Основные аспекты практико-ориентированного обучения студентов фармацевтического профиля
статья

Тейге Светлана Владимировна

Одной из важнейших задач стратегии развития фармацевтики РФ на период до 2020 года является - совершенствование системы подготовки специалистов для фармацевтической отрасли, в том числе создание новых программ обучения в соответствии с международными стандартами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_praktiko-orientirovannoe_obuchenie_farmatsevtov_1.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тейге Светлана Владимировна

преподаватель

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №2»

Люберецкий филиал,

г. Люберцы

Основные аспекты практико-ориентированного обучения студентов фармацевтического профиля

Научно-технический прогресс последних десятилетий затрагивает все сферы деятельности человека. Серьезные изменения отмечаются в системе здравоохранения. Фармацевтическая отрасль, как значительная часть системы здравоохранения Российской Федерации (РФ) имеет огромный потенциал развития. Предоставление фармацевтических услуг строго регламентируется и лицензируется государством. Поэтому работать с медикаментами могут только специалисты с высшим и средним специальным фармацевтическим образованием – провизоры и фармацевты, имеющие государственный диплом, а также сертификат, выданный аккредитованными организациями.

 Согласно стратегии развития фармацевтической отрасли РФ - «Фарма 2020» потребность в высококвалифицированных кадрах, необходимых для реализации инновационного сценария развития фармацевтической отрасли, покрыта только на 10%. Одной из важнейших задач стратегии развития фармацевтики РФ на период до 2020 года является - совершенствование системы подготовки специалистов для фармацевтической отрасли, в том числе создание новых программ обучения в соответствии с международными стандартами [1 стр. 34]. В Российской Федерации профессиональные стандарты для фармацевтических работников отсутствуют.

Реалии современного образования таковы, что только 33% работодателей в фармацевтической отрасли оценили качество существующего образования как приемлемое. Почти такое же количество отметило полное несоответствие образовательных программ нуждам работодателей или их отсутствие. При этом работодатели объясняли свое негативное мнение малым объемом в образовательных программах практических дисциплин, в основном, по профессиональным стандартам организации производства и контроля качества.

Важным звеном в формировании кадровой насыщенности фармацевтического рынка являются учреждения среднего профессионального образования. Требования к проводимому обучению и формируемые у выпускников компетенции в настоящее время установлены в Приказе Минобрнауки России от 12.05.2014 N 501"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2014 N 32861).

Согласно стандарту квалификацию фармацевт можно получить на базе среднего общего образования со сроком обучения 3 года 10 месяцев и на базе основного общего образования со сроком обучения 4 года 10 месяцев. В процессе получения квалификации студент изучает учебные циклы:

1. Общие гуманитарные и социально-экономические;

2. Математические и общие естественнонаучные;

3. Профессиональные.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практики (по профилю специальности). Профессиональные модули включают:

ПМ01. - МДК.01.01.Лекарствоведение, МДК.01.02.Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента;

ПМ02. - МДК.02.01.Технология изготовления лекарственных форм, МДК.02.02. Контроль качества лекарственных средств;

ПМ03. -  МДК.03.01. Организация деятельности аптеки и ее структурных подразделений.

ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера обучения и ставить в основу практико-ориентированный подход в обучении. Практико-ориентированный подход реализуется по средствам профессионально - ориентированных технологий обучения, направленных на формирование у будущих специалистов значимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, профессионально-важных качеств. Технологии обучения, выбранные для реализации профессиональной подготовки в СПО, должны быть ориентированы на достижение определенной цели. Каждая цель нуждается в решении конкретных задач и предполагает определенные действия преподавателя для ее достижения. Выбор технологии практико-ориентированного обучения зависит от:

  • особенностей содержания изучаемого учебного предмета, темы;
  • возрастных особенностей студентов (в частности, очная, заочная форма обучения);
  • уровня реальных познавательных возможностей студентов;
  • времени, отведенного на изучение того или иного материала;
  • цели, задач и содержания материала конкретного занятия;
  • возможностей и особенности преподавателя, его личных и профессиональных качеств, уровня его теоретической и практической подготовленности, методического мастерства;
  • материально-технической оснащенности, наличия оборудования, наглядных пособий, специальных технических средств [2 стр.156].

Для наиболее результативной реализации практико-ориентированного подхода в обучении фармацевтических кадров необходимо развивать наиболее эффективные формы и технологии обучения. К активным формам профессионально-ориентированного обучения можно отнести: семинар, учебная экскурсия, учебная конференция, практическое занятие, курсовое проектирование, производственная практика, дипломное проектирование.

К практико-ориентированным образовательным технологиям можно отнести технологии интерактивного обучения, технологии модульного обучения, технологии компетентностного обучения.

 Технологии интерактивного обучения предполагают организацию оптимальных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа стоящей задачи и ситуации.

Технология модульного обучения реализует модульно-компетентностный подход практико-ориентрованного обучения. Учебный материал структурируется по тематическим блокам с постановкой комплексной дидактической цели. Обучение строится по отдельным тематическим разделам - модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Учебный материал конструируется таким образом, чтобы он обеспечивал достижение каждым учеником поставленных перед ним целей [3 стр.129].

Практико-ориентированный подход подразумевает формирование теоретической базы знаний параллельно с получением практических компетенций. Уровень практического опыта деятельности определяется технологиями компетентностного подхода, который предполагает конкретную формулировку целей обучения как компетенций, востребованных в профессиональной деятельности [4 стр.35]. Профессиональные компетенции ориентируют студента с самых первых занятий на те умения и профессиональные навыки, из которых сложится впоследствии их профессиональный уровень.

Процесс внедрения практико-ориентированного подхода основан не только на образовательном процессе, но и на формировании личности студента. Он позволяет заложить понятия этики и деонтологии профессиональной деятельности и довести выполнение данных требований до автоматического и рефлекторного выполнения. В процессе практико-ориентированного обучения студент получает не только практические, но и общекультурные и социальные компетенции, способствующие повышению профессиональной компетентности и конкурентно-способности фармацевтических кадров.

Компетенции полученные студентами в процессе обучения, будут формировать облик конкретной личности, как специалиста. Таким образом будет достигнута конечная цель практико-ориентированного обучения - формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности.  Совершенствование и развитие системы подготовки специалистов фармацевтической отрасли несомненно будет способствовать повышению наших стандартов обучения до международного уровня и вхождению российских специалистов в международный фармацевтический бизнес.

Список литературы

  1. Береговых В.В., Аладышева Ж.И., Пятигорская Н.В., Юдина Л.Ю. О тенденциях современного фармацевтического профессионального образования. // Медицинское образование и вузовская наука. 03.2015. № 1

  2. Жукова Г.С., Никитина Н.И., Комарова Е.В. Технологии профессионально-ориентированного обучения: учебное пособие - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 189 с.

  3. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 т. Т. 1Теория обучения/ Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.

  4. Серебряная Ф.К., Щербакова Л.И. Внедрение компетентностного подхода в процессе обучения студентов по специальности «фармация» согласно ФГОС ВПО. //Современные проблемы науки и образования. 2014. №1 с. 34-56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

О роли современных учреждений СПО в  работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро ада...

Практико-ориентированное обучение в рамках дисциплины "Документационное обеспечение управления"

Практико-ориентированное обучение в рамках дисциплины "Документационное обеспечение управления"...

Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами  остро встала  и в ...

Практико-ориентированные технологии обучения как средство оценивания образовательных результатов

Характеристики практико-ориентированных педагогических технологийПедагогический контроль и оценка образовательных результатов   с применением современных образовательных технологий...

Проект банка данных практико-ориентированных заданий и оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по основным образовательным программам среднего профессионального образования и профессионального обучения в соответствие

Проект банка данных практико-ориентированных заданий и оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по основным образовательным программам среднего профессионального о...

Работа мастера производственного обучения в колледже - основные аспекты.

    Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (5-7 учащихся) для совместного...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

В статье представлены направления практико-ориентированного подхода в обучении. Дано определение технологического проектирования в строительстве и методы обучения студентов среднего профессионального ...