Методы активации учебной деятельности на уроке профессионального обучения.
статья

Боровикова Марина Владимировна

Для активизации деятельности учащихся в процессе обучения следует ограничить использование излагающих методов в пользу исследовательских, эвристических. Именно эти методы приобщают учащихся к выявлению и разрешению определенных проблем, развивают самостоятельность мышления и деятельности, формируют интерес к учебе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целью использования методов активации учебной деятельности является развитие способности учащихся в совместной учебно-познавательной деятельности самостоятельно добывать и критически осмысливать новые знания, когда преподаватель выступает как один из источников информации. Весьма пророчески звучат слова гениального И.Г. Песталоцци: « Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности учащихся и ее поддержание в течение всего периода занятий по производственному обучению. Это далеко не простая задача, решение которой можно найти в области выбора оптимальных методов обучения.

Рассмотрим некоторые формы активации учащихся, апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя на занятиях. Это использование проблемных и поисковых ситуаций, коллективные формы решения творческих проблем, дидактические игры, творческие проекты.

Эвристическая беседа (от греческого «эвристика» - отыскание, открытие) – это вопросно-ответная форма (метод) работы мастера с учащимися. Сущность эвристической беседы состоит в том, что мастер путем постановки перед учащимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит учащихся к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых фактов, явлений, процессов, правил и т.п.

Мастер побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания, производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения.

Вместе с тем использование в производственном обучении эвристической беседы при явных ее достоинствах имеет определенные, объективные ограничения:

- применение беседы как метода обучения требует наличия у учащихся определенного запаса профессиональных знаний, опыта, поэтому ее используют на более поздних этапах учебного процесса;

- коллективная форма общения мастера с учащимися не всегда целесообразна

- проведение и руководство эвристической беседы требует от мастера определенного педагогического опыта, особой подготовки.

Рациональность технологии проведения эвристической беседы требует соблюдения следующих правил руководства ею:

- не предлагать учащимся несколько вопросов сразу – это рассеивает их внимание;

- поощрять стремление учащихся ответить на вопрос по желанию;

- чаще обращаться к учащимся с предложением подумать, оценить ответ товарища, исправить ошибку в ответе, высказать свое мнение;

- обращать внимание учащихся в ходе беседы на главные, узловые моменты, факты, выводы, составляющие основную сущность обсуждаемого;

- обязательно подводить итог беседы; комментировать ответы учащихся и формулировать выводы не только в конце беседы, но и на ее этапах по мере того, как в этом возникает необходимость.

Деловые игры, как форма (метод) обучения, относятся к широко применяемым в профессиональных учебных заведениях дидактическим играм. Деловые игры представляют имитацию принятия решений, разыгрывания ролей, разрешения конфликтных ситуаций, вынесения оценок результатов деятельности.

Массовое применение этого типа дидактических игр вызвано двумя причинами. Во-первых, применение деловых игр в значительной степени повышает познавательную активность учащихся. Учащиеся получают и усваивают значительно больше чисто прикладной информации, необходимой для грамотного принятия соответствующих решений. Игра способствует также формированию у учащихся способностей к самооценке, делая ее более объективной.

Вторая причина «увлеченности» деловыми играми определяется спецификой требований к работнику. Необходим опыт делового общения в различных жизненных и производственных ситуациях с разными людьми.

В деловой игре, как правило, принимают участие:

- ведущий (руководитель): комплектует команды, проводит инструктаж, организует ход игры, ставит общие цели каждой команды и цели каждого игрового этапа, осуществляет координацию (коррекцию) деятельности команд;

- капитаны, старшие команд: обеспечивают превращение команд в коллективный субъект деятельности, прилагают усилия для созданий в команде творческой атмосферы, обеспечивают активное включение каждого участника игры в творческий процесс;

- информационно-арбитражная группа (ассистент руководителя): ведет сбор и обработку оперативной информации, анализирует ход игры и дает руководителю предложения по оценке ее результатов;

- игроки (члены команд), в задачу которых входит наиболее полная реализация поставленных целей игры.

Руководителем игры является или мастер производственного обучения, или мастер совместно с преподавателем специального предмета. Их позиция и роль в процессе деловой игры многогранны: до игры – они инструкторы; в процессе игры – консультанты, при подведении итогов – главные судьи и руководители заключительной дискуссии.

Технологическая схема деловой игры обычно включает три этапа:

- этап подготовки – разработка сценария, в содержание которого входит учебная цель, описание изучаемой или отрабатываемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план игры и общее описание процедуры ее проведения, характеристики действующих лиц. На этом этапе также определяется режим игры, выдаются необходимые для игры материалы, инструкции, сообщаются правила игры, даются участникам игры необходимые предварительные консультации;

- этап проведения – групповая (или бригадная, командная) работа над выполнением игрового задания: работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм», внутрикомандные и межкомандные дискуссии, защита результатов, работа арбитров;

- этап анализа – выступления экспертов и арбитров, обмен мнениями, защита участниками игры своих решений и выводов. В заключение ведущий констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки и недостатки, формулирует окончательный итог проведенной игры.

Особой разновидностью деловых игр являются различного рода ролевые игры, когда учащиеся ставятся в условия необходимости принятия решений в ситуациях общения с товарищами.

Применение активных методов в учебном процессе способствует формированию у учащихся продуктивного, творческого мышления.

Проблемная ситуация – это непременное условие, своеобразный пусковой механизм такого мышления.

На этой основе строится технология проблемного обучения, сущность которого в столкновении учащихся с учебными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей».

При проблемном обучении всегда имеют место постановка и решение задач (проблем), выдвигаемых в форме вопроса, задания, задачи. Но не всякая проблемная ситуация становится проблемой, хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию.

Проблемой является вопрос или задача, способ решения или разрешения которой учащемуся заранее неизвестен, но учащийся обладает исходными знаниями и умениями для поиска результата или способа выполнения.

Необходимо производить целесообразный отбор реальных учебных и учебно-производственных ситуаций, сталкивать учащихся с ними, пробуждая их к открытию нового.

Пути создания проблемной ситуации разнообразны. В содержании производственного обучения много моментов и ситуаций, обладающих «естественной проблемностью», которые широко могут быть использованы при организации проблемного построения учебного процесса. Например, изучается операция – правка металла. Учащиеся уже знают, что правку полосы или прутка производят ударами или нажатием пресса на выпуклую их часть. Переходя к правке листового металла с выпуклость, мастер просит их подумать и предложить способ правки покоробленных листов. По аналогии с правкой прутка учащиеся считают, что удары молотком следует наносить по выпуклостям. Когда попробовали – не получилось. Почему? Создалась проблемная ситуация.

Проблемную ситуацию можно создать, поставив учащихся перед необходимостью выбрать правильное решение из ряда возможных, известных им. Из «Специальной технологии» учащиеся знают, что увеличение скорости резания способствует уменьшению шероховатости и повышению точности обработки, повышению производительности труда; чем тверже обрабатываемый материал, тем меньше должны быть скорость резания; при прочих равных условиях наибольшие скорости резания можно применять при использовании резцов с твердосплавными пластинами; производительность токарной обработки повышается при увеличении поперечного сечения стружки, что достигается увеличением или подачи, или глубины резания.

Предлагая задания на выбор оптимальных режимов резания, обеспечивающих заданную шероховатость и точность обработки, высокую производительность труда и т.д.  мастер может создать самые разнообразные проблемные ситуации, требующие выбора учащимися наиболее рационального решения из возможных известных им.

В процессе обучения проблемные ситуации можно создать, поставив учащихся в условия, требующие практического использования имеющихся у них знаний и умений в новых непривычных условиях, что не только повышает мобильность их мышления, но зачастую служит средством приобретения новых знаний и умений. Подобные проблемные ситуации могут быть созданы, например, при рассмотрении полезного использования трения, известного учащимся, как вредное нежелательное явление, в различных устройствах, узлах машин и механизмов и их деталях (резьбовые соединения, муфты сцепления, фрикционные передачи, клиновые соединения и т.п.).

Из других способов создания проблемных ситуаций следует отметить и такие, как:

- предложение учащимся рассмотреть явление с различных позиций (например, наладчика, контролера, экономиста, продавца, менеджера и т.п.);

- постановка вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждений и т.п.;

- постановка несложной исследовательской задачи с заранее предлагаемыми условиями решения;

- предложение учащимся задач с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными и т.п.

Проблемное обучение даст ожидаемый эффект только при умелом руководстве учебным процессом со стороны мастера.

Если выпускник профессионального учебного заведения приобретает указанные выше навыки и умения, он становиться более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в любых ситуациях, работать в различных коллективах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы организации учебной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования.

          При применении субъектами образовательного процесса различных активных  методов  организации образовательной  деятельности реализуются зад...

«Проектная деятельность на уроках трудового обучения»

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопро­сы, связанные с подготовкой подраста­ющего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с...

Включение обучающихся в активную познавательную деятельность на уроках производственного обучения

Вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность, руководство ею - это ответственная и сложная задача каждого мастера производственного обучения. Воспитание активности и познавательной де...

статья на тему Использование игровой учебной деятельности на уроках теоретического и производственного обучения при профессиональной подготовке обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

Использование различных форм и видов игровой учебной деятельности на уроках теоретического и производственного обучения при профессиональной подготовке обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ....

Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».

Методическое  пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций....

Доклад на тему: Опыт и перспективы развития образовательной деятельности по программам профессионального обучения лиц с интеллектуальными нарушениями

В данном докладе представлен опыт работы по программам профессионального обучения лиц с интеллектуальными нарушениями...

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

В процессе преподавания  математики одним из главных направлений является повышение мотивации учебной деятельности студентов. Для этого используются различные формы, методы, технологии.  Пов...