Воспитание личностных качеств студентов-машиностроителей, обучаемых в системе среднего профессионального образования
статья

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» в редакции 2020 года изменил подходы к воспитанию и его месту в образовательном процессе.

Речь идет о переходе от  так называемого «мероприятийного» воспитания к развивающему, когда в оценке результатов воспитания преобладают не количественные, а качественные показатели личностного развития студента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ, ОБУЧАЕМЫХ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2023 год

Оглавление:

Вступление…………………………………………………………………………..3

Использование современных тенденций в проведении воспитательно-педагогической работы ………………………………………………………4

Приоритетные направления общей воспитательной работы …… 7

- гражданско-патриотическое………………………….8

- культурно-творческое ………………………………….10

- спортивное и здоровье сберегающее…………….12

- экологическое …………….13

- профессионально-ориентирующее ………………..14

- бизнес-ориентирующее ………………………15

Формы и методы воспитательной работы …………………………………16

Тенденции к персонализации образования и воспитания студентов…17

Наставничество как воспитательно-педагогическая форма руководства практической подготовкой студентов…………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………………………21

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» в редакции 2020 года изменил подходы к воспитанию и его месту в образовательном процессе.

Речь идет о переходе от  так называемого «мероприятийного» воспитания к развивающему, когда в оценке результатов воспитания преобладают не количественные, а качественные показатели личностного развития студента.

Независимо от получаемой специальности, воспитательная работа в колледже ориентируется на максимальную педагогизацию профессиональной подготовки студентов, заключающейся в:

1) качественной подготовке выпускников как личностей;

2)  реализации социально-ориентированного подхода в деле профессиональной подготовки студентов.

Реализация воспитательного потенциала  основывается на принципах полисубъектности,  предусматривающих ориентацию преподавателей  на личностный рост каждого студента, диалог, оказание педагогической поддержки для целей социальной адаптации и развития творческой активности студентов.

Общими целями ежедневной воспитательной работы преподавателей является достижение участия студентов в процессах внедрения педагогических инноваций и позитивная самореализация студентов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ  В ПРОВЕДЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Следующие тенденции, наблюдаемые в настоящее время практически повсеместно, диктуют людям условия, которые касаются практически всех сторон нашей жизни, создавая чрезмерную напряжённость в работе:

  1. перенасыщенность информацией вследствие ее доступности через интернет и мобильные устройства для быстрого поиска и получения информации;
  2. увеличение скорости потребления и усвоения информации;
  3. жёсткое социальное давление,  заставляющее людей двигаться по карьерной лестнице успешней, чем конкуренты.

В ситуации, когда на смену библиотекам, газетам, научным журналам и печатным изданиям, пришла глобальная сеть «интернет», благодаря которой темпы поиска информации невероятно поднялись  за последние 20-25 лет, важным компонентом преподавательской и воспитательной работы становится создание условий для самообразования студентов.

Для этого необходима системная организация воспитательной работы, позволяющая одновременно решать задачи комплексно и систематически.

К необходимым условиям можно отнести:

  1. использование накопленного позитивного опыта и сложившихся традиций для становления, функционирования и развития системы воспитательной работы в современных условиях, их сочетание с новыми формами и направлениями;
  2. ориентация содержания и форм внеаудиторной работы на активное проявление студентами самостоятельности в организации и проведении учебных и учебно-воспитательных мероприятий;
  3. развитие студенческого самоуправления;
  4. проведение научно-просветительских, физкультурно-спортивных и культурно-массовых мероприятий;
  5. поощрение студентов за успешные результаты в учебной, творческой, физкультурно-спортивной и общественной  деятельности;
  6. поддержание мониторинга интересов и ценностных ориентаций студентов.

Целенаправленное создание благоприятных условий приводит к увеличению показателей эффективности функционирования  единой учебно-воспитательной среды в колледже.

Создание условий для самообразования студентов предполагает использование следующих принципов воспитательной работы:

  1. принцип субъектности – внушение личности студента ответственности за свое профессиональное становление  и социальное поведение;
  2. принцип толерантности – допущение и поощрение в известных пределах плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов, терпимость к другому образу жизни и поведению людей, не выходящих за нормативные требования законов и «неписанные правила» морали;
  3. принцип индивидуализации  - сосредоточение профессионального внимания педагога к формирующимся отношениям студента к социально-культурным ценностям (другому человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕЙ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Воспитательная работа в колледже включает в себя семь основных направлений воспитания:

  1. гражданско-патриотическое,
  2. культурно-творческое,
  3. спортивное и здоровье сберегающее,
  4. экологическое,
  5. профессионально-ориентирующее,
  6. бизнес-ориентирующее.

Реализация данных направлений осуществляется административным и педагогическим составом колледжа через систему мероприятий и межведомственного взаимодействия по их реализации.

Гражданско-патриотическое направление

Гражданско-патриотическое воспитание в колледже является одним из важнейших направлений воспитания и обеспечивает тесную взаимосвязь профессионального образования с политическими, социально-экономическими и духовными преобразованиями в нашей стране и мире.

Гражданское воспитание направлено на:

  1. создание условий для проявления студентами своей  гражданской позиции, основанной на традиционных культурных и нравственно-духовных  традиционных ценностях российского общества;
  2. развитие культуры межнационального общения;
  3. поддержание чувства сопереживания и позитивного отношения к  инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
  4. формирование приверженности идеям интернациональной дружбы народов;
  5. воспитание уважительного отношения к многонациональному многообразию России, к чувствам и религиозным убеждениям людей;
  6. развитие у студентов политической и правовой культуры, их привлечение для всестороннего обсуждения решений, затрагивающих их права и жизненные интересы;
  7. формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологиям экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  8. формирование навыков защиты от информации, в том числе распространяемой в сети Интернет, несущей вред их духовно-нравственному, физическому и психическому здоровью и развитию;
  9. профилактика девиантного (антисоциального, асоциального, аутодеструктивного) и деликвентного поведения;
  10. содействие культуре воспитания детей в семье на основе традиционных российских семейных духовно-нравственных ценностей.

Культурно-творческое направление

Мероприятия культурно-творческого воспитания развивают творческие способности студентов, повышающие их интеллектуальный уровень и формирующие эстетический вкус.

Культурно-творческое воспитание направлено на:

1) воспитание уважения к языкам, национальным культурам,  традициям и обычаям народов, проживающих на территории Российской Федерации;

2)  развитие библиотечного фонда в Колледже, как единого образовательного пространства с целью предоставления студентам научной, производственной, художественной, бытовой и иной систематизированной информации; 

3) изыскания в сфере досуговой деятельности, включающих в себя выбор путей и способов эффективного использования свободного времени, духовно обогащающих личность;

 4) формирование способности к духовному самосовершенствованию, реализации творческого потенциала в учебной, профессиональной деятельности на основе духовно-нравственных установок и моральных норм;

5)  формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

6) привлечение студентов к проактивному участию в мероприятиях интеллектуальной и духовно-нравственной направленности (олимпиады,  викторины, фестивали, конкурсы, выставки и так далее).

Экологическое направление

Экологическое воспитание направлено на формирование у обучающихся сознательного отношения к окружающей среде, ее охране и рациональному использованию природных ресурсов и является частью общей системы воспитания и образования.

Экологическое воспитание направлено на:

  1. формирование представления о природном и социальном окружении как целостном ареале среды обитания и жизнедеятельности человека;
  2. формирование бережного отношения студентов к объектам зеленого фонда Колледжа и местности проживания;
  3. развитие у студентов бережного отношения к  природным богатствам родной земли;
  4. воспитание чувства нулевой толерантности к действиям, способным причинить вред экологии окружающей среды.

Профессионально-ориентирующее направление

В процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала важнейшую роль играет профессионально-ориентирующее воспитание обучающихся, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности и связанными с нею социальным функциями в соответствии со специальностью, профессией и уровнем квалификации.

Целями наставничества являются адаптация к новым условиям повышения уровня профессиональной подготовки студентов, передача профессионального опыта, обеспечение оптимального использования времени и ресурсов, применение наиболее рациональных приемов и методов работы для достижения студентами высокого уровня подготовки в соответствии с федеральным  государственным профессиональным стандартом среднего профессионального образования.

Одной из важнейших характеристик конкурентоспособности выпускников является их социальная компетентность – правильная поведенческая модель межличностного делового общения, формирования социального имиджа с учетом содержания и характером приобретаемой профессии.

Для достижения этого профессионально-ориентирующее воспитание направлено на:

  1.  осознание своей профессиональной принадлежности к профессиональному сообществу;
  2. формирование чувства социально-профессиональной ответственности, усвоение надлежащего представления о профессионально-этических нормах;
  3. формирование социальной компетентности и другие задачи, связанные с поддержанием имиджа профессии и приобретением авторитета;
  4. формирование высокого уровня притязаний в целях профессионального карьерного роста;
  5. формирование способности быстро реагировать на частую смену технологий в профессиональной деятельности;
  6. воспитание сознательного отношения к профессиональному долгу, любви к профессии;
  7. воспитание у студентов уважения к труду и к людям труда, трудовым достижениям;
  8. развитие навыков самостоятельной и совместной работы с правильной оценкой смысла своих действий и их возможных последствий.

Бизнес-ориентирующее направление

Бизнес-ориентирующее представляет собой целенаправленный процесс участия студентов в общественно значимых инициативах и проектах, преследующих коммерческий результат – получение прибыли, а также создание условий для социализации и профессиональной самореализации студентов.

Молодежное предпринимательство направлено на:

  1. стимулирование предпринимательской активности студентов через участие в конкурсных, общественно-значимых мероприятиях;
  2. создание условий для участия студентов в общественных инициативах и проектах;
  3. исследование предпринимательских намерений студентов;
  4. формирование у студентов предпринимательского интереса.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для реализации воспитательной работы в колледже используют следующие методы:

  1. разъяснение, убеждение, переубеждение,
  2.  совет, педагогическое требование,
  3. общественное мнение, пример,
  4. поручение и задание, упражнение, соревнование,
  5. метод стимулирования (одобрение, осуждение, контроль, самоконтроль).

Методы воспитания многофункциональны. Это значит, что один и тот же метод может способствовать формированию и развитию различных качеств, свойств, отношений, то есть получению различных результатов.

Методы воспитания универсальны. Они могут применяться как в режиме очного обучения, так и с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Вариативность форм и методов воспитательного воздействия на студентов, исходя из потребностей и способностей обучающихся, применимо и для учебно-профессионального наставничества на производстве в период практической подготовки.

ТЕНДЕНЦИИ К ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Персонализация образования и воспитания студентов-машиностроителей тесно связана с внедрением наставничества, которое сегодня представляет собой феномен реинновации советского опыта наставничества 70-х годов прошлого века.

Наставничество сегодня – это не только передача опыта и знаний через преимущественно неформальное общение, помощь и совет, но прежде всего партнерство и поддержка, основанные на взаимном доверии.

Наставничество предусматривает систематическую работу как групповую, так и индивидуальную.

В нашем колледже имеются уже сложившиеся традиции, где  преподаватель-наставник выполняет роль и куратора, и воспитателя, и наставника, и, конечно, просто близкого человека, к которому в любой момент можно обратиться и получить ответ на интересующий вопрос или просто попросить совета, так как многие студенты находятся вдали от дома.

Благодаря этому студенты чувствуют свою защищенность, а также поддержку, которая, помимо всего прочего, содействует реализации главных задач преподавателя – воспитательной и обучающей,  связанной, в том числе, с осуществлением контроля текущей успеваемости и посещаемости учебных занятий студентом, оказанием  методической помощи в правильной организации процесса его самообразования, источником которого в подавляющем большинстве случаев сейчас служит свободный доступ студентов к сети интернет на личном смартфоне, ноутбуке или компьютере.

От адаптации каждого студента к образовательной среде во многом зависят будущая профессиональная карьера и дальнейшее личностное развитие специалиста.

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФОРМА РУКОВОДСТВА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ СТУДЕНТОВ

Идеей для наставничества в качестве специальной формы воспитательно-педагогического руководства практической подготовкой студентов являются приоритеты федеральной целевой модели наставничества, а также региональные методические рекомендации по внедрению целевой модели.

Наставничество как инструмент усвоения студентами общих и профессиональных компетенций, ценностей и смыслов профессиональной деятельности через педагогическое взаимодействие, доверительность общения и партнерство актуально и требует грамотного подхода за счет расширением спектра задач для взаимодействия наставников и наставляемых как в интересах колледжа, так и предприятий.

Наставничество в системе среднего профессионального образования, в том числе в нашем колледже, не является чем-то новым, вместе с тем, сегодня этот институт получает мощный импульс востребованности на новом этапе времени.

Внедрение организационно-методической модели наставничества в практику подготовки кадров по программам среднего профессионального образования осуществляется в нашем колледже в соответствии с рекомендуемыми этапами и условиями, а также показателями развития модели наставничества в Воронежской области.

Наставник оказывает комплексную поддержку студенту на пути его взросления и социализации, поиска жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала возможностей саморазвития и профориентации.

Наставнические отношения базируются на непосредственной передаче применимой на практике информации из личного опыта от человека к человеку через неформальное общение и эмоциональную связь участников. В их основе лежат принципы доверия, уважительного диалога и конструктивного партнерства.

В этом случае неформальное, но целенаправленное общение способствует процессу закрепления социального опыта, быстрому усвоению студентами новых компетенций и, как следствие, органичному становлению полноценной личности.

Внедрение организационно-методической модели наставничества в практику подготовки кадров в нашем колледже обеспечит системность и преемственность наставнических отношений и программ в колледже и регионе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работодателям в наше время нужны выпускники, умеющие быстро адаптироваться к требованиям современного производства, способные к саморазвитию и самообучению.

Поэтому среднее профессиональное образование призвано обеспечить на высоком уровне удовлетворение образовательных потребностей человека и общества.

Личностно-ориентированное образование создает условия  развития человека в человеке, актуализирует механизмы самореализации, самозащиты, адаптации,  необходимые для становления самобытного личностного образа и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Государственный образовательный стандарт третьего поколения определяет результативность образовательного процесса готовность и способность выпускника осуществлять успешную профессиональную деятельность на основе приобретенных знаний, умений и навыков, а также личного отношения к этой деятельности.

Приобретение студентом положительного опыта в учебной деятельности, переживание «ситуации успеха» за результаты своевременно и качественно выполненной учебной деятельности формирует основные личностные качества студента: организованность, дисциплинированность и ответственность.

Таким образом, воспитание личностных качеств студента (организованности, дисциплинированности, ответственности), его субъектной позиции в деле отраслевой специализации машиностроения происходит результативно при условии сочетания «компетентностного подхода» в образовании с «личностно-ориентированным» .

Это позволяет создать оптимальные условия в образовательном процессе для развития личности, воспитания важных её качеств, таких как:

  1. способность к осмысленному творчеству и профессиональному самовыражению;
  2. способность к рефлексии, позволяющая совершенствовать свою деятельность;
  3. способность к самооценке и формированию «Я-концепции»;
  4. способность к ответственному поведению на основе осознанного понимания и контроля своих действий, соотнесение их с поставленными целями, нормами и правилами.

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования

Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...

Современное занятие по разделу программы профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования

1.     Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.2.     В результате освое...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

ВЛИЯНИЕ СМИ НА СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социальная реальность такова, что в процессе жизнедеятельности приходится постоянно стал­киваться со средствами массовой информации. Поиск учебной и профессиональной информации, проведение досуга ...

Введение курса краеведения как самостоятельной учебной дисциплины в системе среднего профессионального образования с целью воспитания патриота и гражданина российского общества

В работе рассказыввается о необходимости введения курса краеведения как самостоятельной учебной дисциплины в системе среднего профессионального образования....