Конспект занятия "Вулкан"
план-конспект занятия

Дамигуль Кульманова

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Вулкан" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vulkan.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная форма

1

Доминирующая познавательно- исследовательская деятельность

Познавательное развитие

2

Виды деятельности детей

-игровая

-исследовательская

- познавательная

-коммуникативная

-двигательная

-речевая;

Методическая информация

1

Тема познавательно-исследовательской деятельности

« Вулкан»

2

Методы и

приемы

реализации

содержания ОД

- словесные: беседа с детьми, разъяснение, обсуждение;

-практические: решение проблемных ситуаций;

- игровые: подвижные игры,  опыт.

-наглядные: использование макета вулкана;

-педагогические приемы: создание ситуации оценивания, поощрение, самооценка

-исследовательские действия.

3

Интеграция образовательных областей

- познавательное развитие;

-социально-коммуникативное развитие;

-физическое развитие;

-безопасность;

4

Возрастная

группа

Подготовительная к школе группа

 (6-7 лет)

5

Цель

Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.

6

Задачи

Образовательные:

-формировать представления детей о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе, сформировать знания о районах распространения вулканов в России и в мире. Познакомить детей с такой профессией — вулканолог, значением его труда. Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Развивающие:

-расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.

Воспитательные:

-воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

7

Ожидаемые результаты

У детей:

 - расширены представление детей об объектах и явлениях неживой природы

 - развиты коммуникативные способности

 -обогащен словарный запас новыми словами ( лава, вулкан,       пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.)

-расширенны знания причине извержения вулкана с опорой на исследовательские действия

8

Организация среды для проведения ОД

-иллюстрации вулканов (спящий вулкан, извергающийся вулкан;)

-географическая карта

-макет вулкана

-сода

-стакан воды.

- гуашь красного цвета

-моющего средства

-лимонная кислота

9

Критерии оценки деятельности детей во время ОД

- проявляют самостоятельность

- активно выполняют задание

-эмоционально реагируют

-сопереживают

-оказывают помощь сверстникам

10

План С Д

1. Вводная часть:

-мотивация

2.Основная часть:

-беседа о вулканах, прослушивание легенд.

-физкульт минутка «Вулкан»

-эксперимент

Заключительная часть:

-рефлексия

-подведения итогов

11

Мотивация

Выяснить с детьми виды вулканов строение и причину извержения вулкана.

12

Проблема

Обращение к детям: какие  бывают виды вулканов?

-потухший

-действующий

-спящий

Ход совместной деятельности

1

Вводная часть.

Свободный вход в группу

Познавательная беседа с детьми (открытие новых знаний)

Основная часть.

Заключительная часть

Подведение итогов.

Педагог-психолог: Ребята,  здравствуйте, я недавно побывала на Канарских островах, у них есть очень интересная особенность, на них очень много… Я Вам не скажу «чего»,  но могу загадать загадку: 

Я плююсь огнём и лавой, 
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня? 
 (Вулкан)

Педагог-психолог: Молодцы, ребята, отгадали мою загадку. Вы хотите узнать, что же  такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?    Тогда послушайте интересную легенду.

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».

Педагог-психолог: Как вы думайте, что такое вулкан?

Дети: Гора, с отверстием на вершине, через которое изливается лава, поднимается дым, и летят камни.

Педагог-психолог: Правильно, это огнедышащая гора. На что похожа гора?
Дети: На конус, на треугольник, на пирамиду.

Педагог-психолог: Правильно, ребята. А теперь я вам предлагаю посмотреть на внешнее и  внутреннее строение вулкана.

На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть - это жерло вулкана, жерло похоже на трубу, уходящую глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это магма, вырвавшаяся наружу из недров земли. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава стечёт далеко от вулкана, она застывает.  Сейчас я Вам рассказала про злой  вулкан, но там где я путешествовала, были и добрые вулканы. У отдельных канарских вулканов были особенности: их лава продвигалась медленно, часто люди успевали убежать.  

Педагог-психолог: Ребята, подскажите, пожалуйста, а как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?

Дети: Вулканологи

Педагог-психолог: Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?
Дети: Вулканологи изучают вулканы, как они устроены, почему они извергаются.
 

Педагог-психолог: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И  жители могут покинуть город и спастись. А как вы думайте это нужная

профессия?
Дети: Да, потому что они предупреждают людей об опасности.

Педагог-психолог: Ребята, скажите, пожалуйста, какими профессиональными качествами должен обладать вулканолог?

Дети: Вулканолог  должен быть умным и смелым, потому что без смелости он не сможет изучать вулканы.  
Педагог-психолог: Еще эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри под земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их оповещение и эвакуация.  

Педагог-психолог: Ребят, а также я слышала  легенду о  вулкане Тейде, который был остановлен молитвами священника, и жители села успели спастись от горящей лавы. Случилось это благодаря его медлительности. Лава извергалась настолько медленно, что до села уже дошла остывшей.

Педагог-психолог: А приносят ли пользу вулканы? Если да, то какую?

Дети: Да! Там плодородная почва; пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.

Педагог-психолог: Молодцы! А вулкан Тейде является для местных жителей источников дохода, из его застывшей лавы они делают очень красивые украшения. Вот так вулкан становится не только разрушителем, но и помощником! Посмотрите, какие красивые изделия делают из застывшей лавы вулкана Тейде (демонстрация изделий из вулканической лавы).

Педагог-психолог: Ребята, я вам предлагаю посмотреть небольшой видеоролик — извержение вулкана (просмотр  фильма о вулканах сопровождается пояснениями педагога: извержение вулкана начинается с появления дыма, затем происходит взрыв).

Педагог-психолог: сейчас мы наблюдали за действующим вулканом, а какие еще бывают вулканы?

Ответы детей:

  • Вулканы бывают действующие - это  вулканы, которые извергают лаву.
  • Потухшие - не извергающие лаву.
  • Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.  Вулкан Тейде считается уснувшим.

Педагог-психолог: Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.
Вопросы детям:

- С чего начинается извержение вулкана?

- Что происходит дальше?

- Что остаётся после извержения вулкана? (застывшие камни, сгоревшие деревья)

Педагог-психолог: Ну и конечно же, ребята, нам с вами необходимо узнать, где же на нашей планете располагаются столь загадочные образования природы. А в этом нам поможет географическая карта  (педагог вместе с детьми подходит к карте и показывает детям  расположение вулканов).

Педагог-психолог : Скажите, что интересного вы сегодня узнали? Кому можно рассказать и показать наш опыт?

Педагог-психолог: Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан. Интересно? Хотите самостоятельно проделать опыт - извержение вулкана? Но для начала немного разомнемся, ведь работа предстоит нелегкая.

Физкультминутка  «Вулкан»

Стихотворение

Движения

Вулканы начали "играть"

Из жерла лаву извергать

Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Руки на поясе, поднимаем

 их вверх с одновременным

сжиманием и разжиманием

 пальцев рук в кулак. -2 раза

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

 Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

Последний раз огнём дыхнул -

Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул.

Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

А сейчас давайте пойдем делать эксперимент. В лаборатории у нас всё готово для проведения опыта. И для начала вспомним, как нужно вести себя при проведении опытов и экспериментов:

  1. Внимательно  слушать и ничего не трогать пока вас об этом не попросят.
  2. Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.

Делаем  опыт. На столе, на подносе стоит макет вулкана из соленного теста. Дети встают вокруг стола. Вначале педагог- психолог объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает, опираясь на картинку - схему, как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего,  педагог- психолог еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.

Последовательность проведения эксперимента.

1 -  всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

2 -  налить полстакана воды.

3 - добавить в воду  кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

4 -  в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

5 — педагог- психолог  добавляет в окрашенную воду две столовой ложки лимонной кислоты, затем  ребята осторожно вливают полученную смесь в жерло вулкана (сода) .

6 — наблюдаем извержение

- Скажите, что интересного вы сегодня узнали? Кому можно рассказать и показать наш опыт?

Педагог-психолог: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и у вас всё получилось, замечательно!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по татарскому языку по теме "Кошларым-дусларым"

Конспект урока по татарскому языку по теме "Кошларым-дусларым"...

Конспект урока " Добро и зло в казке А.С. Пушкина Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

На уроке ставились цели:   1)  Раскрыть нравственный  смысл сказки Пушкина,     рассмотреть категории добра и зла  на  примере « Сказки о мёртвой цар...

Конспект занятия "Этикет телефонного звонка". Конспект игрового занятия " Прогулка по саду"

Представлен конспект занятия по этикету,которое учит воспитанников культурно общаться по телефону....

Задание 14 22.12.2021 Чтение чертежей ,условные обозначения ,записать основы в конспект .Внимание 24 числа контроль пройденного по форме вопрос ответ ,присылать ответы и фото конспектов нужно будет мне на почту ,ответ без фотографии конспекта Незачет!

, Чертеж это полноценный документ ,выдаваемый на одну конкретную деталь или целую металлоконструкцию. Он содержит всю информацию, которая может понадобиться сварщику. Профессиональное чтение сварочных...

Конспект лекции Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности

Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности...