Особенности адаптации студентов первого курса в системе среднего профессионального образования на примере ГБПОО ЛНР «Краснолучского колледжа технологии строительства и прикладного искусства»
учебно-методический материал
В данном докладе рассматриваются особенности адаптации студентов первого курса в образовательной среде колледжа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад:
Особенности адаптации студентов первого курса в системе среднего профессионального образования на примере ГБПОО ЛНР «Краснолучского колледжа технологии строительства и прикладного искусства»
Введение
Актуальность темы: Процесс адаптации студентов первого курса является критически важным этапом, определяющим их дальнейшую академическую успеваемость, профессиональное становление и психологическое благополучие. В условиях колледжа этот процесс имеет свою ярко выраженную специфику, обусловленную возрастными особенностями студентов, ориентацией на получение практической профессии и зачастую более короткими сроками обучения. Успешная адаптация позволяет минимизировать отсев на первом курсе и сформировать мотивированного специалиста.
Объект исследования: процесс адаптации студентов-первокурсников.
Предмет исследования: психолого-педагогические и социальные условия успешной адаптации студентов в колледже.
Цель: выявить особенности и основные проблемы адаптации студентов первого курса в колледже и предложить пути их решения.
Задачи:
1. Раскрыть теоретическое понятие адаптации.
2. Определить ключевые факторы и проблемы, характерные для колледжа.
3. Провести и проанализировать эмпирическое исследование (анкетирование) среди студентов первого курса.
4. Разработать рекомендации по оптимизации процесса адаптации.
Теоретические аспекты адаптации студентов-первокурсников
Адаптация студентов первого курса — это сложный и многообразный процесс интеграции в новую образовательную, социальную и личностную реальность. Это не просто «привыкание», а глубокая трансформация, в ходе которой вчерашний школьник становится полноценным членом нового коллектива.
Адаптация – это процесс активного приспособления личности к новой социальной среде, условиям обучения и будущей профессиональной деятельности. У студентов-первокурсников можно выделить три основных вида:
Академическая адаптация: привыкание к новым формам и методам обучения (лекции, семинары, практикумы), повышенному объему самостоятельной работы, системе оценивания.
Социальная адаптация: вхождение в новый коллектив (одногруппники, преподаватели), построение отношений, усвоение норм и традиций колледжа.
Психологическая адаптация: принятие новой социальной роли «студент», преодоление стресса, связанного с изменением жизненного уклада, и формирование адекватной самооценки.
Специфика колледжа как образовательной среды
Колледж занимает промежуточное положение между школой и вузом, что создает уникальную среду для адаптации:
Ранняя профессионализация: с первого курса студенты погружаются в профессиональные дисциплины, что требует от них сформированных представлений о будущей карьере.
Практико-ориентированный подход: большое количество лабораторных работ, практик и мастер-классов от представителей профессии.
Разнородный контингент: в одной группе могут обучаться вчерашние девятиклассники и одиннадцатиклассники, что создает разный уровень базовой подготовки и социальной зрелости.
Факторы и проблемы адаптации в колледже
Ключевые факторы, влияющие на успешность адаптации:
Мотивация: осознанный выбор профессии и интерес к ней – главный двигатель адаптации.
Подготовленность: уровень школьных знаний, особенно по профильным предметам.
Личностные качества: коммуникабельность, стрессоустойчивость, ответственность, навыки самоорганизации.
Поддержка куратора и преподавателей: роль куратора группы в колледже значительно выше, чем у классного руководителя в школе или декана в вузе.
Социально-психологический климат в группе: сплоченность коллектива напрямую влияет на психологический комфорт.
Типичные проблемы и "зоны риска"
Академические: неумение конспектировать, планировать время, работать с большими объемами информации; "школьный" синдром (ожидание постоянного контроля).
Социальные: проблемы в общении с новыми однокурсниками, конфликты, чувство одиночества.
Личностные: повышенная тревожность, стресс от возросшей самостоятельности и ответственности, разочарование в выбранной профессии.
Эмпирическое исследование
В сентябре, в колледже были проведены тестирования и опросы студентов первого курса по профессиям:
1. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) — 25 студентов;
2. Повар, кондитер — 25 студентов;
3. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей — 25 студентов.
Итого: в исследование приняли участие 75 респондентов.
Анкетирование первого курса проходило по двум направлениям:
Первая анкета: Самооценка по методике Демо-Рубинштейн
Результаты анкетирования
Первая группа (78 %) адекватная самооценка – студент трезво оценивает свои успехи и неудачи, одобрение и неодобрение окружающих, ему свойственно критическое отношение к себе и оценке окружающих.
Вторая группа (11%) завышенная самооценка – студент ставит перед собой более высокие цели, чем те, которых он может достичь, относится подчеркнуто независимо к одобрению окружающих, ему могут свойственны зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству. Такой студент недостаточно самокритичен в оценке своих успехов и неудач.
Третья группа (11%) заниженная самооценка – студент ставит перед собой более низкие цели, чем те, которых он может достичь, преувеличивает значение неудач, остро нуждается в поддержке окружающих, ему свойственна недооценка своих сил и возможностей
Вторая анкета: Выявление агрессивности у подростков
Результаты анкетирования
Тест на агрессивность показал, что высокий уровень агрессивности в испытуемой группе составляет меньшую часть и равен 6 %, это означает высокую степень агрессивности подростка, его низкие адаптационные возможности, студенты, относящиеся к этому уровню, достаточно агрессивны.
Средний уровень составляет 27 %.
Низкий уровень показали 67% испытуемых.
В процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже выявляются следующие трудности:
1. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
2. Выбор оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
3. Боязнь публичных выступлений перед своими однокурсниками и преподавателями;
4. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких
Так же хорошо зарекомендовал себя социальный опрос студентов первого курса. В опросе были пять вопросов. Рассмотрим эти результаты:
Вопрос № 1. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя её членом, частью коллектива – 46%
2. Участвую в большинстве видов деятельности – 20 %
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других - 20%
4. Не чувствую, что являюсь членом группы - 6%
5. Живу и существую отдельно от неё - 8%
6. Не знаю, затрудняюсь ответить – 0%
Вопрос № 2. Перешли бы Вы в другой коллектив, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотелось бы перейти - 0%
2. Скорее перешел бы, чем остался – 6%
3. Не вижу никакой разницы - 8%
4. Скорее всего, остался бы в своем коллективе – 40%
5. Очень хотелось бы остаться – 40%
6. Не знаю, трудно ответить - 6%
Вопрос № #1050;аковы взаимоотношения между членами вашей группы (коллектива)?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов – 60%
2. Примерно такие же, как в большинстве коллективов- 40%
3. Хуже, чем в большинстве коллективов – 0%
4. Не знаю, трудно сказать – 0%
Вопрос № 4. Какие у Вас взаимоотношения с руководством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов – 53%
2. Примерно такие же, как в большинстве коллективов - 20%
3. Хуже, чем в большинстве коллективов – 0%
4. Не знаю – 27%
Вопрос № 5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов – 53%
2. Примерно так же, как в большинстве коллективов – 33%
3. Хуже, чем в большинстве коллективов – 8%
4. Не знаю – 6%
По результатам анкетирования и социального опроса можно дать следующие рекомендации
Таким образом, основными проблемами адаптации в нашем колледже являются дефицит навыков самоорганизации и высокая учебная нагрузка, что требует усиления психолого-педагогической поддержки именно в этом направлении.
Заключение
Процесс адаптации студентов первого курса в колледже является комплексным и многогранным. Он зависит от успешного взаимодействия академических, социальных и психологических факторов. Проведенный анализ позволяет утверждать, что специфика СПО предъявляет особые требования к студентам, главные из которых – быстрая профессиональная ориентация и способность к самоорганизации.
Рекомендации:
- классному руководителю;
1. Знать особенности состояния здоровья студентов, бытовых и семейных условий их жизнедеятельности;
2. Постоянно участвовать в жизни группы, обеспечивая защищенность интересов каждого;
3. Работать над созданием благоприятной атмосферы в группе, формированием коллектива.
4. Создать условия для максимального развития личности каждого студента;
5. Оказывать помощь в вопросах, связанных с организацией учебной деятельности;
- психологу колледжа;
1. Выявить студентов, нуждающихся в психологической помощи составить план проведения индивидуальных консультаций.
2. Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
- организаторам общих мероприятиях и спортивных секций.
1. Приобщать студентов к участию в творческой и спортивной деятельности колледжа.
2. Следовать правилам здорового образа жизни.
Список литературы
1. Андреева Д.А. О понятии адаптации студентов в вузе / Д.А. Андреева // Психология. – 2020. – № 3. – С. 45-50.
2. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л.: Наука, 2018. – 270 с.
3. Осетрова М.В. Социальная адаптация студентов первого курса колледжа // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 300-302.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное занятие по разделу программы профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования
1. Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.2. В результате освое...

«Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности»
Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности.Одной из проблем, связанных с получением профессионального образования вчерашними школ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА для студентов 1 курса образовательных учреждений среднего профессионального образования
Методическая разработка урока представляет собой проект занятия по английскому языку, предназначена для преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования и школьных...

Программа «Социально – психологическая адаптация студентов первого курса колледжа»
Цель программы: Создание условий для успешной социально-психологической адаптации, гармоничного развития личности студента, мотивации на успешное освоение профессиональных компетенций....
Адаптация первокурсников в системе среднего профессионального образования
Проблема адаптации первокурсников в системе среднего профессионального образования достаточно актуальна. К сожалению, иногда данная проблема игнорируется как родителями студентов, так и педагогами уче...
Воспитание личностных качеств студентов-машиностроителей, обучаемых в системе среднего профессионального образования
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в редакции 2020 года изменил подходы к воспитанию и его месту в образовательном процессе.Речь идет о переходе от так н...

Адаптация обучающихся первого курса в учреждении среднего профессионального образования
Поступление в колледж - новая глава в жизни сотен юношей и девушек. Это событие для них является радостным, но в тоже время вызывает тревогу: что ждет впереди? ...