Из опыта работы
материал

Hяруй Раиса Tахановна

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.  Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в духовно нравственном воспитании подрастающего поколения: из опыта работы. 

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.  Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

         Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. 

         В этой ситуации истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Педагог  помогает воспитанникам  найти свое предназначение. Обладая самостоятельностью и гибкостью мышления, он  должен и может убедить детей в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них. Педагог, как носитель духовного опыта человечества, должен учить самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности и обществу. Именно он должен встать на защиту нравственного, духовного становления и гражданской позиции личности подрастающего поколения, воспитывать людей не только знающих, но и желающих действовать на благо общества.

        «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу-школу воспитания добрых чувств» (В.А.Сухомлинский).

       Учить и воспитывать ребенка нужно с раннего детства, когда формируется его характер, отношение к родителям и сверстникам, когда происходит осознание самого себя и своей роли в обществе. Именно в этот период в процессе воспитания закладываются основы духовно-нравственных ценностей, от которой и будет зависеть, насколько целостной и зрелой личностью вырастет ребенок.

Задача старшего поколения привить и развить в сознании молодежи:

  • индивидуально-личностные ценности, такие как человеческая жизнь, честь, достоинство;
  • семейные ценности, например уважение и почитание семейных традиций, родителей;
  • национальные ценности. В этом плане концепция духовно-нравственного воспитания молодежи охватывает более широкий спектр общепринятых поведенческих норм и понятий – это любовь к Родине и культуре, чувство патриотизма и единства с обществом, уважение и почитание национальных святынь, и многое другое.

         Важную роль в духовно-нравственном воспитании подростков имеет школа. Здесь дети получают первый жизненный опыт общения с разными людьми, сталкиваются с первыми трудностями. На данном этапе, задача педагогов - помочь подрастающему поколению с достоинством выйти из трудной ситуации, осознать проблему и найти правильные пути ее решения. Провести разъяснительную беседу, продемонстрировать на собственном примере добродушие и отзывчивость, показать, что такое честь и ответственность – вот основные методы духовно-нравственного воспитания молодежи. Также педагоги должны уделять особое внимание культурному развитию подростков, знакомить их национальными святынями, прививая гордость и любовь к своей державе. Однако это вовсе не говорит, что с родителей полностью снимается ответственность за духовно-нравственное воспитание своих чад, ведь как известно, именно семейное воспитание – это основа, которая закладывает базис будущей личности.

         Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из актуальных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом в наше нелегкое время. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились:

  • отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно - досуговой работы с детьми и молодежью;
  • резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой «валеологией», идеями «безопасного секса» и «планирования семьи»;
  • отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей;
  • резкие, непродуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне - развитой личности.

          Все это происходит на фоне пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессии и рекламы алкогольной продукции, при полной неспособности правоохранительных органов и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к духовному истощению, безнравственности, агрессивности, формированию вредных привычек у детей и деградации личности молодежи.                                                                                                                            Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. От того, направим ли мы их на путь истины, добра и света или оставим во тьме неведения смысла жизни человека, зависит и наш завтрашний день.

          Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается еще в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, уважение, милосердие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка воспитанниками активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимость к отклонениям от норм нравственности. Эти качества должны закладываться у детей с раннего детства.

          Мы, педагоги, надеемся на то, что наш педагогический труд, наше стремление и желание воспитать каждого своего подопечного не только, как всесторонне - развитую личность, но и как доброго и порядочного человека, не пройдут даром. Используемые педагогические технологии, методические разработки внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы  педагогов по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, природы родного края, что так актуально сегодня. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и нравственного направлений. При разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст воспитанников, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо чтобы каждое воздействие педагога было целенаправленно, осмысленно и закреплено своим личным позитивным примером, т.к. для детей младшего школьного возраста педагог является большим авторитетом и примером поведения. Поэтому, в группе  при работе с младшими школьниками я применяю технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,  которая направлена на понимание ребенка, как отдельной целостной уникальной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей и взаимопонимание между педагогом и ребенком. Своим личным примером доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, их родителям, своим коллегам я стараюсь воспитать у детей доброжелательность, уважение, чуткое отношение друг к другу. Я всегда провожу с ними беседы на этические и нравственные темы, особенно темы добра и зла. Современные дети уже с раннего возраста проявляют себя как жестокие агрессивные взрослые люди. За последнее время очень часто во время перемен или во время игр наблюдаешь такую картину, как  небольшой конфликт между младшими воспитанниками  постепенно перерастает в кровавую бойню и ногами, руками. Дети, вместо того, чтобы успокоить и разнять, наоборот, обостряют конфликт. И такое неприятное зрелище многим детям приносит удовольствие! Это настораживает - все это вредное влияние интернета, просмотр фильмов – боевиков или фильмов – ужасов, агрессивных и безнравственных компьютерных игр. С детьми необходимо, как можно чаще разговаривать обо всем, чтобы выявить затаенную обиду, месть, зависть, т.е. все то, что отравляет, светлую детскую душу. Затем, путем бесед объяснить, как надо поступать в той или иной ситуации, учить любить тех, кто рядом с ними, учить относится друг к другу так, как если бы они хотели, чтобы относились к ним люди.

          В своей практике духовно- нравственного воспитания учащихся я также применяю сказкотерапию. Дети любят слушать сказки, а сказки учат жить. Недаром говорится: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок». Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательной работы с детьми.                                              

          В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.     

          Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном  и  эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое  «плохо». Примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного. Примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами  взглянуть на окружающий мир и близких людей.

         Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально - исторический опыт, получает представления о человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Поэтому, я стараюсь привлекать детей к участию во всех общеинтернатных  или внутригрупповых  мероприятиях - будь то конкурс рисунков, выставка поделок или музыкальное представление, спортивное состязание.

          Совместно воспитателями группы пытаемся возродить народные, семейные праздники, создавая интересные познавательные мероприятия «Рождество Христово», «Масленица», «Игры и забавы народов Севера», «Дни изменника» и т.д, Эти мероприятия позволяют детям раскрыть все свои творческие таланты- художественные и артистические, познать, что-то новое и получить удовольствие от проведения праздников и создания веселого настроения в группе.

          Веселые старты, эстафеты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую роль в оздоровлении не только тела ребят, но и их души. Во время спортивного часа воспитанники не только разучивают новые спортивные игры, но и учатся гуманным отношениям между собой во время игр, отношениям  взаимного сотрудничества и коллективизма, общительности и коммуникабельности. Во время спортивных состязаний у детей воспитываются такие важные качества характера, как воля, сознательная дисциплина. Дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

     Хочется отметить, что большую роль в успешном осуществлении духовно-нравственного воспитания воспитанников семьи играет привлечение и участие родителей в мероприятиях группы-семьи. Активная позиция родителей по отношению ко всему тому, что происходит в группе у   ребенка, играет положительную роль  для самого ребенка. Поэтому с родителями своих подопечных я стараюсь наладить тесную связь и сотрудничество, провожу беседы по поводу  духовно- нравственного, этического и эстетического воспитания детей в семье.        

          Патриотическое воспитание является важной частью духовно-нравственного воспитания воспитанников. За последнее время патриотические чувства молодого поколения ослабли. Это результат перестроечной политики нашего правительства в лихие 90-е годы, когда патриотическое воспитание молодежи было сведено к нулю, началось постепенное разложение и расслоение общества на «новых русских» и «нищих», одновременно происходил развал страны. Сейчас все изменилось в лучшую сторону. Патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяют огромное значение и отводят наиважнейшую роль в духовно-нравственном воспитании молодежи.  Каждый год я нахожу интересный материал по патриотическому воспитанию детей и провожу внеклассные мероприятия, посвященные «Дню защитника Отечества», «Дню космонавтики», «Дню Победы»; классные часы о подвигах защитников Отечества, о детях-героях;  конкурсы рисунков на военную, космическую тематику, осуществляю просмотр документальных и художественных фильмов о войне. Все это создает в душе каждого ребенка гордость за свой народ, за свою страну, воспитывает патриотические чувства к своей Родине.

         Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания является экологическое воспитание, охрана природы. Каждый год  я провожу с детьми экскурсии на природу, познавательные - экологические игры, с помощью которой дети получают много интересной и познавательной информации об окружающей их природе (растениях и животных). Как важно детям знать, какие растения произрастают в их родном крае, какой животный мир окружает их. Какое значение для человека имеет  тот или иной вид растения или животного? Как и почему человек должен охранять родную природу? Ответы на все эти вопросы дети находят во время игр. Получая новые знания о природе родного края, они начинают понимать значение природоохранительной деятельности человека. В течение учебного года проводятся беседы, викторины, конкурсы рисунков, игра «Что? Где? Когда?», которые посвящены экологическому воспитанию учащихся, привитию любви и заботы о родной природе.

         Все эти годы я наблюдала, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в группе, в школе и пришла к выводу, что еще много нужно сделать воспитателям, учителям начальной школы, родителям, чтобы воспитать в детях нравственные чувства, вести их к подлинной духовности. Формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, воспитателя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

        Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность, умение наслаждаться окружающим миром, Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.




Предварительный просмотр:

Тема: «Системно - деятельностный подход в воспитательной работе: проблемы и перспективы. Из опыта работы»

«Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность»

А.С. Макаренко

 В стандарте ФГОС уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе и системности в его реализации. Системообразующие направления воспитания (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную деятельность и создавая тем самым воспитательное пространство, в котором гармонично развивается личность ребенка.

  Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития  ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается  Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

  Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит  совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельного подхода.

         В школе формируют у детей навыки социализации, которые будут необходимы детям в будущем, и принимать участие в этом процессе должна не только школа, но и воспитатели, заменяющие родителей. Насколько человек социализирован к моменту окончания школы, зависит его будущая жизнь. Воспитание должно развивать активную позицию человека в жизни, он не должен оставаться равнодушным и черствым, новому поколению должно быть чуждо безразличие, которого сегодня в нашем обществе с избытком. Если воспитатель человек творческий, он с интересом и личной заинтересованностью подходит к этому делу. Главный его ориентир – результат, которого он достиг, а это означает уровень успеха в его работе.

         Мои методы работы с воспитанниками строятся на основании нескольких основополагающих принципов, таких, как системно-деятельностный подход, сотрудничество, открытость и системность. В основе всего этого лежит взаимное уважение, которое строится на основе возрастных особенностей каждого участника воспитательного процесса, при этом я обязательно выделяю у каждого воспитанника его личную «зону успеха». 

          При организации  воспитания и социализации воспитанника системно - деятельностный подход имеет свои особенности.

          Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть сведено к какому-то одному виду. Оно должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.

      Вторая особенность в том, что на ребенка оказывают мощное воспитательное и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, Интернет, телевидение, иные источники информации, молодежные сообщества и др.  Уже в младшем школьном возрасте растущий человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности. В  содержании, которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принципы деятельностного подхода.

         Принцип субъектности воспитания

Все занятия с детьми помимо уроков в школе строятся так, чтобы личность духовно развивалась, а в творческие дела,  всегда вовлечена вся группа - семья. Организую всевозможные праздники и конкурсы, викторины и интересные проекты. Во всем этом дети принимают самое активное участие.  Ребята выполняют различные роли в зависимости от своих способностей и наклонностей. В конце каждого мероприятия делаю слайдовую фотогалерею, из которого формируется летопись группы – семьи, дети с удовольствием вспоминают яркие моменты, пережитые ранее. В таких условиях формируется единый, полноценный коллектив.

Прежде всего, стараюсь создавать благоприятные условия для каждого воспитанника, чтобы он мог гармонично развиваться как личность. Поощряю познавательный интерес ребенка, чтобы он стремился получить дополнительные знания, расширял свой кругозор и эрудицию. Стремлюсь создавать условия, при которых творческий потенциал каждого воспитанника может быть раскрыт.

         В коллективных творческих делах  участвуют все воспитанники. В процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших воспитанников. В результате коллективные творческие дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми.

          Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности.

 Моя воспитательная работа направлена на поощрение творчества, самореализации в нем любого воспитанника.  Участие в творческих конкурсах помогает ребёнку проявить себя и получить заслуженную похвалу от ребят и взрослых, даже если не получилось стать победителем. Мои воспитанники нередко становятся призёрами различных творческих конкурсов. И поэтому появляется ещё большее желание поучаствовать в тех или иных мероприятиях.
          Принцип обогащения, усиления, углубления детского развития.

 Провожу классные часы, часы общения, дискуссии, диспуты с организацией бесед на темы нравственности, при этом  учитываю актуальные проблемы группы - семьи и отдельных воспитанников, здесь и целевые прогулки, и экскурсии.  
         Очень важно, чтобы каждый ребенок чувствовал сопричастность к проводимому мероприятию, чтобы мог получить опыт, свой собственный, от взаимодействия с социумом. В таких условиях лучше раскрывается потенциал воспитанника. Именно поэтому любая деятельность группы - семьи должны быть содержательной и разнообразной. Дети не любят обтекаемых и пустых занятий, им важно чувствовать результат, и после всего необходимо поощрение. Перед детским коллективом лучше всего ставить увлекательную цель, чтобы она манила их и тянула за собой, подвигая к деятельности.

          Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых.

В современном мире дети большую часть времени проводят перед монитором, играют в электронные игры, и живое общение и подвижные игры на улице в явном дефиците. Именно поэтому экскурсии и совместные прогулки вызывают бурную радость. Дети хотят быть полезными для окружающих, и их нужно вовлекать в такие занятия. Хотя бы даже провести генеральную уборку в семье, где они все вместе и рядом, у них будет интересное общение, и темы для разговоров найдутся. Мы с ребятами с удовольствием тематические экскурсии и прогулки в тундру, после этого бывает море впечатлений и позитива.
         Принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности.

 Деятельность должна быть социально-значимой и общественно-полезной. Отличным выходом из положения по устранению дефицита общения могут стать занятия и подготовка к общеинтернатным мероприятиям, мы готовим выступления к общешкольным праздникам. Воспитанники с удовольствием участвуют во всех концертных, праздничных и развлекательных программах.

Деятельностный подход предполагает открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения. Помогать ребёнку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Золотые правила деятельностного подхода:

  • Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.
  • Веди ребёнка от собственного опыта к общественному.
  • Будь не «над», а «рядом».
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
  • Учи анализировать каждый этап работы.
  • Критикуя, стимулируй активность ребёнка.

         Спектр социальных ролей обучающихся широко представлен также  в системе самоуправления. В процессе самоуправленческой деятельности у воспитанников развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость). Они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность.

          Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

          В нашей группе - семье дети самостоятельно выполняют свои обязанности,  у каждого своя должность в коллективе: организация дежурства в семье и столовой, игр и прогулках, помощь воспитателю в организации праздника и оформлении группы, стенгазет к определённым датам, игровой комнаты и др. посильная работа.

 Системный подход нацеливает организовывать воспитательный процесс не посредством отдельных и часто разрозненных мероприятий, а путем моделирования и создания гуманистической, целостной, упорядоченной системы воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников.

        Ш.Амоношвили сказал: «Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в области духовно-патриотического воспитания будущих учителей в процессе внеурочной работы

Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Хотелось...

Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.

Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....

Из опыта работы по теме: "Военно-патриотическое воспитание как одно из направлений работы студенческого совета колледжа"

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную  позицию, умели отстаивать её, а, если это необходимо, приходить к компромиссам, были творческими, инициативными, самосто...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению.

Елена Никулина Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью пе...

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)

«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа  на уроках литературы  в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...

Доклад "Проектная и исследовательская работа обучающихся" (из опыта работы)

Доклад о проектной и учебно-исследовательской работе студентов; даёт представление о компетенциях, формируемых в результате проектной и исследовательской деятельности обучающихся, об этапах данной дея...

Из опыта работы ШМО классных руководителей "Работа с одаренными детьми"

Цели работы с одаренными детьми•         выявление одаренных детей по предмету;•         создание условий для ...