисциплине "Электротехнические измерения".  Моделирование различных режимов работы...

Основные методы психодиагностики

Презентация для студентов по теме "Основные методы психодиагностики"....

Презентация по теме "Основные методы и операции стрижек"

Презентации к уроку по теме 2.2 " Основные методы и операции стрижек"...

Цикловая методическая комиссия, доклад на тему: «Основные методы и формы проблемного обучения»

Выступление с докладом на Цикловой методической комиссии: «Основные методы и формы проблемного обучения»...

Изучение основных методов общения в сестринском деле.

Практическое занятие ОП.12 Паллиативная помощь 34.02.01 Сестринское дело. Содержит учебный материал, ситуационные задачи и диктант с эталонами ответов....

Статья "Активные методы обучения на основном этапе освоения профессии"

В статье перечислены активные методы обучения....

Основные методы ценообразования в гостиницах

Цена на гостиничные услуги устанавливается при помощи следующих методов:- метод ценообразования на основе издержек;- метод ценообразования на основе текущих цен (цен конкурентов);- метод ценообразован...