Доклад на тему:"Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения"
методическая разработка

В этом документе я освещаю способы дифференцированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shrayner.doc465.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная

школа п. Бурный»
Энгельсского района Саратовской области

413143 п. Бурный Энгельсского района Саратовской области

🕾 79-01-08 E-mail: burniy@yandex.ru

Выступление на педсовете

 «Организация  деятельности по

реализации дифференцированного

                обучения на уроках»

Подготовил учитель начальных классов

Шрайнер Елена Александровна

п.Бурный

2021  г

Тема: «Дифференцированное обучение на уроках»

Цель:

  • Осознать   необходимость применения дифференцированного обучения для достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям  ФГОС.

Задачи

  1. Внедрять педагогические технологии с учетом дифференциации в урок для обеспечения качества учебной деятельности и достижения образовательных результатов.
  2. Повысить мотивацию педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.
  3. Создать условия для активного взаимодействия всех участников педсовета.
  4. Способствовать повышению мастерства учителя к овладению методами и приемами индивидуализации и дифференциации обучения

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

Сухомлинский В.А.

«Подлинный смысл педагогики

заключается в том, чтобы даже человек,

которому трудно то, что посильно другим,

не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания,  радость интеллектуального труда, радость творчества»

Сухомлинский В.А.


Доклад

№ слайда

Введение

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть  вас в этой аудитории, и очень  надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор. 

Актуальность

 Один из наиболее важных вопросов сегодняшнего дня – качественное усвоение программного материала всеми учащимися. Поэтому здесь, как нельзя кстати, мы должны говорить о дифференцированном обучении, которое предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха».

 Актуальность проблемы дифференцированного обучения в образовательной среде очевидна, т.к. все дети не равны по своим   возможностям и задача учителя обеспечить создание наиболее благоприятных условий для развития и становления личности ребенка, развития   индивидуальных способностей каждого.  

Тема дифференцированного обучения стала сегодня особенно актуальной в связи с гуманизацией образования, максимальной индивидуализацией, ориентацией на личность. Большая часть учителей, исследователей убеждена в том, что дифференцированное обучение - одно из главных направлений работы школы, одно из основных средств развития индивидуальности, ибо только оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем познавательных процессов, с разными интересами к обучению, с разными возможностями к обучению.

Сегодня на педсовете нам предстоит решить ПРОБЛЕМЫ

  • Каким образом надо осуществлять дифференцированную работу на уроке?
  • Какие эффективные формы и методы дифференцированной работы можно использовать  с детьми  на уроке?

1,2

Для начала, предлагаю уточнить понятие «дифференциация»: Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

-Педагог дифференцирует группу детей на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей ситуацией развития.

-Определяет содержание работы с каждой подгруппой.

-Дозирует по содержанию, объему сложности, физическим, психическим, эмоциональным нагрузкам задания и образовательные ситуации.

-В результате: ребенок получает помощь в максимальном развитии.

3

Определение критериев дифференциации.

Выделим основные критерии деления учеников на группы, которые целесообразно использовать в начальных классах.

1. Готовность   к   обучению.

Этот критерий используется для деления на группы детей, только поступивших в школу. Важно учитывать как предметную готовность, то есть наличие определенных знаний и умений (например, умение ребенка читать), так и психологическую готовность.

2. Обученность.

«Обученность – это те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения… это определенный итог предыдущего обучения… прошлого опыта».

Обученность включает «как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться).

Для изучения состояния знаний учителю важно определить, чего именно в знаниях ученика не хватает, какого уровня усвоения знаний он достиг, каковы качества знаний.

В практической деятельности удобно ориентироваться на следующие уровни усвоения знаний:

  • Репродуктивный – первый уровень (воспроизведение) знаний; Ученики требуют постоянной дополнительной помощи.

Цели: пробудить интерес к предмету через посильные задачи, ликвидировать пробелы в знаниях, сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

  • Продуктивный- второй уровень – применение знаний в знакомой ситуации. Дети способны справиться самостоятельно, но иногда им требуется помощь учителя.

Цели: развить устойчивый интерес к предмету, сформировать умение самостоятельно работать над учебной задачей.

  • Продвинутый– третий уровень – применение знаний в измененной и новой ситуации.

Ученики способны справиться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Цели: сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности и нестандартные задачи.

Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования.

Важно также учитывать, какого этапа развития навыка или умения достиг ученик.

Распределение учащихся по группам.

На основе результатов диагностики учитель распределяет детей по группам (уровням). Открытое выделение групп часто приводит к отрицательным последствиям. Это, в основном, явления социального характера, например негатив во взаимоотношениях учащихся. Не рекомендуется рассаживать детей по рядам в соответствии с выделенными группами, так как могут быть даны различные прозвища слабым ученикам, сидящим на одном ряду, или возникнет недоброжелательное отношение к ним. Важно соблюдать педагогический такт при распределении по группам. Учитель зачитывает состав групп, дает им нейтральные названия и предупреждает, что каждая группа (команда) будет получать свои задания на уроках.

Можно не объявлять в классе состав групп, а раздать учащимся символы (вложить их под обложку тетради), которые соответствуют названиеям разных групп, например «Ромашки», «Васильки», «Колокольчики». Дифференцированные задания записываются на доске рядом с такими же символами. Каждый ученик сможет легко определить, какое задание предназначено для него. Символы периодически меняются, например, вместо цветов используются различные геометрические фигуры. 

Проведение диагностики.

Учитель может использовать в своей работе результаты диагностики, проводимой школьным психологом. Учитель также анализирует результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях и т. д. Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные работы. Для них специально подбираются задания на разный уровень усвоения знаний, например репродуктивные и творческие.

Например, для диагностики восприимчивости к помощи используется модифицированная методика З. И. Калмыковой. Детям дается для самостоятельного выполнения новое задание или задание творческого характера. При этом предлагается помощь (чаще всего в виде карточек-помощниц), от самой минимальной до максимальной, если потребуется. Школьники с высокой обучаемостью обычно выполняют задания самостоятельно или с минимальной подсказкой. Дети с низкой обучаемостью справляются с заданием только с большой помощью или вообще не выполняют его.

4,5

Определение способов дифференциации.

Учитель определяет, нужна ли на уроке дифференцированная работа или индивидуализация заданий, учитывая тип урока, его цели и содержание.

На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом.

Дифференцировать все этапы урока не обязательно. Чаще всего дифференцированный подход осуществляется на этапе закрепления ранее изученного материала, так как имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся.

Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений, целями упражнения и т. д. В зависимости от этого разрабатываются дифференцированные задания для разных групп.

При использовании дифференциации важна оперативная обратная связь. На основе диагностического контроля учитель проводит тщательный учет выполнения работы учащимися (фиксацию ошибок, затруднений и др.), определяет динамику их развития.

Способы дифференциации учебной работы школьников 

Рассмотрим способы и приемы дифференциации.

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ дифференциации предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относят, например, решение задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приемов и т.п. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в обычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, поисковые, преобразующие), создавать новый продукт (составлять равенства или неравенства и т. п.).

В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

Например, на уроках математики использую следующие виды продуктивных заданий:

- поиск закономерностей;

- классификация математических объектов ( выражений, геометрических фигур);

- преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);

- задачи с недостающими или лишними данными;

- выполнение заданий разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

- самостоятельное составление задач, математических выражений и т.д.

- нестандартные исследовательские задания.

2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Данный способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

- усложнение учебного материала;

- увеличение количества действий в выражении или в решении задачи;

- выполнение операции сравнения в дополнении к основному заданию;

- использование обратного задания вместо прямого;

- использование условных символов (“сказочных цифр”,букв ) вместо чисел.

(Приложение 4)

3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает выполнение дополнительного задания.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости, обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания.

Как правило, дифференциация по объему обычно сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаю творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Задания индивидуализируются, предлагаю учащимся задания в виде карточек, перфокарт.(Приложение 5,6)

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей начала работать самостоятельно. Те ученики, которые еще испытывают затруднения в работе, выполняют все задание под руководством учителя. Этап проверки проводится самостоятельно.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.(Приложение 2)

5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи являются:

- помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

- помощь в виде “подсказок (карточек-помощниц, карточек- консультаций, записей на доске и др.).

Используется стимулирующая, направляющая и обучающая помощь.

Рассмотрим особенности работы с карточками помощницами.

Учащимся с высоким уровнем обучаемости предлагаю выполнить задание самостоятельно, а учащимся среднего и низкого уровня обучаемости оказываю помощь различного уровня. Важно учитывать при этом, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно, без какой, бы то ни было помощи.

На карточках могут быть использованы различные виды помощи:

- образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;

- справочные материалы : теоретическая справка в виде правила, формулы; - таблицы единиц длины, массы и т.п.;

- алгоритмы, памятки, планы, инструкции (например, алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное в виде памятки);

- наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.);

- дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задаче, указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);

- вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

- план решения задачи;

- начало решения или частично выполненное решение.

Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом. (Приложение1)

6. Дифференциация работы по форме учебных действий.

В трудах Н.Ф. Талызиной подробно рассмотрены различные формы учебных действий. Рассмотрим их основные особенности.

1. Предметные действия обычно выполняются рукой. Это реальное преобразование объекта с целью изучения его свойств. Действие может быть материальным (используются различные предметы, например, счетный материал) или материализованным (используются заместители, модели, т.е. знаково-символические средства).

2. Перцептивное действие выполняется не рукой, а глазом. Преобразование реальных или знаково-символических объектов осуществляется без использования предметных действий.

З. Речевое действие может осуществляться как громкая речь (проговаривание выполняемых операций вслух или шепотом) внешняя речь про себя (беззвучное проговаривание действия про себя, но с четким словесно- понятийным его расчленением)

4. Умственное действие осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства, во внутреннем плане. Речевая оболочка сокращается, приобретает характер внутренней речи, действие выполняется в уме.

При организации работы, например, с математическим материалом, учитель может дифференцировать характер выполняемых детьми учебных действий, опираясь на следующую логику усложнения их формы: предметное, перцептивное, умственное действие. Детям, нуждающимся в речевых действиях предлагается проговаривать производимые операции, например шепотом рассказывать самому себе, как нужно вычислять; объяснять соседу по парте, как следует рассуждать при решении текстовой задачи. Приведу пример дифференцированной работы над простой арифметической задачей: “На ветке сидело 5 птиц, 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?”.

1 группа. (низкий уровень обучаемости). Решение задачи с опорой на индивидуальный счетный материал (картинки с изображением птиц).

2 группа (средний уровень обучаемости). Решение задачи с помощью схематического рисунка.

3 группа (высокий уровень обучаемости). Решение задачи без наглядной опоры, в уме. Можно использовать прием представления жизненной ситуации, описанной в задаче.

Различные способы дифференциации обычно используются в сочетании друг с другом. Наиболее целесообразной считаю следующую организацию работы: дети со средним уровнем обучаемости выполняют тренировочное упражнение из учебника самостоятельно, дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же упражнение под руководством учителя или самостоятельно с использованием карточек-помощниц. детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное по сравнению с заданием учебника.

7. Дифференциация дополнительных заданий.

Учитель пользующийся такой формой работы постоянно, прикрепляет к доске специальный условный знак (например, красный кружок), рядом с ним записывают дополнительное задание. Те ученики, которые выполнили основное задание раньше, приступают к работе над дополнительным, не обращаясь к учителю за заданием. А он в это время помогает тем детям, которые испытывают затруднение при выполнении основного задания.

Учитель может подобрать несколько дополнительных заданий разного типа и предложить их учащимся на выбор.

Другим вариантом дифференциации является подбор нескольких взаимосвязанных заданий нарастающей трудности. Обычно наиболее трудные задания выполняют самые сильные ученики, которые за отведенное время успевают сделать наибольшее количество упражнений.

Применение на уроках дифференциации по объему материала требует ознакомления детей с определенными правилами организации работы.

Правила организации работы по выполнению дополнительных заданий:

  • не приступайте к выполнению дополнительного задания, пока не проверите основное задание;
  • дополнительное задание не является обязательным, поэтому можно выполнить его частично, не полностью;
  • если в классе проводится проверка основного задания, то следует отложить выполнение дополнительного задания и работать вместе с учителем;
  • к выполнению дополнительного задания можно вернуться на других этапах урока.

6-8

Дифференциацию на уроке подразделяют на:

1. Внутригрупповая дифференциация – учащиеся делятся на группы с учетом индивидуальных особенностей или степени подготовки.

2. Групповая дифференциация – разделение класса на группы, каждая из которых выполняет свое задание (возможна коллективная работа).

3. Фронтальная дифференциация – учащиеся выполняют одно упражнение, но учитель распределяет его задания по степени сложности разным детям.

4. Персональная дифференциация – каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно или с помощью учителя.

9

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.

Дифференциация заданий позволяет следить за усвоением знаний каждым учеником, что способствует оказанию своевременной помощи школьникам.

  1. Подготовка к усвоению нового материала

На этом этапе могут использоваться основные способы дифференциации.

 1. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

Одни ученики выполняют подготовительные упражнения самостоятельно, а другие под руководством учителя.

2. Дифференциация заданий по уровню творчества или уровню трудности.

Учащимся с высокой обучаемостью предлагаются подготовительные упражнения более сложного характера или творческие.

3. Дифференциация по объему учебного материала.
Подготовительные упражнения даются для самостоятельной работы, они состоят из основного и дополнительного заданий. Основное задание нужно обязательно проверить при фронтальной работе с классом.

 При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Часто использую для опроса нетрадиционные формы:

кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 3 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 1 группы – подробная инструкция выполнения задания.

Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся групп «1» и «2», сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся группы «3» найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.

В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.

2. Объяснение нового материала: Рассмотрим приемы, которые используются для дифференциации работы учащихся при ознакомлении с новым материалом.

1. Прием многократного объяснения нового материала

Суть приема заключается в том, что учитель несколько раз объясняет новый материал.

Первое ознакомление с новым материалом проводить на основе проблемных методов обучения. В начальных классах целесообразно использовать для этого частично-поисковый метод (дети открывают новое под руководством учителя). При этом обычно используется схематическая наглядность, знаковые модели.

Повторное объяснение для детей с низкой обучаемостью проводится объяснительно-иллюстративным методом. Учитель объясняет материал сам, стараясь активизировать детей, задавая им вопросы и привлекая их к объяснению.

 При этом используется образная наглядность, если она предусмотрена для изучаемого материала.

При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп 1 и 2 предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы 2 часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы 3 иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы 2 помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объяснения нового материала. А детям группы 1 - найти толкование новых слов.

2. Прием ознакомления с новым материалом на основе микрогрупповой работы

Для использования исследовательского метода, предполагающего открытие нового материала учениками без руководства учителя, обычно создаются гетерогенные группы. В них объединены дети с разным уровнем обучаемости, поэтому в процессе коллективного обсуждения проблемы происходит естественная дифференциация. Одни дети выдвигают гипотезы (предлагают способы решения проблемы), другие — их проверяют, третьи — оформляют решение и т. д.

После работы в микрогруппах следует этап коллективного обсуждения под руководством учителя. Сопоставляются мнения групп, делается окончательный вывод.

Например, для групповой работы предлагается преобразование модели.

Дети научились составлять схемы к простым задачам на нахождение произведения.

Задача: Разложили по 3 яблока на 5 тарелок. Сколько всего яблок разложили?

Обозначается проблема: а как изменится схема, если тарелок будет не 5, а 10? А если их будет 100? Придется чертить 100 одинаковых отрезков? Это очень долго, да и в тетради места может не хватить. Подумайте, как составить схему к такой задаче. Далее дети работают по микрогруппам, выполняя преобразование схемы. Результат работы изображается на листах бумаги, которые затем вывешиваются на доске. Все предлагаемые микрогруппами схемы обсуждаются, выбирается наиболее оптимальный вариант.

Микрогрупповая работа организуется также с помощью распределения ролей между членами группы. Например, дается следующий набор ролей: «командир» или «ведущий» (лидер группы, организатор, координатор), «критик» (анализирует предлагаемые решения, ищет их недостатки), «защитник» (выделяет достоинства предлагаемых решений), «оформитель» (фиксирует результаты работы в наглядной форме), «докладчик» (сообщает у доски о том, как решена проблема данной микрогруппой). Роли и их распределение изменяются в зависимости от предлагаемого группам задания.

При изучении нового  материала  создается проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Для этого организую работу в гомогенных группах. Каждая группа получает задание, « работающее» на тему в целом. Эти задания не дублируют друг друга. Каждая группа,  выполнив свое задание, должна сообщить нечто новое, интересное всему классу. Такой подход  дает каждому ребенку возможность почувствовать себя значимым, внести  свой вклад в общее дело. Это особенно важно для «слабых» учащихся.

Для микрогрупповой работы нередко предлагается всего лишь одна из частей процесса ознакомления с новым материалом. Это может быть обобщение уже открытого в ходе фронтальной работы способа действия в виде памятки, алгоритма, схемы и др.

3.Технология развития критического мышления «Шесть шляп мышления»

Литературное чтение, 2 класс, 1 часть, с.56, русская народная сказка «Каша из топора»

Каша из топора

(Русская народная сказка)

Обладатель  Белой шляпы  будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.  

Обладатель  Желтой шляпы будет искать только всё самое хорошее, будет смотреть на содержание сказки  с позиции оптимиста.

Обладатель  Черной шляпы попытается предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

Обладатель Красной шляпы проанализирует сказку с позиции чувств, расскажет нам, что почувствовали, какие испытали чувства при чтении сказки.

Обладатель Зеленой шляпы попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.

Обладатель Синей шляпы попробует обобщить сказку.

 Учебный труд ребенка направлен не только на усвоение учащимися научных фактов, понятий, знаков и правил, но и на усвоение наиболее рациональных приемов, привычек и методов учебной работы. Сюда относятся умения внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы и самому формулировать их, навыки самостоятельной работы с учебником и т.д. Приемы умственной деятельности,  методы овладения знаниями и умениями являются важным показателем уровня развития способностей ученика.

  1. Закрепление нового материала:

На этом этапе могут использоваться все основные способы дифференциации, но наиболее целесообразны следующие.

1. Дифференциация по степени самостоятельности учащихся.

Третья группа детей сразу после ознакомления с новым материалом и показа образца оформления задания готова работать самостоятельно. С остальными проводится работа под руководством учителя.

2. Дифференциация по объему учебного материала. Детям с высокой обучаемостью даются дополнительные задания, связанные с новым материалом.

3. Дифференциация по характеру учебных действий. Для ребят с низкой обучаемостью на этапе первичного закрепления обязательно проговаривание действий вслух, комментирование, поэтому именно для них организуется выполнение предметных действий, используется наглядность.

Этап закрепления изученного дает самые широкие возможности для организации  дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, с другой стороны, через выполнение заданий практического характера.

При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей группы 3 сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей группы 2 предлагаю работу с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.

При работе с учебником, детям группы 2, даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы 1 ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы 1 делают обобщения и выводы. Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников групп 1 или 2, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.

При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.

Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым.

Практикую коллективные проекты с различным комплектованием групп.

«Чувство локтя», внимание к окружающим, способность работать не рядом, а вместе, воспитывается на личностно ориентированном обучении участием в совместной групповой работе. Она также расширяет кругозор учащихся и увеличивает их информационный фонд. У ребят увеличивается область потенциальных возможностей, позволяющих им успешно под руководством учителя на более высоком уровне решать предложенные задачи.

- Я думаю…

- Я хочу добавить…

- Я не согласен…

Предоставляю ученику право выражать свое мнение, свое отношение, «проживать» свое учение. (Приложение 3) 

Кейс - технологии

Русский язык

-Прочитайте строчки из стихотворения «Народы России» Л. Мартьянова 

«Всем скажем добрые слова, любому будем рады…»

  1.  (репродуктивный) Назовите какие прилагательные, помогут  вам дать характеристику народу, о котором говорят слова песни?
  2. (продуктивный) Используя словарь синонимов, подберите синонимы к слову дружелюбный.
  3. (продуктивный) Опираясь на полученные знания, составьте листовку-обращение, призывая жителей нашего города быть  дружелюбными.
  1. Народ - добрый, отзывчивый, дружелюбный, душевный, милосердный, сердечный
  2. Синонимы дружелюбный - доброжелательный, приветливый, добродушный, благожелательный, благодушный,  дружественный, мирный, благоприятный, дружеский, бесконфликтный.

Дорогие жители нашего города! Призываем вас быть дружелюбными. Быть дружелюбным значит проявлять интерес к окружающим, радоваться присутствию людей и охотно делиться с ними всем, что у тебя есть. Это, значит, уделять людям внимание, делиться с ними своими мыслями. Дружелюбные люди радушно принимают гостей, даже если это незнакомые люди, и стараются сделать так, чтобы те чувствовали себя как дома. Проявляйте дружелюбие, проявляйте заботу о человеке, даже если он тебя об этом не просит. Дружелюбие – лучшее лекарство от враждебности, неприязни, одиночества.

4. Домашнее задание: 

Домашнее задание тоже должно быть разно уровневое.

Наиболее эффективны для организации домашней работы следующие способы:

1) дифференциация по степени помощи учащимся: отдельным детям даются карточки-помощницы для выполнения домашнего задания;

2) дифференциация по уровню трудности или уровню творчества: учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное.

Детей группы 3 учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера (например: придумать сказку «О том, как колосок на стол попал в виде хлеба» или «О том, как нити прядут и ткани ткут»), а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп 1 и 2 даю небольшие дополнительные упражнения и прошу, чтобы их оценили родители.

Технология «перевернутого» обучения

- Например, можно использовать технологию перевернутого обучения.

Задание: Посмотрите учебный фильм «…»

1 уровень.  Репродуктивный. Задайте друг другу вопросы по просмотренному фильму. Ответьте на вопросы.

2 уровень. Продуктивный. Заполните схему, таблицу.

3 уровень. Продвинутый. Выполните тестовую работу. Проверьте себя и оцените свои знания.

Русский язык

В качестве примера приведу работу проверки домашнего задания по теме: “Глагол”.

Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся IV классов.

3-й уровень «А»

Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).

2-й уровень «В»

1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.

2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).

1-й уровень «С»

Дано предложение.

1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.

2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)

10-15

Заключение

Исходя из вышесказанного, несомненным достоинством дифференцированного подхода является то, что он способствует повышению интереса учащихся к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию обучения, от чего главным образом зависит результат обучения, достижения каждым учащимся свей личной «ситуации успеха». Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках позволило мне разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество образования школьников.

Сегодня я показала лишь некоторые способы дифференциации. За то время, которое я работаю в школе, убедилась, что при правильном подборе заданий, дифференцированное обучение становится отличным способом повышения качества знаний и просто развития каждого ребенка.

     

16


        Приложение №1

Карточки-подсказки.

Памятка «Грамотейка» 2 класс

Название орфограммы

Номер упражнения

1.

Перенос слова.

Переноси слова верно: маль-чик, зай-ка, иней, яма,  крот, про-спать.

2.

Заглавная буква в именах собственных.

Москва, Тольятти, Самара, Иванов Иван Иванович.

3.

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН.

Пиши верно: машина, чулок, чаща, дочка, молочный.

4.

Правописание словарных слов.

Запомни написание этих слов: Москва, ребята, ворона.

5.

Правописание безударных гласных слов в корне слова.

Подбери проверочное слово, поставь ударение, подчеркнуть проверяемую безударную гласную.

Гроза-грозы, голова – головы, головка.

6.

Правописание разделительного Ъ.

Пиши верно: подъезд, объявление, съезд, съемка.

7.

Правописание разделительного Ь.

Пиши верно: вьюга, бьет, льет, соловьи.

8.

Правописание парных согласных в корне слова.

Подбери проверочное слово, выдели корень слова.

Шубка - шуба, дуб – дубы.

9.

Правописание непроизносимых согласных.

Подбери проверочное слово, выдели корень слова.

Солнце – солнечный, честный – честь.

10.

Правописание предлогов и приставок.

Предлоги пиши раздельно: в _(густой) лес.

Приставки пиши верно: въехать.

11.

Правописание приставок.

Запомни их написание: налетел, прошел, заехал.

12.

Правописание суффиксов.

Запомни их написание, если можно проверь.

Волчонок, тигренок, ключики – ключик, замочек – замочки, молодость.

Карточки-подсказки.

Композиция сочинения-рассуждения

1. Введение

2. Тезис

3. Твоя позиция

4. Аргументы:

а) из текста

б) из текста

5. Вывод

6. Заключение

План синтаксического разбора простого предложения.

1. Вид предложения по цели высказывания. ( Повествовательное, вопросительное, побудительное.)

2. Вид предложения по интонационной окраске. (Восклицательное, невосклицательное).

3. Вид предложения по количеству грамматических основ. (Простое, сложное).

4. Вид предложения по наличию второстепенных членов. (Распространенное, нераспространенное).

5. Вид предложений по количеству главных членов. (Односоставное, двусоставное).

6. Вид предложений по осложенности. (Есть ли однородные члены, обращения).

7.  Составление схемы.

Порядок синтаксического разбора  сложного предложения:

  1. Вид предложения по цели высказывания. (Повествовательное, побудительное, вопросительное).
  2. Вид предложения по интонационной окраске. (Восклицательное, невосклицательное).
  3. Вид предложения  по количеству грамматических основ. (Простое или сложное).
  4. Вид сложного предложения по наличию союзов. (Союзное или бессоюзное).
  5. Вид сложного предложения по связи. (Сложносочиненное или сложноподчиненное).
  6. Далее каждое простое предложение в составе сложного анализируется по плану  синтаксического разбора простого.
  7. Составление схемы

Памятка

Как написать выборочное изложение?

  • Внимательно прослушай  текст.
  • Определи тему, главную мысль текста.
  • Определи микротемы в тексте.
  • Внимательно выслушай задание, в нем обязательно будет сказано о том, какую микротему нужно будет раскрыть.
  • Прослушай текст еще раз и выбери все, что касается заданной темы.
  • Перескажи сжатый текст, соблюдая правила построения текста.
  • Запиши его на черновике.
  • Прослушай внимательно текст в третий раз, отметь интересные слова и выражения автора и отредактируй свою работу.
  • Перепиши текст в чистовик, проверь орфограммы и пунктограммы.


Приложение №2

Задания для самостоятельной работы

Текст

Задания

С…седские р…бятишки пр…дл…жили нам пойти с ними на рыбалку. Соб…рались мы весь вечер пр...готовили удочки пр...манку.

Со(?)нце едва п...казалось над горизонтом, когда мы отправились на реч(?)ку. Его лучи едва к...сались верхушек дерев(?)ев и они пр…обретали пр…чудливые  оч...ртания. В низинах еще ра…ст...лался туман.

У...кая дорожка пр...вела нас к реч(?)ке.  Ле...кий ветерок ш...велил листьями деревьев и пр...ятно осв...жал ли(?)цо. Мы от...скали удобное место и закинули удоч(?)ки.

Между тем со(?)це пр...гревало землю. Его лучи осветили окрес(?)ность и пр...образили все вокруг. На траве заблестели  капельки росы  в пр…брежных камышах зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.

1 вариант.

  • Для выполнения работы вам необходимо открыть учебники на стр. 13, 15, 19, 57, 63, 64, 67, 32. из учебника 5-го класса
  • Свои ответы обозначайте номером задания.
  • Задания выполняйте по порядку номеров.

1. Прочитайте внимательно текст.

2. Спишите его, вставьте пропущенные буквы и знаки  препинания.

3. Графически объясните ваш выбор орфограммы.

4.  Определите тему и главную мысль текста. Придумайте 2 – 3 варианта заголовка к тексту.

5. Определите количество микротем, озаглавьте их. Составьте план текста.

6. Кратко перескажите текст в соответствии с планом.

7. Определите средства связи предложений в тексте.

8. Найдите  2 – 3 слова, образованных  одним из морфемных способов.

2, 3 вариант.

  • Для выполнения работы вам необходимо открыть учебники на стр. 13, 15, 19, 57, 63, 64, 67, 32. из учебника 5-го класса
  • Свои ответы обозначайте номером задания.
  • Задания выполняйте по порядку номеров.

1. Прочитайте внимательно текст.

2. Спишите его, вставьте пропущенные буквы и знаки  препинания.

3. Графически объясните ваш выбор орфограммы.

4.  Определите тему и главную мысль текста. Придумайте 1 - 2 варианта заголовков  к тексту.

5. Составьте 3 – 4 вопроса к тексту.

6. Ответы на вопросы запишите в виде рассказа.

7. Найдите в тексте 2 – 3 слова, образованных при помощи приставки.


Приложение №3

Карточка для выполнения задания на первичное закрепление нового

материала.

1. Повторение.

а) Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы.

Петер Фаберже – сын ювелира, открывшего более ста пятидесяти лет назад в Петербурге магазин золотых и бриллиантовых вещей, знаток искусств, талантливый предприниматель. Он сумел превратить небольшой магазин отца в известную во всем мире фирму. Изделия Фаберже – подлинные произведения искусства. Самые удивительные изделия – сувенирные пасхальные яйца, изготовленные по заказу членов царской семьи. Содержание каждого яйца – оригинальный сюрприз.

б) Объясните знаки препинания. Почему в предложениях между подлежащим и сказуемым стоит тире?

2. Изучение нового материала.

в )Прочитать материал учебника, ответить на вопросы:

  1. Какую функцию в предложении выполняет определение?
  2. Какие определения называются согласованными? Почему?
  3. Как найти несогласованное определение? Чем оно может быть выражено?
  4. В чем различия между согласованными и несогласованными определениями?
  5. Чем выражаются согласованные определения?

г) В записанном тексте найдите определения, определите их вид и способ выражения, подчеркните как члены предложения.

Задание « г» -  для обучающихся 1-го варианта.

Приложение №4

Задание на дифференциацию объема изучаемого материала.

  1. Прочитайте, определите тип речи. Найдите основной тезис текста.
  2. Оформите тезис как предложение с прямой  речью и запишите.

Основной мотив моей жизни – сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть,  скоро, а может быть, в отдаленном будущем дадут обществу горы хлеба и бездну могущества.

(К.Циалковский)

  1. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова. Устно (для 3-го варианта, для 1-го и 2-го варианта – письменно) обоснуйте свое решение.
  2. Выпишите их текста служебные слова, распределяя их по группам (для 1-го варианта).
  3. Составьте высказывание на грамматическую тему «Различия служебных и самостоятельных частей речи (для 1-го и 2-го варианта – письменно; для 3-го варианта – устно).

(Римскими цифрами обозначено задание обязательное для всех; буквенные обозначения – задания по выбору обучающихся).

Приложение № 5

Нестандартные задания.

1. Расследуя запутанное дело, четыре знаменитых сыщика нашли оборванный слева и справа документ, на котором смогли прочитать только: «…ять меч…». Разгорелся спор: к какой части речи относилось слово, от которого остались буквы …ять.

- Это мог быть глагол, - сказал Эркюль Пуаро.

- Это могло быть числительное, - сказав комиссар Мегрэ.

- Это могло быть наречие, - сказал отец Браун.

- Это могло быть существительное, - сказал Шерлок Холмс.

Кто из них точно ошибся и ошибся ли? Почему?

 -------------------------------------------------------------------------------------------

2. Перед вами  - отрывок из книги Льва Кассиля «Дело вкуса»:

«Еще находятся у нас молодые люди, которые, ничтоже сумняшеся, позволяют себе сидеть, когда женщина стоит».

Что означает выражение «ничтоже сумняшеся»?

А) ничего не боясь;

Б) ничуть не сомневаясь;

В) ничего не сумев;

Г) ничем не интересуясь;

Д) никого не спросив.

3.В ребусах зашифрованы названия городов. Расшифруйте их и расположите по алфавиту. Какое оказалось в середине списка?


Приложение № 6

Технология функционального чтения

Окружающий мир, 3 класс, с.85-86, тема «Разнообразие растений»

Карточка № 1

Карточка № 2

Прочитайте текст. Запишите ответы на вопросы.

1.        Чем водоросли отличаются от других растений?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

2.        Чем цветковые растения отличаются от хвойных?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

3.        Чем размножаются мхи и папоротники?

_______________________________________________________

Карточка № 3 (продвинутый)

В старину считалось, что если ночью найдёшь цветущий папоротник, то станешь счастливым. Как ты думаешь, удалось ли кому-нибудь найти цветущий папоротник?  Ответь на вопросы, используя данные текста.  

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Почему торфяной мох получил такое название?

_______________________________________________________________

 Работа с заданиями по объему учебного материала

Математика, 3 класс, часть 1, с.36 №3, тема «Умножение и деление на 8 и 9»

Этап закрепление знаний.

Найди значения выражений.

Действия учеников по группам:

  • (красный) Репродуктивный: Вычисли. (ученик научится выполнять умножение и деление)
  • (желтый) Продуктивный: Вычисли и найди сумму ответов в каждом столбике. (ученик научится выполнять умножение,  деление и  сложение)

(зеленый) Продвинутый: Вычисли устно и запиши выражения в порядке увеличения их значений.  (ученик получит возможность научиться составлять последовательности на основе результатов арифметических действий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игра как способ и форма обучения"

Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие вни...

Доклад на тему:Организация самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу 02.01 Технология подготовки сырья и приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста

В настоящее время по многим учебным дисциплинам уменьшается объем аудиторных занятий, в связи с чем возросла роль самостоятельной работы студентов. По мнению ряда специалистов, самостоятельная ра...

Доклад на тему: «Организация и проведение квалификационного экзамена в учреждениях СПО»

Наиболее сложным при внедрении ФГОС является разработка контрольно-оценочных средств, которые призваны определить готовность обучающегося к выполнению конкретного вида профессиональной деятельности. В...

Доклад на тему: «Инновационная деятельность преподавателя физической культуры»

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в ц...

Доклад на тему: "Инновационная деятельность как условия профессионального развития педагога"

Современное обучение ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность.  ...

Школа педагогического мастерства, доклад на тему: «Ролевая игра как инновационная форма обучения студентов по ПМ»

Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: «Ролевая игра как инновационная форма обучения студентов по ПМ»...

Цикловая методическая комиссия, доклад на тему: «Основные методы и формы проблемного обучения»

Выступление с докладом на Цикловой методической комиссии: «Основные методы и формы проблемного обучения»...