Целевая программа.
рабочая программа
"Путь к духовности"(программа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_nravstvennyy_podvig_uchitelya_2021_1.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ
ВОСПИТАНИЮ « ПУТЬ К ДУХОВНОСТИ »
( возраст: 7-18 лет, срок реализации 5 лет)
Разработчики:
Тарамалы Юлия Олеговна,
заместитель директора по воспитательной
работе Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средней школы № 9 с углубленным изучением
отдельных предметов»;
Шиманова Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средней
школы № 9 с углубленным изучением
отдельных предметов»;
Меркулова Татьяна Андреевна,
педагог – организатор Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средней школы № 9 с углубленным изучением отдельных предметов»
город Нижневартовск, 2021
ПАСПОРТ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«Средней школы № 9 с углубленным изучением отдельных предметов»
ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
«ПУТЬ К ДУХОВНОСТИ»
Наименование Программы | - целевая программа МБОУ «СШ № 9 с УИОП» «Духовно-нравственное воспитание обучающихся «Путь к духовности (далее – Программа) на 2020 – 2025 г.г. |
Основание для разработки Программы | - разработана в соответствии с Федеральным законом от 29декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации», с «Международной конвенцией о правах ребёнка 1989г.», «О свободе совести и религиозных объединениях», ФГОС НОО, ООО, СОО. |
Государственный заказчик Программы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов»» |
Основные разработчики Программы | Тарамалы Юлия Олеговна, заместитель директора по ВР МБОУ «СШ № 9 с УИОП»; Шиманова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 9 с УИОП»; Меркулова Татьяна Андреевна, педагог – организатор МБОУ «СШ № 9 с УИОП» |
Основные цели Программы | Духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России. |
Основные задачи Программы | - формировать гражданское и патриотическое сознания и самосознания подрастающего поколения, активную гражданскую позицию, сопричастность к героической истории Российского государства, готовность служить Отечеству на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей; - воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, формировать любовь к родителям, близким; изучать и сохранять семейные традиции, традиции и обычаи своей страны; - формировать толерантное поведение, уважительное отношение к народам мира, различным религиям; - обучать решению задач правого и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования; учить проявлять свою гражданскую позицию, нравственное поведение в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения достоинства других людей; - создать единую социально – педагогическую инфраструктуру социума, способствующую духовно – нравственному воспитанию посредством обеспечения взаимосвязей и координации деятельности семьи, культуры, спорта. |
Сроки реализации Программы | - 2020 - 2022 |
Основные мероприятия Программы | - нормативно – правовое и организационно - управленческое обеспечение создания и функционирования системы духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ «СШ № 9 с УИОП»; - оптимизация кадрового потенциала специалистов, организационно- методическое, научно – исследовательское обеспечение системы духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ «СШ № 9 с УИОП»; - информационное сопровождение мероприятий и мониторинг работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, - развитие социально – педагогической инфраструктуры социума и реализация комплекса мероприятий с учащимися, родителями, педагогами , содействующих духовно-нравственному воспитанию обучающихся |
Исполнители основных мероприятий Программы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9 с углубленным изучение отдельных предметов» |
Объемы и источники финансирования Программы | Не требуется. |
Система реализации контроля за исполнением Программы | Управление, координация и контроль исполнения Программы носят системный характер и осуществляются Управляющим советом школы. |
Ожидаемые конечные результаты Программы | 1. Осознание обучающимися духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты. 2. Успешное освоение обучающимися нравственных идеалов, социально – культурных ценностей, этнической и конфессиональной толерантности. 3. Повышение уровня духовно-нравственного, гражданского и патриотического сознания, самосознания, самодисциплины обучающихся, способность сделать правильный нравственный выбор; гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей. 4. Убежденность учащихся в том, что: - настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества; -любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, экологически культурен. 5.Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре. 6. Взаимодействие семьи, социума и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды; возрождение и сохранение духовно – нравственных традиций семейного воспитания. 7. Сокращение числа детских, подростковых и молодежных правонарушений. |
- Содержание проблемы духовно – нравственного воспитания и обоснование необходимости её решения программными средствами
Без памяти - нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности - нет народа.
Программа определяет основные пути развития системы духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ «СШ № 9 с УИОП».
Характер и задачи школьной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание «Путь к духовности» в МБОУ «СШ № 9 с УИОП» на 2020–2022 годы» обусловлен пониманием связи между духовно – нравственным состоянием общества и положением дел в экономике, задачами и возможностями развития потенциала местного самоуправлении в решении основных проблем жизнедеятельности граждан в социуме.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания, просвещения и образования является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека, а различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей и молодежи искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Реальный путь выхода из сложившейся ситуации – это обращение к богатому духовно – нравственному потенциалу нашей страны, носителем которой с давних времён являлось и является Православие. Именно Православие наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, эстетическое и правовое мироощущение человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести. Поэтому в настоящее время между государственными институтами и религиозными организациями формируются отношения партнёрства в вопросах духовного, нравственного и культурного воспитания, просвещения и образования молодёжи.
Истоки духовного возрождения России и прежде всего родного края, начинаются в школе, самым надежным стержнем учебно – воспитательного процесса может стать идея воспитания учащихся на русских традициях, на истории родного края, судьбах наших земляков, в прошлом и настоящем России. Только тогда школа в состоянии формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все прежние времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многие, многие другие.
Особенно необходимо и важно формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.
Поэтому сегодня перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Программа как организационная форма реализации задач духовно - нравственного воспитания обучающихся представляет собой комплекс мероприятий, взаимоувязанных по субъектам, объектам, ресурсам и срокам, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях воспитательной деятельности учреждений и организаций. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу духовно - нравственного воспитания молодых граждан на уровень, соответствующий современному этапу социально – экономического развития страны. В связи с этим возникает необходимость комплексного решения проблемы.
Целевое решение задач позволит проводить единую политику в области воспитания, обеспечит решение проблемы преодоления диспропорций в системе духовно – нравственного воспитания молодого поколения, будет способствовать формированию единого воспитательного информационного пространства, воспитанию патриотизма.
I. Основные цели и задачи Программы и сроки ее реализации
Цели программы: создание условий, способствующих духовно – нравственному воспитанию обучающихся, освоению ими пространства, места жительства и самоопределения в нем, самореализации в социально – значимой деятельности в городе;
- восстановление традиционной российской духовности и нравственности;
- духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания в районе социально – педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности.
Цель программы школы: духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование умения давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование морали – осознанной необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
- усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
- укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
- формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы процветании своей страны;
- развитие патриотизма и гражданской солидарности;
- формирование правовых основ поведения и правовой культуры;
- формирование деятельностной социальной и гражданской позиции, развитие социальной активности;
- формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
- формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- укрепление отношения к семье как основе российского общества;
- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
- укрепление уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;
- усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь;
- знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
- Принципы, методы и приемы организации содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога;
- нравственного примера образцов классической русской литературы;
- социально-педагогического партнерства;
- индивидуально-личностного развития;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- социальной востребованности воспитания.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин, произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь, духовной культуры и фольклора народов России, истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, семьи, жизненного опыта своих родителей и прародителей, общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик, других источников информации и научного знания.
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы актуализированы идеалы, хранящиеся в сокровищницах русской классической литературы.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений подростка другими людьми и с самим собой. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, и воплотить в собственной социально значимой деятельности.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть – нравственную рефлексию личности, мораль – способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность – готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений личности к явлениям жизни.
Среди методов воспитания преобладающими являются методы формирования сознания (упражнение, убеждение, рассказ, разъяснение, этическая беседа, диспут, пример) и проблемно-ситуационный.
Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.
Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.
Наиболее часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.
Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Разъяснение применяется: чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые, в свою очередь, выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.
Диспут представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую обучающихся. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в старших классах. В 5-7 классах его можно использовать как прием, например, в этической беседе.
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Проблемно-ситуационный метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы.
- Основное содержание, виды деятельности и планируемые результаты духовно-нравственного воспитания обучающихся
- Виды деятельности:
Основные формы работы, направленные на воспитание нравственного идеала у обучающихся:
- проблемная этическая беседа;
- дискуссия (диспут), построенная на решении проблемного вопроса;
- комплексный анализ текста;
- различные виды творческих работ (сочинение на морально-нравственную тему, сочинение-эссе, сочинение-рецензия, дневник, письмо, отзыв, аннотация, статья, исследовательский проект и др.)
- Особенно значимыми в обучении являются занятия, на которых осуществляется комплексный анализ предложенных ученикам текстов. К таким текстам прилагаются разноуровневые задания, которые удобны для организации работы в группах, по вариантам. Принцип тематического единства, на основе которого происходит организация работы, также очень важен для создания развивающей среды, способствующей приобщению детей к культуре речевого самовыражения и принятию ими категорий нравственности, становящихся внутренними ценностями личности, через создание активной деятельностной социальной среды. Именно поэтому предлагаемые задания второго и особенно третьего уровней требуют от учащихся не только простых мыслительных операций, организации обмена независимыми высказываниями, но и организуют самораскрытие, высокий уровень социальной реализации в создании как индивидуального, так и совместного культурного продукта, в котором отражается личностны Планируемые результаты программы духовно-нравственного воспитания обучающихся
Направление «Патриотизм»:
- личностное ценностное отношение к культурно-историческому наследию России, культуре коренных малочисленных народов севера;
- чувство ответственности за свою малую родину и страну;
- ответственность за поступки, наличие собственной позиции;
- толерантное отношение к людям другой национальности и вероисповедания;
- умение противостоять асоциальным проявлениям;
- знание национальных героев и важнейших событий истории России;
- понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина;
- сознательное принятие роли гражданина своего Отечества.
Направление «Нравственность»:
- нравственное представление о дружбе и любви,
- понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение их выполнять;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- умение преодолевать конфликты в общении;
- умение сочетать личные и общественные интересы;
- понимание значимости чести своей семьи, школы;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
- понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества;
- готовность к саморазвитию для достижения собственных нравственных идеалов;
- способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении,
- способность объективно оценивать себя;
- умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах;
- стремление к честности и скромности, благородству во взаимоотношениях;
- понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического здоровья человека.
Направление «Семья»:
- ценностное отношение к таким семейным ценностям, как любовь, уважение, верность, забота, взаимопонимание и поддержка;
- уважение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;
- чувство ответственности за свою семью;
- умение формулировать личный «кодекс семейных отношений», основанные на духовно-нравственных ценностях и следовать ему в своей семье;
Направление «Экология»:
- знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
- знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного;
- знание принципов ведения здорового образа жизни;
- ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- умение демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
- умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
- отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем.
Направление «Эстетика»:
- ценностное отношение к прекрасному;
- понимание искусства, в том числе литературы, как особой формы познания и преобразования мира;
- способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
- опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- представление об искусстве народов России;
- опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России, коренных народов севера;
- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
- опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
- Методологический инструментарий мониторинга духовно-нравственного воспитания обучающихся
Мониторинг эффективности воспитательной деятельности осуществляется с целью оценки эффективности реализации целей и задач воспитания и социализации обучающихся.
Предмет диагностики – прежде всего личность самого обучающегося. В каком направлении происходит развитие личности? На какие ценности ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?
Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях, например, в дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей и т. д.
Каждое из основных направлений воспитания и социализации школьников должно обеспечивать принятие ими ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.
Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.
Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Выделяют три уровня воспитательных результатов:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.
Результаты воспитательной деятельности определяются с помощью мониторинговых исследований. В соответствии с избранными критериями и показателями подбираются или создаются диагностические методики. Наряду с педагогическими, используются социологические и психологические методики, что способствует более объективному и обстоятельному изучению эффективности воспитательной работы.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию обучающихся используются такие виды опроса, как анкетирование, интервью и беседа.
Психолого-педагогическое наблюдение—описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
- включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
- узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Мониторинг осуществляется на основе пакета методик, используемого в МБОУ «СШ №9 с УИОП»:
КРИТЕРИИ | ПОКАЗАТЕЛИ | МЕТОДИКИ |
Сформированность нравственного потенциала личности обучающегося | Нравственная направленность личности Сформированность отношений обучающегося к родине, обществу, природе, семье, школе, себе. | Методика Н.П. Капустина «Оценка уровня воспитанности обучающихся» Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» Методика С.М.Петровой «Русские пословицы» Методики «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора». Метод ранжирования |
Сформированность коммуникативного потенциала личности | Коммуникабельность Сформированность коммуникативной культуры обучающегося | Методика А.М. Фридмана «Наши отношения» Методика выявления коммуникативных склонностей МЭПОиСУ |
Сформированность эстетического потенциала | Знание этикета поведения Развитость чувства прекрасного Сформированность других эстетических чувств | Педагогическое наблюдение Методика Торренса МЭПОиСУ |
2.1. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного воспитания обучающихся
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России была сформулирована на государственном уровне в выступлении Президента РФ Медведева Д.А. 19.04.2009, в статье «Учительской газеты» «Гражданин и патриот» (июнь 2009), в работе доктора педагогических наук А. Я. Данилюка, члена-корреспондента РАО А. М. Кондакова, доктора исторических наук В. А. Тишкова в 2009 году.
Так, было сформулировано понятие «современный национальный воспитательный идеал» как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности были выделены ключевые человеческие ценности, которые должны найти отражение в личностных результатах обучения и которые составили основу программы: родина, гражданин, долг; труд, профессия, компетентность; знания, наука, культура; толерантность, единство, взаимопонимание; закон, долг, правила, управление; ценности, нравственность, мораль, выбор, ответственность; общение, диалог, сотрудничество; здоровье, безопасность, здоровый образ жизни; экологическое системное мышление, экологический императив; семья, семейные ценности, уважение, забота; красота, искусство, эстетика.
Так, программа духовно-нравственного воспитания обучающихся «путь к духовности» содержит пять воспитательных направлений:
- Патриотизм: воспитание гражданственности и патриотизма (ценности: родина, гражданин, толерантность, единство, взаимопонимание, взаимоуважение).
- Нравственность: воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: мораль, нравственный выбор, ответственность, ценность и смысл жизни, милосердие, доброта, свобода, честь, достоинство, вера, духовность, нравственность, мировоззрение).
- Семья: воспитание семейных ценностей (ценности: семейные ценности, семейные роли, уважение, забота, любовь, верность).
- Экология: воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: экологическая грамотность, экологическая безопасность, экологический императив, экологическая культура, экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни, духовное здоровье).
- Эстетика: воспитание ценностного отношения к прекрасному (ценности: красота, искусство, эстетика, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие личности).
II.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап – подготовительный (сентябрь 2020г- декабрь 2020г)
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
II этап – практический ( январь 2021/2021гг.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению системы духовно – нравственного воспитания.
III этап – обобщающий (2022/2025гг.)
Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Осознание обучающимися духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Успешное освоение учащимися нравственных идеалов, социально – культурных ценностей, этнической и конфессиональной толерантности.
3. Повышение уровня духовно-нравственного, гражданского и патриотического сознания, самосознания, самодисциплины обучающихся способность сделать правильный нравственный выбор; гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
4. Убежденность учащихся в том, что:
- настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
-любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, экологически культурен.
5.Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
6. Взаимодействие семьи, социума и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды; возрождение и сохранение духовно – нравственных традиций семейного воспитания.
7. Сокращение числа детских, подростковых и молодежных правонарушений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Веками именно на семейный уклад оказывает воздействие религия. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Наша школа всегда уделяла много внимания воспитанию обучающихся и в процессе урочной, внеурочной деятельности и дополнительном образовании. От системной работы школы по реализации программ нравственного воспитания и образования через урочную и внеурочную деятельность к духовной деятельности ребёнка - вот путь становления и созидания личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-целевая программа воспитательной деятельности в классном коллективе "Республика лучистых сердец".
Публикация содержит комплексно-целевую программу воспитательной деятельности "Республика лучистых сердец", приоритетным направлением которой является организация добровольчества в классном коллективе....
Целевая программа воспитательной деятельности "Формирование семейной культуры"
Концепция программы основана на возрождении приоритетности формирования семейной культуры и опирается на следующие идеи:-идея восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи и брака...
Комплексно-целевая программа ( для работы в общежитии) «Профилактика употребления ПАВ и правонарушений среди подростков»
В совремменных условиях серьёзно обострились проблемы социальной дезаринтации подростков. Перед каждым образовательным учереждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отк...
Целевая программа по обеспечению жизни и здоровья и улучшению охраны и условий труда
Ø Пояснительная записка«Целевая программа по обеспечению защиты жизни и здоровья и улучшению охраны и условий труда работающих в БУ « Лангепасский политехнический колледж » Филиал в ...
Создание комплексно-целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС
Готовая комплексно-целевая программа управления качеством образования для административного корпуса любого учебного заведения...
Статья: "Роль государственных целевых программ в развитии жилищного строительства Санкт–Петербурга"
В рамках данного исследования был проведен анализ государственных программ направленных на улучшение жилищной ситуации по стране в целом и в Санкт-Петербурге в частности. И наглядно продемонстри...