Урок теоретического обучения по МДК 01.01.«Методики проведения ветеринарных, зоогигиенических и ветеринарно-санитарных мероприятий» специальность:36.01.02 Ветеринария на тему: «Законы наследственности»
методическая разработка

Алексеева Ирина Владимировна

В помощь преподавателям и студентам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_na_2022_uch.god_.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство промышленности и торговли Тверской области

                    ГБПОУ «Осташковский  колледж»

Методическая разработка

урока теоретического обучения

по  МДК  01.01.«Методики проведения ветеринарных, зоогигиенических и ветеринарно-санитарных мероприятий»

специальность:36.01.02 Ветеринария

на тему:

«Законы наследственности»

 

        

г. Осташков

2022 г.

Рассмотрена на заседании ПЦК

специальных дисциплин

Протокол № ___от _______20___ г.

Председатель ПЦК _____(Смирнова В.В.)

Подготовлена преподавателем  Алексеевой И.В.

Рецензенты:

Методическая разработка урока теоретического обучения по МДК  01.01. «Методики проведения ветеринарных, зоогигиенических и ветеринарно-санитарных мероприятий» на тему «Законы наследственности». В разработке представлен ход учебного занятия вместе с технологической картой занятия. Разработка содержит дидактический материал и может быть использована преподавателями смежных дисциплин.

Содержание

  1. Введение
  2. Методическое обоснование темы
  3. Основная часть:

3.1. структура и ход занятия

3.2. технологическая карта занятия

  1. Дидактические материалы  к уроку
  2. Список литературы
  3. Приложения.

1.Введение

         Для написания методической разработки выбрана   тема «Законы наследственности».  

  Тема является ключевой  в  разделе «Основы разведения сельскохозяйственных животных» учебной дисциплины «Основы зоотехнии «.

         Зная закономерности наследования признаков, можно вести селекционную и племенную работу, проводить отбор и подбор сельскохозяйственных животных.

         Чешский ученый Грегор Мендель установил основные закономерности независимого наследования признаков у гибридного потомства. В 1909 году был введен термин «ген». Практически все признаки в организме находятся под контролем генов. Гены оказывают влияние, как на самые основные жизненные процессы, так и на их внешние  проявления. Они существуют на каждой стадии развития организма и в течение всей его жизни. В настоящее время установлено, что в организме около 30 тысяч генов.

        Изучив данную тему, осмыслив основные термины и понятия, усвоив закономерности наследования признаков, можно приступать к практическим занятиям по генетическому анализу.

2. Методическое обоснование темы

Основными целями и задачами темы я ставлю следующие: изучить основные закономерности наследования признаков; сформировать знания об основных типах доминирования, о видах скрещивания.

        На изучение темы отводится  четыре часа. После изучения теоретического материла, проводится практическое занятие по решению задач на закономерности наследования признаков.

        Данная тема тесно связана с предыдущей темой «Наследственность и изменчивость организмов».

3. Основная часть

Структура и ход занятия

Название темы: Законы наследственности

 раздел 1.Основы разведения сельскохозяйственных животных

Тип урока: Изучение нового материла

Цели  и задачи урока: 

       -  Обучающие: 

  изучить законы наследственности

  изучить основные виды скрещиваний

  формировать умение применять полученные знания в практической работе

       - Развивающие: 

  развивать познавательную деятельность;

  развивать  логическое  мышление  через сравнение типов доминирования и наследования  признаков;

 развивать способность выделять главное в теме, записывать новый материал в виде конспекта;

 содействовать развитию мышления, самостоятельности, навыков самоконтроля и самооценки

         - Воспитательные:

 создание внутренней заинтересованности у обучающихся к дисциплине;

 прививать устойчивый интерес к выбранной специальности

 воспитывать стремление повышать профессиональное мастерство

 формировать у студентов целостное восприятие общей картины мира

Методы обучения: репродуктивный (объяснительно-иллюстративный рассказ с помощью компьютера и мультимедиа ), наглядный (демонстрация  схем, таблиц, примеров решения задач),проблемно – поисковый (выполнение практических заданий ),метод контроля (прием :самопроверка)

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, мультимедийная установка, учебники, плакаты, схемы

Ожидаемый результат:

 После этого занятия студенты смогут :

 составлять простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания

 применять законы наследственности к решению генетических задач

 проводить анализ решетки Пеннета

Межпредметные связи : математика, русский язык ,биология

Структура и ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели.

3. Актуализация опорных знаний ,мотивация учебной деятельности студентов знаний.

4. Изучение нового материла.

5. Обобщение и введение новых знаний в систему знаний обучающихся.

6. Закрепление нового материла.

7. Подведение итогов.

8. Рефлексия

8. Определение домашнего задания.

Этап учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1.Организационный

момент

Приветствие, отметка отсутствующих

Староста сообщает фамилии отсутствующих  студентов и причину отсутствия

2 мин.

2. Постановка цели и задачи урока

Сообщает цель и задачи учебного занятия

Воспринимают  информацию ,уясняют цели занятия

2 мин.

3. Актуализация опорных  знаний, мотивация учебной деятельности студентов

Акцентирует внимание на основных понятиях  в ходе занятия ,задает вопросы ,объясняет необходимость изучения законов наследственности

Слушают ,отвечают на поставленные вопросы усваивают значимость данного занятия настраиваются на активную работу

3мин.

4. Изучение нового материла

 Представляет содержание нового материала:

Первый закон Менделя:

1. Открытие закона

2. Моногибридное скрещивание

3. Доминантный и рецессивный признак.

4. Правило доминирования

Второй закон Менделя:

1.  Открытие закона

2. Схема скрещивания

3. Гомозигота, гетерозигота.

4. Правило расщепления.

5.Решетка Пеннета

 Третий  закон Менделя:

1. Дигибридное скрещивание

2.Схема скрещивания

3. Правило независимого наследования признаков

4. Гаметы

5. Аллели

Знакомятся с содержанием, осмысливают материал,

конспектируют

Знакомятся с содержанием, осмысливают материал,конспектируют

54мин.

5. Обобщение  материала и введение новых знаний в систему знаний обучающихся

Задает вопросы по материалу:

1. Какое скрещивание называют моногибридным дигибридным

2. Гомозигота – это

3. Какое расщепление по фенотипу во втором законе.

4. Какое расщепление по генотипу во втором законе.

Отвечают на вопросы преподавателя.

5 мин.

6. Закрепление нового материла

Определяет индивидуальные задания для обучающихся. Осуществляет контроль над самостоятельной работой

Выполняют самостоятельную практическую работу, самостоятельно проводят анализ и коррекцию допущенных ошибок, используя материалы учебника и конспекта.

15 мин.

7. Подведение итогов

8.Рефлексия (самооценка, взаимооценка )

 Сопоставляет цели и задачи с достигнутыми на занятии результатами.

Сообщает результаты самостоятельной работы на занятии, выставляет отметки, комментируя их ,подводит итоги занятия.

Предлагает студентам продолжить одну из фраз :

« Сегодня на занятии я узнал …….»

«Я удивился …….»

«Теперь я умею ……»

«Я хотел бы ………..»

Самооценка уровня усвоения изученной темы ,уровня сформированности собственных умений

 

Завершают одну из фраз и произносят ее

Помогают преподавателю взглянуть на урок глазами студентов

4 мин

4 мин

9. Определение домашнего задания

Подготовиться к тестированию по изученной теме

Записывают задание в тетрадь

1 мин.

Технологическая карта занятия

Наименование учебной дисциплины

ОП.03 Основы зоотехнии

Тема учебного занятия

Законы наследственности

Тип учебного занятия.

 Комбинированный урок

Организационная форма проведения учебного занятия.

Лекция

Цели учебного занятия:

Обучающая цель:

Знает

Закономерности наследования признаков, генетическую терминологию, формулировку законов Менделя.

Понимает

Сущность и принципы закономерностей наследования признаков

Применяет

Законы Менделя к решению генетических задач

Развивающая цель

Запоминает генетическую терминологию, воспроизводит термины и применяет их к анализу генетических задач.

Концентрирует внимание на основных положениях закономерностей наследования признаков

Воспитывающая цель

Корректирует собственную деятельность в процессе изучения закономерностей наследования, самостоятельно решает профессиональные задачи и несет за них ответственность.

Методы обучения:

Традиционные

- по степени самостоятельности обучающихся

репродуктивный

По источнику учебной информации и по способу взаимодействия обучающихся и обучающих

Лекция

Авторитарный

По этапам учебного занятия:

Введение нового материала, закрепление учебного материла

Актуализация опорных знаний

Изучение нового материала

Обобщение и введение новых знаний в систему знаний обучающихся

Закрепление нового материла

Средства обучения

Наглядные

- Простые средства

Словесные

Изобразительные

- Сложные средства

Технические:

- Информационные

Учебник «Разведение сельскохозяйственных животных»

Плакаты по теме «Законы Менделя» схемы скрещивания

Мультимедийное оборудование

Контроль и оценка

Объект оценивания:

Цели (обучающиеся)

Знает

Закономерности наследования признаков

Формы и методы контроля

Форма оценивания:

Практическое задание

Метод оценивания:

Тестирование

Форма оценивания:

устный опрос

Метод оценивания:

беседа

Понимает сущность и принципы наследования признаков

Форма оценивания:

Практическое задание

Метод оценивания:

Составление схем моногибридного, дигибридного скрещивания

Применяет законы Менделя к решению генетических задач

Форма оценивания:

Практическое задание

Метод оценивания:

Экспертная оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока теоретического обучения. Тема урока - "Охрана труда при проведении ремонтных работ"

Урок разработан в соответствии с программой МДК.01.01 Технология монтажа осветительных электропроводок и оборудования по профессии  «Электромонтажник по освещению и осветительным сетям&raqu...

Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт

Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...