Актуальные вопросы производственной практики в современном образовании
статья

Кашталинская Ирина Анатольевна

Профессиональные образовательные стандарты ориентируются на подготовку специалистов, способных успешно решать профессиональные задачи, быть конкурентоспособными на рынке труда. Поэтому в основу современных стандартов положены компетенции. Их формирование происходит в течение всего периода обучения студентов. Особую роль в этом процессе играет производственная практика.

Одна из основных целей производственной практики – закрепление, систематизация, углубление навыков и умений, полученных студентами в процессе теоретического и практического обучения, приобретение опыта практической работы, что создает условия для формирования профессиональных компетенций. Профессиональная компетентность показывает степень готовности человека к решению профессиональных задач. Оценить степень готовности к профессиональной деятельности студентов позволяет хорошо организованная производственная практика. Для целенаправленного формирования компетенций каждая производственная практика проходит в несколько этапов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_a_protokol_3.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы производственной практики в современном образовании

Профессиональные образовательные стандарты ориентируются на подготовку специалистов, способных успешно решать профессиональные задачи, быть конкурентоспособными на рынке труда. Поэтому в основу современных стандартов положены компетенции. Их формирование происходит в течение всего периода обучения студентов. Особую роль в этом процессе играет производственная практика.

В зависимости от направленности подготовки производственная практика называется производственной и преддипломной. При её прохождении студенты изучают в действии средства производства и технологические процессы, организацию труда предприятия. Базой производственной практики являются предприятия (организации, учреждения), имеющие прямые связи с учебным заведением. Основные требования и объём заданий по производственной практике определяются учебным заведением в сквозной программе производственной практики. Задания по производственной практике часто совмещаются с заданиями курсового и дипломного проектирования.

Одна из основных целей производственной практик – закрепление, систематизация, углубление навыков и умений, полученных студентами в процессе теоретического и практического обучения, приобретение опыта практической работы, что создает условия для формирования профессиональных компетенций. Профессиональная компетентность показывает степень готовности человека к решению профессиональных задач. Оценить степень готовности к профессиональной деятельности студентов позволяет хорошо организованная производственная практика. Для целенаправленного формирования компетенций каждая производственная практика проходит в несколько этапов.

Содержание всех этапов практики определяет программа производственной практики, обеспечивающая дидактически обоснованную последовательность процесса овладения студентами системой профессиональных умений и навыков, целостной профессиональной деятельностью и первоначальным профессиональным опытом в соответствии с требованиями Федеральных Государственных образовательных стандартов.

В результате прохождения производственной практики студенты приобретают навыки по реализации алгоритмов технологического процесса. У них развивается умение описывать, анализировать, обобщать результаты своих исследований, прогнозировать возможность и способы решения имеющихся производственных проблем; осуществлять обслуживание и использование применяемого оборудования, аппаратуры и т.д.; использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности, модернизировать изучаемые процессы.

Отчет составляется обучающимися в ходе прохождения производственной практики по мере изучения и выполнения работ по программе, он должен быть построен в соответствии с разработанным индивидуальным планом. В нем студент должен показать свои знания по дисциплинам специализации на данный момент уже изученным, а также их связь с другими дисциплинами, умение самостоятельно вести научные исследования, анализировать и обобщать полученные результаты, в соответствии с требованиями нормативной и законодательной базы.

К отчету студент прикладывает: дневник производственной практики; характеристику его производственной и общественной деятельности. Заканчивается практика обязательным дифференцированным зачетом.

Планирование производственной практики осуществляется с помощью методических рекомендаций к проведению, используются разрабатываемые на предприятии инструктивно-технологических документы, а также материалы научно-технической информации.

Рассмотрим традиционную структуру методики проведения производственной практики.

Организационный период производственной практики

Порядок и организация производственной практики студентов обычно оформляются приказом по предприятию или его подразделению и учебному заведению. В приказе указываются подразделения предприятия, где будет проводиться практика учащихся, формы ее проведения, фамилии работников, ответственных от предприятия за создание необходимых условий для качественного проведения практики. На основе такого приказа составляется договор на проведение практики, в котором отражаются взаимные обязанности и права учебного заведения и предприятия. Перед выходом учащихся на предприятие для прохождения производственной практики организуется, как правило, встреча-беседа руководителей подразделений предприятия, где будет проводиться практика, со студентами-практикантами.

Одна из важнейших задач руководителя в процессе руководства производственной практикой – обеспечение безопасных условий работы студентов. Производственная практика начинается с проведения занятий по изучению вопросов безопасности труда в конкретных условиях предприятия. В течение первых дней практики студенты знакомятся с подразделениями предприятия, рабочими местами, где они будут практиковаться, с инструктивной и нормативной документацией, определяющей правила и требования к выполнению производственных работ.

Опыт показывает, что при правильной организации практики, умелом руководстве ею со стороны руководителя, при установлении нормальных деловых отношений между учебным заведением и предприятием, такая форма организации и проведения производственной практики дает вполне удовлетворительные результаты.

Путем индивидуального текущего инструктирования студентов в процессе их работы руководитель помогает им самостоятельно принимать производственные решения, преодолевать встретившиеся в работе затруднения.

Таким образом, после прохождения практики студенты должны четко представлять, чему они научились, что освоили, насколько продвинулись в овладении профессией.

Список использованных источников

1. Батышев Н.Я., Новиков А.М. Профессиональная педагогика. –М.:ЭГВЕС,2012.–456с.

2. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения.– М.: ФОРУМ ИНФРА-М, 2017.– 180с.

3. Эрганов Н.Е. Методика профессионального обучения.– М.: Академия, 2014.– 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональная научно-практическая конференция«Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...

Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»...

Организация производственной практики в профессиональном образовании

Задачами производственной практики являются:овладение обучающимися профессиональной деятельностью; развитие профессионального мышления;закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний...

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ".

26 сентября 2019 года в вебинарной комнате Ассоциации профессиональных образовательных организаций Чувашской Республики состоялась Всероссийская очно-заочная практическая конференция «Актуальные...

Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессионального воспитания молодежи в условиях социального партнерства в системе СПО» Пути совершенствования духовно - нравственных ценностей у современной молодежи

Содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин дает возможность преодолеть узкопрофессиональное мышление, формирует духовно богатую личность, обладающую высокими нравственными и гражданск...

Сборник статей YI международной научно-практической конференции "Наука, образование, инновации:актуальные вопросы и современные аспекты" 2021г. г.Пенза статья "Солнечная" хромосома"

В сборнике научных трудов рассматриваются современные проблемы науки и практики применения резултатов научных исследований....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА ТЕМА ДОКЛАДА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

    Использование современных педагогических технологий на занятияхСовременный образовательный   процесс   предъявляет   новые   требования...