Трансформация учителя из древности в современность
статья

Пойманова Марина Александровна

Краткое представление о том, какие изменения претерпел образ учителя через века и столетия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пойманова Марина Александровна,

преподаватель русского языка и литературы

ГБОУ СПО педагогический колледж №1 им. Н.А. Некрасова

Эссе на тему «Трансформация образа учителя из древности в современность».

Нам кажется, что профессия учителя существовала вечно, но это далеко не так. Само слово «школа» в первый раз появилось в Древней Греции и означало «отдых» или даже «досуг». Однако досуг не был праздным и означал беседы на темы философии и веры. С течением времени у философов начали появляться ученики, и термин «школа» стал означать именно учебный процесс. Таким образом, древнегреческая философская школа дала миру первых учителей.

 Но в средние века на смену просвещению пришли бесконечные войны. Образование заменили рыцарскими турнирами, кующими суровых и неустрашимых воинов-завоевателей.  В эпоху Средневековья найти грамотного рыцаря или даже короля было очень трудно. Подтверждением этому является один  известный факт из французской истории: первая грамотная королева - Анна Ярославна, жена Генриха I и мать Филиппа I. Образование можно было получить только в монастыре, грамоте обучали монахов. Образовательное кредо времен Средневековья можно было сформулировать следующим образом: «Хочешь быть грамотным, иди в монахи, зубри мертвую латынь, ведь на ней написаны все книги». Обучение строилось следующим образом: читался отрывок из Священного писания, и начиналось его обсуждение. Эти теоретические споры назывались схоластикой. Они были практически не связаны с жизнью, но развивали  категориальное мышление.  Диспут проходил под руководством учителя. Монахи Кирилл и Мефодий в VII в. н.э. на основе славянской фонетики разработали две азбуки (кириллицу и глаголицу), одной из которых написан и этот текст.

В дальнейшем система образования выходит из стен монастыря, и появляются первые учебные заведения. Эпоха Возрождения ознаменовалась кардинальными изменениями в системе образования: появляются школы светского характера.  Это было время великих географических открытий, появления мануфактур, постоянных торговых связей, развития рынков, банков, ломбардов.

В Россию всеобщее образование пришло во времена правления Петра I. Начали обучать даже девушек.  Столь важный в женской жизни вопрос, как замужество, неожиданно связали с образованием. Петр специальным указом предписал неграмотных дворянских девушек, которые не могут написать хотя бы свою фамилию, - не венчать. Однако эти реформы касались лишь дворянского сословия, когда насильно обучали так называемых «недорослей».  Крестьянское население оставалось безграмотным. И лишь в период правления Екатерины II появляются школы для средних и низших слоев, но богатые семьи продолжали  нанимать учителей для домашнего обучения.

Отношение к учителю в обществе из века в век меняется: от пренебрежительного к боязливо-отстраненному, затем к почтительному – последнее произошло уже в ХХ в. Знания постепенно становятся ценностью, роль интеллигенции в обществе повышается, это связано с техническим прогрессом, с распространением научных знаний, сменой фанатично религиозного мировоззрения на философское и гуманистическое. Учителя становятся важной и значимой частью общества в условиях индустриализации. Домашнее воспитание постепенно уходит в прошлое, так как на каждого ученика уже не хватает квалифицированных специалистов, удобнее создавать школы, гимназии, колледжи, лицеи.

  «Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет. И только она - эта любовь - может стать нравственной основой созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве. Поэтому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век», - писал доктор филологических наук, профессор  Д.С. Лихачёв. Я считаю, что в XXI не хватает добра, любви, нравственности, того – о чем говорит нам писатель. Воспитать добро, любовь, привить нравственность старается мой преподаватель русского языка и литературы Пойманова Марина Александровна. Под ее руководством я работаю над индивидуальным исследовательским  проектом по литературе на тему  «Трансформация образа учителя из древности в современность». Мой преподаватель – педагог с 20-летним стажем. После окончания магистратуры на кафедре детской литературы в РГПУ им. А.И.  Герцена Марина Александровна преподает русский язык и литературу в педагогическом колледже №1  им. Н.А. Некрасова г. Санкт-Петербурга. На мой взгляд, Пойманова М.А. является преподавателем ХХI века. Она владеет информационно-коммуникационными технологиями, внедряет в образовательный процесс такие современные формы урока, как литературная мастерская, технологии развития критического мышления, проектные технологии. Мне хотелось бы в дальнейшей профессиональной деятельности быть похожей на моего наставника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Потенциал общения учитель-ученик в рамках современного инновационного урока.

Стимулирование осмысленного учения средствами речевого воздействия на школьника....

Изменение функций современного учителя начальной школы

Эта работа - попытка осмысления изменений в работе учителя с введением ФГОС второго поколения....

"Не новое, но по новому": опыт народного учителя 70-х В.Ф. Шаталова в реалиях современного образовательного процесса"

Статья о опыте работы в системе СПО на 1 курсе. О проблемных моментах в преподавании гуманитарных дисциплин и путях их решения. Работа раскрывает взаимосвясь опыта Шаталова и современного образования....

" Олимпийский дневник - от древности к современности".

Урок теоретический с просмотром призентаций об Олимпийских играх, проведением тестирования и работой в малых  группах, направлен на формировании  у студентов представления об Олимпийских игр...

Эссе «Портрет современного сельского учителя. Учитель-это звучит гордо?»»

Эссе «Портрет современного сельского учителя. Учитель-это звучит гордо?»»...