Проект от "Зернышка до каравая"
проект

Киселева Елена Владимировна

Проект во второй младшей группе по теме "От зернышка до каравая".

Направление : проектная деятельность в дошкольном учреждении, интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-этетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», игровой, коммуникативный, познавательно-исследовательский.

Вид деятельности: игровой, коммуникативный, познавательно-исследовательский.

Сроки реализации: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: младшая группа  (3 – 4 года).

Проблема: небрежное обращение с хлебом, слабые знания детей о том, откуда берется хлеб.

Актуальность проекта: дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка  с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51

 «ОТ ЗЕРНЫШКА ДО КАРАВАЯ»

  Проект во второй младшей группе №3 «Звездочки»

                                                 

Подготовила и провела

 воспитатель: Киселева Е.В. 

п.Горки-10 – 2019 г.

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Направление : проектная деятельность в дошкольном учреждении, интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-этетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», игровой, коммуникативный, познавательно-исследовательский.

Вид деятельности: игровой, коммуникативный, познавательно-исследовательский.

Сроки реализации: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: младшая группа  (3 – 4 года).

Проблема: небрежное обращение с хлебом, слабые знания детей о том, откуда берется хлеб.

Актуальность проекта: дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка  с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб.

Цель: дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Задачи:

Образовательные:

- формирование представлений о выращивании хлеба;

- дать знания детям о значении хлеба как полезного необходимого продукта для жизни человека;

Развивающие:

развивать способность детей давать эстетические оценки ;

- расширить и уточнить словарь по теме;

-  учить различать и называть существенные признаки и качества изделий,

- ввести в словарь детей слова: каравай, буханка, булка, пышный, золотистая, ржаной и слова, обозначающие другие качества предметов,

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к хлебу;

- уважение к труду взрослых.

Итог проекта:

выставка детских работ;

- итоговое мероприятие: развлечение «Путешествие с Колобком»

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный

Чтение, беседа, рассматривание книг, рассказов о хлебе;

Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 этап: реализация проекта

- познакомить детей, как хлеб на стол пришел,

- проведение бесед о хлебе,

- чтение сказок и составление рассказов о хлебе,

- организация совместной деятельности с детьми,

- выставка детских рисунков и поделок,

3 этап: итоговый

- выставка детских работ;

- презентация «от зернышка до каравая»;

- развлечение «Путешествие с колобком»

Технологическая карта проекта

Образовательная область

Виды детской деятельности

Речевое развитие,

Познавательное развитие

Беседы: «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»,  «Какие бывают виды хлеба?», «Почему надо беречь хлеб?».

Чтение сказок: «Колобок», «Колосок».

Разучивание стихотворения «Про Петю».

Разучивание поговорок и пословиц о хлебе. 

Чтение литературы М. Пришвин  «Лисичкин хлеб», К.Г. Паустовский  «Горячий хлеб».

Презентация «Как хлеб на стол пришел?»

Социально-коммуникативное

Игры: «Кто больше назовет сортов хлеба»

Дидактические игры: «Что сначала, что потом».

Художественно-эстетическое

Лепка: «Баранки и плетенки»

Аппликация колоски

Рисование: «Хлеб», раскрашивание картинок хлебобулочных изделий.

Русская народная песня «Каравай»

Физическое развитие

Хороводная  игра «Каравай»

Пальчиковые игры: «Ай, качи – качи – качи», «Уж я Танечке пирог испеку», «Тесто», «Хлеб», «Оладушки», «Пирожки».

 

  Ожидаемые результаты:

обогащение знаний детей о том, как хлеб попадает на стол;

кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его;

знакомство с профессиями людей, участвующих в процессе изготовления хлебобулочных изделий;

воспитание бережного отношения к хлебу;

понимание взаимосвязи «человек – природа».  

 

 

Приложение  1

БЕСЕДЫ

 Что такое злаки и из чего пекут хлеб?

     Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о хлебе.

     Я уверена, что все вы видели хлеб, ели его за завтраком, обедом, полдником и ужином.

     И пшеница и рожь пришли к людям из глубокой древности более десяти тысяч лет назад! И с тех пор они кормят нас, недаром в народе хлеб называют «кормильцем».

     И рожь и пшеница – злаковые растения.

     Какие растения называются злаковыми? Это растения имеют стебель в виде полой (пустой внутри) соломинки, которая заканчивается колосьями.

 * * *

Мы расскажем о пшенице

И о ржи – ее сестрице,

Они кормят за обедом

Нас душистым сдобным хлебом!

      А знаете ли вы, из чего пекут хлеб?

     Хлеб пекут из муки. Чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть.

     В старину для этого на берегах рек строили мельницы. Текущая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие его в муку.

     А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы.

     Порывы налетающего ветра вращали крылья такой мельницы, а те приводили в движение жернова.

     В наши дни зерна пшеницы и ржи превращают в муку с помощью электрического тока. Он передвигает жернова, куда струйкой сыплется зерно.

     Попробуйте представить завтрак, обед, ужин без хлеба, булочек или печенья.

     Это невозможно! На завтрак мы кладем на ломтик хлеба кусочек сыра, колбасы или ветчины.

     И суп и второе блюдо мы обязательно едим с хлебом. А вечерний чай сопровождают бутерброды с вареньем или медом.

     Русский народ всегда с уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали хлебом-солью. Про хлеб говорили так:

«Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска»,

«Хлеб – всему голова!»,

«Хлеб – мать всех кушаний»,

«У кого хлеб родится, тот веселится».

     Главная забота всегда была о хлебе.

 Какие бывают виды хлеба?

     Дорогие ребята! Однажды мне удалось побывать в мире хлеба. Я и не знала, что на свете существует так много сортов разного хлеба!

     Давайте вместе подумаем какие сорта хлеба бывают?

     Сорта хлеба: булка, батон, буханка, блин, булка с маком, булка с изюмом, бублик, баранка, кекс, пирожок, рожок, рожок с кремом, кулебяка, пирожное, торт, калач, каравай, слойка, вафли, пряник, лепешка из муки и т.д.

     Вы знаете, что хлеб пекут из муки, а еще в нее добавляют масло, сметану, молоко, орехи, варенье, творог и другие вкусные вещи. Но главное – пшеничная или ржаная мука! Без нее хлеба не будет.

 Почему надо беречь хлеб?

     Ребята! Сегодняшнюю беседу мы посвятим тому, зачем нужно беречь хлеб.

     Представьте, что мы с вами заходим в продовольственный магазин. Полки ломятся от товаров! Чего здесь только нет! Мясо, рыба, овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, конфеты и сладости, и, конечно, хлеб.

     Трудно представить нашу жизнь без хлеба! Хлеб нужен нам и на завтрак, и на обед, и на ужин. Недаром ведь говорится: «Хлеб – всему голова!», «Хлеб на стол и обед пошел»

     В старинные времена главной крестьянской едой был хлеб. В народе говорили: «Уродила мать сыра земля добрый урожай».

     В трудные годы войны хлеб спасал людей от голода. Всем выдавали маленький кусочек хлеба.

     Сейчас в нашей стране хлеба хватает на всех. Однако относиться к нему нужно бережно, уважительно, с почтением!

     Представьте, сколько человеческого труда вложено, чтобы вырастить урожай и накормить им весь народ.

     Нужно и семена отобрать, и поля вспахать, и засеять их. Нужно ухаживать за колосьями ржи и пшеницы, защищать их от засухи, от ветров, поливать с помощью специальных поливальных установок.

     Когда зерно созреет, станет золотым, нужно убрать урожай, не потеряв ни колоска. А еще нужно сохранить зерно в специальных элеваторах.

     Ни один праздник, ни один обед не проходит без хлеба!

     Ведь недаром говорится: «Без хлеба стол пустой!». Пусть на столе множество закусок, салатов, рыба, масло, сыр, но нет хлеба, словно и есть нечего. Привыкли мы за десять тысяч лет к хлебу и без него прожить не можем.

     Так давайте любить и беречь хлеб, наше богатство, нашу лучшую пищу.

 СКАЗКИ.

Колобок.

Русская народная сказка

     Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
     Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
     Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
     Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
     Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!
     И покатился по дороге — только Заяц его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Волк:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду!
     И покатился по дороге — только Волк его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Медведь:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, подавно уйду!
     И опять покатился — только Медведь его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Лиса:
— Колобок, Колобок, куда катишься?
— Качусь по дорожке.
— Колобок, Колобок, спой мне песенку!
Колобок и запел:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лисы, нехитро уйти!
     А Лиса говорит:
— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.
     Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.
А Лиса опять ему:
— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.
Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела.

 Колосок.

Украинская сказка

     Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.

     Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!

Прибежали мышата и говорят:

- Нужно его обмолотить.

- А кто будет молотить? - спросил петушок.

- Только не я! - закричал один.

- Только не я! - закричал другой.

- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу.

     И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.

Кончил петушок молотить и крикнул:

- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:

- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

- А кто понесёт? - спросил петушок.

- Только не я! - закричал Круть.

- Только не я! - закричал Верть.

- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.

Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:

- Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.

- Только не я! - запищал Круть.

- Только не я! - запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

- Видно, мне придётся.

     Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

- Ох и проголодался я! - пищит Круть.

- Ох и есть хочется! - пищит Верть.

     И за стол сели.

А петушок им говорит:

- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.

- Ты нашёл! - громко закричали мышата.

- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.

- Ты обмолотил! - потише сказали оба.

- А кто зерно на мельницу носил?

- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.

- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

- Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.

- А вы что делали?

     Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

 ЗАГАДКИ

Он от голода спасает,

Его «голодным» называют.

                                                    (черный хлеб)

Им гостей встречают,

Добрым словом величают.

                                                    (каравай)

Их едят на Масленицу,

Густо мажут маслицем.

                                                   (блины)

Испекла нам бабушка

Румяные …

                                                     (оладушки)

Его украшают желе, шоколадом,

И все ребятишки ему очень рады.

                                                            (торт)

Из просеянной муки

Он печет нам пироги,

Булки, плюшки, сайки,

Кто он? Угадай-ка!

                                              (пекарь)

Стихи.

Петя – мальчик аккуратный,

На него смотреть приятно,

Выдержан, трудолюбив,

Жаль, что очень молчалив:

Вечно занят Петин рот –

Петя сладости жует:

Булки, слойки, пирожки,

Вафли, пряники, рожки.

Как – то раз сказала Вера:

- Соблюдай, братишка, меру,

А то будешь не мальчишка –

В круглый пончик превратишься!

 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

 Ай, качи – качи – качи …

Русская народная песенка

Ай, качи – качи - качи!

Изобразить кистями, поднятыми вверх, фонарики.

Глянь – баранки, калачи,

Глянь – баранки, калачи!

Соединить указательный и большой пальцы на обеих руках, чтобы получились «баранки», покрутить ими.

С пылу, с жару, из печи.

С пылу, с жару, из печи –

Все румяны, горячи.

Перекидывать из одной руки в другую воображаемый горячий пирожок.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи,

Нам осталися

Бара-а-а-ночки!

Руки выставить вперед перед грудью, ладони повернуть к себе, большие пальцы переплести, изображая голову птицы; остальные пальцы – «крылья», ритмично помахать ими.

 Уж я Танечке пирог испеку.

Русская народная потешка

Уж я Танечке пирог испеку,

Уж я Танечке пирог испеку,

Ладони округлить, накрыть одной ладонью другую, перевернуть, снова накрыть.

Уж я внученьке румяненький.

На нем корочка пшеничная,

Поглаживать одной ладонью другую в горизонтальном положении.

А начиночка яичная,

Покрутить одним кулачком.

А помазочка медовая,

Покрутить другим кулачком.

Моя внученька бедовая.

Похлопать в ладоши.

 

 

Тесто

С. Ермакова

Быстро тесто замесили,

На кусочки разделили,

Имитировать замес теста и разделку его на кусочки.

Раскатали все кусочки

Раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами выполнять движения вперед – назад по поверхности стола.

И слепили пирожочки.

Защипывать края воображаемых пирожков с помощью кончиков пальцев обеих рук.

Пирожки с вареньем –

Всем на удивленье!

Прикладывая ладонь к ладони, имитировать лепку пирожков.

 Хлеб

Е. Борисова

Муку в тесто замесили,

Сжимать и разжимать пальцы.

А из теста мы слепили:

Прихлопывать ладошками, имитируя лепку.

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Все мы испечем в печи.

Поочередно разгибать пальцы начиная с мизинца. Обе ладошки развернуть вверх.

Очень вкусно!

Погладить живот.

 Оладушки

Русская народная потешка

Тесто круто замесили,

Пальцы сжимать и разжимать.

Ух – тух, ух – тух.

Хлопать в ладоши.

Сковородки раскалили,

Потереть ладошку о ладошку.

Ух – тух, ух – тух.

Хлопать в ладоши.

Испечем оладушки,

Лады, лады, ладушки.

Изобразить выпекание оладушек.

Горячи оладушки!

Подуть на раскрытые ладошки.

 Пирожки

Т. Карпунина

Тесто с бабушкой катаем,

Имитировать раскатывание теста скалкой.

С мамой лепим пирожки,

Имитировать лепку пирожков.

Ну, а с папой уплетаем

Пирожки за две щеки.

Указательными пальцами показывать на щеки.

 Игры.

 «Кто больше назовет сортов хлеба»

     Дети встают в круг, а воспитатель в центре и бросает мяч игрокам, а кто его поймает называет сорт хлеба. Чтобы определить, кто начинает игру, читается считалочка:

Шла ворона на базар,

Громко каркала: кар – кар!

Я нашла монетку –

Куплю хлеба деткам.

Куплю булку и батон,

Кто не верит выйди вон!

Сорта хлеба: булка, батон, буханка, блин, булка с маком, булка с изюмом, бублик, баранка, кекс, пирожок, рожок, пирожное, торт, калач, каравай, слойка, вафли, пряник, лепешка и т.д.

 Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

     На столе лежат картинки из серии «Хлеб всему голова», нужно разложить по порядку. (так как дети маленькие можно часть картинок убрать).

Воспитатель:    Вот на этих картинках нарисован путь от колоска до хлебушка. Только картинки все перепутались. Нужно расставить их по порядку. Что было сначала, а что потом.

 …..  поставь первую картинку.

 ….. , какую картинку поставить дальше?

 ….. ,  поставь следующую картинку.

(Колосья, мука, хлебозавод, магазин).

Вот и испекли на хлебозаводе наш хлебушек.

 КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ.

 БАРАНКИ И ПЛЕТЕНКИ.

      Цели: совершенствовать умение скатывать ком пластилина между ладонями прямыми движениями; учить соединять концы столбика в виде кольца, лепить плетенку, переплетая 2 или 3 «колбаски»; воспитывать бережное отношение к хлебу.

     Оборудование: образцы плетенок, баранок; пластилин; дощечка для раскатывания пластилина, салфетка, пшеничные колосья, мука.

     Предварительная подготовка: чтение стихов о хлебе, рассматривание иллюстраций о хлебе.

 Ход занятия

Объяснение нового материала.

     На столе выставлены баранки, булки.

Воспитатель. Кто из вас не любит баранок и булок? Утром мы пьем чай с баранками, вечером с бутербродом из булки с маслом. А знаете ли вы, что все они приготовлены из такого колоска с семенами.

     Воспитатель дает детям возможность вышелушить зерно из колоса.

Воспитатель. Похоже это зернышко на булку или баранку? Нет? Конечно, не похоже. Сначала это зерно перемололи в муку.

     Воспитатель показывает муку.

 Воспитатель. А потом из этой муки мамы или пекари замесили тесто, вылепили баранки и булки-плетенки, поставили их в печь испечься. И вот они перед нами на столе, такие ароматные и вкусные.

 Воспитатель дает детям возможность ощутить аромат баранок и булок, попробовать на вкус.

 Воспитатель. Попробуем и мы испечь такие же баранки и булки-плетенки. А для этого давайте повнимательнее рассмотрим эти изделия. Вот, например, баранка на что она похожа?

Ответы детей.

Воспитатель. да, вы правы, она похожа на колесо от машины или от пирамидки. Баранка круглая. Как же нам ее сделать? Попробуем ее раскатать сначала «колбаску» (валик).

     Воспитатель выполняет данную операцию. Дети также раскатывают валик.

Воспитатель. Как же нам из этой заготовки сделать баранку?

Ответы детей.

Воспитатель. правильно, мы соединим ее концы и у нас получится … колесо или баранка, только нужно тщательно пальцем примазать места соединения. А теперь вы, дети, слепите баранки.

     Дети выполняют задание.

Воспитатель. а с чего мы начнем лепить наши бублики – плетенки?

Ответы детей.

Воспитатель. правильно, сначала мы раскатаем пластилин в более тонкие «колбаски» (валики).

     Воспитатель показывает приемы работы, дети раскатывают пластилин.

Воспитатель. у нас с вами получилось два (три) валика. И теперь их надо переплести. Мы сделаем это так.

     Воспитатель показывает процесс переплетения двух или трех валиков, обращая внимание на то, что сначала их надо скрепить, прижав друг к другу пальцами.

Воспитатель. вот какие красивые булки-плетенки у меня получились! А какие они будут у вас?

Дети выполняют задание.

Итог занятия.

      Все работы детей выставляются на столе.

Воспитатель.

Вот он –

Хлебушко душистый,

Вот он –

Теплый, золотистый!

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришел.

С. Погореловский

Немало людей приложило свои руки к этому. Вот и мы научились лепить баранки и булочки. Теперь, когда мама приготовит тесто, вы сможете ей помочь испечь такие вкусные и красивые булки.

 «КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПОПАЛ» 

       Цели:  Формировать знания о последовательности выращивания хлеба, Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают. Расширить и уточнить словарь по теме, воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. 
Оборудование: картинки (презентация), тарелка с мукой. 
Ход занятия: 

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами узнаем как хлеб на стол попадает.

Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? 
ответы детей.

Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? 
ответы детей (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный) 
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный (слайд 1).

Основная часть. (презентация)

Воспитатель. Хлеб  -  один  из  важнейших  продуктов  в  мире, основной  источник   питания, содержащий практически все питательные вещества,  необходимые для жизни (Слайд 2).

Воспитатель. Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю (Слайд 3) , но для начала надо землю вспахать (слайд 4) специальными машинами, сеялками (Слайд 5) 
Вскоре на полях появляются зеленые ростки - всходы (слайд 6).
Потом вырастают вот такие колоски (Слайд 7). 
Зёрна собирают машины (слайд 8) и отвозят на мукомольный завод (Слайд 9), где зерно перетирают – мелят и получается мука. Посмотрите вот у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками. Какая она на ощупь (мягкая, рассыпчатая) . Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки.  (слайд 10). 

Посмотрите, вот у меня мука в тарелке. Попробуйте ее руками. Какая она на ощупь?

Ответы детей (мягкая, рассыпчатая).

Воспитатель. Из этой муки на хлебозаводе пекут хлеб, булки. Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? Что нужно для теста, давайте их назовем. (слайд 11). Давайте и мы сейчас испечем хлеб.

 Физкультминутка

Хлеб

Е. Борисова

Муку в тесто замесили,

Сжимать и разжимать пальцы.

А из теста мы слепили:

Прихлопывать ладошками, имитируя лепку.

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Все мы испечем в печи.

Поочередно разгибать пальцы начиная с мизинца. Обе ладошки развернуть вверх.

Очень вкусно!

Погладить живот.

 Воспитатель. Посмотрите, что еще можно испечь из муки (слайды 12, 13, 14,15). Назовите, что вы видите.

Ответы детей.

Воспитатель. ребята, вам понравился рассказ о хлебе?

Ответы детей.

Воспитатель. так как же мы должны к нему относиться? Доедать, нельзя бросать на пол, на землю. Нужно хлеб хранить отдельно от других продуктов, нельзя баловаться, лепить из хлеба.

Заключительная часть.

Воспитатель задает обобщающие вопросы.

- о чем мы сегодня говорили?

- какие виды хлеба вы знаете?

- из чего пекут хлебобулочные изделия?

 Итоговое занятие

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«ПУТЕШЕСТВИЕ С КОЛОБКОМ»

Образовательные области: «Речевое развитие»,

Интеграция: «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Вид занятия: итоговое по результатам проекта.

Формы образовательной деятельности: непосредственно образовательная деятельность, групповая.

Цель: познакомить детей с хлебобулочными изделиями.

Задачи:

Образовательные:

- формирование представлений о выращивании хлеба;

- дать знания детям о значении хлеба как полезного необходимого продукта для жизни человека;

Развивающие:

развивать способность детей давать эстетические оценки ;

- расширить и уточнить словарь по теме;

 учить различать и называть существенные признаки и качества изделий,

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к хлебу;

- уважение к труду взрослых.

Планируемый результат:

- обогащение знаний детей о том, как хлеб попадает на стол;

- кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его;

- знакомство с профессиями людей, участвующих в процессе изготовления хлебобулочных изделий;

- воспитание бережного отношения к хлебу;

- понимание взаимосвязи «человек – природа».

Предварительная работа: беседы о хлебе, чтение сказок, стихов, лепка баранок, рисование хлеба, пальчиковые игры, подвижная игра «Каравай», просмотр презентации «От куда к нам хлеб пришел?».

Оборудование: картинки с хлебом, муляжи хлебобулочных изделий, игрушка колобок.

 ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент.

Воспитатель. Сегодня мы будем говорить о самом вкусном и необходимом продукте, без него не обходится ни одно угощение, чаепитие, празднование.

О чем наш разговор, узнаете, угадав загадку:

Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском.

                   (хлеб)

Ответы детей.

Стук в дверь. В гости к ребятам пришёл Колобок. В руках у него колоски.

Дети приветствуют колобка.

Колобок: Здравствуйте, ребята! Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, меня лиса чуть не съела, еле убежал и вот заблудился. Плутал, искал дорогу домой, и попал к вам в детский сад. Ребята, я вам хочу подарить красивый букет из булок, батонов, пирожков, печенья, пряников. (Показывает букет из колосьев). А вы знаете откуда к нам хлеб пришел?

Ответы детей.

Колобок. А как он в магазин попал?

Воспитатель. Ребята давайте Колобку расскажем, как хлеб попал к нам на стол?

Ответы детей.

Основная часть.

     Воспитатель показывает картинки, а дети пытаются рассказать, затем воспитатель предлагает физкультминутку.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало,

приседают. 

Прорастать на солнце стало

руки над головой

Дождик землю поливал,

машем кистями рук внизу

И росточек подрастал

медленно встают

К свету и теплу тянулся,

выпрямились, руки вверх, на носочках

И красавцем обернулся,

Покружиться.

 Воспитатель. Ребята, а хотите узнать, что еще делают из муки?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте сегодня вместе с колобком отправимся в хлебный магазин и посмотрим, что еще готовит пекарь. А на чем мы туда отправимся.

Дети. На паровозике.

Звучит музыка «Паровоз», дети имитируют езду на паровозике. Подъезжают к столам, где лежат разные хлебобулочные изделия.

Воспитатель. Посмотрите ребята, сколько всего можно испечь из муки.

Называют виды хлебобулочных и кондитерских изделий, чтение стихов: булочки, батоны, хлеб, печенье, бублики, пирожные, торты и т.д.

Разглядывают, называют форму.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку.

 Вот он каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый

Ярким солнцем залитой.

Воспитатель. Ребята, вы помните из чего был испечён Колобок?

Ответы детей.

Воспитатель.  Ребята, как вы думаете много ли хлеба выпекают каждый день?

Заключительная часть.

Воспитатель задает обобщающие вопросы по теме занятия.

- с кем мы сегодня путешествовали?

- что делают из муки?

- какие вы знаете хлебобулочные изделия?

- где делают хлеб?

- как называется магазин, где продают хлеб?

Отчет по проекту «От зернышка до каравая»

Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно.

Работая по проекту я старалась обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, кто его выращивает, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Вместе с ребятами нашей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.

Задачи проекта:

Образовательные:

- формирование представлений о выращивании хлеба;

- дать знания детям о значении хлеба как полезного необходимого продукта для жизни человека;

Развивающие:

- развивать способность детей давать эстетические оценки ;

- расширить и уточнить словарь по теме;

-  учить различать и называть существенные признаки и качества изделий,

- ввести в словарь детей слова: каравай, буханка, булка, пышный, золотистая, ржаной и слова, обозначающие другие качества предметов,

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к хлебу;

- уважение к труду взрослых.

Для решения поставленных задач, я применяла такие методы и формы работы как:

  • Беседы: «Как выращивают хлеб», «Как мы можем беречь хлеб?», «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»
  • Рассматривание: «Пшеница и рожь» (колосья).
  • Рассматривание серии сюжетных картин:
  • «Как выращивали хлеб наши предки».
  • Этические беседы на основе прочитанных художественных произведений:
  • М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К. Г. Паустовский «Горячий хлеб».
  • Посадка семян пшеницы, ржи, овса.
  • Наблюдения за прорастанием семян (пшеницы, ржи) в разных условиях (Зачем растения вода).
  • Просмотр мультфильмов: «Колосок», «Колобок» …
  • Художественно-творческая деятельность:
  • Рисование по сказке «Колобок».
  • Аппликация «Трактора".
  • Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия».
  • Лепка «Печенье для кукол».
  • Музыкально-театрализованная деятельность: сказки «Колобок».
  • Слушание: песен «Колосок» (о хлебе, «Батоны и ватрушки»)
  • Пение песенок «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку», отрывок из песни «К нам гости пришли».
  • Хоровод «Каравай»
  • Разучивание поговорок и пословиц о хлебе.

В ходе реализации проекта дети познакомились с особенностями выращивания зерновых растений, научились находить признаки сходства и отличия зерновых культур;

- пополнили словарный запас, научились верно обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба, названий хлебобулочных изделий;

- у дошкольников сформировался устойчивый интерес к труду взрослых, уважение к труду взрослых.

 

Автор: Киселева Е.В.

Используемая литература:

Интернет ресурс, Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа.

Методическое пособие - М.: Центр педагогического образования, 2015.-144с. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост.Л.Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель, 2014.-247с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексее...

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана А...

Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., Моргунова М., Рубанова К.

Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., М...

Проект социализации обучающихся коррекционных групп (из группы международных проектов)

Главная цель реализации международных проектов в образовательном учреждении: воспитание обучающихся как достойных представителей своей страны, готовых к участию в межкультурном диалоге. Международны...

Метод проектов. Учебный проект. Из опыта работы учителей России.

Предлагаемый материал мне кажется достойным внимания. Вполне можно применить в профессиональном обучении....

Карта реализации проекта "Удивительные проекты"

Карта представляет собой паспорт проекта,в котором указываются основание для разработки, цели, задачи, сроки выполнения и оформления данной работы, структуру поэтапной раработки с указанными видами де...

Педагогический проект на тему: «Информационно-практический пример разработки проекта создания интернет-магазина».

Задачи выполнения проекта: 1. Овладеть навыками самостоятельного проведения каждого из этапов практической работы: − поиск перспективного рынка, проведение конкурентного анализа, оценка инве...