«Внутриличностные конфликты обучающихся в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» и методы их разрешения»
методическая разработка

Чернецкий Виталий Валерьевич

Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью снижения  психологического напряжения обучающихся учебных центров   ОАО «РЖД» при прохождении подготовки по специальности и повышения квалификации по рабочим профессиям.

Одной из составляющих деятельности человека является процесс общения. В процессе обучения общение приобретает особую значимость как инструмент взаимодействия в системе «учитель-ученик», средство организации познавательной деятельности обучающихся, становится неотъемлемой частью профессиональной компетенции педагога.

В процессе обучения  как частного случая общения могут возникать конфликтные ситуации различного генезиса и свойства. Актуальность исследования, систематизации и практического применения вопросов конфликтологии обусловлено тем, что педагог практически постоянно находится в зоне их действия. И здесь на первый план выступают знания и умения педагога в области конфликтологии, которые он должен применить.[1]

Цель –предупредить развитие конфликта в деструктивные формы, вывести в русло конструктивного управления или разрешения. При некоторых методах обучения конфликт, как движущая сила борьбы идеологий, является способом нахождения истины, то есть является своеобразным инструментом достижения образовательной цели урока (способ продуктивного конфликтования).

Целью данной выпускной аттестационной работы является совершенствование психологических приемов преподавателей учебных центров ОАО «РЖД» в выявлении внутриличностных конфликтов обучающихся и успешном их разрешении в учебном процессе.

Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:

1.   Анализ литературы по проблеме работы – «Внутриличностные конфликты обучающихся в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» и методы их разрешения».

2. Исследование потенциальных участников конфликта в группе обучающихся на предмет установления типологии коммуникативного поведения.

3. Прогнозирование вероятности возникновения конфликтной ситуации при реализации учебного процесса, анализ реакций (рефлексий) субъектов исследования на специфические особенности обучения взрослых.

4. Анализ выявленных потенциально опасных условий возникновения конфликтных ситуаций и определение путей их разрешения.

Предмет исследования – внутриличностные конфликты обучающихся учебных центров ОАО «РЖД».

Объект исследования – конструктивный метод разрешения внутриличностных конфликтов обучающихся учебных центров ОАО «РЖД».

             Исследование проводилось в Калининградском подразделении Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» в двух группах локомотивного хозяйства – подготовки и повышения квалификации машинистов тепловоза в количестве 20 человек по методике диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) с небольшими изменениями в вопросах с целью оптимизации для учебного центра профессиональных квалификаций.

Практическое значение данной работы интересно для рассмотрения преподавателем как методического пособия при осуществлении профессиональной деятельности, проецирования результатов исследования на принятие решений о поведении педагога в конкретной сложившейся конфликтной ситуации.

Автору данного исследования представилась возможность углубить знания и умения в области конфликтологии как неотъемлемой части педагогической деятельности, что,возможно, позволит избежать в будущем тех небрежностей и промахов при взаимодействии с обучающимися, которые имели место, вследствие незаострения внимания на субъективных психологических особенностях, особенностях воспитания и системы ценностей.

В первой главе «Понятие конфликта, их типы и виды» проанализирован ход развития конфликтологии как науки, рассмотрена проблема проявления феномена конфликта в образовательных учреждениях, среди обучающихся и педагогов; дается определение понятий «конфликт», представлена классификация структурных форм конфликта.

Во второй главе «Исследование влияния личностных качеств в процессе обучения на вероятность возникновения внутриличностностных конфликтов» описывается метод, ход и обобщаются полученные данные в ходе инструментального исследования группы обучающихся.

В заключении делаются выводы о полученных в ходе тестового исследования субъекта конфликта и опыта работы преподавателем данных, даны методические рекомендации преподавателю по прогнозированию и применению стратегий управления конфликтом как средства создания условий качественного восприятия и усвоения учебного материала, успешного и эффективного достижения обучающимися совместно с педагогом поставленных методических целей, создания благоприятного  психологического климата внутри группы обучающихся.

В списке литературы указаны книги и статьи, на которые опирается автор в ходе формирования теоретической концепции и практического инструментального исследования.



[1] Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. Москва: Юнити, 2000. 551 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Методическая разработка 1.17 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сведения об учебном центре профессиональных квалификаций.

Учебный  центр  решает  задачи  профессиональной  подготовки. переподготовки  и  повышения  квалификации для широкого  круга  потребителей  образ...

Выпускная аттестационная работа на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с использованием дистанционных образовательных технологий»

Методическая разработка на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с...

Выпускная аттестационная работа на тему Методы и приемы активного обучения в содержании и методике проведения уроков в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД»»

Выпускная аттестационная работа на тему Методы и приемы активного обучения в содержании и методике проведения уроков в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД»»...

Методические рекомендации по проведению дистанционного урока без оперативного участия преподавателя в Калининградском подразделении Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций

Методические рекомендации предназначены для самостоятельного изучения материала в рамках дистанционного обучения обучающимися, проходящих обучение на курсах целевого назначения....

Методические рекомендации по организации и прохождению производственного обучения в Калининградском подразделении Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций

Методические рекомендации по организации и прохождению производственного обучения на курсах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в Калининградском подразделении Октябрь...

Методическая разработка на тему: Профилактика конфликтов с обучающимися преподавателя учебного центра профессиональных квалификаций ОАО «РЖД»

Выпускная аттестационная работа на тему: Профилактика конфликтов с обучающимися преподавателя учебного центра профессиональных квалификаций   ОАО «РЖД»....