МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ СПО 19..01.04 «ПЕКАРЬ»
учебно-методическое пособие

Елена Валерьевна Цуканова

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 19.01.04. « Пекарь » производственная  практика является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) и составной частью профессиональных модулей:

ПМ.01. Размножение и выращивание дрожжей

ПМ.02. Приготовление теста

ПМ.03. Разделка теста

ПМ.04. Термическая обработка теста и отделка поверхности хлебобулочных и мучных кондитерских изделий.

ПМ.05. Укладка и упаковка готовой продукции

Производственная практика проводится на предприятиях (организациях), направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов аттестационного листа обучающегося, заверенного по месту прохождения практики и отчета.

Форма промежуточной аттестации результатов освоения производственной практики (по профилю специальности) является зачет, производственной практики (преддипломной) – квалификационный экзамен.

 

Руководитель практики от организации обязан:

  • провести инструктаж по технике безопасности, общий инструктаж по пожарной безопасности, а также инструктаж по правилам внутреннего распорядка и отдельным особенностям режима работы организации;
  • обеспечить соблюдение установленной продолжительности рабочего дня обучающегося;
  • осуществлять систематический контроль за текущей работой обучающегося;
  • создавать условия для выполнения обучающегося программы практики;
  • обеспечивать эффективное использование обучающегося рабочего времени, не поручать обучающемуся задания, не связанные с программой практики;
  • по окончании практики подписать аттестационный лист на обучающегося и заверить заполненный обучающимся дневник практики;
  • поддерживать связь с руководителями практикой от учебного заведения.

 

В основные обязанности руководителя практики  входят:

  • проведение производственной практики в соответствии с содержанием тематического плана программы производственной практики;
  • установление связи с руководителями практики от организаций;
  • разработка и согласование с организациями программы, содержания и планируемых результатов производственной практики;
  • осуществление руководства производственной практикой;
  • контролирование реализации программы и условий проведения производственной практики организациями, в том числе требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;
  • совместно с организациями, участвующими в организации и проведении производственной практики, организация процедуры оценки общих и профессиональных компетенций обучающегося, освоенных им в ходе прохождения производственной практики;
  • разработка и согласование с организациями формы отчетности и оценочного материала прохождения производственной практики.

 

Во время прохождения производственной практики обучающийся обязан:

  • максимально использовать отведенное для производственной практики время, в установленные сроки, в полном объеме и с высоким качеством выполнять все задания предусмотренные программой практики;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормативные и правовые акты, определяющие порядок деятельности работников соответствующей организации;
  • вести дневник практики, в котором ежедневно кратко записывать определенные сведения о проделанной в течение дня работе;
  • перед окончанием производственной практики заверить аттестационный лист у руководителя производственной практикой от организации.

 

После прохождения производственной практики обучающийся обязан:

  • своевременно представить мастеру производственного обучения или руководителю практики отчетную документацию о производственной практике (аттестационный лист и отчет).

 

При выходе на производственную практику обучающийся должен иметь следующие документы:

  • Направление на предприятие для прохождения практики;
  • Медицинскую книжку об очередном прошедшем медицинском осмотре
  • Индивидуальное задание на производственную практику.
  • Комплект отчетных материалов по практике в электронном виде (форма дневника, характеристики, аттестационного листа).
  • Данные методические указания по прохождению производственной практики.

 

Обучающиеся, имеющие академические задолженности, к производственной практике не допускаются.

Обучающийся, не выполнивший программу учебной практики, а равно получивший отрицательную характеристику или незачет при сдаче дифференцированного зачета, повторно направляется на производственную практику в свободное от учебы время.

Обучающийся, не прошедший производственную практику или получивший неудовлетворительную оценку при сдаче отчета по практике, не допускается к государственной итоговой аттестации и, в случае не ликвидации задолженности в установленный срок, отчисляется из лицея.

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ

Цели практики:

  • приобретение профессиональных навыков, практического опыта;
  • закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения профессиональных модулей;
  • воспитание сознательной трудовой и производственной дисциплины;
  • усвоение обучающимися основ законодательства об охране труда, системы стандартов безопасности труда, требований правил гигиены труда и производственной санитарии, противопожарной защиты, охраны окружающей среды в соответствии с новыми нормативными и законодательными актами.

 

Задачи практики:

  • формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций.

 

Общие компетенции (ОК):

 

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

 

 

Профессиональные компетенции (ПК):

 

Вид профессиональной деятельности

Код

Наименование результатов обучения

ПМ.01

Размножение и выращивание дрожжей

ПК.1.1

Обеспечивать и поддерживать условия для размножения и выращивания дрожжей.

ПК.1.2

Готовить дрожжевую продукцию различных видов.

ПК.1.3

Производить техническое обслуживание оборудования дрожжевого цеха.

ПМ. 02

Приготовление теста

ПК 2.1.

Подготавливать и дозировать сырьё

ПК 2.2.

Приготавливать тесто различными способами согласно производственным рецептурам.

ПК 2.3.

Определять готовность опары, закваски, теста при замесе и брожении.

 

ПК 2.4

Обслуживать оборудование при приготовлении теста.

ПМ.03

 

Разделка теста

ПК 3.1.

Производить деление теста на куски вручную или с помощью тестоделительных машин

ПК 3.2.

Производить формование тестовых заготовок вручную или с применением формующего оборудования

ПК 3.3.

Производить разделку мучных кондитерских изделий из различных видов теста

ПК 3.4.

Разделывать полуфабрикаты из мороженного теста

ПК 3.5

Производить укладку сформованных полуфабрикатов на листы, платки, в формы.

ПК 3.6

Обслуживать оборудование для деления теста и формования тестовых заготовок.

ПК 3.7

Обслуживать шкаф окончательной расстойки полуфабрикатов

ПМ. 04

Термическая обработка теста и отделка поверхности хлебобулочных изделий

ПК 4.1.

Определять готовность полуфабрикатов к выпечке

ПК 4.2.

Контролировать и регулировать режим выпечки хлеба, хлебобулочных и бараночных изделий

ПК 4.3.

Отделывать поверхность готовых хлебобулочных изделий.

ПК 4.4.

Контролировать и регулировать режим сушки сухарных изделий

ПК 4.5.

Контролировать и регулировать режим приготовления мучных кондитерских изделий

ПК 4.6

Обслуживать печи, духовые шкафы и другое оборудование для выпекания и сушки

ПМ.05

Укладка и упаковка готовой продукции

ПК.1.1

Производить отбраковку готовой продукции

ПК.1.2

Производить упаковку и маркировку хлебобулочных изделий

ПК.1.3

Укладывать изделия в лотки, вагонетки, контейнеры

 

 

 

В ходе освоения программы производственной практики обучающийся должен иметь практический опыт:

  • по ПМ.01 Размножение и выращивание дрожжей:
  • выполнение работ по производству дрожжей
  • по ПМ.02 Приготовление теста:
  • хранения и подготовки сырья для приготовления различных видов теста;

- приготовления теста различными способами, в том числе с применением тестоприготовительного оборудования;

- обслуживания оборудования для приготовления теста

  • по ПМ.03 Разделка теста:
  • деление теста вручную;
  • формования полуфабрикатов для различных хлебобулочных изделий вручную;
  • работы на тестоделительных машинах;
  • работы на машинах для формования тестовых заготовок;
  • разделки мучных кондитерских изделий из различных видов теста;
  • настройки и регулирования режимов работы оборудования;
  • устранения мелких неполадок оборудования
  • по ПМ.04 Термическая обработка теста и отделка поверхности хлебобулочных изделий:
  • выпекания хлеба, хлебобулочных и бараночных изделий;
  • сушки сухарных изделий;
  • выпечки кексов, пряников, вафель, печенья;
  • выпечки полуфабрикатов для мучных кондитерских изделий;
  • наладки регулирования режима работы печи

 

• по ПМ.05 Укладка и упаковка готовой продукции:

- отбраковки изделий;

- укладки готовой продукции;

- упаковки готовой продукции вручную;

- упаковки готовой продукции на технологическом оборудовании;

 

 

 

 

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

Виды работ

Кол-во часов

Коды формируемых компетенций

ОК

ПК

 

ПМ.01 Размножение и выращивание дрожжей

1

Размножать и выращивать дрожжи

18

1-7

1.1-1.3

2

Активировать прессованные дрожжи

18

1-7

1.1-1.3

3

Выполнять контрольные анализы

18

1-7

1.1-1.3

4

Обслуживать оборудование дрожжевого цеха

18

1-7

1.1-1.3

 

Всего

72

  

ПМ.02 Приготовление теста

1

Пользоваться производственными рецептурами и технологическими инструкциями

6

1-7

2.1.-2.3.

2

Определять сорт муки, цвет, запах сырья

6

1-7

2.1.-2.3.

3

Взвешивать, просеивать муку, сахар и всё сыпучее сырьё. Растворять соль, сахар. Дозировка необходимого сырья

6

1-7

2.1.-2.3.

4

Приготавливать дрожжевое тесто опарным и безопарным способом. Соблюдать параметры: влажности, кислотности, время брожения

6

1-7

2.1.-2.3.

5

Приготавливать национальные виды хлеба

6

1-7

2.1.-2.3.

6

Определять физико-химические показатели (кислотность, температура), органолептические( увеличение в объёме, время брожения)

6

1-7

2.1.-2.3.

7

Замес песочного теста, бисквитного, заварного, бездрожжевого слоёного.

6

1-7

2.1.-2.3.

8

Приготавливать закваски, заварки.

6

1-7

2.1.-2.3.

9

Определять готовность теста. Оценивать качество опары, закваски.

6

1-7

2.1.-2.3.

10

Определять различными методами готовность теста в процессе созревания( крепкое , слабое, кислое, молодое)

6

1-7

2.1.-2.3.

11

Обслуживать тестомесильное оборудование

6

1-7

2.1-2.3

12

Рассчитывать рецептуры

6

1-7

2.1-2.3

 

Всего:

72

  

 

ПМ.03. Разделка теста

1

Охрана труда при работе на тестоделительном оборудовании

12

1-7

3.1.-3.7.

2

Формовать полуфабрикаты для различных хлебобулочных изделий. Обслуживать тестоделительное оборудование

36

1-7

3.1.-3.7.

3

Подготавливать рабочее место для разделки. Делить тесто на куски ручным способом, взвешивание

24

1-7

3.1.-3.7.

4

Округлять тестовые заготовки, укладывать в формы, на листы

24

1-7

3.1.-3.7.

5

Делить тесто на куски на тестоделительном оборудовании

24

1-7

3.1.-3.7.

6

Делить тесто на куски, раскатывать, придавать круглую форму

24

1-7

3.1.-3.7.

7

Контролировать массу тестовой заготовки

12

1-7

3.1.-3.7.

8

Определять и устранять причины брака, разрабатывать мероприятия по предупреждению брака;

12

1-7

3.1.-3.7.

9

Останавливать и обеспечивать режим работы оборудования

12

1-7

3.1.-3.7.

 

Всего:

180

  

ПМ.04. Термическая обработка теста и отделка поверхности

1

Изучение инструкции по охране труда и технике безопасности, пожарной безопасности.

6

1-7

4.1-4.6

2

Контролировать режим выпечки: время, температура выпечки, увлажнение пекарной камеры

12

1-7

4.1-4.6

3

Контролировать технологический процесс производства

12

1-7

4.1-4.6

4

Контролировать отделку поверхности хлебобулочных изделий: посыпка, смазка

12

1-7

4.1-4.6

5

Определять выход хлебобулочных изделий

6

1-7

4.1-4.6

6

Оценивать качество выпеченных изделий органолептически

6

1-7

4.1-4.6

7

Оценивать качество выпеченных изделий лабораторным путём

6

1-7

4.1-4.6

8

Определять упёк хлебобулочных изделий

6

1-7

4.1-4.6

9

Контролировать снижение затрат и потерь в производстве

6

1-7

4.1-4.6

 

Всего:

72

  

ПМ.05. Укладка и упаковка готовой продукции

1

Отбраковывать хлебобулочные изделия не соответствующих стандарту ( форма, поверхность, пористость, вкус)

18

1-7

5.1-5.3

2

Укладывать хлебобулочные изделия в коробки, лотки, решётки, металлическую тару

18

1-7

5.1-5.3

3

Упаковывать хлебобулочные изделия в различные виды упаковки

18

1-7

5.1-5.3

4

Контролировать хранение и надёжность транспортировки

18

1-7

5.1-5.3

 

Всего:

72

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

Задания: Изучить все поставленные вопросы и приложить необходимую документацию по каждой теме.

ПМ.01. Размножение и выращивание дрожжей

Тема 1. Приобрести навыки по размножению и выращиванию дрожжей

Тема 2. Приобрести навыки по активированию прессованных дрожжей

Тема 3. Приобрести навыки выполнения контрольных анализов

Тема 4. Приобрести навыки эксплуатации и технического обслуживания технологического оборудования дрожжевого цеха

ПМ.02. Приготовление теста

Тема 1. Приобрести навыки хранения и подготовки сырья для приготовления различных видов теста

Тема 2. Приобрести навыки приготовления теста различными способами

Тема 3. Приобрести навыки эксплуатации и технического обслуживания тестоприготовительного оборудования.

ПМ.03 . Разделка теста

Тема 1. Приобрести навыки деления теста вручную.

Тема 2. Приобрести навыки формования полуфабрикатов для различных хлебобулочных изделий.

Тема 3. Приобрести навыки эксплуатации и технического обслуживания тестоделительных и машин для формования тестовых заготовок.

Тема 4. Приобрести навыки настройки и регулирования режимов работы оборудования.

ПМ.04 Термическая обработка теста и отделка поверхности хлебобулочных изделий

Тема   1. Приобрести навыки выпекания хлеба, хлебобулочных и бараночных изделий

Тема    2. Приобрести навыки выпечки кексов, пряников, вафель, печенья.

Тема 3. Приобрести навыки выпечки полуфабрикатов для мучных кондитерских изделий

Тема    4. Приобрести навыки наладки и регулирования режима работы

 

ПМ.05 Укладка и упаковка готовой продукции

Тема 1. Приобрести навыки отбраковки изделий.

Тема 2. Приобрести навыки укладки готовой продукции.

Тема 3. Приобрести навыки упаковки готовой продукции вручную и на

технологическом оборудовании.

Тема 4. Приобрести навыки устранения мелких неполадок упаковочного

оборудования.

 

5. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПРАКТИКЕ

 Критериями оценки результатов практики обучающихся являются:

  • мнение руководителя практики от организации об уровне подготовленности обучающегося, инициативности в работе и дисциплинированности, излагаемое в характеристике производственной практики;
  • степень выполнения программы производственной практики;
  • содержание и качество представленных обучающимся отчетных материалов.

Отчет о практике

Отчет о практике является основным документом обучающегося, отражающим, выполненную им, во время практики, работу.

Структура отчета производственной практики (по профилю специальности):

  • Титульный лист (приложение 1);
  • Характеристика (приложение 2);
  • Аттестационный лист (приложения 3, 3А, 3Б, 3В);
  • Дневник прохождения практики (приложение 4);
  • Оглавление;
  • Основная часть отчета ( согласно задания в данных методических указаниях);
  • Список используемой литературы;
  • Приложение (фотоотчет – не менее 6 фотографий с пояснениями) и др.

 

Структура отчета производственной практики (преддипломной):

  • Титульный лист (приложение 1А);
  • Характеристика (приложение 2);
  • Бланк задания на производственную практику (преддипломную) (приложение 5);
  • Основная часть отчета (согласно задания на производственнуюпрактику);
  • Список используемой литературы;
  • Приложение (фотоотчет – не менее 6 фотографий с пояснениями) и др.

Характеристика

По завершению производственной практики руководитель практики от организации составляет на каждого обучающегося характеристику и заверяет ее печатью организации (приложение 2).

Дневник прохождения производственной практики

В дневнике производственной практики необходимо записывать краткие сведения о проделанной работе в течение рабочего дня. Записи должны быть конкретными, четкими и ясными, с указанием характера и объема проделанной работы и ежедневно заполняться обучающимся собственноручно. По завершению практики дневник заверяется подписью руководителя практики от организации и печатью данной организации (приложение 4).

Требования к отчету о практике:

Отчет выполняется машинным способом (набирается на компьютере) на одной стороне листа формата А 4, с межстрочным интервалом – полуторный, размером шрифта 14 – Times New Roman (Word), стиль – обычный. Страницы пронумерованы. Отчет должен быть скреплен в папку.


 

 

 

 

 

 

 

 

6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

 

Перечень учебных изданий, электронных ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

Основные источники:

  1. Романов А.С., Ильина О.А., Иунихина В.С., Краус С.В. Хлеб и хле

бобулочные изделия. Сырьё, технологии, ассортимент: Учебное пособие.-

М.:ДеЛи плюс, 2016.-539с.

    2. Энциклопедия хлеба/Авт.-сост .А. С. Романов-Кемерово: ООО «Фирма ПОЛИГРАФ», 2016.-600с.:ил

    3. Хамельман Джеффри Хлеб. Технология и рецептуры/-Пер.с англ.О.П.

Четвериковой.-СП.б.: Профессия, 2016., табл.. ил.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по производственной практике для профессии оператор связи.

Методическое пособие содержит рекомендации по составлнию отчета по практике для обучающихся....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ по профессии 260807.01 Повар, кондитер

УМК учебной дисциплины/предмета разрабатывается учителем (коллективом учителей), обеспечивающим преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки обучающихся...

Методические рекомендации -производственная практика ПМ.01 Сварщик

Методические рекомендации -производственная практика ПМ.01 Сварщик...

Методические рекомендации Производственная практика Сварщик 15.01.05 -производственная практика ПМ.01.

Методические рекомендации Производственная практика  Сварщик 15.01.05 -производственная практика ПМ.01....

Рабочая программа производственной практики по профессии Пекарь

Рабочая программа производственной практики по профессии Пекарь...

Производственная характеристика и аттестационные листы по производственной практике по профессии

Производственная характеристика и аттестационные листы предназначены для предоставления экзаменационной комиссии государственной итоговой аттестации по профессии СПО 46.01.01. «Секретарь» ...