Кейс-технология в условиях реализации ФГОС
статья

Калистрина Наталия Сергеевна

Краткое описание метода кейс  в условиях реализации ФГОС СПО, на примере урока у поваров,технологов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya._keys_tehnologii.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций)

Федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентирует преподавателей на создание условий для полноценной подготовки конкурентоспособного специалиста, важнейшим из которых является проектирование и реализация практико-ориентированных педагогических технологий, построенных на межличностном взаимодействии и диалогическом общении в системах «преподаватель – обучающийся», «обучающийся – обучающийся».

 К числу таковых по праву относится кейс-технология, определяемая обычно в научно-методической литературе как система последовательных взаимосвязанных действий обучающихся по решению подробно описанной реальной ситуации, включающей постановку проблемы.

Ценность кейс-технологии заключается в том, что она позволяет успешно формировать у обучающихся не только конкретные профессиональные компетенции, определенные ФГОС СПО, по специальности, но и комплекс общих компетенций, необходимых любому специалисту среднего звена.

 Это, например, способность организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами и пр. Обладание этими компетенциями позволяет выпускнику колледжа быть более конкурентоспособным и мобильным на рынке труда.

От английского case – ситуация, случай. В основу кейс-технологии положена теория проблемного обучения. Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

 Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности обучающихся.

Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:

  • закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
  • отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
  • отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур);
  •  экспертиза знаний, полученных обучающимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).

Работа на междисциплинарных курсах, с кейсом:

1.Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных вопросов. Кейсы могут быть розданы каждому обучающемуся за день до занятий или на самом занятии. На ознакомление выделяется 5— 7 мин в зависимости от сложности кейса. Преподаватель начинает занятие с контроля знания обучающимися (слушателями) содержания кейса, например,  «Что является центральной проблемой данного кейса?».

Далее участники задают руководителю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения.

Например: 1) Разработать меню на день;

2) Составить план меню на неделю;

3) Изменить рецептуру блюда;

4) Решить задачу с взаимозаменяемостью сырья и т.д.

2.Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). Каждый из участников представляет свой вариант решения в виде устного доклада (регламент устанавливается). Если участников много, то группа разбивается на подгруппы, от каждой из которых выступает представитель. Дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления. Жесткое требование — укладываться в установленные сроки.

Участники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации. Преподаватель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники, информационные карты и т.д.

3.Этап презентации решений по кейсам.

Представляют решение кейса от каждой малой группы 1 — 2 участника. Советы преподавателю: -следует максимально поощрять использование плакатов, схем, графиков (которые малые группы должны подготовить на предыдущем этапе); -необходимо побуждать членов малой группы дополнять высказывания своего спикера. Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Преподаватель лишь направляет дискуссию. Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).

 4. Этап общей дискуссии. Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных упражнений формулируются четыре основных вопроса: 1.Почему ситуация выглядит как дилемма? 2.Кто принимал решения? 3.Какие варианты решения он имел? 4.Что ему надо было сделать? Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватели должны прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение.

При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее. На этом этапе важно: -не ограничивать время; -дать возможность выступить каждому; -заострить внимание выступающих на конкретных проблемах данного кейса; -провести голосование «Чье решение было самым удачным?».

 Во время дискуссии следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые участники доминировали в обсуждении, намеренного ведения дискуссии к тому решению, которое ведущий предпочел бы сам.

 5.Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя.

Технология кейс-стади, является методом интерактивным, и является очень удобной для интерактивного обучения, помимо занятий на уроках в урочное время, я так же с помощью этой технологии провожу обучение во внеурочное (получила задание разработать меню по каждому МДК, обсчитать его стоимость, разнообразить технологию и приготовить, результаты выслать в виде презентаций.)

В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес обучающихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед образовательными учреждениями, при подготовке конкурентоспособных граждан.

 Благодаря образовательным технологиям, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни  выпускников.