Доклад "Проектная и исследовательская работа обучающихся" (из опыта работы)
статья на тему

Горбачёва Вера Викторовна

Доклад о проектной и учебно-исследовательской работе студентов; даёт представление о компетенциях, формируемых в результате проектной и исследовательской деятельности обучающихся, об этапах данной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: «Проектная и исследовательская работа обучающихся»

Автор: преподаватель русского языка и литературы

Горбачёва В.В.

ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»,

г. Балашов

 Проектную и учебно-исследовательскую работу студентов относят к инновационным педагогическим технологиям, акцентируя внимание на их новизне, прогрессивной роли в образовании и возможностях воспроизводить, тиражировать их в образовательном процессе. Психологии и педагоги справедливо видят в учебно-исследовательской и проектной работе огромный образовательный потенциал, так как эти виды работы формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывают научное мировоззрение, усиливают положительную мотивацию в обучении, развивают личность студента, её творческие и интеллектуальные возможности, способствуют самопознанию.

Актуальность проектной и учебно-исследовательской деятельности в современном образовании объясняется сменой образовательных подходов: от «знаниевого» подхода, при котором основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошёл поворот к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний студентами. Этот подход был закреплён в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и развит в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения.

Ведение студентами проектных и учебно-исследовательских работ способствует развитию и формированию многих метапредметных компетенций, перечисленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Прежде всего, в ходе проектной и учебно-исследовательской работы формируются регулятивные умения, направленные на организацию, планирование студентами своей познавательной деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, самостоятельно планировать пути достижения целей, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией и т.п. Другая группа компетенций связана с овладением общими познавательными умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. И наконец, в ходе проектных и учебно-исследовательских работ, требующих умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и другими студентами, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, использовать информационно-коммуникационные технологии, - развивается коммуникативная компетенция.

Проектная работа идёт по этапам: выбор темы, сбор и отбор материала, его классификация, создание задуманного продукта и, наконец, представление продукта и результата. Почти все эти этапы содержит и учебно-исследовательская работа, но она осложнена творческим, самостоятельным выбором проблемы исследования, построением предположения (гипотезы), выбором исследовательского метода.

Существует множество классификаций проектов: по длительности (краткосрочные и длительные), по количеству участников (индивидуальные, коллективные, групповые), по типу ведущей деятельности (творческие, прикладные, ознакомительно-ориентировочные, исследовательские).  

Выбор проектной или учебно-исследовательской работы зависит от возраста обучающихся, от присущих каждому возрастному периоду характерных стремлений, интересов, уровня развития. Так, в раннем студенческом возрасте (15-17лет) интересно не только то, что внешне занимательно, нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. Студентов привлекают самостоятельные формы организации, занятный, трудный учебный материал, возможность самим строить свою познавательную деятельность на занятии и за пределами школы. Самыми сильными мотивами обучения в этот период оказываются стремления найти своё место в коллективе, утвердить свою индивидуальность, поэтому наиболее адекватна этому возрасту групповая проектная работа.

Как и любой вид работы, исследовательская и проектная работа планируется заранее. Такое планирование называют педагогическим проектом руководителя. Педагогическое проектирование касается постановки развивающих о образовательных целей, определения времени проведения работы, её формы, конкретных этапов и их содержательного наполнения, адаптации методов исследования, создания конечного продукта и возможностей его представления.

Выстраивая предметные цели исследовательской и проектной работы по русскому языку, нужно учитывать специфику новых образовательных технологий – их ориентированность на развитие личности студентов. Вместе с тем эти цели должны соответствовать современной образовательной концепции.

Развивающие цели исследовательской и проектной работы студентов по русскому языку соотносятся с задачами формирования личности школьников в любых областях общего образования:

- развитие личности через познание мира, других людей, самопознание;

- развитие исследовательского поведения и исследовательских умений;

- развитие самостоятельности в приобретении знаний;

- развитие творческой инициативы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей;

- развитие научного мировоззрения;

- развитие потребности в рефлексии: объективном оценивании своих достижений, соотнесении их с приложенными усилиями.

Предметные цели исследовательской и проектной работы по русскому языку логично определять через ключевые компетенции (коммуникативную, лингвистическую, культуроведческую), как это делается в современных образовательных документах.

Лингвистическая компетенция – это умение применять знания о самом языке, его системе, лингвистике как науке. В ходе исследовательской и проектной работы по русскому языку предполагается формирование и развитие у студентов следующих знаний и умений, овладение определёнными видами деятельности, составляющими лингвистическую компетенцию:

- представлений об исследовательской работе по русскому языку;

- знаний о достижениях лингвистической науки (имена и научные биографии выдающихся учёных-русистов, проблемы, методы лингвистического исследования, результаты исследований по русскому языку);

- знаний о системности языка (на основе систематизации, расширения и углубления знаний о русском языке, полученных при изучении различных разделов курса);

- языковой рефлексии;

- умений использовать некоторые методы сбора и анализа языкового материала;

- исследовательских умений (формулировать тему, гипотезу, цели и задачи лингвистического исследования, выбирать лингвистический метод в зависимости от целей и объекта исследования, формулировать выводы).

Коммуникативная компетенция – способность к общению в соответствии с различными коммуникативными целями и ситуациями, готовность к речевому взаимодействию. Проектная и исследовательская работа ставит студентов перед необходимостью:

- читать и находить нужную информацию в справочной, научно-учебной и научной литературе;

- создавать и редактировать текст;

- «свёртывать» и «развёртывать» текст;

- публично выступать и общаться на лингвистические темы (в форме монолога, диалога);

- отстаивать свою точку зрения в ходе диспута на лингвистические темы.

Все эти задачи способствуют развитию коммуникативной компетенции.

Развитие культуроведческой компетенции – также одна из образовательных задач, которая решается при ведении студентами исследовательской и проектной работы:

- через понимание русского языка как системы, меняющейся вместе с развитие общества, отражающей особенности национального видения мира;

- через владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения и осознание норм речевого этикета как национально-специфических.

Кроме того, задачи развития лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций решаются при отборе содержания исследовательской и проектной работы по русскому языку.

В организации проектной работы студентов (независимо от предметной области) принято выделять следующие этапы:

1. Предварительный этап: вовлечение студентов в проектную работу; знакомство с целями, структурой нового вида работы.

2. Определение темы конкретного проекта; разделение студентов на группы.

3. Выявление проблемы и цели данного проекта, определение продукта.

4. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы, определение методов исследования (в исследовательском проекте).

5. Работа в группах, координируемая руководителем проекта: регулярные встречи, во время которых студенты обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует и корректирует проделанную студентами работу. Она включает:

- сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям, опыту, работа с источниками информации, постановка эксперимента (в исследовательском проекте), получение и первичная обработка данных;

- анализ собранной информации, формулирование выводов, координация действий разных групп;

- создание запланированного продукта;

- подготовка презентации проекта.

6. Презентация (демонстрация продукта и результата проекта – кульминация проекта) в виде выступления  с докладом или компьютерной презентации, выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, студенческого праздника и т.д.

7. Оценка проекта, рефлексия над результатами проекта.

Разумеется, что каждый вид проекта вносит свои коррективы в программу в зависимости от количества участников, выбранной темы, характеристики проекта по типу преобладающий деятельности. Также имеет свои особенности программа учебно-исследовательской работы по русскому языку, в которой этапы работы более детализированы.

Литература

1. Абрамова С.В. Аспекты учебно-исследовательской работы школьников по русскому языку.// Русский язык в школе. – 2007. - №2.

2. Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку.// Русский язык в школе. – 2011. - №5.

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей/ Под ред. А.С. Обухова. – М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ

Метод проектов реализует одну из принципиальных новаций современного образования - компетентностный подход.Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся...

Использование исследовательских заданий при обучении истории (из опыта работы).

Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценност...

Из опыта работы ШМО классных руководителей "Работа с одаренными детьми"

Цели работы с одаренными детьми•         выявление одаренных детей по предмету;•         создание условий для ...

Организация исследовательской деятельности обучающихся (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Организация исследовательской деятельности обучающихся (из опыта работы учителя русского языка и литературы)...

КЕЙС-МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Кейс-метод представляет собой технику активного обучения, заключающуюся в использовании конкретных учебных ситуаций при организации процесса обучения, нацеленную на формулирование проблемы и поиск вар...

Статья "От учебно-исследовательской к проектной деятельности. Из опыта работы ЦМК специальности Дизайн Яковлевского педагогического колледжа"

В статье рассказывается, как создать в колледже условия для успешного формирования у студентов-дизайнеров поисковой деятельности на уроках и преобразования этой деятельности в проектную....