Главные вкладки

    Конспекты занятий
    методическая разработка

    Павелицина Тамара Александровна

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи во 2 классе «Давайте фантазировать!»

    Тема: «Давайте фантазировать!»
    Тип урока: комбинированный.
    Форма организации учащихся: групповая

    Тема урока: «Давайте фантазировать!»

    Цель урока: дать понять детям, что фантазия необходима в жизни каждого человека.
    Задачи урока:
    - развивать образное мышление и фантазию детей;
    - развивать творческие способности детей;
    - создать ситуацию успеха для каждого ребенка;
    - формировать у детей положительную самооценку и уверенность в себе, умение работать в коллективе.
    Оборудование: компьютер, презентация, шляпа, листочки бумаги, ручки, фломастеры, карандаши.

    Ход занятия.

    1. Орг. Момент.
    - Здравствуйте ребята! Поднимите руку те, кто любит играть, мечтать, фантазировать, кто любит сказки. Именно этим мы и будем заниматься сегодня. 1 слайд
    - проверка подготовки необходимых материалов и инструментов.

    https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/48304_0b4dfeb80c9de5c12e8c56a69a49b7a1.jpg.jpg

     Основная часть.
     Фантазия и воображение.
    - Говорят: "Без воображения нет соображения". Альберт Эйнштейн (физик) говорил, что умение воображать выше многих знаний, потому что считал, что без фантазии нельзя сделать открытия. Константин Циолковский (основоположник космонавтики) считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение. Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают что- то пустое, ненужное. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение и фантазия - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
    - Одной из моих любимых книг является «Маленький принц» Антуана де Сента Экзюпери.

    https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/48304_abb6bea7e05ca928baa5decb3cd2e527.jpg.jpg

     Я зачитаю вам отрывок из этого произведения, а вы подумайте, почему же взрослые не поняли мальчика?

    Однажды я нарисовал рисунок,  показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.
    - Разве шляпа страшная? - возразили мне.

    https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/48304_d9f1b20f29665ed6477af83e6ddaaa36.jpg.jpg

    А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона.

    https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/48304_887b4ac3d7e20a2e1b457506117f0ae1.jpg.jpg


    Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками, я утратил веру в себя.
    Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика. Облетел я чуть ли не весь свет.
    Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок N 1 - я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: "Это шляпа". И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах.
    -Так почему же взрослые не поняли мальчика? (Взрослые не умеют фантазировать, у них нет такого воображения как у детей).
    -А что такое фантазия? Какие ассоциации у вас возникают? (воображение, мечта, вымысел). «Фантазия»- (греч.— воображение) — способность к творческому воображению.

    https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/48304_75f3e54adad6a8862d774691b5909411.jpg.jpg


    - Может ли человек жить без воздуха? Может жить без воды? А без фантазии? У нас возникла проблема. Одни считают, что человек может прожить без фантазии, другие считают, что фантазия нужна. Попробуем разобраться в этом.
    Сегодня мы превратимся в настоящих фантазёров –выдумщиков.
    А для того, чтобы фантазия открыла свои тайны, вы должны примерить волшебную шляпу. (Ту, самую из «Маленького принца». Дети по очереди одевают шляпу и говорят: «Фантазёр ….(имя ребёнка) выдумывать готов!».)

    Тренинг на развитие фантазии и воображения.
    Игровая ситуация 1. «Что на что похоже?»
    Дети придумывают варианты ответов на вопросы.
    - На что похожа радуга?

    https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/48304_23e17c8a3d63ee28f59a9560acaa0c4d.jpg.jpg

    (Варианты: на коромысло, на хомут, на красивый мост)
    -На что похож слон?

    https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/48304_3bc2a2fc66a90825cc877d85bbc27b06.jpg.jpg

    (Варианты: на дом, на огромный пылесос,  на корабль)
    -На что похож снег?

    https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/48304_dfed5393e7f47c83915189c9f536090f.jpg.jpg

    (Варианты: на облако, на вату, на мороженое и т.д.)
    Игровая ситуация 2. «Машина времени».
    - У вас есть машина времени.

    https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/48304_2128e4fcb1f1605dd33e427eff625979.jpg.jpg


    Что бы вы хотели посмотреть в прошлом?
    В будущем? Называете место и время. (Например: - Что бы вы хотели посмотреть в прошлом? - Какими были мама и бабушка, когда им было столько же лет, сколько мне сейчас? - Как жили динозавры? - Я бы хотел познакомиться и поговорить с Пушкиным. - Что бы вы хотели посмотреть в будущем? - Кем я буду? Сколько у меня будет детей? - Поговорить со своим будущим сыном.)
    Игровая ситуация 3. Новый вид транспорта.
    Придумайте новый вид транспорта.
    Игровая ситуация 4. Новый праздник.
    Придумайте новый праздник. (Например, праздник прилёта ласточек или первого комара, праздник улыбок, праздник цветов).
    Игровая ситуация 5. Оживление героев сказки.
    Придумайте продолжение сказки, где лиса не съела колобка (сделать его невидимкой, заморозить лису).
    Работа со стихотворением Юнны Мориц «Сто фантазий».

    -  Сейчас я прочитаю вам стихотворение Юнны Мориц «Сто фантазий».
    Я валяюсь на траве,
    Сто фантазий в голове.
    Помечтай со мною вместе-
    Будет их не сто, а двести!

    https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/48304_ae3a733853bece3fcb70c298fbc0d131.jpg.jpg

    Я поймаю кашалота,
    Если выдержит крючок.
    Ты поймаешь бегемота,
    Если выдержит сачок.
    Кашалота-в банку с крышкой,
    И шагаем налегке.
    Бегемот зажат под мышкой,
    Хвост и уши на песке.
    А вдогонку мчатся люди
    Из подъездов, из ворот:
    – Это мамонт или пудель?
    – Чистокровный бегемот!
    – Гражданин, откуда родом
    Эта рыбка-живоглот?
    – Что за странная порода?
    – Чистокровный кашалот!
    Банку с этим кашалотом
    Я поставлю на окне,
    В гости с этим бегемотом
    Ты отправишься ко мне!

    https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/48304_ef943ad5013c1657f005cf130e472707.jpg.jpg


    - Ребята вам понравилось это стихотворение? - Какие чувства у вас возникли читая это стихотворение? (радости, восторга, веселья)
    -А чем вам оно понравилось? (понравилось, что есть фантазия, что интересно, смешно, что дети выдумывают разных зверей).
    - Какие элементы фантазии вы здесь увидели? ( Кашалота в банку не посадишь, бегемота не возьмешь под мышку)
    Вот как поэт с помощью своей фантазии придумала такое весёлое стихотворение!
     Фантастическое рисование.
    Попробуйте нарисовать фантастическое животное. Дети рисуют
    -Кто желает первым поделиться своими фантазиями? (Дети показывают рисунки и рассказывают о своих животных) (Как называется, чем питается и где жив Упражнения на развитие фантазии и воображения. 

    1. Лист бумаги.
    Детям раздаются чистые листки бумаги.
    Вот бумаги листок…
    Можно вырезать цветок,
    Можно всё нарисовать,
    Что только захочется!
    Будут лошади скакать
    И смеяться рожица.
    Можно вырезать салфетку
    И пакет свернуть…
    Белый – белый лист бумаги –
    Это вам не что – нибудь!
    Пофантазируйте и сделайте с этими листочками, что захочется.
    2. Волшебные круги.
    Перед вами 3 круга разной величины. Дорисуйте их так, чтобы получились круглые предметы. Подпишите их названия.
    (Пояснение. Предметы, которые изобразят дети, подскажут, насколько богато их воображение. Следуя стереотипам, дети часто изображают солнце, мяч, яблоко, апельсин, шарик, часы. Нестандартными будут изображения тех предметов, с которыми ребенок не так часто встречается в повседневной жизни - глобуса, руля, кнопки и т. д. Принадлежность предметов к разным группам (посуде, фруктам, инструментам, растениям и др.) говорит о гибкости мышления.)
     Догадайся. 

    Игра в парах. Дети начинают рисовать какой- то реальный предмет, меняются рисунками и завершают их, догадавшись- что это такое.
      «Проба пера»
    Сегодня вы и представляли, и рассуждали, и рисовали, а сейчас мы попробуем стать поэтами.
    1. «Придумай рифму к слову».

    Роса Гроза Курица Мальчик Ноги Подушка
    Свечка Кувшин Дело Девочка Мама Дочка

    2. « Кто –то начал, ты продолжи».

    https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/48304_17881dc57b4ef63bb6d3fa4b5aca145a.jpg.jpg

    У вас на листочках написано начало стихов, по две строчки. Вам нужно придумать ещё по две строчки, чтобы получилось четверостишье.

    Спит будильник. Спит звонок.
    Просыпается щенок.

    Я не зря себя хвалю
    Всем и всюду говорю.

    Зашвырнула буря в сад
    Трёх невиданных слонят.
    ( Каждый чуть побольше мошки
    Копошатся на дорожке)

    Был когда–то я знаком
    С рыжим мистером Жуком.

    Дети зачитывают получившиеся четверостишья.
    3. «Как мне повезло».
    Придумайте и расскажите, как повезло какому либо предмету: живому или неживому.
    (Например: Как мне повезло, — говорит подсолнух, — я похож на солнце. Как мне повезло, — говорит картошка, — я кормлю людей. Как мне повезло, — говорит береза, — из меня делают ароматные веники.)
    3. Заключительная часть.
    - подведение итогов занятия;
    - Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Без фантазии нельзя мечтать, нельзя предвидеть, планировать, нельзя научиться видеть проблемы.

    Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что теперь вы будете чаще фантазировать, ведь страна Фантазий открыта для всех!
    Почему люди не летают как птицы? А кто сказал, что не летают? Еще как летают! Вы всегда можете отправиться в полёт на крыльях фантазии… Летайте, мечтайте, пока вы живёте в замечательной стране детства. И пока у вас есть удивительная возможность видеть на рисунке не просто шляпу, а удава, проглотившего слона.
     рефлексия.
    У вас на столах лежат маленькие солнышки, если вам понравилось наше занятие поднимите солнышко, а если нет, то пусть солнышко останется лежать на столе.
     уборка рабочего места, кабинета.



    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия по  русскому языку и литературному чтению в 3 классе по теме «Композиция русской народной сказки «Журавль и цапля», «Упражнение в проверке безударных гласных в корне»

    Описание материала: Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе по произведению устного народного творчества «Журавль и цапля» по теме  «Упражнение в проверке безударных гласных в корнеслова». Направлен на развитие творческих способностей учащихся. Разнообразные задания, используемые на уроке, стимулируют интерес к предмету, развивают мышление учащихся.

    Цель: создать условия для ознакомления учащихся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием, особенностями её построения (композицией), повторить орфограмму правописание безударных гласных в корне слова.

    Задачи:

    Образовательные: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки;

    формирование умений обосновывать написание слов, распознавать орфограммы;

    формирование умений грамотного письма;

    Развивающие: развитие творческого воображения учащихся, образного мышления,

    Воспитательные: воспитание любви к родной природе;

    Планируемые результаты:

    Предметные: понимать значение присказки в структуре сказки; замечать эмоционально – оценочные слова, ярко характеризующие героя, его поступки; определять отношение к нему окружающих персонажей и автора.

    Метапредметные:

    познавательные: осознанно воспринимать литературные произведения; формулировать ответы на вопросы; строить рассуждения; осуществлять сравнение сказок и их героев;

    регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;

    коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли.

    Личностные: выражать этические чувства (стыд, вина, совесть) на основе анализа поступков героев.

    Оборудование: раздаточный материал к уроку русского языка 2 класс, презентация с изображением журавля и цапли; текст русской народной сказки «Журавль и цапля»

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания:

    - Какое произведение мы читали на прошлом уроке литературного чтения?

    -Что можете о нем рассказать?

    -Кто автор? К какому жанру отнесёте?

    -Почему К.Ушинский именно так озаглавил сказку?

    3. Актуализация знаний. Введение в тему.

    - Сегодня на нашем уроке мы изучим 2 темы: одна по русскому языку, другая по литературному чтению.

    -Отгадайте загадки и определите тему урока литературного чтения:

    1)Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый,

    А затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным,

    Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.(журавль)

    2) Целый день она в работе,

    Ловит лягушат в болоте.

    На ходулях, клюв как сабля,

    Кто, скажите, это?.(цапля)

    -О ком будет наше следующее произведение?

    -Какие задачи ставим перед собой на уроке литературного чтения?

    Что хотели бы узнать на уроке? (с целями)

    (Учитель открывает картинки с изображением журавля и цапли)

    4. Тема урока. Сегодня в процессе совместной работы мы выясним, особенности построения сказки «Журавль и цапля». Кроме этого, вторую часть урока мы будем заниматься русским языком. Тему вы тоже определите сами.

    5.Работа по теме урока. На доске картинки птиц- журавль и цапля.

    - Посмотрите внимательно, есть общее у этих животных? (Да: это птицы. Внешние сходства: длинный клюв, длинные ноги. Питаются лягушками и мелкой рыбой, живут на болоте)

    1 )Ребята приготовили сообщения об этих птицах:

    -Какой это текст: научный или художественное произведение?

    -Как вы думаете, а в сказке повторятся научные сведения о журавле и цапле?

    2). Прогнозирование.

    -Посмотрите на иллюстрацию. О чём будет содержание сказки?

    - Вспомним, на какие 3 вида делятся сказки? ( Сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. Кроме этого все 3 вида могут быть авторскими или народными)

    К какому виду отнесём сказку «Журавль и цапля»? (Русская народная сказка о животных)

    3) Словарная работа. В сказке вам встретятся редко употребляемые слова. Объясните их:

    Ноги долги – длинные ноги;

    худо летать – плохо летать;

    долговязый – высокий;

    несолоно хлебавши – остаться ни с чем;

    раздумалась – передумала.

    4) Первичное слушание сказки.(АУДООЗАПИСЬ) Вам понравилась сказка?

    5) Повторное чтение: (по цепочке, выборочное).

    6) Проверка восприятия. Как поняли содержания сказки?

    - Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

    -Согласилась ли цапля выйти замуж за журавля? Почему?

    -Какими словами отказалась она выходить за журавля замуж?

    - Сколько раз сватался он к цапле? (2)

    - Исполнилось ли его желание? Почему? (Не могли договориться)

    7) Работа в группе. Найдите ответы на вопросы и запишите каждый на своей карточке.


    1) Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

    2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

    3) Почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;

    4) Почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.


    6. А теперь вернемся к композиции сказки. Уточним: что такое композиция художественного произведения?

    - Как строится сказка? ( Начинается с зачина, заканчивается концовкой, в сказках троекратные повторы)

    - Чем необычно начало сказки «Журавль и цапля»? (Начинается с присказки). 

    - Что такое присказка? (это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы).

    - Зачем нужна присказка? ( привлекает внимание к сказочным событиям. Каким образом?).

    - Прочитайте присказку. Помните: присказка читается по особенному.

    - Какие слова повторяются?

    - Прочитайте зачин сказки.

    - Прочитайте концовку сказки.

    7. Постановка учебной задачи к уроку русского языка. Проанализируйте пропуски в словах присказки. Какую орфограмму будем повторять на уроке русского языка:

    Л_телас_ва - в_сёлаяг_л_ва.

    Вот она л_тела, л_тела и села, да хв_стомпов_ртела, да по ст_р_нампосм_трела и опять пол_тела…

    Как проверить безударный гласный в корне слова?

    9. ФИЗМИНУТКА.


    10. Индивидуальная практическая работа.

    1) Работа по проверке безударных гласных.

    Запишите сначала однокоренные слова, а затем все остальные слова, в которых пропущены буквы, вместе с проверочными словами: 

    Летела – лёт, сова – совы, весёлая – весело, голова – головы, головушка, повертела – вертит, сторонам – стороны, сторонка, посмотрела – смотр, полетела – лёт

    Вывод: чтобы проверить безударный гласный в корнеслова нужно изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук был под ударением.

    2)Работа в парах.

    -Какими изображены в сказке журавль и цапля? Как автор, русский народ относится к своим героям? Используйте слова на доске. (Упрямый, умный, смешной, несговорчивый, гордец, капризный, добрый, придирчивый, заботливый, нерешительный, хвастливый, честный)

    Работаем в парах. В конверте возьмите карточки с соответствующими словами, подчеркните слова, которые характеризуют журавля и цаплю. Подумайте, на какой вопрос отвечают эти слова? Какой частью речи являются? Добавьте по 1 слову, чтобы охарактеризовать журавля, цаплю)

    -Выпишите слово, которое употребляется очень редко

    (Гордец , гордячка) Разберите по составу. Запишите родственные слова, Какое слово проверочное?

    - Опишите героев сказки.

    Журавля, цаплю.

    ВЫВОД:(Журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо себя ведут)

    Подводим итог нашей работе. - Прочитайте концовку сказки.

    - Как можно исправить ситуацию?

    - Только ли о женитьбе эта сказка?

    - Расскажите, как следует поступать, чтобы не обижать друг друга? Жить и работать сообща?

    - Чему учит нас эта сказка?

    РАБОТА В ПАРАХ: В каждом произведении фольклора содержится народная мудрость. Возьмите в конвертах разрезанные карточки, составьте из них пословицы.

    1.Дружба заботой и подмогой крепка.

    2.Вместе тесно, а врозь – скучно.

    3. С тем не ужиться, кто любит браниться.

    4.Есть согласие, есть и счастье.

    5.Не мил свет, коли друга нет.

    - Подходит ли ваша пословица к содержанию сказки? Докажите. Запишите ту пословицу, которая наиболее соответствует содержанию сказки.

    12. Подведём итог урока. Могла ли эта история приключиться с людьми?

    (Люди часто не могут договориться, не умеют решать проблемы)

    - Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку? (Надо учиться общаться друг с другом, договариваться.)

    13.Рефлексия. Оцените работу своей пары по принципу «Светофор»

    Зелёный круг – «У меня всё получалось».

    Жёлтый круг – «Уменя были ошибки»

    Красный круг – « Мне было трудно»

    14. Домашнее задание. Расскажите историю от имени цапли или журавля. Выпишите 5 слов с безударнойгласнойв корне. Запишите проверочные слова.



    Предварительный просмотр:

    Литературное чтение в начальной школе, 4 класс. Конспект


    Урок с применением технологии развития критического мышления. Применение методов и приёмов ТРКМ позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть организовать оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся.
    Тема: Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка», 4 класс.

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_bc5a30f22fc971898d4f4d5255be060b.jpg


    Учебная цель урока (прогнозируемый результат): предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут
    -иметь представление о жизни и творчестве Д. Мамина-Сибиряка;
    -правильно, выразительно читать 3 часть сказки «Серая Шейка», передавая эмоциональное настроение;
    -уметь осмысливать прочитанное;
    -знать значение новых слов;
    -составлять характеристику героев с использованием «Синквейна».

    Цели личностного развития:
    -содействовать воспитанию коммуникативности (умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс и представлять итог работы группы; умение задавать вопросы и выступать с устным сообщением) (формирование коммуникативной компетенции);
    -создать условия для формирования активных форм взаимодействия в образовательном процессе, норм нравственно - этического поведения, личностного и толерантного отношения к окружающей действительности (формирование социальной компетенции);
    -способствовать развитию интереса к чтению, умения самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию (формирование информационной компетенции);
    -создать условия для развития способности к самоорганизации и самоопределению, для повышения мотивации посредством организации совместного целеполагания, участия в самооценке и взаимооценке работы одноклассников; осуществление рефлексии (формирование ценностно-смысловой компетенции).

    Используемые методические приёмы, технологии обучения: здоровьесберегающая технология (аффирмация), ТРКМ. Приём «Верные и неверные утверждения», «Ромашка Блума», «Прогноз», «Синквейн», «Ассоциации», «Кубик Блума».

    Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

    Оборудование: учебник «Литературное чтение» кроссворд; раздаточный материал (таблицы на пёрышках, белые лепестки ромашки, ладошки, солнышко для рефлексии), рисунки учащихся, портрет Д. Мамина-Сибиряка, иллюстрация к 3 главе сказки; «уточка» на указке для гимнастики глаз, презентация урока.

    Ход урока

    I. Организационный момент.
    Учащийся:
    Прозвенел долгожданный звонок.
    Нас, ребята, позвал на урок.
    Время зря мы не теряем
    И работать начинаем.


    1) Эмоциональный настрой. Аффирмация.

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_c91a9e52a5a43c615c17bd5be4f3601d.jpg


    - Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной: «Меня любят, и я нужен. Мои родители гордятся мной. Я умный и сообразительный. Я всегда здоров. У меня много друзей. Я добрый. Я всегда приду на помощь. У меня все хорошо».
    - Спасибо! Присаживайтесь на свои места.

    2) Дыхательная, артикуляционная гимнастика. Речевая разминка.
    Упражнение «Пёрышко».
     Представьте, что у вас на ладони лежит пёрышко. Подуйте на него, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе.

    Упражнение «Стайка» (голосовая имитация).
     Стайка уток и гусей улетает в тёплые края, они пролетают мимо нас, приближаясь, мы слышим их тихое «га-га-га» и «кря-кря-кря». Но вот стайка всё ближе, звук становится громче. Они пролетают мимо нас и отдаляются всё дальше, звук  затихает.

    3)Речевая разминка:

    Утка моя, селезнюха моя,
    не летай за реку,
    не клюй песку,
    не тупи носку!


    Задания для учащихся:
    - прочитайте про себя, хором;
    - найдите имена существительные (дети называют, слова выделяются на слайде: Утка, селезнюха, за реку, песку, носку);

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_b028c56703ae8c4a6dbd2e80d3095c68.jpg


    - 1 ряд читает, выделяя эти слова вопросительной интонацией;
    - 2 ряд читает быстро;
    - 3 ряд читает медленно.

    - Мы провели разминку и можем начинать работать.

    II. Стадия вызова
    1) Фронтальный опрос.

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_1a59eff10a5f4a654b139d2ee4a44c27.jpg


    - Ребята, как, на ваш взгляд, связаны между собой слова «утка» и «селезень»? Какого героя не хватает?
    Обратить внимание на выставку рисунков.
    - Правильно, все они являются героями сказки Д. Мамина – Сибиряка “Серая шейка”, с которой мы познакомились на прошлом уроке.
    - Ребята, как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Какие задачи нам необходимо решить для достижения этой цели? (Предположения и ответы учащихся с опорой на Памятку «Сегодня на уроке я хочу… »:

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_db28ade91073fc5982935eba009d792f.jpg


    - Узнать больше о Д. Мамине – Сибиряке.
    - Познакомиться с продолжением сказки и новыми героями.
    - Активно поработать на уроке.
    - Узнать что-то новое.
    - Поразмышлять о поступках героев.
    - Порадоваться за себя и своих одноклассников.
    - Проявить себя в различных формах работы.
    - Попробовать при чтении эмоциями и выразительностью речи передать характер героя.
    - Получить хорошую отметку за урок.
    - Задуматься, почему именно так…, а могло ли быть по другому.
    - Приобрести новые знания и новых друзей.

    2) Работа в парах. Приём «Верные и неверные утверждения».

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_26e7f7325e67d3cb3e5a9b13d8d44a06.jpg

    Учащиеся в парах заполняют таблицу «Верите ли вы, что…».
    - Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы…?». А помогут мне в этом пёрышки, которые обронили утки и гуси, пролетающие мимо нас.

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_fa72a3c68c08e453a70287f0a3242be9.jpg

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_f0f102f4ddfa6b35fdd52a617775aef3.jpg


    - Их заинтересовало, что вы запомнили о Д. Мамине - Сибиряке из прошлого урока. Я буду зачитывать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите в таблице «+», если верите, и «-», если не верите. Итак, вопросы:

    1…Дмитрий Наркисович родился 25.10.1825 года?
    2…его отец был священником?
    3…и он хотел, чтобы Дмитрий пошёл по его стопам?
    4… Мамин учился на ветеринара?
    5… работал репетитором, чтоб прокормить семью?
    6…женился на Татьяне Абрамовой?
    7…родилась дочь Елена?
    8…самая известная его книга – «Алёнушкины сказки»?
    9…Сибиряк – эта вымышленная приставка к фамилии?
    10…он умер в 80 лет?

    - Отложите пёрышки в сторонку. Правильность ваших ответов мы проверим после того, как послушаем небольшое сообщение о биографии и творчестве Д. Мамина – Сибиряка.

    3) Рассказ об авторе, выставка книг Д. Мамин-Сибиряка.

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_d66847f4ae10da1830e036005fe20bdc.jpg


    Учащийся, либо два учащихся, заинтересовавшиеся творчеством автора на предыдущем уроке, излагают подготовленный материал.
    Оценивание. Учитель выставляет две отметки с комментированием по мере достижения цели данного этапа урока.
    После сообщения учащимися информации о биографии писателя, все возвращаются к составленным таблицам, учитель зачитывает вопросы, на слайде появляются «+» и «-». Учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в связи с полученной информацией.

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_1a80bae801c9031a5737cb878a2e690b.jpg


    В это время те учащиеся, которые рассказывали о Д. Мамине –Сибиряке, работают индивидуально, разгадывают кроссворд.
    Взаимопроверка и взаимооценка парами результатов совместной деятельности, количество «+» соответствует баллу за выполненную работу. Эти результаты будут использованы в течение всего урока при получении учащимися итоговой отметки.

    4) Проверка домашнего задания. Работа в группах. Приём «Ромашка Блума».
    - Для проверки домашнего задания мы воспользуемся «Ромашкой вопросов», она позволит нам проверить ваши знания по содержанию 1 и 2 части сказки «Серая Шейка».
    - Вы будете работать в группах. Повторим Правила работы в группе:

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_af7921d0dc4e1b7586181347f4a31d12.jpg


    - Выберите себе, пожалуйста, любой лепесток.
    Учащиеся выбирают цветные лепестки (6 типов вопросов и по 4 подсказки в каждом), образуется 6 групп. Используя цветные лепестки с вопросами-подсказками, учащиеся в каждой группе высказывают свои предложения по составлению вопроса, соответствующего типа: простой, уточняющий, объясняющий, творческий, практический, оценочный, выслушивают мнение всех участников группы, записывают на белых лепестках наиболее удачные варианты. После этого каждая группа зачитывает свои вопросы, выслушивает ответ учащихся из других групп, соглашается и, если не соглашается, то предоставляет свой вариант ответа, в результате на доске рядом с «ромашкой вопросов» появляется «ромашка ответов».

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_1a923d9ca491770f680cddcc54660560.jpg


    Оценивание работы групп. Оценивание работы в каждой группе (самые активные учащиеся в группе с учётом полученного балла за «Верные и неверные утверждения» получают отметку за работу с комментированием учителя).
    -Ребята, мы с вами хорошо поработали, предлагаю немножко отдохнуть.

    5) Физкультминутка.
    На носочки встанем, облачко достанем.
    На корточки присядем, травушку погладим.
    Руками-крыльями взмахнем, как утята поклюем.
    В стайки соберемся, друг другу улыбнемся.
    Мы сумели отдохнуть, и готовы в дальний путь.

    III. Стадия осмысления.
    1) Изографы.
    - Посмотрите внимательно на рисунки, какое слово спряталось в каждом из них (Заяц, Лиса, Утка). Почему именно эти изографы я вам предложила? (Ответы учащихся).

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_e4b15e250a46952f1ec5abd9f4ac5b5e.jpg


    - Правильно, это новые герои сказки.
    - Напомните, пожалуйста, что такое изографы?

    2) Словарная работа. Приём «Ассоциации»
    - Ребята, в тексте встретятся незнакомые слова. Давайте их прочтём. Какие предположения, ассоциации у вас возникают при чтении этих слов?

    Кубарем - вертясь, стремительно (о падении).
    - Подберите синоним к этому слову. (Кувырком)
    - Покажите рукой как это выглядит.
    - Составьте предложение, используя слово «кубарем».
    - Какая геометрическая объёмная фигура спряталась в этом слове? (Куб)
    - Можем ли мы использовать куб на уроке чтения? (Кубик Блума)

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_5a865e3c0b453e089a478724417fa4ea.jpg


    Полынья.
    Предложить одному из учащихся (с более слабыми способностями) найти значение слова в словаре С.И.Ожегова. В это время другие учащиеся выполняют следующее задание:
    - Какое слово спряталось в слове полынья? (Полынь). Что такое полынь? (Полынь - многолетнее травянистое растение серебристого цвета, с сильным ароматным запахом и знаменитой полынной горечью, является лекарственным растением, используется для борьбы с гусеницами, молью и муравьями).
    Ученик зачитывает толкование слова из словаря: Полынья, -и, родительный падеж множественное число -ней, женский род. Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.
    - Составьте предложение с этим словом. (Сани провалились в полынью.)
    - С какой геометрической фигурой ассоциируется полынья? На что может быть похожа? (На облако, овал)

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_05d579c084f7a6372ede83bc6a29681f.jpg


    Не больше 15 сажен – сажень – мера длины чуть больше 2 метров (первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой при расставленных в стороны руках).

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_f0b646d6e3839f07a1913f182b06dda7.jpg


    - Давайте проверим на практике, верно ли это утверждение. (Измерение учащимися расстояния расставленных рук учителя).

    - Чтобы познакомиться со следующим словом, вам необходимо разгадать ребус.

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_796438d06fe05ef2209c63033b061e37.jpg


    Не спесива – не высокомерная, не гордая.
    - Итак, зная значения новых слов мы можем начать знакомство с третьей частью сказки.

    3) Гимнастика для глаз «Наблюдаем за полётом уточки».
    На указке прикреплена «уточка», учитель имитирует «полёт» уточки, учащиеся следят глазами.

    4) Первичное восприятие текста (аудиозапись).
    - Сейчас мы прослушаем фрагмент сказки, познакомимся с продолжением сказки, внимательно слушайте, следите по учебнику за содержанием текста. Обратите внимание на интонацию, голоса героев, на музыкальное сопровождение записи произведения.

    5) Чтение 3 части («Серая Шейка была в отчаянии...» )
    Виды работы с текстом:
    «Жужжащее чтение».
    Чтение цепочкой по предложению.
    Приём «Прогноз» (Что может произойти дальше?).
    "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное, диалог лисы и утки).
    «Вслух – про себя»
    Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к иллюстрации.

    - Прогнозируемое предположение подтвердилось? (Ответы учащихся).
    - О чём с ужасом думала Серая Шейка?
    - Вы согласны, что Серая Шейка находилась в лучшем положении, чем Заяц?
    - Какой вы представили Лису?
    - Как Серая Шейка восприняла приход Лисы?
    - Как вела себя Лиса?
    - Как вы думаете, почему Лиса ласково разговаривала с Серой Шейкой?
    - Как бы вы чувствовали себя на её месте?
    - Расскажите о встрече Серой Шейки и Зайца. Что их объединяет?
    - Можно ли их назвать друзьями? Почему?
    Оценивание. С учётом полученного балла за «Верные и неверные утверждения», учащиеся, читающие текст сказки и отвечающие на вопросы, получают отметки с комментированием учителя (выразительное, правильное чтение текста произведения, наличие полного грамотного ответа).

    6) Подвижная игра.
    Ребята, герои сказки приготовили вам игру «Угадайка». Сейчас я вам буду показывать прилагательные, а вы должны «изобразить» героя, которому принадлежит данная характеристика (трусливый – дети изображают зайца, приставляю руки к голове, имитируя длинные уши; хитрая – кокетливая лиса; беззащитная – взмахи крыльями, как уточка.
    На слайде каждое прилагательное, после показа детьми, «прикрепляется» к соответствующему персонажу.

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_28032677dead2a8dfefdcb26cd7bf7e1.jpg


    IV. Рефлексия.
    1) Работа в группах (по рядам). Приём «Синквейн».
    - В завершении нашей сегодняшней работы я предлагаю вам составить синквейн, который поможет нам раскрыть взгляд на жизнь зайца, лисы и Серой Шейки. Напоминаю Правила построения синквейна.

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_4c266a58cba2bb9f0759de5320bcf699.jpg


    - Работа ведётся в группах (1 ряд - заяц, 2 ряд - лиса, 3 ряд- Серая Шейка), результаты зачитываются.

    Серая Шейка
    Бедная, одинокая
    Скучает, плавает, боится
    Как-нибудь, милая, пробьёшься
    Калека

    Лиса
    Хитрая, бессовестная
    Крадётся, ждёт, тревожит
    Тёплая старухе шуба будет
    Плутовка
    Заяц
    Беззащитный, робкий
    Возмущается, боится, беспокоится
    Друг познаётся в беде
    Косой
    - Ребята, в тексте и в синквейне нам встретилось слово «калека». Что означает это слово? (Высказывания детей.)
    -Во всём мире много людей, которые по своей неосторожности или в силу каких-то других причин стали увечными, калеками, чаще используется слово «инвалидами». Больнее всего видеть ребёнка-инвалида. Такие дети лишены многих радостей детства, а очень часто становятся просто одинокими в своей беде. И чтобы этого не случилось, необходимо помнить, что они такие же, как и мы. Да, это люди с особенностями, но они тоже чувствуют и радуются, боятся и расстраиваются, любят и верят в чудо.
    Очень важно не оттолкнуть, не отречься от тех, кому нужна наша помощь.


    3) Фронтальный опрос.
    - Столько много было сказано и проделано на уроке…
    -Достигнута ли цель урока? Что помогло её достичь? Все ли задачи выполнены? (Ответы детей).
    - Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?
    - Ребята, продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать сказку «Серая Шейка» другим детям, потому что…», «Сегодня на уроке я (мне)…».

    - На столе у вас лежат ладошки, возьмите их, согрейте теплотой своих рук и объедините в солнышко, пусть оно согреет своими тёплыми лучами всех присутствующих в классе и подарит надежду нашим героям на счастливую концовку произведения.

    V. Домашнее задание.
    - Дома подготовьте пересказ 3 части сказки. Творческое дело: составить паспорт любого из героев, придумать свой изограф. По желанию можно нарисовать рисунок к эпизоду сказки, к пейзажным зарисовкам, либо самого героя сказки.
    - Напоминаю вам Правила составления паспорта героя:
    Где живёт?
    Чем занимается?
    Какие поступки?
    Какой характер?
    Что думает о нём автор?
    Что вам понравилось или не понравилось в герое?

    Аффирмация.
    - Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки.
    - Почти всё у человека предназначена для самого себя…кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы её никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям. Так давайте сначала подарим улыбки гостям, затем друг другу, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо и радостно, легко и тепло.
    - Если вам понравился урок, похлопайте в ладоши громко, если не очень, то тихо, ну, а если урок не понравился, можете не хлопать.

    https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_beaa5f7436feb5d26a8785a19519b4cb.jpg


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планы-конспекты занятий по социальной психологии

    Планы учебных занятий по психологии....

    Конспект занятия по лепке "Птица Гамаюн"

    Урок по лепке из глины посвящен знакомству учеников младших классов дхш с историей герба и флага Смоленской области посредством изучения печного изразца и лепки рельефа со  сказочной птицей по мо...

    Конспект занятия по дисциплине "Основы проектной деятельности"

    Тема занятия: «Виды  самостоятельной работы над проектом»Цель: Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития самостоятельной работы  обучающихсяПоказать необходимо...

    Конспект занятия по дефиле "Образ – ключевая тенденция показа моделей. Проведение диагностики обученности."

    Данный конспект занятия позволяет демонстририровать полученные воспитанницами в течение года знаний дефиле и актерского мастерства через создание образа....

    конспект занятия МДК 01.01. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций.. Практическое занятие по теме 4. Основы расчета строительных конструкций, работающих на сжатие. Расчет стальных колонн.

    МДК 01.01. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций.  Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций. Практическое занятие по теме 4. Основы расчета строительных  к...

    Конспект занятия "Этикет телефонного звонка". Конспект игрового занятия " Прогулка по саду"

    Представлен конспект занятия по этикету,которое учит воспитанников культурно общаться по телефону....