Методическая разработка внеклассного мероприятия по обществознанию "Мы-молодые избиратели"
методическая разработка

Данное внеклассное мероприятие целесообразно для проведения с обучающимися 1-2 курсов в целях формирования у них демократических жизненных принципов и правовой культуры.

Назначение и цели мероприятия – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my-molodye_izbirateli.docx440.26 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Белгородской области

областное государственное  автономное

 профессиональное образовательное  учреждение

 «Белгородский  политехнический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 

Тема: «Мы – молодые избиратели»

Разработали и провели: преподаватели

 общественных дисциплин

Баджурак О.А. и Рубец Н.А.

2021 г.

Пояснительная записка

Данное внеклассное мероприятие целесообразно для проведения с обучающимися 1-2 курсов в целях формирования у них демократических жизненных принципов и правовой культуры.

Подростковый возраст – это возраст, в котором человек усваивает основные общественные ценности, это возраст юношеских мечтаний, время неуемной энергии и жажды свершений. В это время происходит становление настоящего человека, способного отвечать за свои поступки, гражданина современного демократического государства и члена гражданского общества.

Вскоре 16-17- летние подростки станут совершеннолетними, получат право участвовать в государственных делах, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях, голосовать на выборах Президента России, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, органов государственной власти и местного самоуправления.

Для того, чтобы сделать собственный выбор, за который молодые люди будут нести ответственность перед собой и обществом, необходимы хорошие знания и серьезная подготовка.

В доступной для учащихся этого возраста игровой форме, подростки не только проверят свои знания по истории, обществознанию, избирательному праву, но и получат возможность развить свой творческий потенциал, навыки работы в коллективе, реализовать свои способности в различных видах деятельности.

Назначение и цели мероприятия – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.

Цели мероприятия состоят в том, чтобы, способствовать формированию:

- гуманистического мировоззрения, включающего убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности, в том, что жизнь – высшая ценность бытия; идеалы гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса; позитивного отношения к социальным регуляторам жизни, нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития человеческого сообщества;

- необходимых моральных ориентиров, включающих так называемые простые нормы нравственности, а также высшие социально-нравственные качества;

- гражданственности, любви к Родине; политической и правовой культуры, предусматривающей готовность и умение конструктивно действовать в условиях демократии, политического плюрализма, становления правового государства;

- умения получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней;

- умения применять полученные знания для решения задач практического характера.

Тема: «Мы – молодые избиратели!»

Цели игры:

1. Расширить и углубить знания учащихся в области избирательного права, правовых основ нашего государства. Создать ситуацию для использования знаний и умений, полученных в курсах обществоведческих дисциплин;

2. Способствовать воспитанию у студентов позитивного восприятия норм и ценностей демократического правового государства. Способствовать воспитанию политически активных, законопослушных граждан, способных отстаивать свои права законными методами, знающих и исполняющих свои гражданские обязанности, способных построить в России правовое государство и гражданское общество.

3. Сформировать у учащихся осознанное понимание необходимости участия каждого гражданина в судьбе государства через выборы.

Создать ситуацию для использования знаний и умений, полученных в курсах обществоведческих дисциплин; помочь учащимся осмыслить свой политический статус и связанные с ним политические роли, возможности и условия их реализации. Развивать у учащихся умения и навыки применения полученных на уроках правовых знаний на практике в различных жизненных ситуациях. Формирование активной гражданской позиции учащихся - будущих избирателей.

Для реализации данных целей потребуется решить следующие задачи:

1. Познавательные:

  • определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины Избирательного права;
  • формировать у учащихся представления об основах избирательного законодательства Российской Федерации, о выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Развивающие:

  • совершенствовать умение работать во времени;
  • умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);

3. Воспитательные:

  • продолжить выработку активной гражданской позиции;
  • формировать чувство ответственности за будущее своей страны;

Ход мероприятия:

Ведущий 1: Добрый день ребята! Мы рады приветствовать всех на нашем мероприятии. В раннем детстве, с первых шагов жизни мы с вами стоим перед выбором. Что такое выбор? Выбор - это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Если в детстве ребёнок выбирает игрушку, лакомства, то по мере взросления всё усложняется. Вы уже должны делать выбор, чем будете заниматься во внеурочное время, каких друзей выбрать, какую профессию выберете, за кого отдать свой голос. Сегодня мы собрались с вами в честь праздника, который подарило нам наше демократическое государство – «День молодого избирателя». Ежегодно этот праздник отмечается каждое третье воскресенье февраля. В этом году это 21 февраля. Наша деловая игра-соревнование приурочена к этому празднику, она называется «Мы – молодые избиратели».

Ведущий 2:

На минуту станьте серьезней,

 И поймите – голос ваш важен.

 И понять это должен каждый

 И дерзайте пока не поздно!

Ведущий 1:  Предлагаем командам поприветствовать друг друга, представиться, назвать свой девиз. Жюри просим оценить приветствие команд, максимально – 5 баллов (название, эмблема, девиз)

Ведущий 2:

Наш первый конкурс называется “Блиц-турнир”. (Задаются по очереди вопросы двум командам, За каждый правильный ответ 1 балл)

  1. Основной закон государства (Конституция РФ).
  2. Исполнительная власть в РФ принадлежит (Правительству РФ).
  3. Всенародное голосование по вопросам государственного значения (Референдум).
  4. Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт).
  5. Как называется Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ).
  6. Верховный Главнокомандующий вооруженных сил РФ (Президент).
  7. Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да).
  8. Главный избирательный орган страны. (Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК) ).
  9. Основные символы государственной власти. (Флаг, герб, гимн).
  10.  Народное собрание в древней и средневековой Руси (вече)
  11. Сословно-представительный орган, образованный в середине XVI века в Московском царстве. (Земский собор)
  12.   Назовите первого президента РФ. (Б. Н. Ельцин)
  13.  С какого возраста гражданин РФ может быть избран Президентом Российской Федерации?(35 лет)
  14.  На какой день может быть назначено голосование? (воскресенье)
  15. Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие по выборам Президента Российской Федерации, чтобы выборы были признанными, состоявшимися? (50%)
  16. Как называется ежегодное обращение Президента к стране, которое определяет основные направления внутренней и внешней политики? (Послание Президента)
  17. Как называется отстранение от должности президента (Импичмент)
  18. Кто является премьер – министром РФ в настоящее время? (Михаил Мишустин)
  19. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (Памфилова Элла Александровна)
  20. Сколько депутатов входит в состав Государственной Думы РФ (450)

Ведущий 1:  

Второй конкурс «Абракадабра». Командам предлагается составить из набора букв слово и дать ему определение (1 б за названный термин и 2 б за его объяснение).

1. лнеетюльб

1. бюллетень - документ конституционной важности, удостоверяющий голос избирателя (выборщика).

2. токаертэл

2. электорат - круг сторонников определенной организации, избирателей, голосующих за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.

3. туцкятисони

3. конституция - основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.

4. нредефемур

4. референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

5. течмипимн

5. импичмент - процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с возможным последующим их отстранением от должности.

6. акитилоп

6. политика - понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства.

7. лорпокот

7. протокол – это документ, фиксирующий какое-либо событие, факт или договорённость.

8. датенюлабли

8. наблюдатели - это представители заинтересованных в проведении выборов сторон, которые следят за соблюдением избирательных процедур.

9. яцитагаи

9. агитация - устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим или другим действиям

10. робывы

10. выборы - демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации)

11. ралзебитьи

11. избиратель - гражданин, обладающий активным избирательным правом и место жительства которого расположено в пределах избирательного округа

12. тупадет

12. депутат - лицо, выбранное группой граждан в органы власти

13. знитрепде

13. президент – выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления

14. даннгажри

14. гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

15. вонилегосоа

15. голосование - действие гражданина-избирателя, которым он отдает свой голос предпочтенному им кандидату в депутаты

16. пратпсо

16. паспорт - государственный документ, удостоверяющий личность и гражданство владельца

17. ицекядрала

17. декларация - рекомендация; международный договор, не имеющий обязательной силы.

18. сдовсартоуг

18. государство – организация политической власти; страна.

19. рьамло

19. мораль - сложившиеся в обществе правила поведения и традиции.

20. авроп

20. право - обязательные для исполнения правила поведения, установленные и гарантируемые законом.

Ведущий 2:

Конкурс: “Интеллектуальная лесенка”

Перед началом конкурса команда получает по одному набору сигнальных таблиц, на которых находятся цифры от 1 до 10. На игровом поле, расположена лесенка, состоящая из 10 ступенек. На каждой ступеньке расположены слова, являющиеся ответом на вопросы (ступеньки пронумерованы).

После прочтения вопроса игроки получают 5 секунд на обдумывание ответа, по истечении которых по команде ведущего “Время”. Участники одновременно поднимают карточку с номером предполагаемого ответа. При задержке ответа версия игроков не учитывается. За каждый верный ответ игроки получают 2 балла.

  1. Какой документ закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (Конституция РФ) (Ответ: 1)
  2. Согласно какого документа выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (Конституция РФ) (Ответ: 1)
  3. При достижении какого возраста гражданин РФ имеет право избирать депутатов Государственной Думы? (не менее 18лет; гл. 1 ст. 5 п. 1) (Ответ: 7)
  4. Кто вправе информировать избирателей о кандидатах, избирательных объединениях (избирательные комиссии) (Ответ:10)
  5. Какими по счету будут выборы в Государственную Думу Федерального собрания РФ? (5) (Ответ: 9)
  6. Назовите общее количество депутатов, которое избирается в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации? ( В соответствии с конституцией РФ в ГД избирается 450 депутатов; гл. 1 ст. 3 п. 1) (Ответ: 8)
  7. За сколько дней до дня голосования вы можете прийти на свой избирательный участок для того, чтобы уточнить списки (посмотреть есть ли вы в них) (за 20 дней до голосования; гл. 2 ст 17 п.1) (Ответ: 6)
  8. Если избиратель не поддерживает не одну партию из предложенных, имеет ли он право проголосовать против всех? (нет) (Ответ:2)
  9. Имеет ли право наблюдатель выдавать избирательный бюллетень? (нет; гл. 4 ст. 30 п. 7) (Ответ:2)
  10. В кабине для голосования закреплен простой карандаш. Является ли это нарушением? (да; гл. 10 ст. 72 п. 2) (Ответ: 5) 

1.

Конституция РФ

2.

нет

3.

35

4.

Кодекс чести

5.

да

6.

20

7.

18

8.

450

9.

5

10

избирательные комиссии

Ведущий 1:  

Конкурс: «Избирательная задача». 

Накануне среди студентов 3и 4 курсов прошел опрос. Студентам мы задавали тот же самый вопрос. На экране зашифрованы самые популярные ответы. Командам необходимо угадать все варианты ответа на вопрос:

-  Человек пошел на выборы, но не проголосовал. Почему?

Отвечает та команда, которая первая нажмет на кнопку.

  1. Забыл паспорт
  2. Передумал
  3. Закрыт избирательный участок, опоздал
  4. Не достиг возраста голосования
  5. Испортил бюллетень

Ведущий 2:

Конкурс: «Объяснялки». 

На экране вы увидите объяснение терминов, связанных с избирательным правом. Та команда,  которая первая скажет: «Стоп!»,  будет давать ответ. За правильный ответ 2 балла. Если команда дает неправильный ответ объяснение до конца слушает другая команда и отвечает.

Ведущий 1:  3 конкурса одновременно: конкурс капитанов + конкурс  для болельщиков «Волшебный квадрат» + Конкурс «Юридическая консультация»

Конкурс капитанов.

Проверим грамотность капитанов команды.

Вставьте необходимые буквы, пропущенные в следующих терминах. Каждый правильный ответ 1 балл (максимальное количество баллов 8)

1) _л_кт_рат          (электорат)        

2)  м_ни_ип_литет       (муниципалитет)

3) б_л_ _тень               (бюллетень)

4) _м_нс_пация             (эмансипация)

5) а_с_нт_изм             (абсентеизм)

6) _н_уг_рация         (инаугурация)

7) о_б_ _смен             (омбудсмен)

8) _м_ич_ен_            (импичмент)

Ведущий 2:

Конкурс для болельщиков «Волшебный квадрат»

 В этом «волшебном квадрате» много разных букв. На первый взгляд кажется, что они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться внимательнее, то можно найти слова, относящиеся к теме игры, которые «запрятаны» в этом квадрате. Читать можно по вертикали и по горизонтали.

К

О

Н

В

Е

Н

Ц

И

О

К

Л

С

Р

У

Ч

З

Р

П

Л

Е

М

Я

Н

О

И

Т

А

А

Г

О

С

М

Т

Е

С

Т

Ь

Н

О

Р

Т

Я

Д

Е

У

Д

А

Р

С

А

Т

С

Д

Е

Ь

Л

Е

Д

Е

В

Щ

Г

Т

Я

Т

Т

И

Ь

Я

Ы

О

О

Н

С

А

Я

В

О

Н

Б

Т

Р

А

Т

Е

Ч

С

В

Е

К

О

Р

А

Н

У

Ц

Ч

Е

Р

Е

Ц

О

З

О

Г

О

В

П

И

И

Я

Т

Ь

Б

Д

Я

А

Я

Р

А

О

Р

Е

Ц

Х

Я

С

Е

Е

К

К

О

Ю

Ж

Д

А

Е

Ж

А

Б

Н

Н

В

Е

С

Н

К

Д

И

В

О

Э

Р

А

З

О

Л

О

В

К

А

 А

З

П

Ь

Ю

Ж

Н

Ш

К

Р

И

Н

Б

А

Н

И

Н

К

С

У

Д

Ведущий 1:  

Конкурс «Юридическая консультация».  Командам предлагается решить проблемную ситуацию, определить, правильно ли было принято решение и аргументировать свой ответ (до 3 баллов за ответ).

1. Являясь приверженцем националистических взглядов и пользуясь правом на свободу слова, гражданин Н.  решил собрать своих единомышленников через социальную сеть «В Контакте». На своей странице он разместил призыв, требовать особой значимости голосов русских по национальности граждан на предстоящих выборах, объясняя, что русские – титульная нация в РФ. За данные действия гражданин Н. был привлечён к ответственности.

Ответ: Да. Ситуация реальна. РФ – многонациональное государство, а избирательное право осуществляется на принципе равенства. А пропаганда расизма и национализма в РФ запрещена.

2. В городе Х завтра состоятся выборы в Государственную Думу РФ. Бдительный гражданин, заметив, что торговая точка продаёт свежий номер газеты, рассказывающий об открытии нового перинатального центра, построенного по инициативе влиятельной политической партии, сообщил об этом нарушении в правоохранительные органы как о нарушении избирательного законодательства. На это ему ответили, что никакого нарушения нет. Избиратели должны это знать.

Ответ: Нет. День перед выборами – «день тишины», когда политическая пропаганда запрещена. Подобные действия являются пропагандой данной влиятельной политической партии.

3. Кандидат в депутаты обратился в избирательную комиссию с просьбой зарегистрировать его кандидатуру. Он сдал в избирательную комиссию подписные листы с подписями граждан, которые его поддерживают. Во время проверки подписных листов избирательная комиссия обнаружила, что многие подписи принадлежат гражданам, не достигшим 18 лет. Избирательная комиссия решила  исключить такие подписи из подписных листов. Она поступила правильно?

Ответ: Да, потому что право подписей в подписных листах принадлежит дееспособным гражданам Российской Федерации, достигшим к моменту сбора подписей 18-летнего возраста.

4. Перед предстоящими выборами в Государственную Думу Директор вагоностроительного завода настоятельно призвал ветеранов завода проголосовать на предстоящих выборах за Поспелова Николая, и в честь этого события презентовал кондитерский набор, чтобы сделать выборы праздничным днём, как в советское время. Нарушены ли в данном случае правила проведения предвыборной агитации? 

Ответ: Да, нарушены, так как законодательство запрещает дарить избирателям подарки, денежные средства и каким-либо иным образом подкупать избирателей.

5. Студент местного техникума, понимающий, что и от него зависит результат выборов президента РФ, решил по рекомендации знакомого проверить наличие своей фамилии в списке потенциальных избирателей, но себя в списке  не обнаружил. Присутствовавший на участке представитель комиссии объяснил: «Ты в этом году голосовать ещё не можешь, - Ведь тебе будет 18 лет только в день выборов, а сейчас, когда составляли списки, тебе ещё нет 18 лет». Верно? 

Ответ: Нет не верно, потому что в списки избирателей включают всех граждан, достигших ко дню выборов 18 лет).

  1. Студент колледжа г. Белгорода, обучающийся на очном отделении, имеет временную прописку в общежитии данного учреждения, а постоянное место его проживания п. Уразово Валуйского района. На каком из участков он будет голосовать? (голосует по месту нахождения общежития; гл 2 ст. 16 п. 5)

Заключение

Данная   методическая разработка была опробована на группах первого курса, цели,  поставленные в ней, были полностью реализованы.  Подростковый возраст - это время формирования жизненных принципов, время неуемной энергии и жажды свершений, но вместе с тем это новый этап пути, когда приходится учиться, работать, отстаивать свои взгляды, неся ответственность за свои поступки. Именно этому и было посвящено внеклассное мероприятие - «Мы – молодые избиратели», проведенное преподавателями колледжа Рубец Н.А. и Баджурак О.А. для групп 6 ТО и 7 ТО. В игровой форме команды «Убойная сила» и «Целеустремленные» выявляли сильнейших в области знаний по избирательному праву. В результате победила дружба, а будущие избиратели сделали вывод, что необходимо иметь активную жизненную позицию, всегда в день выборов приходить на избирательный участок, голосовать, т. к. результат выборов зависит от мнения каждого гражданина.

Список литературы:

1. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. Н.Воскресенской и С. Шехтера. - М.,2005

2. Иоффе А.Н.Методические материалы по гражданскому образованию. - М., 2003.

3. Морозова С.А.Методика преподавания права в школе. - М.,2004.

4. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. - М.,2000.


https://sun9-8.userapi.com/impf/O_9BpUIEGsS2Xua4s4GQmFkiTqCDMpgm1KJhAw/Mo-WQRAjvvI.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=3afed3c6ec613dff5de36362376d2ab9&type=album

https://sun9-6.userapi.com/impf/oIWZ1tAU-iN8G0Bf0yh8Hn5_7avcUoU-q5Tk2w/HIXxmx9qGd0.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=44c8cd4f5f629b917ceee8bec0bafdd3&type=album

https://sun9-28.userapi.com/impf/tb8NTZgos0jB90Qs6jji9QnOP_Tb4x4bWRtLIA/Mzal-pvZwLw.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=cb434ccf9dcab519b76eeaf29974a824&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"

В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экологическая тропа"

В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия "Экологическая тропа". Мероприятие проводится в форме заочного путешествия, в ходе которого команды выполняют различные ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Любви все возрасты покорны"

Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие "Любви все возрасты покорны", можно использовать как для учащихся 9-11 классов, так и для учащихся училищ, техникумов, колледжей....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета"

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия "Девушка и сигарета" подходит для проведения мероприятия в среднем, старшем звене школы, а также для учащихся училищ....

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Мероприятие расчитано на учащихся 1 курсов НПО и СПО....