Курсовая работа
методическая разработка

Курсовая работа по теме "Знакомство с музыкальными особенностями нардных танцев России и зарубежных стран как фактор духовно-нравственного воспитания младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Курсовая работа66.8 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Коновалова Валерия Андреевна

ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 53.02.01

с оценкой_______________________

Музыкальное образование

«      » _______________ 2019 года

Курс: 3, группа: 30

Руководитель: Мизина Л. В.

Преподаватель МДК 03. 03

музыкально-инструментального класса

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

6

1.1. Педагогическая сущность духовно-нравственного воспитания

1.2. Духовно-нравственное воспитание младших школьников

9

Выводы по 1 главе

15

ГЛАВА 2. МУЗЫКА НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ

17

2.1. Понятие о народной танцевальной музыке

2.2. Особенности танцевальной музыки России

19

2.3. Особенности танцевальной музыки зарубежных стран

22

2.4. Методическое включение музыки народных танцев на уроках в школе

27

Выводы по 2 главе

33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

35

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

37

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. В современном обществе встает вопрос о духовно-нравственном воспитании будущего поколения, так как всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости и агрессивности. Проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной. Этим вопросом занимались: А. Я. Данилюк, Е. Н. Землянская, З. И. Саласкина, В. А. Сухомлинский, Н. П. Шитякова.

Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с проблемами развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса [24; с. 3]. В 2009 году была разработана Концепция духовно-нравственного воспитания (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаковым, В. А. Тишковым). В дальнейшем она легла в основу федерального образовательного стандарта, составляющей частью которого является программа духовно-нравственного развития младшего школьника [10; с. 95]. Важнейшей задачей является воспитание личности, способной ощущать историческую принадлежность к своему народу, понимать значимость культурного наследия (в том числе других стран), обладающая исторической памятью, нравственными позициями, в том числе: патриотизмом, толерантностью, знанием основ культуры межэтнического общества, умением уважать обычаи, традиции, историю и образ жизни других народов. Решение данных задач тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром. Общепризнанно, что одним из эффективных средств духовно-нравственного развития школьников является искусство, в частности музыка. Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большой степени обеспечивает выполнение задач духовно-нравственного воспитания школьников [10; с. 96]. Поэтому нами сформулирована тема исследования: знакомство с музыкальными особенностями народных танцев России и зарубежных стран, как фактор духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Цель исследования – изучить и раскрыть музыкальные особенности народных танцев, как фактор формирования духовно-нравственного воспитания школьников.

Объект исследования – особенности формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе.

Предмет исследования – изучение музыкальных особенностей музыки народных танцев.

Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:

  1. Провести анализ понятия духовно-нравственного воспитания;
  2. Отобрать и систематизировать материал по теме исследования;
  3. Приобщить детей к лучшим образцам русской и зарубежной народной танцевальной музыки;
  4. Изучить возможность методического включения на уроках музыки народных танцев;
  5. Обобщить и наметить задачи дальнейшего исследования.

В данном исследовании были использованы следующие методы исследования:

Теоретические:

  • поиск;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация;
  • систематизация;
  • обобщение.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Педагогическая сущность духовно-нравственного воспитания

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В период ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит потеря ценностей, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В 2007 г. и 2008 г. в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании. Ценности личности формируются в семье, школе, трудовых коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное воспитание личности происходит в сфере общего образования, где воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная жизнь школьника.

В педагогике понятие духовно-нравственного воспитания определено, как логическая последовательность процедур, определяющих внутреннее устройство какого-либо педагогического процесса и обеспечивающих его развитие и действие; совокупность способов педагогической деятельности, выстроенных в определенной последовательности и направленных на достижение конкретной цели [23; с. 38].

Кандидат педагогических наук З. И. Саласкина под духовно – нравственным воспитанием понимает «педагогий процесс, направленный на усвоение учащимися нравственных норм и правил, развитие духовных, эстетических и нравственных чувств, формирование высоко нравственного сознания и убеждения, чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты, выработку, навыков, привычек и умений нравственного поведения». Его основной целью она считает переход личности на уровень нравственного саморазвития и самосовершенствования [23; с. 39].

Основные задачи духовно-нравственного воспитания: нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение, нравственные качества, нравственно-этическая культура [22; с. 3-4]. Современные ученые ведут поиски духовности не столько в самом человеке и особенностях его личности, сколько в продуктах жизнедеятельности и определяют ее как результат приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре. Среди задач духовно-нравственного воспитания главным является формирование ценностного отношения к себе, другим людям, обществу и окружающему миру. Основой ценностного отношения выступают выработанные в культуре образцы, принятие и позитивная оценка которых определяет характер человеческой деятельности. Так, например, кандидат педагогических наук Н. Г. Дмитриева считает, что духовность личности – это «система ее ценностей, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире, о себе, о добре и зле, все то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся и от чего грустим. Это наш духовный мир» [23; с. 7-8].

Духовно-нравственное воспитание включает в себя:

- формы общественного сознания и их воплощение в человеческой деятельности;

- совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовно-нравственное воспитание можно классифицировать по степени творчески преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют подвиды:

1) произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно – природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);

2) театральное искусство (театральные образы);

3) произведения изобразительного искусства (живопись, графика);

4) музыкальное искусство (музыкальные образы);

5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.);

6) общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи и т. д.) [19].

В проекте Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России были сформулированы базовые ценности россиян, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

- патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

- гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество [7; с. 5].

1.2. Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Государственный стандарт образования и входящая в нее программа духовно-нравственного воспитания младших школьников связывают стратегические цели образования с проблемами развития российского общества, включая преодоление социально-экономического и духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании. К которым относят формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, высокой нравственности, самостоятельности, толерантности. В связи с этим в условиях модернизации российского образования серьезно внимании уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников [24; с. 3].

Важность духовно-нравственного воспитания обусловлена следующими моментами:

  • Необходимостью преодоления не только социально-экономического, но и духовного кризиса в российском обществе;
  • Социальным заказом, отраженным в последних государственных документах о школе, в которых в качестве основной задачи называется воспитание духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего народа и других народов.

В последние годы появились исследования по проблемам воспитания, определяемого как духовно-нравственное (В. А. Беляевой, Т. П. Грибоедовой, Т. И. Петраковой, З. И. Саласкиной, Р. М. Салимовой, А. Д. Солдатенкова и др.). Наиболее полное решение проблемы духовно-нравственного воспитания осуществляется в трудах педагога Т. И. Петряковой. Она видит в духовно-нравственном воспитании «процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Его показателями могут быть: сформированность духовно-нравственных ценностей, уровень развития самосознания учащихся, реакция на педагогическое воздействие, богатство духовных запросов» [24; с. 57].

Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан наблюдается система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. Ценности личности формируются в семье, школе, трудовых коллективах, в сфере массовой информации, искусства и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, – утверждал советский психолог Л. С. Выготский, – есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» [24; с. 58].

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание духовно-нравственного воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Духовно-нравственное воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Более высокой ступенью духовно-нравственного воспитания гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Необходимым свойством духовно-нравственного воспитания гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

  • истории России, российских народов, своей семьи, рода;
  • жизненного опыта своих родителей, предков;
  • произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
  • фольклора народов России [8; с. 4-21].

Педагоги Д. А. Левчук и О. М. Потаповская под духовно-нравственным воспитанием понимает «процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
  • Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • Нравственного поведения (готовность служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) [8; с. 4-21].  

 Размышляя над целями духовно-нравственного воспитания детей,  Российский педагог и психолог Ш. А. Амонашвили пишет: «В душе и сердце ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения…»[1; с. 42].

Именно в школе должна быть сосредоточенна не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. По мнению советского педагога-новатора В. А. Сухомлинского, ещё «в младшем школьном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали» [6; с. 12]

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе ориентировано на становление человека, любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; владеющего основами умениями учиться; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

Духовно-нравственное воспитание направленно на уклад школьной жизни, включающего учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на определённой системе духовных идеалов, нравственных ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни [6; с. 3-4]. В сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; укреплению нравственности, основанной на духовных традициях общества; формирование морали, как необходимости определенного поведения в обществе; формирование терпимости, уважения к другим нациям. В младшем школьном возрасте дети склонны к формальному усвоению требований морали. Систематическое и сознательное усвоение существа некоторых нравственных принципов – зона ближайшего развития младших школьников. Необходимо обеспечивать доступность усвоения всех нравственных норм.

Основным содержанием духовно-нравственного воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Более высокой ступенью духовно-нравственного воспитания учащегося России является осваивание им культурных богатств своей страны и многонационального народа Российской Федерации. Формирование открытости миру, диалогичности с другими национальными культурами, умение выстраивать межнациональные отношения, умение вести диалог, построенный на взаимопонимании, уважении и терпимости, признание культурных ценностей других народов. У детей появляется интерес к народным традициям в процессе изучения танцевальной музыки народов мира.

Таким образом, одним из направлений формирования духовных ценностей может быть изучение в школе музыки народных танцев разных народов. Знакомство и изучение музыки народных танцев является особым каналом передачи духовно-нравственных ценностей от поколения к поколению [7; с. 4-15].

Выводы по 1 главе

Подводя итоги по 1 главе, можно сделать следующие выводы. Духовно-нравственное воспитание личности — это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей. Они ориентированы на достижение определенного идеала — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин страны. Основными базовыми национальными ценностями являются:

  • патриотизм (любовь к родине);
  • социальная солидарность (личная и национальная свобода);
  • гражданственность (долг перед Отечеством);
  • человечество (мир во всем мире, понимание культур народов России и других стран).

Понимание народов России и других стран формируется воспитательной системой. Основные признаки воспитательной системы:

  • она всегда существует в рамках определенной социальной культуры (семьи, школы, вуза, государства);
  • охватывает весь педагогический процесс образовательной организации (учебно-познавательная и внеурочная воспитательная деятельность).

В параграфе 1. 1. мы рассмотрели сущность духовно-нравственного воспитания. Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. Духовно-нравственное воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных качеств: милосердия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи. Основные задачи духовно-нравственного воспитания: нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение, нравственные качества, нравственно-этическая культура.

В параграфе 1. 2. мы рассмотрели духовно-нравственное воспитание младших школьников. Именно в школе должна быть сосредоточенна не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

ГЛАВА 2. МУЗЫКА НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ

2.1. Понятие о народной танцевальной музыке

На нашей планете 250 стран и несколько тысяч народов. Культуры стран разные и не похожи друг на друга. Наиболее ярко, особенности развития культуры, отражаются в танцевальном творчестве. Говоря о танцевальной музыке в масштабах мира, важно понимать, что разные народы развивали свою культуру по-разному. Во многом на это оказывало влияние  географическое положение, соседи и близость к морю. Если страна в теплых широтах, климат мягкий и земля плодородна, народы этих стран более эмоциональны и открыты. Музыка этих стран отличается жизнерадостным характером, более энергична, чаще звучит в быстром темпе. Если страна расположена в условиях сурового климата и приходится выживать в тяжелых условия, то музыка этих стран отличается более суровым характером, широким движением мелодии и может звучать как в медленном, так и в более быстром темпе.

С давних времён танцы сопровождали человека в течение всей его жизни. В древности он имел религиозно — магический смысл и являлся неотъемлемой частью народных обрядов и празднеств. Первой музыкой для танцующих были звуки барабанов, шум звенящих браслетов и амулетов, первым гримом служила раскраска лица, а первым опытом актёрской выразительности — подражание различным животным. Постепенно отходя от обрядовых действий, народные танцы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных (танец бычка, танец орла, русские танцы — «Журавель», «Гусачок», «Лебедушка», «Заинька», «Петухи»). Возникают танцы на темы сельского труда, в которых изображается работа в поле, вышивание, шитье и другое («Ленок», «Костеля», «Капустка»). Позднее танец стал частью народных представлений на праздниках и ярмарках. С появлением ремесел и фабрик труда, возникают новые народные танцы: украинский бондарь, немецкий танец стеклодувов, эстонский танец сапожников. В народных танцах часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (воинственные пляски древних греков, шотландские танцы с мечами) [12; с. 20 – 29].

Народный танец — результат коллективного творчества. Переходя от исполнения к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую он обогащался и видоизменялся. Советский деятель Михаил Иванович Калинин говорил: «Народ — это все равно, что золотоискатель, он выбирает, сохраняет и несет, шлифуя на протяжении многих десятилетий, только самое ценное, самое гениальное» [25; с. 5]. У каждого народа складывались свои танцевальные традиции, особенности соотношения движения с музыкой, её характером, ритмом и темпом. Танцы Западной Европы основываются на движении ног, в танцах же народов Средней Азии и стран Востока основное внимание уделяется движению рук и корпуса. В народном танце всегда главенствует ритмическое начало, которое подчёркивается танцовщиком (притопывания, хлопки, звон колец, бубенчиков) [12; с. 60].

Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики держат в руках (костаньеты, бубен, барабан, гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами: платками, шляпами, веерами, блюдами, чашами, кувшинами. Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русского, грузинского и армянского танцев помогает длинное платье, юбка или сарафан; в быстрых танцах — пышные короткие юбки, нарядные сапожки. В народных танцах, где главенствует ритмическое начало, танцовщики подчёркивают удары хлопками, исполнение дробей притопыванием [12; с. 35].

Народно-танцевальная культура складывалась в странах на протяжении многих веков. Стилей и видов танцев бесчисленное множество, но всех их объединяет одно – в них отражена летопись истории народа, его душа и характер. Вот, что писал советский и российский балетмейстер Игорь Моисеев «Танец – немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души, эмоциональная летопись народа, самобытно и ярко рассказывающая историю чувств и событий, им пережитых. Неистощимая сокровищница народного танца хранит много бесценных жемчужин. В них творческая сила народной фантазии, образность народного мышления, выразительность и пластичность формы, глубина чувства» [12: с. 21]. Постепенно оттачивались национальные закономерности и национальные черты в народно-танцевальном творчестве и параллельно развивающейся танцевальной музыки. Многообразие танцевальных мелодий бесконечно, оно привлекает внимание и призывает к изучению. Остановимся на некоторых из них.

2.2. Особенности танцевальной музыки России

Музыкальная культура России формировалась на протяжении многих веков. В ее многообразных жанрах и формах нашли свое воплощение история народа, характер русского человека, своеобразие русской природы и быта. Русская музыка показывает всю доброту, широту, открытость и простоту души русского народа. Она берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества — русский народный танец. Родился он в обрядах и играх древних славянских племен. В танце народ передавал свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Родился русский танец в 907 году в обрядах и играх древних славянских племен, где выступали танцоры, переодетые в медведей. В своих движениях танцующие не просто подрожали повадкам зверей, а старались придать им черты человеческого характера. Танцы с медведями на Руси считались традиционными. Каждая новая эпоха несла с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям. Развитию народного танцевального творчества способствовало появление скоморохов. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации народного танца. Следующий этап развития  связан с именем Петра I, блестящего реформатора. В этот период произошли серьезные преобразования в культуре: танец приобретает более светский характер. И лишь в народе русский танец не только сохраняется, но и развивается, принимая новые разновидности [14; с. 15 – 19].  

В России, неисчерпаемо разнообразие народных танцевальных мелодий: игровых, плясовых, хороводных. Одни яркие и веселые плясовые, другие задушевно-лирические. В них передается то ширь родных просторов, то нежная грусть, то вспыхивает буйная радость. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются ("Камаринская", "Сени"), иногда по количеству танцоров ("Парная", "Четверка"), иногда название определяет рисунок танца ("Плетень", "Воротца"). Самыми известными танцевальными мелодиями являются: «Барыня», «Калинка», «Камаринская».

Русский народный танец делится на два основных жанра — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. Первым русским танцем считается хоровод – танец по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила. Считалось, что движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи. Хоровод – это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра непрерывно связаны с песней. Русский писатель Даль Владимир Иванович писал: «Были бы песни, будут и пляски» [5]. Самые известные на Руси мелодии хороводной музыки, это: «Во поле берёза стояла», «А мы землю наняли, наняли», «Заинька, по сеничкам», «Со вьюном я хожу». Хороводной мелодии характерны: плавность, широта, певучесть, отсутствие скачков на большие интервалы. Основой любого хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра в хороводе непрерывно связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников. Пели и водили хоровод вокруг любимого дерева на Руси – берёзы. Выходили покрасоваться (других посмотреть и себя показать). Надевали лучшие одежды, показывали «свое рукоделие». Русская народная одежда красива, ярка по краскам, богата украшениями, вышивкой. Для мужского костюма характерен особый покрой рубашки – косоворотки (разрез воротника сбоку). Штаны шили из холста, украшали узорами или полосками. Для девичьего костюма типичен сарафан. Девушки заплетали волосы в одну косу, носили на голове ленты и различные повязки.

На Руси говорили: «Русская песня — народа душа, русская пляска всегда хороша». Пляска — это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца. Древнегреческий писатель Лукиан говорил: «Пляска не только услаждает, но также приносит пользу зрителям, хорошо их воспитывает, многому научает. Пляска вносит лад и меру в душу смотрящего, изощряя взоры красивейшими зрелищами, увлекая слух прекраснейшими звуками и являя прекрасное единство душевной и телесной красоты» [4; с. 4]. Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь, создав свои формы и рисунки, другое музыкальное сопровождение. Плясовые мелодии народных танцев отличаются быстрым темпом, веселым характером, динамикой, жизнерадостностью и удалью, конкретностью и яркостью художественных образов. Русский танец требует энергичности и мужественности от мужчин и мудрой величавости от женщин. Обычно они объединяют в себе большое количество людей, которые держатся за руки, венки или платки. Однако танец в зависимости от местности исполняется по-своему. На Севере — степенно, величаво. В Центральной части — то спокойно и лирично, то живо и весело. На Юге — задорно, с удалью.

С древних времен народные танцы сопровождались инструментами, которые возникли еще у древних славян – гуслями, баянами, рожками, свирелями, бубнами, нехитрыми трещотками и свистульками, игрой на ложках и балалайках. Они являются одним из ярких подтверждений мелодичного характера русской музыки, ее многоголосия [25; 5 – 13].

Огромное богатство русской танцевальной музыки вдохновляло не одно поколение русских композиторов в использовании этих мелодий в своем творчестве: М. Глинка («Камаринская»), Даргомыжский, Н. Римский -Корсаков («Ой ты, темная дубравушка» из оперы «Садко»), П. Чайковский (4 симфония «Во поле береза стояла»), С. Рахманинов (3 фортепианный концерт «Со вьюном я хожу») и другие.

2.3. Особенности танцевальной музыки зарубежных стран

Восточная Европа – одна из частей нашей планеты, которая славится очень самобытной культурой. Страны, которые входят в ее состав Белоруссия, Украина долгое время были объединены. Это дает понимание общности традиций в музыке среди близких народов, но это не помешало им развивать свою культуру независимо одна от другой. Национальная музыка этих народов определилась в самостоятельную ветвь восточнославянской музыки в ХIV веке.

Народное музыкальное искусство Белоруссии соприкасается с народной музыкой русского и украинского народа, западных и южных славян, оно вошло в мировую культуру как яркое и самобытное явление. Корнями белорусская народная музыка уходит в древность. Музыка Белоруссии развивалась в неразрывной связи с трудовой деятельностью человека, с общественным бытом. Произведения народной музыки возникали на основе художественных традиций. В процессе устной передачи произведений каждое поколение участвует в их отборе и шлифовке. Народная музыка легла в основу национального музыкального стиля Белоруссии. Она характеризуется жанровым разнообразием и богатством музыкальных образов. В ней проявились ощущение красоты жизни, эмоциональности, темперамента и характера белорусского народа. Одна из форм сложившейся музыкальной культуры — музыка народных танцев. На протяжение длительного времени белорусский танец был мало известен даже на родине. Белорусский народ на протяжении своей истории создал множество ярких, самобытных танцев, которые легли в основу народно-хореографических традиций Белоруссии. Каждое значительное событие в жизни народа сопровождалось танцами, ни один праздник не проходил без них (свадьба, крестины). Существовала группа старинных танцев связанная с календарными обрядами (колядки, щедровки, веснянки). Белорусские танцы почти все массовые, парные. Только иногда танцуют одни девушки или одни юноши. В художественном образе танцев проявляется чувство красоты жизни, воодушевленность, темперамент и характер народа. Белорусские народные танцы можно разделить по циклам, соответствующие четырем периодам года. Зимой самое яркое событие - колядная неделя и святвечера, весной - Масленица, летом — Ивана Купала, осенью - Дожинки. Белорусские танцы исполнялись под аккомпанемент скрипки, цимбалы, дуды и гармоники. Зачастую танцы сопровождались пением частушек. Иногда такое исполнение переходило в состязание, что придавало танцам ещё более юморной характер. В большинстве своём танцы отражают трудовые процессы («Ленок», «Бульба»), отношение человека к окружающей природе («Метелица»), значительное место занимают сюжетные танцы («Юрочка», «Лявониха», «Полька-Янка») [16; с. 55].

Белорусские народные танцевальные мелодии имеют, как правило, 2-дольный метр и исполняются в быстром темпе. Мелодия развивается посредством секвенций, встречаются синкопы. Особенные черты белорусской танцевальной музыки: динамичность и жизнерадостность, эмоциональность и коллективный характер исполнения.

Большая роль в танце принадлежит костюму, от него зависит часть успеха при исполнении танца. В Белоруссии сценические костюмы яркие и в то же время простые. Краски, наполняющие эти костюмы показывают особенности характера этого народа. Для девушек сценический костюм состоит из тканой юбки, белой кофты с вышитым на рукавах красным орнаментом, гарсетки зашнурованной на талии, белого с вышивкой передника, белой ленточки с орнаментом на голове. У мужчин костюм состоит из серых, в полоску брюк, белой рубашки, орнаментированной красным по вороту,  подпоясанной вышитым поясом, и сапог или ботинок.

Самая известная танцевальная мелодия Белоруссии, узнаваемая многими народами мира является танец «Бульба»,который пришел к нам из глубины столетий. Музыкальный размер 2/4. Танцу свойственен четкий ритмический рисунок. Этот танец с движениями, как в польке, притоп, подскок, галоп с использованием различных вариаций. Характер музыки – живой и задорный. В танце задействованы только девушки. Для танца характерна легкость, живость, стремительность. Танцевальная народная музыка Белоруссии обобщает опыт многих поколений, имеет большое эстетическое познавательное и воспитательное значение. В основе национального музыкального стиля лежат народные мелодии, отличающиеся яркостью, жизнерадостностью и в то же время простотой [16; с. 54 – 56].

Начальная стадия формирования украинской музыки неотделима от развития музыкальной культуры Киевской Руси. На протяжении многих веков украинская музыкальная культура развивалась и совершенствовалась. В своём развитии охватывает практически все типы музыкального искусства — народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Столь щедро одаренный украинский народ создал многожанровое искусство и танец в нем занимает особое место. Украинские народные танцы покоряют иностранцев переходом от пылкой страсти, кульминационных порывов к спокойному, нежному течению. В них нашли свое отображение радость творческого труда, героизм борьбы и величие побед, задорная веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие украинскому национальному характеру. Танец Украины – то задумчиво лиричен, то неудержимо весел, скромен и нежен. Жизнерадостное и оптимистичное настроение узнаваемая черта народного танцевального искусства.

Самый известный украинский народный танец – это гопак. Название происходит от украинского восклицания «гоп», произносимого во время исполнения танцевальных элементов. Музыкальный размер гопака – 2/4.  Существуют различные варианты танца: сольный, парный, групповой. Танец исполняется импровизированно, без определенной композиции. Историю возникновения гопака связывают с боевыми тренировками казаков Запорожской Сечи в ХVI – ХVIII  веках. По возвращению домой, казаки праздновали победу с помощью танца, воспроизводя батальные сцены, чтобы все могли видеть то, что они пережили. Поэтому первоначально это был исключительно мужской танец. Гопак изменялся на протяжении всей истории. Позднее в нем начали принимать участие юноши, девушки и женщины. Именно это придало этому дикому танцу благородство, грацию и элегантность. Характерной чертой гопака во все времена является демонстрация силы, ловкости, героизма и благородства. В сопровождении гопака создавали особый настрой: скрипки, флейты, цимбалы, волынка, бандура. К жанру Гопака обращались в своих произведениях многие отечественные композиторы: М. П. Мусоргский («Сорочинская ярмарка», песня «Гопак»), П. И. Чайковский («Черевички», «Мазепа»), Н. А. Римский-Корсаков («Майская ночь»), В. П. Соловьёв-Седой («Тарас Бульба»), А. И. Хачатурян («Гаянэ»).

Костюм являются неотъемлемой частью танца. Мужские костюмы (красные шаровары, цветной пояс, вышитая сорочка, остроконечные сапоги), являются формой кадровых военных того времени. Женщины в гопаке одеты в исторические костюмы центральной части Украины (вышитая рубашка, запаска или плахта, кирсетка, остроконечные красные сапожки, венок с разноцветными лентами) [16; с. 81 – 82].

Рассмотрим особенности музыки народных танцев Азербайджана.

Азербайджанская музыка неотделима от музыкального искусства Ближнего и Среднего Востока. Однако она отмечена самобытностью, ярким национальным своеобразием. Достижения азербайджанской музыкальной культуры — результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций. На протяжении многих веков азербайджанская народная музыка бытовала в рамках фольклорного искусства. Вокально-инструментальные формы фольклора содержат элементы многоголосия. Своеобразие народной музыки определяется прежде всего развитой ладовой системой. Практически народные лады существуют в виде суммы определённых попевок, интонаций и чётких каденционных завершений. Народная музыка Азербайджана отличается разнообразием жанров – это песня, танец, ашугское творчество, мугам. Особенно богато творчество, отразившее различные стороны жизни народа. Мелодика почти всегда характеризуется нисходящим движением, вариантным развитием заглавных попевок. Исключительно богата метроритмика песен – 6/8, ¾, 2/4. Как и в песнях, в танцах нашли своё отражение тип темперамента их создателей. Музыка народных танцев пронизана духом Востока. В ней слышны восточные мотивы (арабские, индийские, персидские, египетские, турецкие), звучат арабские лютни, думбек, ребаба. Женские танцы — сдержанны, пластичны, лиричны (Вагзалы, Узундере), мужские — оживлённые, отмеченные удалью, силой (Газахы, Гайтагы, Ханчобаны). Основная часть народных танцев — сольные, но встречаются также парные и групповые. Широко распространены танцы коллективные – яллы (хороводная пляска), джанги (воинственный мужской танец). Ритм танцев, в  основном  базируется на 6/8 и 3/4. Известная азербайджанская песня – «Джуджалярим» в переводе на русский «Цыплята». Песня получила широкую известность в Азербайджане и за границей. Песня была включена на пластинку «Лучшие детские голоса мира», использовалась в мультфильме 6-м выпуске «Ну, погоди!» [3].

2.4. Методические возможности использования музыки народных танцев на уроках в школе

Одна из основных задач духовно-нравственного воспитания предполагает осмысление проблемы многомерности культурного пространства, художественной картины мира, «диалога культур». По мнению отечественного философа, мыслителя, теоретика культуры и искусства М. М. Бахтина, «…единство культуры – это открытое единство: чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже, но не во всей полноте, тому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше». Академик Д. С. Лихачев подчеркивал, что «сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн». У музыканта-исследователя Е. Ю. Глазыриной читаем: «Диалогическая концепция культурных явлений и художественных произведений основывается на диалогической природе самой жизни. Поэтому в музыкальном обучении путь диалогического освоения мира и бытия человеческого рода является не только желаемым, но и единственно верным, ибо «бесконечность диалога Вселенной создается в каждом ее элементе – звуке, интонации. Они явны и непостижимы одновременно, в них, - как пишет музыковед В. В. Медушевский, - заложена программа духовного мира, микроощущения народов и эпох».

Изучение музыки народных танцев формирует и укрепляет у школьников такие ценности, как толерантность, взаимопомощь, уважение к музыкальной культуре других стран. Изучение музыки народных танцев разных стран было разработано в программе по предмету «музыка» в 70-е годы ХХ в. под руководством композитора Д. А. Кабалевского, в которой была предложена такая формулировка одной из учебных тем: «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». Данная тема позволяет выявить различия стилей, музыкального языка, творческого почерка, композиторов разных эпох и культур. Выявление значимости музыки разных народов, ее изучение позволяют определить духовно-нравственные приоритеты человека: жить без конфликтов в согласии, в сотрудничестве, уважать и понимать других людей. Изучение музыкальной культуры разных стран нашло свое новое прочтение в учебно-методических комплектах (УМК) по предмету «музыка», разработанных Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской [17; с. 66].

В основу содержания и структуры учебников положен принцип концентрических кругов: от русской музыки к музыке народов Российской Федерации, от них к музыке разных стран мира, далее к осознанию единства деятельности композиторов, исполнителей, слушателей в мировой музыкальной культуре. Изучение тем учебников «Музыкальные путешествия», «Портреты композиторов и исполнителей Западной Европы», «Музыка мира – диалог культур» дает возможность младшим школьникам познакомиться с народной и профессиональной музыкой разных стран мира. В содержании УМК «Музыка» в сжатой форме представлены различные направления музыкального искусства – народная традиционная музыкальная культура, шедевры музыкального наследия русских и зарубежных композиторов, музыкальные сочинения современной эпохи, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования [17; с. 67]. В УМК «Музыка» представлены различные виды музыкально-практической и креативной деятельности детей: учащиеся знакомятся с творчеством композиторов и исполнителей, разучивают и исполняют песни разных народов, участвуют в создании пластических этюдов под танцевальную музыку, учатся различать музыкальные инструменты, осваивают элементы музыкальной грамоты, которые помогают им эмоционально и осознанно усваивать интонационно-образную и жанрово-стилевую природу музыки. В учебниках на разворотах «Слова и звуки» учащиеся знакомятся со сказками о музыке разных народов мира. Большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы. Предлагается изучение таких тематических линий учебников, которые помогут им в самостоятельной работе, в совместном творчестве с родителями закрепить представления о многообразии музыкальной культуры России, других стран мира: «Дружат дети разных стран» (1 класс); «С песней на Руси родились», «Музыка, музыка каждому нужна!», «Что общего в музыке разных народов?» (2 класс); «О чем рассказывает музыка разных народов?» (3 класс); «Музыкальные традиции нашего края» (4 класс). В учебнике «Музыка» мы видим портреты композиторов и исполнителей, изображения музыкальных инструментов, национальных костюмов, праздников [17; с. 68].

Расширяя рамки существующих программ по музыке, возможно включение в уроки более глубокое изучение музыки народных танцев разных стран, используя различные методы обучения: метод расширения, направленный на создание различных видов и форм музыкально-эстетической деятельности как на уроке, так и вне его; метод сходства и различий, позволяющий обобщать явления музыкальной культуры в процессе разнообразных видов деятельности школьников; метод развития ассоциативно-образного мышления учащихся, позволяющий формировать умения, выявлять общие основы музыки и других видов искусства, способствующий развитию фантазии, воображения; метод диалога культур, предполагающий становление у младших школьников представлений о музыкальной картине мира на основе интернациональной сущности музыкального языка; метод игрового и ролевого моделирования ситуаций, направленный на изучение закономерностей музыкального искусства; метод эмоциональной драматургии урока, направлен на эмоциональное отношение учащихся к музыке,  который помогает решить задачи творческого развития учащихся [17; с. 69].

Темы программ, в которых возможно использование знакомства с музыкой народных танцев представлены в таблице 1.1.

Авторы и программы

Класс, тема

Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская, Е. Д. Критская. Программа «Музыка», 2013.

II - IV классы, тема: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

II - IV классы, тема: «Россия – Родина моя».

Д.Б. Кабалевский. Программа «Музыка», 2005.

IV класс, темы: «Музыка моего народа»;

«Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непроходимых границ».

Ю.Б. Алиев. Программа «Музыка», 2002.

IV класс, тема: «Русская народная музыка и музыкальная жизнь России».

Использование различных методов дает широкий простор учителю для творческого подхода на уроках и во внеклассной деятельности. Необходимо помнить о том, что умение учиться формируется в процессе включения школьников в активную музыкально-исполнительскую и творческую деятельность. Увлекательные путешествия с музыкой по странам и континентам в данной форме работы направлены на развитие устойчивого интереса к музыкальному искусству, формирования позитивного отношения к разноликим культурам мира [17; с. 70].

Обобщая исследовательский материал предполагается возможность создания методического комплекта, в основе которого лежит игра «Мы путешествуем». Она состоит из нескольких этапов:  

1. «Народные мелодии».

2. «Краса ненаглядная».

3. «Угадай инструмент».

4. «Танцевальная».

В этапах предполагаются различные виды деятельности детей: умение слушать и узнавать музыку, пропеть разученные мелодии, показать элементы основных танцевальных движений, пластическое дирижирование, умение собрать в пазлах народные костюмы, инструменты.

Во время игры дети, чтобы успешно пройти этапы, должны проявить такие духовно-нравственные качества, как: дружба, сплоченность, единство, согласие. В завершении игры детям откроются эти слова.

Выводы по 2 главе

Подводя итоги по 2 главе, можно сделать следующие выводы. Музыка народных танцев способствует духовно-нравственному воспитанию школьников. Это один из важных видов национальной музыкальной культуры стран. Именно музыка как один из видов искусства способна наиболее ярко отразить особенности человеческой культуры. Изучение народного танца и танцевальной музыки должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, песен и традиций, так как в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности и национального сознания.

В параграфе 2. 1. мы изучили происхождение и особенности народной танцевальной музыки в разных странах. Народно-танцевальная музыка складывалась в странах на протяжении многих веков. Стилей и видов танцев бесчисленное множество, но всех их объединяет одно – в них отражена летопись истории народа, его душа и характера.

В параграфе 2. 2. выяснили, что свойственно народной танцевальной музыке России. В ее многообразных жанрах и формах нашли свое воплощение история народа, характер русского человека, своеобразие русской природы и быта. Русская музыка показывает всю доброту, широту, открытость и простоту души русского народа.

В параграфе 2. 3. мы познакомились с национальной танцевальной музыкой стран Восточной Европы: Белоруссии, Украины, Азербайджана. В танцевальных мелодиях этих стран отразились своеобразие темперамента, эмоциональности и характера этого народа.

В параграфе 2. 4. мы рассмотрели методические возможности использования музыки народных танцев на уроках в школе.

Одна из основных задач духовно-нравственного воспитания предполагает осмысление проблемы многомерности культурного пространства. Изучение музыки народных танцев формирует и укрепляет у школьников такие ценности, как толерантность, взаимопомощь, уважение к музыкальной культуре других стран. Более узкими понятиями для младших школьников являются такие понятия, как: дружба, сплоченность, единство, согласие.

Знакомство и изучение музыки народных танцев является особым каналом передачи духовно-нравственных ценностей от поколения к поколению. Поэтому более глубокое изучение народной танцевальной музыки позволит использовать этот материал на уроках и во внеклассной деятельности. На уроках музыки возможно расширить рамки предложенных тем в программах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Духовно-нравственное воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных качеств: милосердия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи. Духовно-нравственное воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, от страны  проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни и сознание человека. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Современному человеку необходимо знать историю и культуру родного края, народное творчество, традиции разных народов, их историческое прошлое, элементы быта и труда. Важно знать, что национальные черты находят отражение в народных песнях, танцах и музыке. В каждой стране свой музыкальный язык, определенные музыкальные интонации, ритмические формулы, темповые особенности и другие средства выразительности. Особенно ярко эти черты проявляются в народной танцевальной музыке.

На первый план в работе учителя музыки, как основного организатора образовательной деятельности выходит непростая, но очень понятная задача: объяснить и обобщить знания о музыке народных танцев, объединить нравственные представления и понятия доступные младшим школьникам: любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться, понимать других людей [18; с. 23].

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Обобщая исследовательский материал предполагается возможность создания методического комплекта к теме изучения музыки народных танцев разных стран.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни [Текст]. / Ш. А. Амонашвили. - Москва: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1998 – с. 41 – 43.
  2. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст]: Учебное пособие / Ю. Б. Алиев. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Санкт — Петербург: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2014 — с. 248 – 254.
  3. Википедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Джуджалярим (дата обращения 03. 12. 2019).
  4. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца. Этюды: учебное пособие для студенческих хореографических факультетов вузов культуры и искусств [Текст]: учебник / В. А. Тейдер, А. И. Обухов. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004 – с. 4 – 7.
  5. Даль, В. И. Толковый словарь / В. И. Даль. – URL: https://gufo.me/dict/dal (дата обращения: 23. 05. 2019).
  6. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. Я. Данилюк, Т. Л. Белорусова, Н. И. Бостанджиева, Н. В. Казачёнок, В. П. Одинцова, Н. В. Шмелёва, О. П. Чозгиян. – 2-е издание. – Москва: Просвещение, 2012 – с. 12.
  7. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]: проект / А. Я. Данилюк, А. Н. Кондаков, В. А. Тишков. – Москва: «Просвещение», 2009 – с. 4-23.
  8. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитании личности гражданина России [Текст]: Учебное пособие / А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – Москва: Просвещение, 2011 – с. 4-21.
  9. Данилюк, А. Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст]: учебное пособие / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. – Москва: 2012, с. 3-4.
  10. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников [Текст]: учебник и практикум. – Москва: Юрайт, 2019 – с. 95-96.
  11. Келдыш, Ю. В. Музыкальная энциклопедия. Тома 1 – 6. [Текст]: советская энциклопедия. – Москва: «Советская энциклопедия», 1973, том 1 – с. 386 – 391,с. 607, с. 715 – 722, 1974, том 2 – с. 10,  с. 52 – 55, 1975, том 3 – с. 632 – 639, 1976, том 4 – с. 371, с. 757 – 765, 1977, том 5 – с. 698 – 711, 1978, том 6 – с. 70 – 74, с. 220 – 227.
  12. Луцкая, Е. Л. Жизнь в танце [Текст]: / Ю. И. Соломинский, Б. А. Мессерер, Е. Умнова. – Москва:  «Искусство», 1908. – с. 20 – 47.
  13. Пуртова, Т. В. Учите детей танцевать [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А. Н. Беликова, О. В. Кветная. – Москва: Гумманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 – с. 19 – 25.  
  14. Рапацкая, Л. А. История русской музыки [Текст]: учебник для студентов педагогических высших заведений. – Москва: Гумманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – с. 13 – 28.
  15. Розеншильд, К. К. История зарубежной музыки [Текст]: учебное пособие для исполнительских факультетов консерватории . – Москва: «Музыка», 1978 – с. 53 – 89.
  16. Сергеева, Г. П. Музыка [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д.  Критская, Т. С. Шмагина. – Москва: «Просвещение», 2013 – с. 41 – 45.
  17. Сергеева, Г. Л. Начальная школа [Текст]: учебное пособие / Г. Л. Сергеева. – Москва: ГСП, 2000 – с.66-70.
  18. Степанова, С. В. Начальная школа [Текст]: Ежемесячный научно-методический журнал / С. В. Степанова. – Москва: Покровский бульвар, 2016 – с. 23.
  19. Студенческая библиотека онлайн / URL: https://studbooks.net/1132095/kulturologiya/duhovnaya_kultura (дата обращения: 15. 10. 2019)
  20. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека [Текст]: Этика коммунистического воспитания. - Москва: Педагогика, 1989 – с. 15 – 34.
  21. Устинова, Т. Беречь красоту русского танца [Текст]: учебное пособие. - Москва: «Молодая гвардия», 1959 — с. 5 — 13.
  22. Шитякова, Н. П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях [Текст]: программа спецкурса / Н. П. Шитякова. – Челябинск: ЧГПУ, 2003 – с. 6-7.
  23. Шитякова, Н. П. Особенности духовно – нравственного воспитания школьников в современных условиях [Текст]: курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования. – Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2004 – с. 3 – 39.
  24. Шитякова, Н. П. Теоретико-методические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования [Текст]: Монография / Н. П. Шитякова. – Челябинск: издательство ЧГПУ, 2014 – с. 3 – 58.
  25. Яроменко, Е. О. Музыка Начальные классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – Москва: «Просвещение», 2002 – с. 113 – 116.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа, Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции...

Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

Курсовая работа  студентки  Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы...

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему-  особенности социальной работы за рубежом, ее отличие о...

Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы, курсовой работы, нормоконтроль ГАУ АО АМК

Рекомендации помогают студентам планировать работу по выполнению ВКР и КР, оформить результаты работы согласно требованиям СПО...

Тематика курсовых работ по ПМ.02 Организация работы органов СЗ, ПФ РФ

Приблизительная тематика курсовых работ по ПМ.02....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения. по специальности СПО 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов

В пособии предоставлены  методических рекомендация по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения по специальности СПО 260203 «Технология мяса и мясных проду...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ/ПРОЕКТА ПМ.05 Выполнение работ по профессии Пожарный

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы/проекта являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по ПМ.Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а такж...