Деликатная проблема - энурез
консультация

Белоусова Светлана Васильевна

Энурез

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл enurez.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 94 «Соенеч»

Нижнекамского муниципального района РТ

Консультация для родителей

«Детский энурез»

Подготовил:

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 94 «Соенеч»

Белоусова Светлана Васильевна        

          Энурез, или недержание мочи у детей, — одна из самых распространенных причин тревоги у родителей. Энурезом страдают дети, у которых не сформированы навыки самостоятельного контроля за опорожнением мочевого пузыря, в результате чего возникают повторные эпизоды непроизвольного мочеиспускания во время сна или в состоянии бодрствования.

Причины возникновения энуреза у детей:

  • Чаще всего энурез встречается у детей с общей задержкой физического развития. Следствием замедленного темпа физического развития является задержка темпов созревания центральной нервной системы, которая отвечает за контроль функции мочеиспускания. Задержке темпов созревания центральной нервной системы и развитию энуреза может способствовать раннее органическое повреждение головного мозга, связанное с нарушениями течения беременности и родов.
  • Другой причиной развития энуреза у детей может быть наследственный фактор. Действительно, родители некоторых детей, страдающих энурезом, сообщают о том, что имели в детстве аналогичные нарушения. Подсчитано, что если у отца или матери имелось недержание мочи, то риск развития энуреза у их детей повышается в 6 раз.
  • Энурез может сформироваться также в результате недостаточной или неправильной практики воспитаний у детей навыков опрятности. Приучить ребенка к опрятности невозможно, если родители относятся к этому без должного внимания или, наоборот, проявляют чрезмерную жесткость и даже наказывают ребенка за «провинность».

        Дети, страдающие энурезом, как правило, неуверенны в себе, стеснительны, замкнуты, ранимы, а в некоторых случаях раздражительны, вспыльчивы.

Правильное поведение с ребенком:

  • Прежде всего ребенку необходим врачебный контроль.
  • Никогда не ругайте ребенка за недержание мочи!!! Не высказывайте ему своего раздражения – это только усилит заболевание.
  • На протяжении дня необходимо создать вокруг ребенка спокойную атмосферу. Для того чтобы дневной и ночной сон не был слишком глубоким, следите за тем, чтобы ребенок не испытывал эмоциональных перегрузок в течение дня.
  • Прекрасное средство, способное понизить дневную возбудимость, - длительные прогулки перед сном, прослушивание успокаивающей музыки (классическая музыка, звуки природы и т.д.).
  • Не следует вести разговоры о заболевании ребенка при взрослых, особенно при посторонних людях и уж тем более в группе при детях!!! Это только повысит сосредоточенность ребенка на своем заболевании, усугубит чувство собственной не полноценности.
  • Пусть болезнь ребенка станет и вашей тайной. Это придаст ему чувство уверенности и защищенности.
  • Для того чтобы достигнуть положительных результатов  в лечении, очень важно, чтобы стремление было обоюдным. Иначе говоря, ребенок должен понимать всю важность и ответственность лечебных занятий, стремиться к излечению и верить в успех. Если ребенок будет относиться к тренировкам как к простой формальности, едва ли излечение станет возможным.
  • Для того чтобы повысить уверенность ребенка в своих силах, чаще хвалите ребенка, не бойтесь доверять ему ответственные дела и задания, не заостряйте внимание на недостатках, концентрируя его на достоинствах ребенка. Пусть ребенок станет вашим незаменимым помощником.
  • Приучайте ребенка ухаживать за домашними животными, помогать престарелым членам семьи.

      Все эти указанные меры должны быть направлены на формирование исключительно важной подсознательной установки: если я могу помочь другим, значит, я могу помочь себе.

      Как помочь ребенку с энурезом? Родителям следует сохранять терпимость, спокойствие, с пониманием относиться к проблемам ребенка, избегать грубости и наказания, которые только усилят у него тревогу, чувство вины, раздражительность. Важно внушать ребенку веру в себя, собственные силы и в успех лечения. Можно завести дневник, где ребенок будет отмечать «сухие» и «мокрые» дни (например, рисовать солнышко и тучку). Ребенку объяснить, что, когда подряд будут нарисованы 5 солнышек, малыш получит приз. Информация о частоте энуреза окажется полезной и для врача. После эпизодов энуреза нужно регулярно менять одежду и белье, причем лучше, если это будет сделано самим малышом.

        Также следует ограничить ребенка в приеме острых блюд, искусственных ароматизаторов, отказаться от фруктов и овощей, содержащих большое количество воды, не принимать жидкость в вечерние часы. Важно избегать переохлаждений, переутомления ребенка, сильных волнений и эмоций перед сном. Прежде чем лечь в постель, он должен сходить в туалет. Постель должна быть достаточно жесткой, а если сон ребенка очень глубокий, то рекомендуется несколько раз переворачивать его во сне.

        Существуют специальные упражнения по тренировке акта мочеиспускания, методика ночных пробуждений по расписанию, медикаментозное лечение по назначению врача, фито -, физио -, рефлексо -, психотерапия.

Методика укрепления мочевого пузыря

    Первый период тренировок длится 14 дней. В течение этого периода ребенок должен выполнить упражнения, а взрослый – тщательно следить за характером дневного и ночного недержания мочи, фиксировать его периодичность, зависимость от внешних (погода, время отхода ко сну, количество выпитой жидкости и время последнего ее употребления) и психологических (степень возбудимости, наличие конфликтов, неудач) факторов.

    Прежде чем приступить к упражнениям, расскажите ребенку о строении его органов, которые отвечают за мочеиспускание. Вы можете воспользоваться занимательным детским пособием по анатомии. Если под рукой ничего нет, попробуйте придумать рассказ самостоятельно или же воспользоваться в качестве основы той схемой, которая приведена ниже:

    «Давай нарисуем маленькую девочку (мальчика) и представим, что эта девочка (мальчик) – ты. Внутри твоего тела есть очень много органов, которые совершают разную важную работу. Каждый орган выполняет свою функцию. Например, ты дышишь с помощью легких. Они расположены вот здесь. Здесь находится сердце – самый главный орган человека. Ты можешь приложить ладошку к груди и почувствовать, как оно бьется. Сердце перегоняет по венам кровь. Сердце – это мышца. В организме много мышц. Они могут быть сильными и слабыми. Но слабые мышцы можно натренировать. Если каждый день делать зарядку, они станут сильными. А вот здесь, ниже, находится тоже очень важный орган, который называется мочевой пузырь. Он собирает в себя всю ненужную жидкость, которая скопилась в твоем организме. Чай, компот, сок, вода – все лишнее выводится из организма в виде мочи. Только представь себе, чтобы случилось, если бы жидкость не выходила из организма? Твой мочевой пузырь круглый, как шар. Он способен очень сильно растягиваться, увеличиваясь в размере. Когда пузырь наполняется, ты чувствуешь, что хочешь в туалет. Во всем виновата одна мышца. Эта мышца, как кран, открывает и закрывает мочевой пузырь. И если эта мышца слабая, то моча выходит из организма раньше, чем нужно.

    Но ты уже знаешь, что любую мышцу можно натренировать. Просто нужно делать зарядку. Когда мышца, которая открывает и закрывает мочевой пузырь, становится крепкой и сильной, человек уже больше никогда не просыпается в мокрой постели. Но мышца не всегда виновата в том, что мочевой пузырь опорожняется раньше времени. Ведь мочевой пузырь посылает сигнал о том, что переполнен, в мозг. Мозг – это главный орган человека. С его помощью мы думаем и совершаем поступки. Но иногда мозг спит по ночам так крепко, что не слышит сигналов мочевого пузыря. И тогда мочевой пузырь опорожняется, так и не дождавшись, когда его услышат и «отведут в туалет». Он же не может бесконечно ждать, когда мозг проснется! Но мозг тоже можно натренировать. Правильный мочевой пузырь посылает в мозг сигнал о том, что переполнен, когда он на самом деле переполнен. Но бывают глупые и капризные мочевые пузыри.  Наполнившись совсем немножко, они воображают себе, что больше не могут удерживать внутри себя мочу, и начинают паниковать. Такие вредные мочевые пузыри тоже можно исправить – их просто нужно убедить в том, что могут растягиваться намного больше, чем им сами кажется».

      Если вы рисуете мочевой пузырь самостоятельно, постарайтесь, чтобы картинка была забавной, - к примеру, можно нарисовать его с глазами и ртом, с грустным выражением «лица».

      Для того чтобы укрепить мышцы, следует объяснить ребенку: каждый раз во время мочеиспускания он должен останавливать мочу по несколько раз (в зависимости от количества мочи, желательно не менее 7-8 раз). Если ребенок забыл об упражнении, не ругайте его, а в следующий раз тактично напомните. Одновременно с упражнениями на укрепление мышц выполняйте упражнения на растяжение мочевого пузыря. Эти упражнения следует выполнять в течение двух недель ежедневно 2-4 раза в сутки. Желательно, чтобы в это время ребенок находился дома без присутствия посторонних. Суть упражнений в следующем: при первом позыве к мочеиспусканию ребенок должен заставить себя держать мочу как можно дольше, до тех пор, пока уже не сможет терпеть. Очень важное значение в этом случае приобретает степень отвлеченности ребенка от позыва. Вы можете помочь ему, если в это время начнете читать интересную сказку, поговорите с ним о том, что его интересует. В принципе, можно говорить обо всем и даже в игровой форме обсуждать «поведение мочевого пузыря».

       Для того чтобы следить за результатами тренировок, вам понадобится периодически измерять размер мочевого пузыря: после завершения очередного упражнения на растягивание попросите малыша помочиться не в туалет, а в банку. Полученный объем мочи следует зафиксировать письменно или же просто поставить на банке «метку». Если по сравнению с предыдущим измерением результат улучшится, ребенок сможет увидеть это, что придаст ему уверенность в собственных силах. Однако если результат будет хуже, ребенок может расстроиться. Поэтому метку на банке следует делать только после того, как вы заметите улучшение результатов и только при условии постоянных тренировок. Измерения проводятся 2 раза в неделю в течение 2 недель.

       Во время проведения тренировок по растяжению мочевого пузыря и укреплению мышц следует давать ребенку как можно больше жидкости. Полностью откажитесь от газировки.

        По прошествии указанного времени постель может оставаться мокрой. Вплоть до исчезновения энуреза прерывать упражнения не стоит. Цель последнего этапа – ускорить подачу сигналов мочевого пузыря в мозг и восприимчивость мозга к этим сигналам. Хорошие результаты дает аутотренинг. Можно снова воспользоваться картинкой с нарисованным «грустным мочевым пузырем». Попросите ребенка «поговорить» со своими органами – мозгом и мочевым пузырем. Ребенок с развитым воображением легко сделает это. Если воображение у ребенка развито слабо, помогите ему, выступите в роли одного из органов.

       После того как первые результаты будут достигнуты, вы можете вместе с ребенком нарисовать новую картинку, выступите в роли одного из органов.

       Обязательно поощряйте успехи, не заостряйте внимание на неудачах. Верьте в успех и внушайте эту уверенность вашему ребенку – только так можно победить энурез.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как нам понять друг друга?» (Проблемы детско – родительских отношений)

Семья - один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности подростка очень велика. Семья как персональная микросреда развития ребенка и институт социализ...

Проблемы формирования общих и профессиональных компетенций при планировании воспитательной работы в рамках комиссии математических дисциплин

В рамках комиссии математических дисциплин большое внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций не только в процессе учебной и внеучебной деятельности, но и при планировании и ...

Состояние уровня творческого развития студентов как педагогическая проблема

Как показывает практика, формирование креативности и развитие творческой индивидуальности специалиста способствуют повышению его компетентности и профессионализма. Социальная значимость изучения пробл...

Состояние здоровья учащихся как медико-педагогическая проблема

В статье приведены данные о состоянии здоровья подростковКоломны и Коломенского района по результатам медицинских осмотров студентов-первокурсников до 18 лет Коломенского медицинского колледжа за пери...

Доклад "Морально-правовые проблемы, связанные с эвтаназией" на конференции "Проблемы современного общества" в Институте гуманитарного образования и информационных технологий 22.10.2015 года учащихся Сергова Егора и Слесаревского Егора

Доклад "Морально-правовые проблемы, связанные с эвтаназией" на конференции "Проблемы современного общества" в Институте гуманитарного образования и информационных технологий 22.10.2015 года учащихся С...

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»...

Сборник: Актуальные проблемы подготовки кадров, статья "Проблемы повышения качества профессионального образования"

Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...