Особенности адаптации студентов первого курса в системе среднего профессионального образования на примере ГБПОО ЛНР «Краснолучского колледжа технологии строительства и прикладного искусства»
учебно-методический материал

В данном докладе рассматриваются особенности адаптации студентов первого курса в образовательной среде колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад:

Особенности адаптации студентов первого курса в системе среднего профессионального образования на примере ГБПОО ЛНР «Краснолучского колледжа технологии строительства и прикладного искусства»

Введение

Актуальность темы: Процесс адаптации студентов первого курса является критически важным этапом, определяющим их дальнейшую академическую успеваемость, профессиональное становление и психологическое благополучие. В условиях колледжа этот процесс имеет свою ярко выраженную специфику, обусловленную возрастными особенностями студентов, ориентацией на получение практической профессии и зачастую более короткими сроками обучения. Успешная адаптация позволяет минимизировать отсев на первом курсе и сформировать мотивированного специалиста.

Объект исследования: процесс адаптации студентов-первокурсников.

Предмет исследования: психолого-педагогические и социальные условия успешной адаптации студентов в колледже.

Цель: выявить особенности и основные проблемы адаптации студентов первого курса в колледже и предложить пути их решения.

Задачи:
1. Раскрыть теоретическое понятие адаптации.

2. Определить ключевые факторы и проблемы, характерные для колледжа.

3. Провести и проанализировать эмпирическое исследование (анкетирование) среди студентов первого курса.

4. Разработать рекомендации по оптимизации процесса адаптации.

Теоретические аспекты адаптации студентов-первокурсников

Адаптация студентов первого курса — это сложный и многообразный процесс интеграции в новую образовательную, социальную и личностную реальность. Это не просто «привыкание», а глубокая трансформация, в ходе которой вчерашний школьник становится полноценным членом нового коллектива.

Адаптация – это процесс активного приспособления личности к новой социальной среде, условиям обучения и будущей профессиональной деятельности. У студентов-первокурсников можно выделить три основных вида:
Академическая адаптация: привыкание к новым формам и методам обучения (лекции, семинары, практикумы), повышенному объему самостоятельной работы, системе оценивания.
Социальная адаптация: вхождение в новый коллектив (одногруппники, преподаватели), построение отношений, усвоение норм и традиций колледжа.
Психологическая адаптация: принятие новой социальной роли «студент», преодоление стресса, связанного с изменением жизненного уклада, и формирование адекватной самооценки.

Специфика колледжа как образовательной среды

Колледж занимает промежуточное положение между школой и вузом, что создает уникальную среду для адаптации:

Ранняя профессионализация: с первого курса студенты погружаются в профессиональные дисциплины, что требует от них сформированных представлений о будущей карьере.

Практико-ориентированный подход: большое количество лабораторных работ, практик и мастер-классов от представителей профессии.

Разнородный контингент: в одной группе могут обучаться вчерашние девятиклассники и одиннадцатиклассники, что создает разный уровень базовой подготовки и социальной зрелости.

Факторы и проблемы адаптации в колледже

Ключевые факторы, влияющие на успешность адаптации:

Мотивация: осознанный выбор профессии и интерес к ней – главный двигатель адаптации.

Подготовленность: уровень школьных знаний, особенно по профильным предметам.
Личностные качества: коммуникабельность, стрессоустойчивость, ответственность, навыки самоорганизации.

Поддержка куратора и преподавателей: роль куратора группы в колледже значительно выше, чем у классного руководителя в школе или декана в вузе.

Социально-психологический климат в группе: сплоченность коллектива напрямую влияет на психологический комфорт.

Типичные проблемы и "зоны риска"

Академические: неумение конспектировать, планировать время, работать с большими объемами информации; "школьный" синдром (ожидание постоянного контроля).
Социальные: проблемы в общении с новыми однокурсниками, конфликты, чувство одиночества.

Личностные: повышенная тревожность, стресс от возросшей самостоятельности и ответственности, разочарование в выбранной профессии.

Эмпирическое исследование

В сентябре, в колледже были проведены тестирования и опросы студентов первого курса по профессиям:

1. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) — 25 студентов;

2. Повар, кондитер — 25 студентов;

3. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей — 25 студентов.

Итого: в исследование приняли участие 75 респондентов.

Анкетирование первого курса проходило по двум направлениям:

Первая анкета: Самооценка по методике Демо-Рубинштейн

Результаты анкетирования

Первая группа (78 %) адекватная самооценка – студент трезво оценивает свои успехи и неудачи, одобрение и неодобрение окружающих, ему свойственно критическое отношение к себе и оценке окружающих.

Вторая группа (11%) завышенная самооценка – студент ставит перед собой более высокие цели, чем те, которых он может достичь, относится подчеркнуто независимо к одобрению окружающих, ему могут свойственны зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству. Такой студент недостаточно самокритичен в оценке своих успехов и неудач.

Третья группа (11%) заниженная самооценка – студент ставит перед собой более низкие цели, чем те, которых он может достичь, преувеличивает значение неудач, остро нуждается в поддержке окружающих, ему свойственна недооценка своих сил и возможностей

Вторая анкета: Выявление агрессивности у подростков

Результаты анкетирования

Тест на агрессивность показал, что высокий уровень агрессивности в испытуемой группе составляет меньшую часть и равен 6 %, это означает высокую степень агрессивности подростка, его низкие адаптационные возможности, студенты, относящиеся к этому уровню, достаточно агрессивны.

Средний уровень составляет 27 %.

Низкий уровень показали 67% испытуемых.

В процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже выявляются следующие трудности:

1. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;

2. Выбор оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

3. Боязнь публичных выступлений перед своими однокурсниками и преподавателями;

4. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких

Так же хорошо зарекомендовал себя социальный опрос студентов первого курса. В опросе были пять вопросов. Рассмотрим эти результаты:

Вопрос № 1. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя её членом, частью коллектива – 46%

2. Участвую в большинстве видов деятельности – 20 %

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других - 20%

4. Не чувствую, что являюсь членом группы - 6%

5. Живу и существую отдельно от неё - 8%

6. Не знаю, затрудняюсь ответить – 0%

Вопрос № 2. Перешли бы Вы в другой коллектив, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да, очень хотелось бы перейти - 0%

2. Скорее перешел бы, чем остался – 6%

3. Не вижу никакой разницы - 8%

4. Скорее всего, остался бы в своем коллективе – 40%

5. Очень хотелось бы остаться – 40%

6. Не знаю, трудно ответить - 6%

Вопрос № #1050;аковы взаимоотношения между членами вашей группы (коллектива)?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов – 60%

2. Примерно такие же, как в большинстве коллективов- 40%

3. Хуже, чем в большинстве коллективов – 0%

4. Не знаю, трудно сказать – 0%

Вопрос № 4. Какие у Вас взаимоотношения с руководством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов – 53%

2. Примерно такие же, как в большинстве коллективов - 20%

3. Хуже, чем в большинстве коллективов – 0%

4. Не знаю – 27%

Вопрос № 5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов – 53%

2. Примерно так же, как в большинстве коллективов – 33%

3. Хуже, чем в большинстве коллективов – 8%

4. Не знаю – 6%

По результатам анкетирования и социального опроса можно дать следующие рекомендации

Таким образом, основными проблемами адаптации в нашем колледже являются дефицит навыков самоорганизации и высокая учебная нагрузка, что требует усиления психолого-педагогической поддержки именно в этом направлении.

Заключение
Процесс адаптации студентов первого курса в колледже является комплексным и многогранным. Он зависит от успешного взаимодействия академических, социальных и психологических факторов. Проведенный анализ позволяет утверждать, что специфика СПО предъявляет особые требования к студентам, главные из которых – быстрая профессиональная ориентация и способность к самоорганизации.
Рекомендации:

  • классному руководителю;

1. Знать особенности состояния здоровья студентов, бытовых и семейных условий их жизнедеятельности;

2. Постоянно участвовать в жизни группы, обеспечивая защищенность интересов каждого;

3. Работать над созданием благоприятной атмосферы в группе, формированием коллектива.

4. Создать условия для максимального развития личности каждого студента;

5. Оказывать помощь в вопросах, связанных с организацией учебной деятельности;

  • психологу колледжа;

1. Выявить студентов, нуждающихся в психологической помощи составить план проведения индивидуальных консультаций.

2. Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.

  • организаторам общих мероприятиях и спортивных секций.

1. Приобщать студентов к участию в творческой и спортивной деятельности колледжа.

2. Следовать правилам здорового образа жизни.

Список литературы
1. Андреева Д.А. О понятии адаптации студентов в вузе / Д.А. Андреева // Психология. – 2020. – № 3. – С. 45-50.
2. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л.: Наука, 2018. – 270 с.
3. Осетрова М.В. Социальная адаптация студентов первого курса колледжа // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 300-302.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное занятие по разделу программы профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования

1.     Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.2.     В результате освое...

«Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности»

Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности.Одной из проблем, связанных с получением профессионального образования вчерашними школ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА для студентов 1 курса образовательных учреждений среднего профессионального образования

Методическая разработка урока представляет собой проект занятия по английскому языку, предназначена для преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования и школьных...

Программа «Социально – психологическая адаптация студентов первого курса колледжа»

Цель программы:  Создание условий для успешной социально-психологической адаптации, гармоничного развития личности студента, мотивации на успешное освоение профессиональных компетенций....

Адаптация первокурсников в системе среднего профессионального образования

Проблема адаптации первокурсников в системе среднего профессионального образования достаточно актуальна. К сожалению, иногда данная проблема игнорируется как родителями студентов, так и педагогами уче...

Воспитание личностных качеств студентов-машиностроителей, обучаемых в системе среднего профессионального образования

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» в редакции 2020 года изменил подходы к воспитанию и его месту в образовательном процессе.Речь идет о переходе от  так н...

Адаптация обучающихся первого курса в учреждении среднего профессионального образования

    Поступление в колледж - новая глава в жизни сотен юношей и девушек. Это событие для них является радостным, но в тоже время вызывает тревогу: что ждет впереди?   ...