Направления развития профессионального образования
статья

Захарова Лариса Владимировна

     Основными тенденциями, определяющими развитие системы профессионального образования, являются непрерывность, интегративность, стандартизация, регионализация, демократизация и плюрализация. Хотелось бы остановиться  на  двух направлениях  – интегративности и стандартизации в профессиональном образовании.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     В современной России происходят огромные изменения во всех сферах общества: трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей. В этих условиях проблемы образования находятся на гребне событий, так как треть населения нашей страны учится, учит, повышает квалификацию, проходит переподготовку.  В этом многообразии одно из ключевых мест занимает процесс получения профессионального образования.

     Основными тенденциями, определяющими развитие системы профессионального образования, являются непрерывность, интегративность, стандартизация, регионализация, демократизация и плюрализация. Хотелось бы остановиться  на  двух направлениях  – интегративности и стандартизации в профессиональном образовании.

Проблемы интегративности связаны с экономическим развитием России.  Связь между профессиональными учебными заведениями и работодателями становится очень важной, тесное взаимодействие этих структур приводит к эффективным результатам. Предприятие озвучивает свою потребность в тех или иных кадрах, а главной задачей образовательного учреждения становится  подготовка компетентных кадров. Проблема  стандартизации решается путём универсализации содержания образования, обеспечение его конвертируемости и надёжности как внутри государства, так и за его пределами.

Реализации  вышеприведённых задач способствует движение WorldSkills,  которое  охватывает всё большее количество регионов и расширяет число компетенций.WorldSkills – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путём гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всём мире. Чемпионаты WorldSkill позволяют измерять и сравнивать уровень навыков специалистов и учащихся. В результате работодатели могут выбрать для себя лучший персонал на этапе получения студентами профессионального образования.

Студенты  ГПОУ ТО «Новомосковский политехнический колледж» принимают участие в чемпионате  по компетенции «Лабораторный химический анализ» с 2016 года. Чемпионат даёт возможность расти и развиваться не только в пределах колледжа, но и в пределах региона и России, а также  принимать участие в соревнованиях международного уровня, так как в 2018 году наша компетенция вошла в перечень международных. Участие к конкурсе помогает будущим специалистам развить способность к быстрой адаптации на рабочем месте, овладеть общими и профессиональными компетенциями,  выработать устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности. Все студенты нашего колледжа, принявшие участие в чемпионате  WorldSkills, являлись призёрами региональных соревнований, обладателями медалей  «За высшее мастерство»,  в 2016 году студент специальности «Химическая технология неорганических веществ» стал победителем  чемпионата в регионе и неплохо выступил на отборочном чемпионате. Участники чемпионата уже на IVкурсе были приглашены работодателем ОАО «Еврохим» на работу, успешно совмещали трудовую деятельность с получением профессионального образования. Сейчас выпускники колледжа продолжают работать на предприятии и получают заочно высшее образование.

Уже после первых соревнований, участники, делясь своими  эмоциями и впечатлениями, стимулировали других студентов к участию в чемпионате, мотивировали  однокурсников к качественному выполнению лабораторных работ, ответственному отношению к занятиям,   помогали в подготовке новых участников. Конкурс учит высокому профессиональному мастерству, воспитывает гордость за свою профессию, сокращает путь  от студента к профессионалу.

 При подготовке студентов колледжа к участию в чемпионате стало понятно, что материально – техническая база нашего профессионального  учреждения не дотягивает до стандартов WorldSkills,  оборудование, на котором должны были работать участники, не в полном объёме соответствовало  уровню WS. Администрации пришлось изыскивать средства для приобретения нового оборудования, посуды и реактивов, использование которых в образовательном  процессе положительно отразилось на качестве подготовки специалистов. Кроме этого, оказалось, что некоторые модули конкурсных заданий не входят в программу обучения, поэтому для системной подготовки студентов к чемпионату необходимо было скорректировать  программы основного и дополнительного образования, внести  новые лабораторные работы на новом оборудовании. И этот момент оказался положительным, так как при прохождении производственной практики студенты без труда работали на приборах и  получили предложение работать  на оплачиваемых рабочих местах.

Чемпионат позволяет повысить образовательный уровень не только студентов, но и преподавателей. Преподаватели, которые готовят студентов к чемпионатам  по стандартам WorldSkills, постоянно осваивают новые методики, изучают ГОСТы, разрабатывают инструкции к лабораторным работам для  работы на новых приборах. Все преподаватели привлекаются к работе на соревнованиях в качестве экспертов. Экспертная деятельность предполагает  наличие высокого уровня профессиональной компетенции педагога, ответственность за экспертные суждения и рекомендации, самостоятельность и независимость мышления.

  Таким образом, чемпионаты WoridSkills – это один из эффективных способов повышения мотивации к обучению, активизации познавательной деятельности, как для студентов, так и для педагогов. Участие в соревнованиях позволяет обмениваться опытом, приобретать новые знания,  знакомиться с современными технологиями и методиками преподавания в системе   профессионального образования.

Чемпионаты WordSkills  дают новый импульс развитию системы профессионального образования, эффективный консолидирующий инструмент разработки и развития профессиональных образовательных стандартов, а также комплексной проверки качества профессионального образования на различных уровнях его организации.

Список использованных источников

  1. Золотарева Н. М. «Присоединение России к WorldSkillsInternational» // Время компетенций - 2016.
  2. История развития WorldSkillsInternational// Официальный сайт WorldSkillsInternational[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.worldskills.org/
  3. Основные направления WorldskillsRussia// Официальный сайт WorldSkillsRussian[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://worldskills.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История развития профессионального образования в России

Презентация о развитиии профессионального образования в России с времен Петра 1 до наших дней...

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГБПОУ РМ «КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

В работе образовательных организаций начинает доминировать переподготовка и повышение квалификации кадров, инновационная деятельность, формируются условия для перехода к эпохе профессионализации: созд...

2016 Всероссийская научно - практическая конференция " Инновационные направления развития среднего медицинского образования", г. Тюмень, статья "Новые подходы в организации воспитательной работы и развитие студенческого самоуправления"

2016 Всероссийская научно - практическая конференция " Инновационные направления развития среднего медицинского образования", г. Тюмень, статья "Новые подходы в организации  ...

ВЕКТОР МБОУ СОШ №50 В НАПРАВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДИЧНСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Экономика любой развитой страны нуждается в квалифицированных рабочих кадрах, умеющих работать по новейшим международным стандартам качества. Высокотехнологичные производства требуют соответствующей п...

Зарипова Н.А., Орлова О.А. Ключевые аспекты развития профессионального образования в контексте задач подготовки кадров для предприятий общественного питания Ивановской области

Раскрытие ключевых аспектов развития профессионального образования в контексте задач подготовки кадров для предприятий общественного питания Ивановской области...

Мотивация обучающихся на овладение профессией как фактор развития профессионального образования.

Мотивация к овладению профессии на примере одного обучающегося.Мотивы — это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии был сделан не вполне самостоятельно и не...