КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
статья

Кустышева Татьяна Алиевна

 Новый государственный образовательный стандарт, а также сопровождающие его регламенты и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на основании того, что  оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. То есть оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года. Значит, оценивание должно быть критериальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterialnoe_otsenivanie_2021.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Кустышева Татьяна Алиевна

Преподаватель ГАПОУ АО СТСИ

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.

Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания, сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Традиционная система оценивания требует реформирования, так как она представляет собой  сравнение индивидуальных  достижений учащихся с нормой или результатами большинства обучающихся. Недостатки традиционной системы оценивания заключаются в том, что:

- отметки, выставляемые обучающимся, не дают представления об усвоении конкретных разделов и тем  учебной программы

- текущие отметки учитываются при выставлении итоговой отметки, что порождает тревожность обучающихся в процессе оценивания

- педагог  выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев

- отсутствуют чёткие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и  педагогам. 

 Новый государственный образовательный стандарт, а также сопровождающие его регламенты и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на основании того, что  оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. То есть оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года. Значит, оценивание должно быть критериальным.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей обучающихся. Слово - «критерий» означает – признак, эталон, ориентир, правило. Таким образом,  оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения обучающихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности. 

Выделяют два основных вида критериального оценивания: формативное и суммативное.

Формативное ( по ходу обучения):

- позволяет об-ся понять, насколько правильно они выполняют задания в  период изучения нового материала;

-  позволяет корректировать индивидуальную траекторию  обучения;

-  не влияет на итоговые оценки и позволяет снять страх  перед ошибками.

- определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы

Суммативное оценивание (в конце темы, раздела):

-  определяет уровень сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации;

 -даёт заключительное суждение о том, чему смогли  обучающиеся  научиться

- является основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (семестр, год). 

Критериальное  оценивание имеет практическую значимость как для участников образовательного процесса, так и для родителей.

Практическая значимость для преподавателей выражается в возможности:

- разработки  критериев, способствующих    получению качественных результатов;

- выстраиванию индивидуальной траектории обучения каждого об-ся с учетом его индивидуальных способностей,

- использования  разнообразных методов обучения  и инструментов оценивания;

- внесения предложений по совершенствованию содержания учебной программы.

 Практическая значимость критериального оценивания  для  обучающихся заключается в том, что:

 - работа  сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен обучающимся заранее;

 - обучающимся  известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень выполнения  своей работы;

- оценивается только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

 Родителям обучающихся применение   критериального оценивания дает возможность:

- получения   объективных доказательств уровня обученности своего ребенка;

- отслеживания прогресса в обучении ребенка;

- обеспечения  поддержки в процессе обучения;

- установления обратной связи с педагогами и администрацией школы;

- быть уверенными   и спокойными за комфортность пребывания ребенка в образовательном учреждении

Формирующее оценивание может осуществляться посредством заданий любых видов, а тематическая и итоговая диагностика предполагают использование заданий в тестовой форме.

В условиях критериального оценивания существенно расширяется перечень видов и форм учебных работ, которые могут свидетельствовать о результатах учебной деятельности и подлежат оценке. В их число входят: 

- учебные задания (задания в тестовой форме, расчетные задачи, упражнения, практические задания );

-системы заданий в виде тестов, контрольных и практических диагностических работ, компьютерного моделирования;

-  работы обучающихся(домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы);

- индивидуальная и совместная деятельность обучающихся в ходе выполнения работ;

-  статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований.

Критериальное оценивание применяется также в условиях традиционной пятибалльной системы через перевод баллов в текущие отметки по разработанной преподавателем  шкале.

Сумма баллов за каждое отдельное задание в работе и дает конечный результат.

Например, при оценивании тестовых заданий можно использовать следующую шкалу:

 «5» - 100-85% правильных ответов

«4» - 84-70% правильных ответов

«3» - 69-50% верных ответов

«2» - ниже 50%

При оценивании устного ответа  необходимо, чтобы  сам обучающийся представлял критерии  оценивания.

Устный  ответ обучающегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Критерии оценивания устного ответа:

-  полнота и правильность ответа;

-  степень осознанности, понимания изученного;

-  языковое оформление ответа.

Отметка  «5» (отлично) ставится, если:          

-  обучающийся полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;

-  обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» (хорошо) – обучающийся  дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка  «3» (удовлетворительно) – обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

-  излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

-  не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

- излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Итак, в свете  требований Федеральных Государственных стандартов образования оценивание должно быть  критериальным. Основными критериями оценивания должны выступать ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные.  Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки должны быть заранее известны и педагогам, и обучающимся. Они могут вырабатываться ими совместно.  Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности должны оцениваться не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими обучающимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не новое, но по новому": опыт народного учителя 70-х В.Ф. Шаталова в реалиях современного образовательного процесса"

Статья о опыте работы в системе СПО на 1 курсе. О проблемных моментах в преподавании гуманитарных дисциплин и путях их решения. Работа раскрывает взаимосвясь опыта Шаталова и современного образования....

ПРОЕКТ " Технология проектирования современного образовательного процесса в ПОО"

Данный проект раскрывает тему проектирования современного образовательного процесса в ПОО.Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее пр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО

Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творче...

Статья: "Использование интернет - ресурсов в современном образовательном процессе"

Социальные сети, с момента их появления все больше проникают в нашу жизнь. Для многих они уже сейчас являются основным местом проведения времени в интернете.      Ведущей цель...

Использование личностно-ориентированных технологий в современном образовательном процессе

Образование как ресурс развития науки, техники, искусства переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений, которые обеспечивают не только развитие ...

Использование электронных образовательных ресурсов в современном образовательном процессе.

Применение электронных образовательных ресурсов сегодня необходимо, так как именно они позволяют сделать обучение более разнообразным, а правильная методическая организация работы с ними способствует ...

Доклад "Деятельность преподавателя в современном образовательном процессе системы СПО"

Выступление на заседании цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов по специальностям:08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений35.02.08 Электрификация и автомати...