Целевая программа.
рабочая программа

Светлана Александровна Шиманова

"Путь к духовности"(программа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon za_nravstvennyy_podvig_uchitelya_2021_1.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\shestakov\Desktop\эскиз - копия.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

                                                                                                   

                                                                                                       

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ

ВОСПИТАНИЮ   « ПУТЬ К ДУХОВНОСТИ »

( возраст: 7-18 лет, срок реализации 5 лет)

Разработчики:

                                                                Тарамалы Юлия Олеговна,

                                                          заместитель директора по воспитательной

                                                          работе Муниципального бюджетного

                                                          общеобразовательного учреждения

                                                         «Средней школы № 9 с углубленным изучением

                                                         отдельных предметов»;

                                                         Шиманова Светлана Александровна,

                                                          учитель русского языка и литературы

                                                          Муниципального бюджетного

                                                          общеобразовательного учреждения «Средней

                                                          школы № 9 с углубленным изучением  

                                                          отдельных предметов»;

                                                         Меркулова Татьяна Андреевна,

                                                          педагог – организатор Муниципального  

                                                         бюджетного общеобразовательного учреждения

                                                        «Средней школы № 9 с углубленным изучением отдельных предметов»

город Нижневартовск, 2021

ПАСПОРТ

ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 «Средней школы № 9 с углубленным изучением отдельных предметов»

ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

 «ПУТЬ К ДУХОВНОСТИ»

Наименование Программы        

-  целевая программа  МБОУ «СШ № 9 с УИОП» «Духовно-нравственное воспитание обучающихся  «Путь к духовности  (далее – Программа) на 2020 – 2025 г.г.

Основание для разработки            

Программы

- разработана в соответствии с Федеральным законом от 29декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации», с «Международной конвенцией о правах ребёнка 1989г.»,   «О свободе совести и религиозных объединениях»,  ФГОС НОО, ООО, СОО.

Государственный заказчик        

Программы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов»»

Основные разработчики              

Программы

Тарамалы Юлия Олеговна, заместитель директора по ВР МБОУ «СШ № 9 с УИОП»;

Шиманова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 9 с УИОП»;

Меркулова Татьяна Андреевна, педагог – организатор МБОУ «СШ № 9 с УИОП»

Основные цели Программы        

Духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Основные задачи Программы    

- формировать гражданское и патриотическое сознания и самосознания подрастающего поколения, активную гражданскую позицию, сопричастность к героической истории Российского государства, готовность служить Отечеству на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;   

- воспитывать  уважение к национальной культуре, своему народу,  формировать любовь к родителям, близким;  изучать и сохранять семейные традиции,  традиции и обычаи своей страны;

- формировать толерантное поведение,  уважительное отношение к народам мира,  различным религиям;

- обучать  решению задач правого и гражданского воспитания, связанных  с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования; учить проявлять свою гражданскую позицию,   нравственное поведение в самых непредвиденных ситуациях, бороться  с безнравственными и противоправными поступками людей, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения  достоинства других  людей;

- создать единую социально – педагогическую инфраструктуру социума, способствующую духовно – нравственному воспитанию   посредством обеспечения взаимосвязей и координации деятельности семьи, культуры, спорта.

Сроки реализации Программы    

- 2020 - 2022

Основные мероприятия                

Программы

- нормативно – правовое и организационно - управленческое обеспечение создания и функционирования системы духовно-нравственного воспитания  обучающихся МБОУ «СШ № 9 с УИОП»;

- оптимизация кадрового потенциала специалистов, организационно- методическое, научно – исследовательское обеспечение системы духовно-нравственного воспитания  обучающихся МБОУ «СШ № 9 с УИОП»;

- информационное сопровождение мероприятий и мониторинг работы по духовно-нравственному воспитанию  обучающихся,

- развитие социально – педагогической инфраструктуры  социума и реализация комплекса мероприятий с учащимися, родителями, педагогами , содействующих духовно-нравственному воспитанию  обучающихся

Исполнители основных                 мероприятий Программы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9 с углубленным изучение отдельных предметов»

Объемы и источники                

финансирования Программы

 Не  требуется.

Система реализации                

контроля за исполнением

Программы

Управление, координация и контроль исполнения Программы носят системный характер и осуществляются Управляющим советом школы.

Ожидаемые конечные               результаты Программы

1. Осознание  обучающимися духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2. Успешное освоение обучающимися нравственных идеалов, социально – культурных ценностей, этнической и конфессиональной толерантности.

3. Повышение уровня духовно-нравственного, гражданского и патриотического сознания, самосознания, самодисциплины  обучающихся, способность сделать правильный нравственный выбор; гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

 4. Убежденность учащихся в том, что:

- настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;

-любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, экологически культурен.

5.Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

6.  Взаимодействие семьи, социума  и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды;  возрождение и сохранение духовно – нравственных традиций семейного воспитания.

7. Сокращение  числа детских, подростковых и молодежных правонарушений.

  1. Содержание проблемы духовно – нравственного воспитания и обоснование необходимости её решения программными средствами

           

                                                 Без памяти -  нет традиций,

                                                      Без традиций – нет культуры,

                                                         Без культуры – нет духовности,

                                                        Без духовности – нет личности,

                                                Без личности - нет народа.

     Программа определяет основные пути развития системы духовно-нравственного воспитания  обучающихся  МБОУ «СШ № 9 с УИОП».

     Характер и задачи школьной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание «Путь к духовности»  в МБОУ «СШ № 9 с УИОП»  на 2020–2022 годы» обусловлен  пониманием связи между духовно – нравственным состоянием общества и положением дел в экономике, задачами и возможностями развития потенциала местного самоуправлении в решении основных проблем жизнедеятельности граждан в социуме.

             Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания, просвещения и  образования является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым  человеком в отдельности. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека, а различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей и молодежи искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

                Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

               Реальный путь выхода из сложившейся ситуации – это обращение к богатому духовно – нравственному потенциалу  нашей страны, носителем которой с давних времён являлось и является Православие. Именно Православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, эстетическое и правовое  мироощущение человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести. Поэтому в настоящее время между государственными институтами и религиозными организациями формируются отношения партнёрства в вопросах духовного, нравственного и культурного воспитания, просвещения и образования молодёжи.

   Истоки духовного возрождения России и прежде всего родного края, начинаются в школе, самым надежным стержнем учебно – воспитательного процесса может стать идея воспитания учащихся на русских традициях, на истории родного края, судьбах наших земляков, в прошлом и настоящем России. Только тогда школа в состоянии формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все прежние времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многие, многие другие.

           Особенно необходимо и важно формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.

           Поэтому сегодня перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

           Программа как организационная форма реализации задач духовно - нравственного воспитания обучающихся представляет собой комплекс мероприятий,  взаимоувязанных по субъектам, объектам, ресурсам и срокам, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях воспитательной деятельности учреждений и организаций. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу духовно - нравственного воспитания молодых граждан на уровень, соответствующий современному этапу социально – экономического развития страны. В связи с этим возникает необходимость комплексного решения проблемы.

         Целевое решение задач позволит проводить единую политику в области воспитания, обеспечит решение проблемы преодоления диспропорций в системе духовно – нравственного воспитания молодого поколения, будет способствовать формированию единого воспитательного информационного пространства, воспитанию патриотизма.

I. Основные цели и задачи Программы и сроки ее реализации

Цели программы:  создание условий, способствующих духовно – нравственному воспитанию  обучающихся,  освоению ими пространства, места жительства и самоопределения в нем, самореализации в социально – значимой деятельности в  городе;

- восстановление традиционной российской духовности и нравственности;

- духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания в районе социально – педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности.

Цель программы школы:  духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

           Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование умения давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование морали – осознанной необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
  • усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
  • укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы процветании своей страны;
  • развитие патриотизма и гражданской солидарности;
  • формирование правовых основ поведения и правовой культуры;
  • формирование деятельностной социальной и гражданской позиции, развитие социальной активности;
  • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
  • формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • укрепление отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
  • укрепление уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь;
  • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

  1. Принципы, методы и приемы организации содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога;
  • нравственного примера образцов классической русской литературы;
  • социально-педагогического партнерства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальной востребованности воспитания.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин, произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь, духовной культуры и фольклора народов России, истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, семьи, жизненного опыта своих родителей и прародителей, общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик, других источников информации и научного знания.

Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы актуализированы идеалы, хранящиеся в сокровищницах русской классической литературы.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений подростка другими людьми и с самим собой. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, и воплотить в собственной социально значимой деятельности.

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Принцип идентификации. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть – нравственную рефлексию личности, мораль – способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность – готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений личности к явлениям жизни.

Среди методов воспитания преобладающими являются методы формирования сознания (упражнение, убеждение, рассказ, разъяснение, этическая беседа, диспут, пример) и проблемно-ситуационный.

Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.

Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.

Наиболее часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.

Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Разъяснение применяется: чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые, в свою очередь, выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.

Диспут представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую обучающихся. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в старших классах. В 5-7 классах его можно использовать как прием, например, в этической беседе.

Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

Проблемно-ситуационный метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы.

  1. Основное содержание, виды деятельности и планируемые результаты духовно-нравственного воспитания обучающихся
  1. Виды деятельности:

Основные формы работы, направленные на воспитание нравственного идеала у обучающихся:

  • проблемная этическая беседа;
  • дискуссия (диспут), построенная на решении проблемного вопроса;
  • комплексный анализ текста;
  • различные виды творческих работ (сочинение на морально-нравственную тему, сочинение-эссе, сочинение-рецензия, дневник, письмо, отзыв, аннотация, статья, исследовательский проект и др.)
  1. Особенно значимыми в обучении являются занятия, на которых осуществляется комплексный анализ предложенных ученикам текстов. К таким текстам прилагаются разноуровневые задания, которые удобны для организации работы в группах, по вариантам. Принцип тематического единства, на основе которого происходит организация работы, также очень важен для создания развивающей среды, способствующей приобщению детей к культуре речевого самовыражения и принятию ими категорий нравственности, становящихся внутренними ценностями личности, через создание активной деятельностной социальной среды. Именно поэтому предлагаемые задания второго и особенно третьего уровней требуют от учащихся не только простых мыслительных операций, организации обмена независимыми высказываниями, но и организуют самораскрытие, высокий уровень социальной реализации в создании как индивидуального, так и совместного культурного продукта, в котором отражается личностны Планируемые результаты программы духовно-нравственного воспитания обучающихся

Направление «Патриотизм»:

  • личностное ценностное отношение к культурно-историческому наследию России, культуре коренных малочисленных народов севера;
  • чувство ответственности за свою малую родину и страну;
  • ответственность за поступки, наличие собственной позиции;
  • толерантное отношение к людям другой национальности и вероисповедания;
  • умение противостоять асоциальным проявлениям;
  • знание национальных героев и важнейших событий истории России;
  • понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина;
  • сознательное принятие роли гражданина своего Отечества.

Направление «Нравственность»:

  • нравственное представление о дружбе и любви,
  • понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение их выполнять;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • умение преодолевать конфликты в общении;
  • умение сочетать личные и общественные интересы;
  • понимание значимости чести своей семьи, школы;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
  • понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества;
  • готовность к саморазвитию для достижения собственных нравственных идеалов;
  • способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении,
  • способность объективно оценивать себя;
  • умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах;
  • стремление к честности и скромности, благородству во взаимоотношениях;
  • понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического здоровья человека.

Направление «Семья»:

  • ценностное отношение к таким семейным ценностям, как любовь, уважение, верность, забота, взаимопонимание и поддержка;
  • уважение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;
  • чувство ответственности за свою семью;
  • умение формулировать личный «кодекс семейных отношений», основанные на духовно-нравственных ценностях и следовать ему в своей семье;

Направление «Экология»:

  • знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
  • знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного;
  • знание принципов ведения здорового образа жизни;
  • ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • умение демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
  • умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
  • отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем.

Направление «Эстетика»:

  • ценностное отношение к прекрасному;
  • понимание искусства, в том числе литературы, как особой формы познания и преобразования мира;
  • способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
  • опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • представление об искусстве народов России;
  • опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России, коренных народов севера;
  • опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
  • опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
  1. Методологический инструментарий мониторинга духовно-нравственного воспитания обучающихся

Мониторинг эффективности воспитательной деятельности осуществляется с целью оценки эффективности реализации целей и задач воспитания и социализации обучающихся.

Предмет диагностики – прежде всего личность самого обучающегося. В каком направлении происходит развитие личности? На какие ценности ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?

Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях, например, в дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей и т. д.

Каждое из основных направлений воспитания и социализации школьников должно обеспечивать         принятие        ими ценностей,         формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.

Воспитательный результат  это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.

Эффект  это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Выделяют три уровня воспитательных результатов:

Первый уровень результатов  приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов  получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов  получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.

Результаты воспитательной деятельности определяются с помощью мониторинговых исследований. В соответствии с избранными критериями и показателями подбираются или создаются диагностические методики. Наряду с педагогическими, используются социологические и психологические методики, что способствует более объективному и обстоятельному изучению эффективности воспитательной работы.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию обучающихся используются такие виды опроса, как анкетирование, интервью и беседа.

Психолого-педагогическое наблюдение—описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

  • включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
  • узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

Мониторинг осуществляется на основе пакета методик, используемого в МБОУ «СШ №9 с УИОП»:

КРИТЕРИИ

ПОКАЗАТЕЛИ

МЕТОДИКИ

Сформированность нравственного потенциала личности обучающегося

Нравственная направленность личности

Сформированность отношений обучающегося к родине, обществу, природе, семье, школе, себе.

Методика Н.П. Капустина «Оценка уровня воспитанности обучающихся»

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

Методика С.М.Петровой «Русские пословицы»

Методики «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора».

Метод ранжирования

Сформированность коммуникативного потенциала личности

Коммуникабельность

Сформированность коммуникативной культуры обучающегося

Методика А.М. Фридмана «Наши отношения»

Методика выявления коммуникативных склонностей

МЭПОиСУ

Сформированность эстетического потенциала

Знание этикета поведения

Развитость чувства прекрасного Сформированность других эстетических чувств

Педагогическое наблюдение

Методика Торренса

МЭПОиСУ

2.1. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного воспитания обучающихся

 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России была сформулирована на государственном уровне в выступлении Президента РФ Медведева Д.А. 19.04.2009, в статье «Учительской газеты» «Гражданин и патриот» (июнь 2009), в работе доктора педагогических наук А. Я. Данилюка, члена-корреспондента РАО А. М. Кондакова, доктора исторических наук В. А. Тишкова в 2009 году.

Так, было сформулировано понятие «современный национальный воспитательный идеал» как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности были выделены ключевые человеческие ценности, которые должны найти отражение в личностных результатах обучения и которые составили основу программы: родина, гражданин, долг; труд, профессия, компетентность; знания, наука, культура; толерантность, единство, взаимопонимание; закон, долг, правила, управление; ценности, нравственность, мораль, выбор, ответственность; общение, диалог, сотрудничество; здоровье, безопасность, здоровый образ жизни; экологическое системное мышление, экологический императив; семья, семейные ценности, уважение, забота; красота, искусство, эстетика.

Так, программа духовно-нравственного воспитания обучающихся «путь к духовности» содержит пять воспитательных направлений:

  1. Патриотизм: воспитание гражданственности и патриотизма (ценности: родина, гражданин, толерантность, единство, взаимопонимание, взаимоуважение).
  2. Нравственность: воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: мораль, нравственный выбор, ответственность, ценность и смысл жизни, милосердие, доброта, свобода, честь, достоинство, вера, духовность, нравственность, мировоззрение).
  3. Семья: воспитание семейных ценностей (ценности: семейные ценности, семейные роли, уважение, забота, любовь, верность).
  4. Экология: воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: экологическая грамотность, экологическая безопасность, экологический императив, экологическая культура, экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни, духовное здоровье).
  5. Эстетика: воспитание ценностного отношения к прекрасному (ценности: красота, искусство, эстетика, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие личности).

        II.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

         I этап – подготовительный (сентябрь 2020г- декабрь 2020г)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности. 

II этап – практический ( январь 2021/2021гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению  системы  духовно – нравственного воспитания.

 III этап – обобщающий (2022/2025гг.)

Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

              ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 1. Осознание  обучающимися духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2. Успешное освоение учащимися нравственных идеалов, социально – культурных ценностей, этнической и конфессиональной толерантности.

3. Повышение уровня духовно-нравственного, гражданского и патриотического сознания, самосознания, самодисциплины  обучающихся способность сделать правильный нравственный выбор; гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

 4. Убежденность учащихся в том, что:

- настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;

-любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, экологически культурен.

5.Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

6.  Взаимодействие семьи, социума  и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды;  возрождение и сохранение духовно – нравственных традиций семейного воспитания.

7. Сокращение  числа детских, подростковых и молодежных правонарушений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Веками именно на семейный уклад оказывает воздействие религия. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Наша школа всегда уделяла много внимания воспитанию обучающихся и в процессе урочной, внеурочной деятельности и дополнительном образовании. От системной работы школы по реализации программ нравственного воспитания и образования через урочную и внеурочную деятельность к духовной деятельности ребёнка - вот путь становления и созидания личности.

                             

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа воспитательной деятельности в классном коллективе "Республика лучистых сердец".

Публикация содержит комплексно-целевую программу воспитательной деятельности "Республика лучистых сердец", приоритетным направлением которой является организация добровольчества в классном коллективе....

Целевая программа воспитательной деятельности "Формирование семейной культуры"

Концепция программы основана на возрождении приоритетности формирования семейной культуры и опирается на следующие идеи:-идея восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи и брака...

Комплексно-целевая программа ( для работы в общежитии) «Профилактика употребления ПАВ и правонарушений среди подростков»

В совремменных условиях серьёзно обострились проблемы социальной дезаринтации подростков. Перед каждым образовательным учереждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отк...

Целевая программа по обеспечению жизни и здоровья и улучшению охраны и условий труда

Ø Пояснительная записка«Целевая программа по обеспечению защиты жизни и здоровья и улучшению охраны и условий труда работающих в БУ « Лангепасский политехнический колледж » Филиал в ...

Создание комплексно-целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС

Готовая комплексно-целевая программа управления качеством образования для административного корпуса любого учебного заведения...

Статья: "Роль государственных целевых программ в развитии жилищного строительства Санкт–Петербурга"

В рамках данного исследования был проведен анализ государственных программ направленных на улучшение жилищной ситуации по стране в целом и в Санкт-Петербурге в частности.  И наглядно продемонстри...