Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Проблемы среднего профессионального образования
статья

Смирнова Анжелика Георгиевна

Аксиома о том, что народное творчество составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры России и является основой формирования национального самосознания, – не требует доказательств. Национальная стилистика и художественная образность, существующие в промыслах всегда соответствовали высоким критериям художественного качества, отражали традиции и вкусы народа. В этом качестве промыслы подошли к концу XX века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смирнова Анжелика Георгиевна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.  ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аксиома о том, что народное творчество составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры России и является основой формирования национального самосознания, – не требует доказательств. Национальная стилистика и художественная образность, существующие в промыслах всегда соответствовали высоким критериям художественного качества, отражали традиции и вкусы народа. В этом качестве промыслы подошли к концу XX века.

Но сегодня мы видим постепенное угасание всех видов традиционного декоративно - прикладного искусства. Это связано с сокращением сырьевой базы, утратой утилитарной значимости изделий, низкой конкурентоспособностью, высокой себестоимостью продукции. Существует тенденция утраты важнейшей составной части национальной культуры и искусства народов нашей страны.

Решением данной проблемы и гарантию развития народных художественных промыслов и ремесел считаю государственную поддержку.

Одним из основных вопросов является содержание высококвалифицированных специалистов, педагогов-художников и подготовка творческой молодежи. Так же нельзя списывать со счетов отсутствие средств материально - технического оснащения учебных заведений и мастерских, приобретение оборудования и сырья.

На начало 2011 г. профессиональную подготовку по конкретным видам традиционного прикладного искусства осуществляли 20 профильных средних и начальных профессиональных учебных заведений муниципального и федерального уровня, расположенных в местах традиционного бытования НХП (данные ректора ВШНИ В.Ф.Максимович). Однако, в 2012 г. средние профессиональные учебные заведения федерального уровня были переданы в качестве филиалов вузам (не всегда по профилю). Сегодня вновь заговорили о передаче специализированных учебных заведений профильным министерствам.

Во многих субъектах РФ приняты и действуют долгосрочные целевые программы по сохранению и развитию народных промыслов. В целях обеспечения экономических, социальных и иных условий для сохранения и развития народных художественных промыслов принята «Стратегия развития народных художественных промыслов до 2020 года».

В качестве государственных приоритетов в сфере образования Стратегия рассматривает:

1. Укрепление предприятий в местах традиционного бытования НХП творческими кадрами;

2. Развитие учреждений профессионального образования, расположенных в местах традиционного бытования НХП;

3. Обеспечение дошкольных и средних общеобразовательных учреждений лучшими образцами всех видов НХП;

4. Проработка возможности введения в образовательные стандарты общеобразовательных школ в качестве обязательного предмета истории искусства России;

На слайде представлено современное положение народных промыслов на территории нашей страны в сравнении с 1990 годом.

По данным Министерства промышленности и торговли РФ, из 85 субъектов РФ сегодня сфера НХП включает около 250 предприятий из 64 регионов России, выпускающих продукцию, относящуюся к 15 видам производств. Численность занятых в этой отрасли — чуть более 30 тысяч человек. За последние 10 лет по данным Министерства культуры безвозвратно без возможности восстановления утрачено более 250 народных промыслов.

Изучая народное творчество в рамках мероприятий Международного проекта «Мир вокруг нас ЮНЕСКО» с 2001 года по творческим работам детей, обучающихся в основном в специализированных учебных заведениях – детских художественных школах и школах искусств нельзя не отметить понижение общего уровня профессиональной подготовки как обучающихся, так и их педагогов.

Практически исчезли с работ детей семьи где несколько поколений (3 и более), а также более 5 человек. Часто «мама и я – вот моя семья».

Так как работа в рамках стратегии разворачивается, хотелось бы обсудить некоторые аспекты.

  1. Возможность создания базового сетевого ВУЗа профессиональной подготовки и научного сопровождения профессионального образования в области НХП нерентабельна, так как-либо исключит из сферы образования многие виды малых промыслов, либо создаст штамп, в которые не смогут войти все промыслы в своем неповторимом многообразии. Здесь должны соединиться не только образовательные технологии, но и работа с мастерами, изучение и возможно воссоздание уже утерянных технологий, большая социокультурная деятельность.

Если признать, что народное творчество постепенно уходит в историю, а устойчивый интерес специалистов направлен к тем областям народного творчества, которые нацелены на создание объектов материальной среды. И в значительной мере этот интерес сосредоточен в области дизайна, то возможно программы в учебном плане уже существующих специальностей дизайнеров, архитекторов и т.п. изменить, увеличив количество часов для изучения народного материального искусства, которое можно с полным правом назвать этнодизайном. В итоге мы получим специалистов, создающих среду обитания в этническом, народном стиле.

Возможно народное творчество города, района, отдельного региона или территории собрать в полном объеме в «традиционной деревне» - культурно-образовательно-досуговом центре, где можно организовать художественно-творческие лаборатории и мастерские, о которых говорится в стратегии основанных на сохранении художественно-технологических традиций каждого конкретного вида НХП в местах их бытования. Это обеспечит доступность музейно-образовательных услуг, ориентированных на воспитание детей и подростков.

В сфере работы с учебными заведениями, расположенными в местах традиционного бытования НХП и готовящие для них кадры с высшим и средним профессиональным образованием ситуация еще более сложная. С одной стороны политика министерства образования направлена на укрупнение образовательных организаций, объединение их в один большой ВУЗ, а с другой стороны в Стратегии развития НХП, мы видим отнесение профессиональных учебных заведений к  нетиповым, поскольку для них характерны: уникальность профессиональной подготовки; малочисленность общего контингента учащихся; малочисленность учебных групп (1-3 чел.), связанная с особенностями  индивидуального обучения; расположение большинства из них в отдаленных сельских районах.

А пункты о единой системе повышения квалификации и использовании дистанционных методов обучение противоречит всей многовековой системе обучения мастеров, рука в руку, глаза в глаза.

Наша страна славится многообразием народных промыслов и ремесел, только их перечисление займет немало места и времени. Считаю, что народное искусство нашей огромной страны не нужно заводить в общие рамки, ему нужно дать возможность существовать индивидуально в своей полноте и многообразии.

В заключение скажу: сегодня Россия относится к числу немногих стран, сохранивших свои народные художественные промыслы. Я думаю, что это весомый вклад в повышение престижа нашего государства, укрепление этнокультурной самоидентификации, а также ресурс для развития современной российской культуры и активизации творческого потенциала народов нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ дисциплины «Основы декоративной косметики» и контрольные задания для обучающихся очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ и практические задания  учебной дисциплины   разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ дисциплины ОП.09 Основы декоративной косметики и контрольные задания для обучающихся очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство

Методические рекомендации и практические задания  учебной дисциплины   разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин»

Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин...

Примерная программа по общеобразовательной учебной дисциплине "Химия" для образовательных организаций (учреждений) среднего профессионального образования Луганской Народной Республики

Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную програм...

Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины "ОП.04 Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве" для образовательных организаций (учреждений) среднего профессионального образования Луганской Народной Республики

Примерная программа учебной дисциплины (далее – примерная программа) являются частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС СПО по специальности 19.02...

Приказ №69 от 20.02.2017 "О создании рабочих групп по разработке стандартов среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена Луганской Народной Республики"

Утверждение состава рабочих групп по разработке стандартов среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена Луганской Народной Республики проектов государств...