Консультация для воспитателей Дыхательная гимнастика
консультация

Пашкова Ольга Альбертовна

Консультация для педагогов

Дыхательная гимнастика

Цели: научить правильно дышать. Снять дыхательную аритмию. Профилактика заболеваний дыхательных путей. Укреплять мышцы языка, губ, гортанно-глоточного аппарата. Положительно воздействовать на голосовые связки, миндалины, щитовидную железу. Учить дыханию в заданном направлении. Снимать усталость с головного мозга. Выбрасывать «грязную» энергию (страх, агрессию). Научить самостоятельно выполнять упражнения на восстановление дыхания (при затрудненном дыхании – бег, прыжки).

Правила: прежде чем начать выполнять упражнения на дыхание, необходимо прокашляться, пробить носовые ходы.

Типы упражнений на дыхание:

– статические: эффективное использование работы диафрагмы и межреберных мышц;

– динамические:   1 – йоговские;

                        2 – из китайской оздоровительной гимнастики;

                        3 – упражнения на восстановление дыхания;

                        4 – звуковая гимнастика;

                        5 – игры с воздухом.

Звуковая дыхательная гимнастика.

Цель: научить дышать через нос. Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Снять дыхательную аритмию.

1 – Погладить нос от крыльев к переносице;

2 – от носа к щекам;

3 – 8–10 вдохов и выдохов правой, затем левой ноздрей;

4 – прокашляться.

Упражнения:

1 – вдох носом, на выдох тянуть «м-м-м-м-м»;

2 – вдох носом, на выдох тянуть «м-м-м-м-м» с одновременным постукиванием по крыльям носа указательным пальцем;

3 – закрыть правую ноздрю, на выдохе тянуть «м-м-м», затем левую;

4 – на выдохе интенсивно произносить «п-б, п-б», укрепляя мышцы губ;

5 – на выдохе энергично произносить «т-д, т-д», укрепляя мышцы языка;

6 – на выдохе – зевание, укрепление гортанно-глоточного аппарата;

7 – «поза льва» стоя или стоя на коленях. Положительное воздействие на голосовые связки, миндалины, щитовидную железу;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dyhatelnaya_gimnastika.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Дыхательная гимнастика

Цели: научить правильно дышать. Снять дыхательную аритмию. Профилактика заболеваний дыхательных путей. Укреплять мышцы языка, губ, гортанно-глоточного аппарата. Положительно воздействовать на голосовые связки, миндалины, щитовидную железу. Учить дыханию в заданном направлении. Снимать усталость с головного мозга. Выбрасывать «грязную» энергию (страх, агрессию). Научить самостоятельно выполнять упражнения на восстановление дыхания (при затрудненном дыхании – бег, прыжки).

Правила: прежде чем начать выполнять упражнения на дыхание, необходимо прокашляться, пробить носовые ходы.

Типы упражнений на дыхание:

– статические: эффективное использование работы диафрагмы и межреберных мышц;

– динамические:        1 – йоговские;

        2 – из китайской оздоровительной гимнастики;

        3 – упражнения на восстановление дыхания;

        4 – звуковая гимнастика;

        5 – игры с воздухом.

Звуковая дыхательная гимнастика.

Цель: научить дышать через нос. Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Снять дыхательную аритмию.

1 – Погладить нос от крыльев к переносице;

2 – от носа к щекам;

3 – 8–10 вдохов и выдохов правой, затем левой ноздрей;

4 – прокашляться.

Упражнения:

1 – вдох носом, на выдох тянуть «м-м-м-м-м»;

2 – вдох носом, на выдох тянуть «м-м-м-м-м» с одновременным постукиванием по крыльям носа указательным пальцем;

3 – закрыть правую ноздрю, на выдохе тянуть «м-м-м», затем левую;

4 – на выдохе интенсивно произносить «п-б, п-б», укрепляя мышцы губ;

5 – на выдохе энергично произносить «т-д, т-д», укрепляя мышцы языка;

6 – на выдохе – зевание, укрепление гортанно-глоточного аппарата;

7 – «поза льва» стоя или стоя на коленях. Положительное воздействие на голосовые связки, миндалины, щитовидную железу;

8 – «гудок парохода» – с шумом вдох, задержать на 1–2 секунды дыхание, затем через трубочку губ «у-у-у» – выдох удлинить;

9 – «полет самолета» – «взлет» «у-у-у», звук к голове, «посадка» – звук к туловищу. Регулирует кровяное давление, учит дыханию в заданном направлении;

10 – «упрямый ослик» – «и-и-а, и-а» произносить на выдохе. Укрепляет связки;

11 – «плакса» – «ы-ы, ы-ы». «Что плачешь «ы» да «ы», слезы поскорей утри, будем мы с тобой играть, песни петь и танцевать». Снимает усталость головного мозга;

12 – «покорители космоса»:

    – «полет на Луну» – на вдох «а-а-а» правую руку вверх, затем вниз;

    – «полет на Солнце» – звук громче и длиннее;

    – «к инопланетянам» – нарастание звука до крика и ослабление, во время крика происходит выброс «грязной» энергии.

Упражнения на восстановление дыхания.

1 – Из китайской оздоровительной гимнастики:

а) со сжатыми кулаками, исходное положение – встать прямо, ноги на ширине плеч, кулаки сжаты, руки вдоль туловища: вдохнуть воздух в нижнюю часть живота, выдыхая, плотно сжать кулаки и ягодицы;

б) ладони вниз – исходное положение то же, но кисти рук подняты вверх, на выдохе давить ладонями вниз, не меняя положения рук;

в) исходное положение то же, но кисти рук подняты вверх, на выдохе давить ладонями в стороны;

г) дыхание с открытием и закрытием, исходное положение – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью, голова поднята; вдох – с силой развести ладони с поднятыми вверх кистями, выдох – с силой соединить, надавливая кисть на кисть, опустив голову вниз;

2 – очищающее дыхание «а-а» – глубокий вдох, резкий выдох (шарик лопнул);

3 – вдох носом – выдох ртом резко;

4 – «ныряльщик» – присесть и на выдох выпускать воздух порциями губами;

5 – «еж» – воздух выпускать сквозь зубы;

6 – «залепили пирожок» – дыхание с сомкнутыми губами;

7 – плавный вдох и выдох в наклоне;

8 – йоговский – вдох на счет 3, выдох на 5.

Игры с воздухом:

1 – а) «покачаем зайку» – носом вдох на счет 3, надуть животиком «горку», губы трубочкой – выдох на счет 3 – «ямка» (3 раза);

      б) «давай подуем» – нальем воды в таз и пустим кораблик «в плавание»; «ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»;

2 – дыхание животом стоя, левая рука на животе:

а) «ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч» – вдох носом, выдох, губы трубочкой на счет 3. (3 раза);

б) выдыхая, говорить «а-а-а» (3 раза);

в) выдыхая, говорить «ау-ау-ау»;

г) выдыхая, считать до 3, до 5;

3 – «давай подуем» на воздушный шарик, на пушинку;

4 – дыхание животиком, левая рука на животе, с подключением правой:

а) «птица машет крылом»: вдох – поднять руку вверх, выдох губами трубочкой, опуская руку;

б) на выдохе говорить «а-а-а», птица кричит;

в) на выдохе говорить «ау-ау-ау», птица зовет кого-то;

г) со счетом до 3, до 5;

5 – «давай подуем на вертушку, на султанчик»;

6 – дыхание животиком с мячом:

а) вдох носом, на выдохе ударять мячом об пол 3–4 раза;

б) мяч стучит, а ты проговариваешь «а-а-а»;

в) со счетом в такт. Можно вместо мяча ударять по бубну, барабану и т. д.;

7 – «карусель» – закрути карусель из птичек, зверей, бабочек, снежинок;

8 – дыхание животиком с произношением слов со взрослым на выдохе.

      Слова: сок, утюг, собака, утка плавает, сок из смородины, утюг гладит брюки.

9 – «Подуем на шарик из трубочки, чтобы он катился»;

10 – проговаривание предложений на выдохе, вдох между словами;

11 – пускание мыльных пузырей;

12 – «надуй воздушный шарик»;

13 – дыхание в свободной спонтанной речи. Взрослый читает рассказ, ребенок повторяет (пересказывает), более старшие дети составляют рассказы по картинке и на заданную тему;

14 – дыхание грудью:

а) «горка» – «ямка» – покатать мишку на горке;

б) покрутить карусель;

в) волны в стакане трубочкой;

г) буря в стакане;

д) залей пожар в стакане (из стакана в стакан);

е) осуши болото («мелиораторы»).

Дыхательные упражнения йоги:

1 – пение горлом (элементы мантры) «о-у-м» на выдохе:

а) паровоз гудит «у-у-у»;

б) самолет летит «а-а-а»;

2 – позы, звук на выходе:

а) «поза кобры» – «ш-ш-ш»;

б) «поза льва» – «р-р-р»;

в) «поза бабочки» – колени развести – вдох, свести – выдох;

г) «поза горы» – растяжка вверх – вдох, расслабление – выдох;

д) «поза дерева» – левую ногу скользя к колену – вдох, в исходное положение – выдох;

е) «поза кошки» – прогнуться – вдох, в исходное положение – выдох.

Правила: прежде чем начать выполнять упражнения, в положении сидя удобно расслабиться под спокойную ритмичную музыку, повторяя про себя приятное сочетание звуков, вначале можно вслух.

Игровые (подражательные) дыхательные упражнения:

1 – «Подуй на одуванчик, как дует этот мальчик.

       «Подуй, подуй сильней – и станешь здоровей» – 3 шага вперед, глубокий вдох, наклониться, губы трубочкой – выдох.

2 – «Тут ворона прилетела, села на поленницу» – руки в стороны – вдох, руки на колени, колени в полуприседе – выдох.

3 – «В руки я косу возьму и скошу сейчас траву» – вдох, ногу вперед, скрутка вправо – выдох, аналогично – влево.

4 – «Обхвачу тебя руками очень крепко и вытащу тебя, сладкая репка» – сидя на коленях, спина прямая – вдох, наклоняемся – выдох (имитация хвата).

5 – «Чтобы зубы были крепки, поешь вкусной репки» – губы сомкнуты, челюсти развести – вдох, свести – выдох.

Закаливающее носовое дыхание:

1 – сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то указательным, то большим пальцем правой руки;

2 – открыть рот, кончик языка прижать к нёбу (при этом «выключить» ротовое дыхание);

3 – сделать спокойный выдох, на вдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить звуки – слоги «ба-бо-бу»;

4 – сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко открыть рот и высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка, выдохнуть, разжать пальцы.

Эти упражнения улучшают кровообращение и работу верхних отделов дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям, недостатку кислорода.

Повторяют по 4–5 раз.

Дыхательные упражнения с задержкой.

1 – «Ныряльщик» – вдох носом, зажать рот, нос руками – присесть, вынырнуть, выпуская воздух через рот постепенно.

2 – «Ерш» – сидя на стуле или на коленях. Вдох – наклон, воздух выпускает через зубы, губы порциями (очищающее дыхание).

3 – Очищающее «ха» – вдох, руки через стороны вверх, на выдохе в наклоне руки вниз, со звуком «ха» медленно выпрямиться.

4 – Вдох носом, зажать нос «вилкой» из пальцев, разжать, вдох носом.

5 – Вдох носом, задержать дыхание: внутренние мышцы лица надуть (щеки), через 2-3 секунды выдох толчками через рот.

6 – Вдох носом, втянуть щеки, задержать дыхание, надуть щеки. медленно выдохнуть через сомкнутые губы.

Правило: с больными легкими (пневмония, плеврит) дыхательные упражнения запрещены.

С заболеваниями дыхательных путей противопоказаны дыхательные упражнения с задержкой.

Быстрый темп дыхательных упражнений отрицательно влияет на выносливость.

Дыхательные упражнения перед бегом с сомкнутыми губами и после бега (выдох ртом).

Научить шумному выдоху.

1 – «Надуем шар»: вдох, надуть щеки – надавить пальцами – выдох.

2 – «Чья лента выше» – на выдохе дуть на ленту.

3 – Вдох носом – напрячь крылья носа медленно, равномерно выдохнуть через рот.

Правила: как улучшить дыхание.

1. Уменьшить глубину дыхания.

2. Дышать через заложенную ноздрю.

3. В конце естественного выдоха зажать ноздрю.

4. Потопать, побегать, попрыгать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Основные дыхательные упражнения по методике Стрельниковой с подробным описанием и иллюстрацией, которые помогут начинающим вокалистам научиться правильно дышать....

Мастер – класс для педагогов ДОО «Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста».

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО  в вопросе  проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, обобщение знаний по проведению  дыхательной  ги...

Статья "Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой"

В статье рассматриваются показания к дыхательной гимнастике, правила выполнения, упражнения....

Презентация дыхательной гимнастики Стрельниковой

Дыхательная гимнастика Стрельниковой не является медикаментозным оздоровительным методом. Она была создана в 30-40-х г.г. прошлого века для восстановления певческого голоса.  Автором гимнастики я...

Буклет "Дыхательная гимнастика Стрельниковой"

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой была запатентована в 70-х годах ХХ века и стала уникальной эффективнейшей методикой профилактики и оздоровления людей всех возрастов. Гимнастика представляет с...

Дыхательная гимнастика для малышей

Дыхательная гимнастика для малышей...