Целевая программа воспитательной деятельности "Формирование семейной культуры"
проект по теме

Стрелкова Елена Васильевна

Концепция программы основана на возрождении приоритетности формирования семейной культуры и опирается на следующие идеи:

-идея восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи и брака, престижа материнства и отцовства;

-идея духовно- нравственного, валеологического , психолого- педагогического, социально- правового просвещения воспитанников;

-идея объединения воспитательного потенциала образовательных учреждений, общественных организаций, специалистов в процессе формирования семейной культуры воспитанников;

-идея включения в воспитательный процесс всех сфер личности воспитанника: интеллектуальной, действенно- практической, эмоциональной;

- идея формирования у воспитанника осознанного отношения к будущему ответственному родительству как социальному воспитательному институту,  важнейшему средству предупреждения дезорганизации и разрушения семьи, детской безнадзорности, правонарушений и преступлений в детской и подростковой среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselevaya_programma_formirovanie_semeynoy_kultury.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

                       ГАОУ СПО «Вольский медицинский колледж имени З.И. Маресевой»

     

                                                   Целевая программа

                                         воспитательной деятельности

                                      «Формирование семейной культуры»

                                                                                                    Автор работы:

                                                                                                    Стрелкова Елена Васильевна

                                                 

                                                               

                                                                                                   Место выполнения работы:

                                                                                                    ГАОУ СПО «Вольский медицинский

                                                                                                     колледж имени З.И. Маресевой

                                                                 

                     

                                                           Вольск- 2012

                                            

                                                 Введение

                                        «Природа, создав людей такими, каковы они есть,

                                            даровала  им   великое утешение от многих зол,

                                               наделив их семьей и родиной»

                                                                                       У. Фоскало

Стремительные перемены, происходящие в социально-экономической, политической и культурной жизни нашей страны, явили необходимость кардинальных изменений в отношении института семьи.  

Одна из основных  задач нового века в России - сохранить семью, найти формы и методы   её защиты и укрепления, продолжить для будущих поколений её одухотворённое  назначение.

Сегодня семья становится одной из фундаментальных ценностей , созданных человечеством за всю историю своего существования, в  позитивном развитии, сохранении и укреплении которой заинтересованы общество и государство.

Неслучайно одним из приоритетов государственной политики является формирование позитивного «просемейного» общественного мнения, пропаганда семейного образа жизни, повышение престижа социально- благополучной семьи. Наглядным подтверждением тому является  тот факт, что 2008 год объявлен в России годом семьи.

Кризисные явления, поразившие  многие сферы человеческого существования за прошедшие десятилетия переходного периода в России,  не обошли  стороной и область семейных отношений, что отразилось в  нарушении нравственных представлений о семье и  браке,  разрушении  веками формировавшихся семейных традиций , в девальвации  ценностей « семейного очага» , падении рождаемости(число детей в РФ за последние 5 лет уменьшилось на 5,5 миллионов) , увеличении  числа  разводов, появлении большого количества бездетных семей, росте числа несовершеннолетних правонарушителей, безнадзорных подростков, детей-сирот, резком сокращении  уровня брачности и одновременно увеличении  внебрачной рождаемости, росте числа психически нездоровых людей, алкоголиков, наркоманов, проституток, самоубийц.

Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Молодые родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения.

 Беспокойство вызывает репродуктивное здоровье молодого поколения, что в последнее время обозначено как главная проблема национальной безопасности России. Заметно увеличился, особенно в молодежной среде, рост социально-обусловленных заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, СПИД.

Характерным для определённой части молодёжи является правовой нигилизм и правовая безграмотность, в том числе и в вопросах регулирования брачно- семейных отношений.

Динамичная и порой непредсказуемая социально- политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда молодое поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится  всё более непредсказуемым. Аудио- и видеопродукция сомнительного содержания, компьютерные игры, эскалация  насилия и жестокости в СМИ усиленно вытесняют взрослых из воспитательного процесса, окончательно подрывая авторитет семьи и значительно снижая воспитательный потенциал образовательных учреждений.

Дальнейшее промедление в решении данных проблем невозможно.  Выход из сложившегося положения видится нам  в выработке механизмов эффективного взаимодействия системы образовательных учреждений, общественных организаций и воспитанников,  в перестройке взглядов на  роль семьи, в возрождении семьи как главного воспитательного института.

Этими факторами обусловлена необходимость создания и реализации целевой воспитательной программы « Формирование семейной культуры». Нам представляется, что данная  проблема должна стать приоритетной в работе педагогического сообщества, т.к. от степени готовности молодых людей к семейной жизни зависит не только устойчивость и качество брачно-семейных отношений, но и политическое, социально-экономическое, духовно- нравственное благополучие России.

Концептуальные основы программы

Концепция программы основана на возрождении приоритетности формирования семейной культуры и опирается на следующие идеи:

-идея восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи и брака, престижа материнства и отцовства;

-идея духовно- нравственного, валеологического , психолого- педагогического, социально- правового просвещения воспитанников;

-идея объединения воспитательного потенциала образовательных учреждений, общественных организаций, специалистов в процессе формирования семейной культуры воспитанников;

-идея включения в воспитательный процесс всех сфер личности воспитанника: интеллектуальной, действенно- практической, эмоциональной;

- идея формирования у воспитанника осознанного отношения к будущему ответственному родительству как социальному воспитательному институту,  важнейшему средству предупреждения дезорганизации и разрушения семьи, детской безнадзорности, правонарушений и преступлений в детской и подростковой среде.

При создании программы автор руководствовался следующими принципами  педагогической деятельности:

-принцип гуманизации и демократизации воспитательных отношений;

- принцип ориентации на общечеловеческие ценности, национальные и местные традиции;

- принцип личностной направленности;

- учет возрастных и индивидуально- личностных особенностей воспитанников;

-индивидуализация в обучении и воспитании (диагностика и прогнозирование развития воспитанника);

- принцип целесообразности ( адекватные методы и формы работы, доступный материал);

-принцип интеграции со смежными науками ( комплексное изучение проблем и явлений) ,что позволяет расширять тематику  материала, осуществлять актуализацию знаний воспитанников;

-принцип открытости:  включение в деятельность по реализации программы большого числа участников;

-принцип  взаимосвязи педагогического управления и  самоуправления воспитанников,  при котором передача и усвоение  социального опыта осуществляется через совместную деятельность на основе равного партнерства.

В ходе реализации программы важным является формирование  у воспитанников  установки на самостоятельную творческую деятельность путем внедрения  инновационных  технологий и методик психолого- педагогического, валеологического и социально- правового и духовно- нравственного просвещения воспитанников .

Совокупность указанных принципов определяет концептуальные основы программы формирования семейной культуры, позволяет сформулировать её цели и задачи, определить стратегические приоритеты.

Анализ социально- педагогической ситуации

Программа воспитательной деятельности «Формирование семейной культуры» разработана с учётом потребностей воспитанников- юношей и девушек,  средний возраст которых составляет от  17 до 22 лет. Этот возрастной период  характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций, в том числе ориентаций на устойчивую и  благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни. Утверждение этих позитивных ценностей и установок – основное назначение данной программы.

Однако, нам представляется, что на сегодняшний день при осуществляемой государством социальной поддержке  молодежи и молодых семей, уделяется всё ещё недостаточное внимание проблеме формирования семейной культуры представителей молодого поколения России в её социально- правовом , валеологическом , духовно- нравственном , психолого- педагогическом аспектах. Реализация предлагаемой программы дает возможность решения этой проблемы.

Молодые люди  данной возрастной категории широко вовлечены в реальную молодежную среду, где , наряду с позитивными явлениями, нередки   сексуальная гиперактивность, потребительская психология, цинизм, бездуховность. Над всем этим «нравственным опустошением» доминирует феномен молодежной наркомании.

Совершенно  очевидно, что  задача образовательных учреждений( в том числе и среднего профессионального образования) сегодня  - противостоять обострению негативных установок( антиценностей) и разрушать их привлекательность. Необходимо предложить воспитанникам такие формы работы, которые способствовали бы их самоутверждению и самореализации,   предоставили бы возможность познания собственного «Я» ,  том числе и в отношении планирования и осуществления семейных отношений. При этом  ненавязчиво, но неуклонно вели бы молодых людей к духовному росту, к формированию и управлению нравственными нормами поведения в семье и обществе.

Таким образом , актуальность данной программы  заключается в её соответствии конкретным историческим  условиям и социально- педагогическим требованиям современного общества к воспитанию социально- активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманное отношение к миру, личности, которой предстоит стать ведущей и движущей силой  реализации практически всех Приоритетных национальных проектов России,  в решении проблем демографической ситуации в стране, что определяется стратегическим курсом государства.

 Реалистичность программы определяется имеющимися на сегодняшний день материально- техническими, кадровыми и научно- методическими ресурсами Вольского медицинского училища.

Системность программы обеспечивается полнотой компонентов, из которых она состоит , координацией связей между ними.

                                      Цели программы:

1. Формирование социально- активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманное отношение к миру.

2. Преодоление правовой безграмотности в вопросах регулирования  брачно- семейных отношений.

3. Духовно- нравственное просвещение воспитанников,  формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

4. Формирование психолого- педагогической  компетентности  в вопросах семейного воспитания.

5. Формирование позитивного отношения к репродуктивному здоровью, здоровому образу жизни, с установкой на ценность семьи и ответственное родительство.

6. Выработка эффективных способов сотрудничества педагогов ,общественных организаций, специалистов и воспитанников.

7. Повышение степени самостоятельности воспитанников, адаптации их в обществе, способность нести ответственность за принимаемые решения.

8. Обогащение социального опыта личности воспитанника.

Задачи:

Образовательные:

- осуществлять всестороннее психолого- педагогическое просвещение воспитанников;

- познакомить с основными правами и обязанностями в отношении регулирования брачно- семейных отношений;

-осуществлять пропаганду ЗОЖ;

- способствовать приобретению опыта человеческого общения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и детьми;

-  способствовать пропаганде и возрождению семейных традиций;

-совершенствовать умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

Воспитательные:

-совершенствовать личность воспитанника через формирование его нравственного потенциала;

-воспитывать гражданственность, патриотизм, интеллигентность, уважение к правам и свободам человека;

- воспитывать  чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений;

- воспитывать любовь к родителям, близким; формировать интерес к изучению и сохранению семейных традиций;

- воспитывать гражданские качества ,толерантность, милосердие через организацию социально-значимой деятельности;

Развивающие:

- развивать  умения и навыки  ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения другого;

-развивать интеллектуальный и творческий потенциал воспитанников; развивать  культуру речи, логическое мышление;

-максимально развивать у воспитанников их познавательные  интересы, творческие способности, навыки самопознания и самообразования, способствующие дальнейшему развитию и самореализации личности;

- развивать внутреннюю свободу, способность к объективной самооценке;

-развивать у воспитанников способность контролировать жизненные ситуации,  более эффективно разрешать возникающие проблемы.

 Содержание воспитательной деятельности по тематическим блокам

Целевая программа воспитательной деятельности «Формирование семейной культуры» состоит из следующих блоков:

- духовно- нравственного;

- психолого- педагогического;

- социально- правового;

- валеологического;

-  информационно- развлекательного.

Духовно- нравственный блок    включает следующие мероприятия  :

  1. Тема: « На свете нет чужих детей!» (шефство над воспитанниками дома- интерната)

Форма проведения: коллективное полезное дело (КПД)

Цель: воспитывать чувство сострадания и милосердия

Проводит : классный руководитель

  2.     Тема: « Эволюция взаимоотношений мужчины и женщины»

           Форма проведения: Экскурсия

          Цель: формировать представление об эволюционном развитии

           взаимоотношений мужчины и женщины

          Проводит: сотрудник музея краеведения

 3.       Тема: «Свадебные церемонии в культуре народов Поволжья»

          Форма проведения: экскурсия

          Цель: воспитывать уважение к культурным традициям народов

                      Поволжья

          Проводит: сотрудник музея краеведения

4.       Тема: «Мир семейных увлечений»

          Форма проведения: фотовыставка семейных хобби и выставка поделок

           (на  основе индивидуальных творческих проектов)

            Цель: способствовать возрождению и сохранению семейных традиций

           Проводит: классный руководитель

  1.  Тема: « Подари тепло души…»( шефство над пациентами центра

           реабилитации  пожилых людей «Солнышко»

           Форма проведения: коллективное полезное дело (КПД)

          Цель: воспитывать чувство заботы о пожилых людях, милосердие и

           сострадание

           Проводит: классный руководитель

     6.    Тема: «О чем рассказала фотография из семейного альбома»

            Форма проведения: индивидуальный творческий проект

            Цель: развивать интеллектуальный и творческий потенциал

            воспитанников, приобщать к семейным ценностям

             Проводит: классный руководитель

7.         Тема: «Библия о семье»

            Форма проведения: беседа священнослужителя

            Цель: способствовать духовному просвещению воспитанников

            Проводит: священнослужитель Крестовоздвиженской церкви отец

            Михаил ( Воробьёв)

8.      Тема: « Христианские праздники в русской семье»

         Форма проведения : беседа священнослужителя

           Цель: способствовать духовному просвещению воспитанников,  

          приобщать к ценностям « семейного очага»

          Проводит: священнослужитель Крестовоздвиженской церкви отец

          Михаил ( Воробьёв)

9.       Тема: « Врачебные династии Вольска и района»

          Форма проведения: коллективный проект

           Цель: способствовать пропаганде семейных ценностей, развивать

            познавательный интерес у воспитанников

          Проводит: классный руководитель

10      Тема: «Моя будущая семья»

           Форма проведения: написание сочинения-размышления

            Цель: развивать  у воспитанников способность к объективной

           самооценке, навыки  рефлексии

               Проводит: классный руководитель

  1. Тема: «...И счастья в личной жизни!»

Форма проведения: просмотр и обсуждение фильма

                 Цель: способствовать возрождению семейных ценностей

                 Проводит: классный руководитель

Валеологический блок  включает следующие мероприятия:

  1. Тема: «Планирование семьи. Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье будущих родителей».

Форма проведения: беседа

Цель: Определить базовые знания воспитанников по вопросам планирования семьи и репродуктивного здоровья

Проводит : специалист- валеолог центра «Семья»

  1.  Тема: « Оставайся в безопасности»(о вреде наркомании для репродуктивного здоровья будущих родителей)

Форма проведения: просмотр и обсуждение к/фильма по данной тематике «Под небом голубым…»

Цель: формировать ответственное отношение к репродуктивному здоровью будущих родителей

Проводит : классный руководитель, методист к/т им. Урицкого

  1.  Тема: «Мужчина и женщина: проблемы общения полов»

 Форма проведения: диспут

 Цель: демонстрация различий в психологии и сексуальности мужчины и  женщины

            Проводит : специалист- валеолог центра « Семья»

  1. Тема: « Активизация комплексов «мужественности» и «женственности»

             Форма проведения: практическое занятие

Цель: развивать у воспитанников навыки самопознания и самообразования

Проводит: специалист- валеолог центра  « Семья»

5.      Тема: « Первый аборт ( на основе оригинального проекта ВМУ)»

               Форма проведения: круглый стол с участием юриста, психолога,

                специалиста – гинеколога, валеолога

                Цель: формирование всестороннего  представления о последствиях

                 первого аборта                        

               Проводит: классный руководитель

Психолого- педагогический блок включает следующие мероприятия:

  1. Тема: «Мужчина и женщина: что мы знаем друг о друге?»

форма проведения: интерактивная лекция

Цель: осуществлять психолого- педагогическое просвещение

воспитанников

Проводит: специалист центра « Молодежь +»

  1.  Тема: « Мы выбираем, нас выбирают»

форма проведения: ролевая игра

Цель: развивать внутреннюю свободу, способствовать приобретению опыта человеческого общения

          Проводит :специалист центра « Молодежь +»

    3    Тема: «Психологические аспекты семейных отношений»

форма проведения: лекция

Цель: осуществлять психологическое просвещение воспитанников

          Проводит : психолог

  1.    Тема: «Конфликты в семейных отношениях и выходы из них»

форма проведения: практическое занятие

Цель: развивать умения и навыки ведения диалога в семье, способность эффективно разрешать внутрисемейные проблемы

          Проводит   : психолог

  1.    Тема: « Проблема формирования личности  « отказных детей»»

форма проведения: лекция, просмотр и обсуждение видеофильма « Мама – лучше!»»

Цель: воспитывать чувство ответственного материнства и отцовства

           Проводит  : психолог

  1.   Тема: «Семейные роли и их изменение с появлением ребёнка»

форма проведения: лекция

Цель: осуществлять психолого- педагогическое просвещение воспитанников

         Проводит  : психолог

  1.  Тема: «Человеческие пороки и распад семьи. Супружеская неверность»

форма проведения: диспут

Цель: воспитывать чувство ответственности в реализации семейных отношений, совершенствовать умение компетентно обсуждать  жизненно важные проблемы

            Проводит : классный руководитель

   7.   Тема: « Бюджет семьи. Преодоление финансовых проблем в семье»    

          Форма проведения: беседа

           Цель: способствовать рациональному подходу будущих супругов к

           формированию финансовой стратегии семьи

          Проводит: классный руководитель

Социально- правовой блок включает следующие мероприятия:

1. Тема:     «Закон как возможность защитить жизнь и достоинство человека»

    Форма проведения: обучающий семинар

    Цель: осуществлять правовое просвещение воспитанников, воспитывать уважение к правам и свободам человека

    Проводит: юрист центра «Семья»

2. Тема: «Федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах»

    Форма проведения: лекция

    Цель:  осуществлять правовое просвещение воспитанников

   Проводит: юрист центра « Семья»

3. Тема: «Планирование семьи и законодательство»

    Форма проведения :беседа

    Цель: познакомить воспитанников с основными правами и обязанностями в

    отношении планирования брачно- семейных отношений

    Проводит: юрист центра « Семья»

4. Тема: «Брачный контракт»

    Форма проведения: лекция

    Цель: осуществлять правовое просвещение воспитанников

    Проводит: юрист центра  «Семья»

5. Тема: « Права и обязанности супругов в отношении друг друга и детей»

    Форма проведения: лекция

    Цель: познакомить воспитанников с основными правами и обязанностями в

    отношении  регулирования брачно- семейных отношений

      Проводит: юрист центра «семья»

6. Тема: « Защита детей от насилия со стороны взрослых»

    Форма проведения: беседа

    Цель: осуществлять правовое просвещение воспитанников

    Проводит: юрист центра « Семья»

  1. Тема: « Ответственность граждан за преступления против личности»(

       изнасилование, педофилия и т.д.)

             Форма проведения: беседа

           Цель: осуществлять правовое просвещение воспитанников

           Проводит: юрист центра « Семья»

  1. Тема: « Юридические аспекты развода»

Форма проведения: лекция

           Цель: осуществлять правовое просвещение воспитанников

           Проводит: юрист центра « Семья»

Информационно- развлекательный блок включает следующие мероприятия:

1. Тема: « Давайте говорить друг другу комплименты….»

    Форма проведения: вечер этикета и хороших манер

    Цель: развивать культуру речи, способствовать формированию

    нравственного потенциала личности

    Проводит: классный руководитель

2. Тема: «Мама, папа, я - дружная семья!»

    Форма проведения:  конкурсно - развлекательная программа

    Цель: способствовать возрождению семейных традиций

    Проводит: классный руководитель

3. Тема:» Венец всех ценностей – семья!»

    Форма проведения: литературно- музыкальная гостинная

    Цель: способствовать пропаганде семейных ценностей

    Проводит: специалисты центральной библиотечной системы, классный

    руководитель

4 Тема: « Всё начинается с семьи…»

   Форма проведения: вечер – встреча с семейными династиями вольских

                                       врачей»

   Цель: воспитывать патриотизм, интеллигентность, способствовать пропаганде

    и возрождению семейных традиций

   Проводит:  классный руководитель

Тематическое планирование на 1-й год реализации программы

Месяц

Тематика занятий

Блок программы

Количество часов

Проводит

Сентябрь

« Мужчина и женщина: что мы знаем друг о друге?»( интерактивная лекция

Психолого- педагогический

2

Специалист центра

« Молодёжь +»

Октябрь

«Эволюция взаимоотношений мужчины и женщины»(экскурсия)

Духовно- нравственный

2

Сотрудник музея краеведения

Ноябрь

«Планирование семьи. Факторы , влияющие на репродуктивное здоровье будущих родителей»( беседа)

Валеологический

2

Специалист- валеолог центра «Семья»

Декабрь

«Оставайся в безопасности»( о вреде наркомании)- просмотр и обсуждение к\ф

Валеологический

2

Специалист центра медпрофилактики; методист к\т им. Урицкого

Январь

«Закон как возможность защитить жизнь и достоинство человека»(лекция)

Социально- правовой

2

Юрист центра « Семья»

Февраль

«Мы выбираем, нас выбирают»( интерактивная лекция с элементами ролевой игры)

Психолого- педагогический

2

Специалист центра « Молодёжь +»

Март

« На свете нет чужих детей»( коллективное полезное дело)

Духовно- нравственный

2

Классный руководитель

Апрель

«ФЗ « О наркотических средствах и психотропных веществах»( лекция)

Социально- правовой

2

Юрист центра « Семья»

Май

«Давайте говорить друг другу комплименты…»( вечер этикета и хороших манер)

Информационно- развлекательный

2

Классный руководитель

Тематическое планирование на 2-й год реализации программы

Месяц

Тематика занятий

Блок программы

Количество часов

Проводит

Сентябрь

« Планирование семьи и законодательство»( беседа)

Социально- правовой

2

Юрист центра» Семья»

Октябрь

«Психологические аспекты семейных отношений»( лекция)

Психолого- педагогический

2

Психолог

Ноябрь

«Мужчина и женщина: проблемы общения полов»( диспут)

валеологический

2

Специалист- валеолог центра «Семья»

Декабрь

«Свадебные церемонии в культуре народов Поволжья»(экскурсия)

Духовно- нравственный

2

Сотрудник музея краеведения

Январь

«Брачный контракт»( лекция)

Социально- правовой

2

Юрист центра « Семья»

Февраль

«Активизация комплексов  «Мужественности» и «Женственности»( практическое занятие)

валеологический

2

Специалист- валеолог центра « Семья»

Март

« Конфликты в семейных отношениях и выходы из них»( практическое занятие)

Психолого- педагогический

2

психолог

Апрель

«Мир семейных увлечений»- выставка семейных поделок и фотовыставка семейных хобби))

Духовно- нравственный

2

Классный руководитель

Май

«Венец всех ценностей- семья!»( литературно- музыкальная гостиная)

Информационно- развлекательный

2

Классный руководитель,

Сотрудники ЦБС

Тематическое планирование на 3-й год реализации программы

Месяц

Тематика занятий

Блок программы

Количество часов

проводит

Сентябрь

« Подари тепло души»(КПД)

Духовно- нравственный

2

Классный руководитель

Октябрь

«Библия о семье»( беседа)

Духовно- нравственный

2

Священнослужитель отец Михаил( Воробьёв)

Ноябрь

« Права и обязанности супругов в отношении друг друга и в отношении детей»( лекция)

Социально- правовой

2

Юрист центра « Семья»

Декабрь

« Первый аборт»- круглый стол

валеологический

2

Валеолог, психолог, юрист, акушер- гинеколог

Январь

« Семейные роли и их изменения с появлением ребёнка»( лекция)

Психолого- педагогический

2

Психолог

Февраль

« Защита детей от насилия со стороны взрослых»( лекция)

Социально- правовой

2

Юрист центра « Семья»

Март

Проблема формирования личности «отказных детей»( просмотр и обсуждение к\ф)

Психолого- педагогический

2

Психолог

Апрель

« О чём рассказала фотография из семейного альбома…»( индивидуальный проект)

Духовно- нравственный

2

Классный руководитель

Май

« Мама, папа, я- дружная семья!»( конкурсно- развлекательная программа

Информационно- развлекательный

2

Классный руководитель

Тематическое планирование на 4-й год реализации программы

Месяц

Тематика занятий

Блок программы

Количество часов

проводит

Сентябрь

« Врачебные династии Вольска»( коллективный проект)

Духовно- нравственный

2

Классный руководитель

Октябрь

«Христианские праздники в русской семье»( беседа)

Духовно- нравственный

2

Священнослужитель отец Михаил( Воробьёв)

Ноябрь

«Бюджет семьи. Финансовые проблемы в семье»( беседа)

Психолого- педагогический

2

Классный руководитель

Декабрь

«Человеческие пороки и распад семьи. Супружеская неверность»(диспут)

Психолого- педагогический

2

психолог

Январь

«Юридические аспекты развода»( лекция)

Социально- правовой

2

Юрист центра « Семья»

Февраль

«Ответствен-

ность за преступления против личности»( лекция)

Социально- правовой

2

Юрист центра « Семья»

Март

«… И счастья в личной жизни!»( просмотр и обсуждение к\ф)

Духовно- нравственный

2

Классный руководитель, методист к\т им. Урицкого

Апрель

«Моя будущая семья»( написание сочинения – размышления)

Духовно- нравственный

2

Классный руководитель

Май

« Всё начинается с семьи…»( вечер- встреча с семейными династиями вольских врачей)

Информационно- развлекательный

2

Классный руководитель

       

                                    Ожидаемые результаты:

Количественные:

В рамках реализации программы

- будет организовано 5  мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и сохранению репродуктивного здоровья среди молодёжи;

- будут разработаны и реализованы 3 коллективных и индивидуальных проекта;

- будет организовано 4 информационно- развлекательных мероприятия по тематике целевой воспитательной  программы;

-  будут организованы 2 экскурсии в музей краеведения;

-  будет прослушано 8  лекций,

-  будут проведены 3  практических занятия и обучающих семинара, 7 бесед по тематике  программы;

- будут организованы встречи со священнослужителем и представителями семейных династий г. Вольска;

-  будет организовано и проведено 2  коллективных полезных дела;

- будет организован просмотр и обсуждение 3 видеофильмов;

- будет организован диспут и круглый стол по тематике программы;

- будет организована  выставка семейных поделок и фотовыставка семейных хобби;

- будут разработаны буклеты «Молодёжь- за здоровый образ жизни!»,  «Скажи наркотикам нет» и т.д.;

Качественные:

В ходе реализации целевой воспитательной программы « Формирование семейной культуры» ожидаются следующие качественные результаты:

- у воспитанников сформируется позитивное отношение к  духовно- нравственным ценностям семейных отношений;

-  воспитанники задумаются о важности сохранения своего репродуктивного здоровья, о преимуществе здорового образа жизни;

-  у воспитанников  сформируется  психолого- педагогическая компетентность в вопросах семейного воспитания; они получат необходимые знания о способах и приёмах эффективного общения в семье, о методах разрешения внутрисемейных  конфликтов;

- будет ликвидирована  юридическая  безграмотность воспитанников  в вопросах планирования и регулирования брачно- семейных отношений

- претерпит изменение  внутренний мир юношей и девушек: их самооценка станет адекватной, а уровень притязаний станет более приближенным к реальному;

-  повысится степень самостоятельности воспитанников, сформируется способность брать на себя ответственность за принимаемые решения;

-обогатится социокультурный опыт  воспитанников.

Для отслеживания уровня роста воспитанников предусмотрена система ступеней роста, которые включают в себя звания , присуждаемые в ходе реализации  программы и  на основе промежуточного контроля, по следующим уровням:

 Второй уровень(1-й год реализации программы)     -« Жених и  невеста»

Воспитанник- участник программы

Знает: -о факторах, влияющих на репродуктивное здоровье будущих

              родителей;

              -о психологических особенностях поведения мужчины и женщины;            

Умеет: использовать правила этикета и хорошие манеры при знакомстве и

             общении с представителем противоположного пола;

Имеет представление: -об эволюции взаимоотношений мужчины и женщины;

                                      -об  ответственности за хранение и    употребление

                                       наркотических и психотропных средств;

                                      - о возможностях закона в защите жизненных прав

                                        человека;

Принимает активное участие в коллективном полезном деле.

Первый уровень(2-3 год реализации программы)    - « Молодожён» . Звание присуждается по совокупности промежуточных итогов второго и первого уровней.

Знает: о законодательных актах, регулирующих брачно- семейные отношения

              и  защищающих права ребёнка в семье;

             - о психологических аспектах семейных отношений;

             - о положениях православия в отношении семейных отношений;

             - о последствиях первого аборта

 Умеет: активизировать комплексы « мужественности»( «женственности») в

             повседневном поведении;

             разрабатывать и реализовывать индивидуальный проект;

             объективно анализировать ситуации семейной жизни.

Имеет представление: о различии в сексуальности мужчины и женщины;

                                        о культурных традициях народов Поволжья, связанных

                                        с семьей;

                                         о решении конфликтных ситуаций в семейной жизни;

                                         о психологических особенностях взаимоотношений

                                           родителей с детьми.

Принимает активное участие: в коллективных полезных делах ;

                                                       информационно- развлекательных

                                                       мероприятиях.

Высший уровень ( 4-й год реализации программы)    - « Примерный семьянин». Звание присуждается по совокупности промежуточных итогов прохождения всей  программы.

Знает: о христианских праздниках в русской семье;

             о юридической ответственности за преступления , связанные с

              сексуальным насилием;

Умеет: высказывать свою точку зрения по различным аспектам  семейных

               отношений, уважая при этом мнение других людей;

              осуществлять рефлексию;

               объективно и грамотно анализировать предлагаемые ситуации

               семейной жизни.

Имеет представление: о решении финансовых проблем в семье;

                                         о правовых аспектах развода.

Принимает активное участие:  в разработке и реализации коллективного

                                                        проекта и информационно- развлекательных  

                                                         мероприятий.

                                  Механизм реализации

Педагогические основы обучения

Предлагаемая программа воспитательной деятельности   является одним из весомых компонентов воспитательной работы классного руководителя.

Она предназначена для проведения внеаудиторных занятий в ссузе.

Программа  рассчитана на молодых людей 17-22 лет, занимающихся в группах от 12 до 25 человек.

Занятия проводятся 1 раз в месяц по 2 часа.

Срок реализации программы- 4 года.

Количество часов за учебный год- 18часов.

Количество часов за 4 года -  72часа.

Методы, используемые на занятиях:

 - информационно- развивающий;

- репродуктивный;

 -проблемный;

- поисковый;

-исследовательский;

-практический;

-логический;

-проектный.

Формы занятий

- беседа;

- коллективное полезное дело (КПД);

- экскурсия;

- просмотр и обсуждение фильма;

-интерактивная лекция  с элементами ролевой игры;

-диспут;

- литературно- музыкальная гостинная;

-практическое занятие ( обучающий семинар);

- круглый стол;

-информационно- развлекательные программы;

- вечер- встреча;

Образовательные технологии

 В ходе реализации программы используются:

- личностно- ориентированные технологии обучения и воспитания;

-технология обучения в сотрудничестве;

-технология индивидуализации обучения;

-групповые технологии;

- технология коллективного взаимодействия;

-технология проблемного обучения;

- технология творческой деятельности;

Механизм реализации программы осуществляется через:

- мониторинговые исследования и определение перспектив развития;

 - установление партнерских отношений педагогов, воспитанников, представителей общественных организаций и специалистов

- психолого- педагогическое сопровождение воспитательной деятельности;

- внедрение здоровьесберегающих  технологий, формирующих позитивную установку на ЗОЖ;

-привлечение воспитанников к активной созидательной воспитательной практике ( через участие в коллективных полезных делах);

- повышение роли взаимодействия всех участников реализации данной программы .

Основные направления реализации программы:

- Программой предусмотрены непрерывная теоретическая и практическая подготовка воспитанников;

- разработка и реализация проектной деятельности;

- организация  коллективных полезных дел (КПД);

- организация досуга воспитанников;

- психолого- педагогическое сопровождение при обучении и воспитании.

  Этапы контроля:

 Промежуточный 

Оценка знаний программы предусматривает:

- тестовый контроль ( проверка пассивного репродуктивного уровня усвоения знаний);

- творческое использование полученных знаний и умений в своей работе

( например, при разработке и реализации индивидуальных и коллективных  проектов)

 Итоговый

 Итоговый контроль ЗУНов проводится по сумме показателей за все время реализации программы.

                                             

                                               Приложение

Обеспечение программы:

Психологическое:

Психологическое   обеспечение осуществляется по следующим направлениям:

 1) учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;

2) психолого- педагогическая диагностика;

3) оптимизация психологических состояний в процессе воспитательной деятельности.

Кадровое:

- психолог;

 -педагоги- классные руководители;

- заместитель директора ВМК по воспитательной работе;

-специалисты центра медицинской профилактики;

- специалисты ГУ  « Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи « Молодежь +»;

- специалисты ГУ « Вольский центр социальной помощи семье и детям « Семья»(юрист, валеолог);

- научные сотрудники Вольского музея краеведения;

- методисты к/т им. Урицкого;

-настоятель Вольской Крестовоздвиженской церкви отец Михаил ( Воробьёв);

-специалисты ГУ «Центр планирования семьи»;

- сотрудники центральной библиотечной системы.

Материально- техническое:

 1) магнитофон и видеомагнитофон

2) слайды, видео- и аудиокассеты

3) мультимедиа

4) материал для анкетирования, тестирования

Устойчивость программы:

ГАОУ СПО « Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой» располагает всеми необходимыми внутренними ресурсами, поэтому эта деятельность фактически не является затратной. Основным фактором риска является индифферентность воспитанников, что может быть преодолено за счет разнообразия используемых методов и форм проведения мероприятий программы, активностью  и заинтересованностью организаторов реализации программы и специалистов, созданию комфортных условий для проведения мероприятий и рядом других мер, стимулирующих участников программы к активному участию в ней.

Управление, контроль, мониторинг

Целевая программа воспитательной деятельности «Формирование семейной культуры» должна носить долговременный характер и реализовываться в течение 4 лет. План мероприятий корректируется ежегодно.

Управление и контроль над реализацией программы должен осуществлять заместитель директора по воспитательной работе образовательного учреждения.

Реализация программы на 2012-2016 гг. предполагает апробацию основных параметров мониторинга на уровне образовательного учреждения (ВМК).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа воспитательной деятельности в классном коллективе "Республика лучистых сердец".

Публикация содержит комплексно-целевую программу воспитательной деятельности "Республика лучистых сердец", приоритетным направлением которой является организация добровольчества в классном коллективе....

Комплексно-целевая программа ( для работы в общежитии) «Профилактика употребления ПАВ и правонарушений среди подростков»

В совремменных условиях серьёзно обострились проблемы социальной дезаринтации подростков. Перед каждым образовательным учереждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отк...

Целевая программа по обеспечению жизни и здоровья и улучшению охраны и условий труда

Ø Пояснительная записка«Целевая программа по обеспечению защиты жизни и здоровья и улучшению охраны и условий труда работающих в БУ « Лангепасский политехнический колледж » Филиал в ...

Статья:Фольклорное творчество, как путь становления семейных традиций и семейной культуры.

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, в связи с высокой загруженностью родителей, многие дети не ощущают ценности сем...

Создание комплексно-целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС

Готовая комплексно-целевая программа управления качеством образования для административного корпуса любого учебного заведения...

Статья: "Роль государственных целевых программ в развитии жилищного строительства Санкт–Петербурга"

В рамках данного исследования был проведен анализ государственных программ направленных на улучшение жилищной ситуации по стране в целом и в Санкт-Петербурге в частности.  И наглядно продемонстри...

Целевая программа.

quot;Путь к духовности"(программа)...