Создание предметно-развивающей среды в ДОУ
материал

Облова Алена Сергеевна

                                                    План:

1. Понятие развивающей среды, ее основные функции.

2. Цель, задачи  предметно-развивающей среды в ДОУ.

3. Принципы построения предметно-развивающей среды.

4. Федеральные государственные требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения.

5. Содержание центров развития

6. Организация развивающей среды  в разных возрастных группах детского сада

7. Алгоритм создания предметно-развивающей среды в группе.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема :

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ

                                                    План:

1. Понятие развивающей среды, ее основные функции.

2. Цель, задачи  предметно-развивающей среды в ДОУ.

3. Принципы построения предметно-развивающей среды.

4. Федеральные государственные требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения.

5. Содержание центров развития

6. Организация развивающей среды  в разных возрастных группах детского сада

7. Алгоритм создания предметно-развивающей среды в группе.

Выводы

Литература

1.    Развивающая предметная среда- это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика . Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно- экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.

Исходное требование к предметной среде - ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия и музей, музыкально-театральная среда, предметно- развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др.

Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становления его способностей. Речь идет не об акселерации в сфере способностей, а об их амплификации на основе предметной базы развития в конкретных видах деятельности.

Предметная развивающая среда должна быть системной, т.е., отвечать вполне определенно возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения детей, а также основным принципам проектной культуры. Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: организующей, воспитательной и развивающей.

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. При формировании предметно-развивающей среды необходимо:                       - избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;                                                         - создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);                                                       - исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.                                                                                В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.                                                Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

2. В соответствии с Концепцией построения  развивающей среды  необходимо  выделить  цель, задачи  предметно-развивающей среды в ДОУ.

        Цель: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.                                                                                 Задачи: - изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой);

-- разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей; -организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;                          -- создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);                                         -- комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;                                                                                            -- содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;                                                                           -- приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

         3. В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
       
 Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними. Установлению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок — «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель».
         Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.
         Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).
В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т. д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т. д. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное. Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное оборудование — ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т. п.
            Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.
Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).
Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Этому способствует наличие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.
           
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т. д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах — восточной, европейской, африканской.

              Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах.
Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» — маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями — деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных — кошек, собак, за которыми дети ухаживают.
Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.
Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.
Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия).

            Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

4. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».                                        -- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.                                                --  Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.                                                                        --  Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей.                                                                                        -- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.                                                   Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).        Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.                                                         Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.   

             5. Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя: центр игры, центр двигательной деятельности, центр конструирования, центр музыкально театрализованной деятельности.
Спокойный сектор: центр книги, центр отдыха, центр природы

Рабочий сектор:  центр познавательной и исследовательской деятельности, центр продуктивной и творческой деятельности, центр правильной речи и моторики.

Театрализованный центр – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. В театральном уголке размещаются большая и маленькая ширмы. Стойка-вешалка для костюмов. Шкаф с костюмами, масками, атрибутами для обыгрывания сказок, куклы и игрушки для различных видов театров (плоскостной, кукольный, перчаточный, пальчиковый, театр на ложках, настольный, теневой, театр картинок). Диски и аудиокассеты для сопровождения театрализованных игр, грим, зеркало, парики.. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям.

Музыкальный центр. В шкафу на открытых полках находятся музыкальные инструменты, звучащие предметы-заместители, магнитофон, диски и аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей по программе, голосов природы.

Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже, подушечка или коврик на полу. Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного "Я", развития рефлексии и самооценки следует обеспечить возможность демонстрации собственных детских успехов.

Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Желательно, чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений можно использовать различные "неожиданные" материалы, пособия: плакатную графику, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства.

Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей  формируются предпосылки экологического сознания, развивается  экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из    экологических проблем,  доступными ребенку – дошкольнику средствами. 

Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними.

Центр познавательной и исследовательской деятельности, задача данного центра -  развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений  об окружающем мире, что в конечном счёте  обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка

Для детского исследования  и экспериментирования  необходимы  самые разнообразные природные  и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

Центр продуктивной и творческой деятельности или  центр  художественного творчества выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре должны присутствовать  альбомы с образцами  народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников.  Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.

Центр конструирования способствует развитию детского  творчества, конструкторских способностей.  Центр  может быть  достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор  легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

Центр двигательной активности лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Центр может быть распложен на одной из стен раздевальной комнаты на полке- подставке с нишами и вешалками-крючками для спортивного оборудования: мячи разных размеров, мячики массажные. Обручи, гимнастические палки, кольцебросы. кегли, мишени, детская баскетбольная корзина, массажные и ребристые коврики, тренажеры (постоянно меняющиеся), скакалки, нетрадиционное оборудование, и т.д.

Центр книги и отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. В этом центре дети с удовольствием приобщаются  к словесному искусству, у детей  развивается  художественное восприятие  и эстетический  вкус. Книги для детей по программе и любимые книги для детей: энциклопедические, книги-справочники, словари и словарики, книги по интересам детей, книги по истории и культуре русского и других народов, открытая витрина для книг (на которой располагается сменяющаяся тематическая выставка («Мир сказок», «Корней Чуковский и его книги» и др.). Стол со стульчиками для рассматривания книг.

Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

6. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.                                        Организуя предметно-развивающую среду: для младшей группы, в группе располагают материалы по сенсорике: башенки, пирамидки, вкладыши, наборы мелких деревянных и пластмассовых игрушек, мячи трех-четырех размеров, наборы песочных формочек для игр с водой. Все эти игрушки хранятся на полках или в шкафчиках, к которым ребенок имеет свободный доступ. Материал по грамоте представлен предметными картинками, атрибутикой для игр «Детский мир», «Магазин», «Зоопарк» и т.д. Также в открытых шкафах должен располагаться настольный и напольный строительный конструктор. Для обыгрывания готовых построек хорошо иметь наборы мелких игрушек (куклы, зверюшки, елочки, машинки и т.д). Театр и уголок для сюжетно-ролевых игр располагаются недалеко друг то друга. Ниши и ширмы могут помочь в организации этих пространств. В театре располагается настольный театр, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных),материал для изготовления персонажей и декораций. Здесь же располагается полка с книгами. Оформление уголков для сюжетно-ролевых игр осуществляется воспитателем. В них находятся атрибуты для игр, разнообразные игрушки, игры из раздела «Развитие представлений о себе и окружающем мире», атрибуты различных профессий (сумка доктора, расческа парикмахера, одежда милиционера и т.д.).                 В средней группе организует среду, добавляются материалы из разделов «Математика», «Грамота», «Природа». На стенде помещается круговая диаграмма смены времен года. В уголок природы входят животные, комнатные растения, краеведческие материалы,объекты для экспериментирования. Там же можно поставить «волшебный сундучок» с природными материалами (шишки, семена, орехи, камушки, ракушки и т.д.). Дети постоянно пополняют его новыми находками. Помимо разного строительного материала уголок конструирования может включать в себя природный материал: кору, шишки, листочки и т.д. Оснащение изостудии и театрального уголка не претерпевает значительных изменений. Вместе с тем, возможны изменения за счет обогащения образовательного содержания.         В старшей и подготовительной к школе группах, материалы в каждой из них меняются в соответствии с программой. Появляются дидактические игры с математическим содержанием типа лото, домино; настольные игры, в которых предлагается просчитывать количество шагов в соответствии с количеством точек на бросаемом кубике, разнообразные геометрические мозаики, геометрические головоломки. В подготовительной группе на одной из стен групповой комнаты хорошо иметь часы «Времена года и месяцы», кассу букв, разноцветные фишки для составления моделей звуковых форм слов, книги для чтения и т.д. Следует предусмотреть специальный стенд, на котором время от времени сменяются материалы по различным темам, например наборы картинок по разным климатическим зонам («Пустыня», «Арктика» и т.п.), по экосистемам («Лес», «Город» и т.д.). К материалам в изостудии добавляются пастель, соус, глина, рулонная бумага для свободной деятельности. Дополнительный материал: кнопки, коробочки для росписи, мелкие кусочки дерева, цветные лоскутки, бусинки, золотая и серебряная фольга. Для развития познавательных способностей и познавательной активности можно предложить различные настольные игры сложного содержания: шашки, шахматы, головоломки, «Морской бой». Следует приносить в группу книги познавательного характера, ориентирующие детей на изучение окружающего мира, дающие им возможность приобрести новые знания. Желательно создавать в группе условия для экспериментирования с различными материалами и предметами: водой, глиной, весами, компасом и т.п.

7. Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ

В результате проведённой работы составлен  примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе детского сада.

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку  и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив дефицитарные области.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.           

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения.

Вывод:

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.  Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками. Таким образом, предметно – развивающая среда должна предоставлять ребенку свободу действий, оказывать положительные действия на мироощущения, самочувствие и здоровья.

Литература

Нормативно-правовые документы

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
  4. Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";
  5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
  6. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  7. Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).

Методические источники

  1. Артамонова О.В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении: Метод, рекомендации для воспитателей дошкольных
    учреждений. - Тольятти: Изд. инф.-техн. Центра, 1994.
  2. Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И., Короткова Н.А., Рунова М.А. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003.
  3. Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. М., 2008.
  4. Материалы и оборудование для детского сада. / Под ред. Дороновой Т.Н., Коротковой Н.А. – М., 2003.
  5. Новоселова С.П. Развивающая предметная среда: Метод, рекомендации по
    проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детском саду и УВК. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.
  6. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа.- М.: Изд. «Баласс», 2004.
  7. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном
    учреждении / В.А. Петровский, Л.М Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М., 2001.
  8. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
  9. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

Практическая часть

Анализ-описание развивающей  среды.

Облова А.С.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности

Предметно-развивающая среда в групповых помещениях организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом.Размещение оборудования по принципу комплексного и гибкого зонирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства – принцип эмоциогенности.

В группах мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка (Принцип дистанции позиции при взаимодействии) .

Принцип стабильности и динамичности даёт возможность использовать в пространстве переменные и заменяемые элементы убранства: сезонные ветки в вазе, материал на познавательной стене, библиотека и книжная выставка.

Принцип открытости – закрытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я».

Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности.

Принцип активности, стабильности и динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования.

Принцип комплексирования предметного мира реализуется с помощью модульного оборудования, которое пока ещё в малом количестве. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками и т. д., предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

Принцип учёта половых и возрастных особенностей наблюдается в обеспечении полной изоляции мальчиков и девочек в туалетной комнате, обеспечению равноценными по значению игрушками.

       В соответствии с ФГОС  развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что воспитатели и пытаются соблюдать: освобождая центральную часть группы, предоставляют условия для двигательной активности детей и возможности их выбора. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики..

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде: 1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. 2. доступность среды, что предполагает: 2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. 2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности .

Развивающая среда в группе с учетом ФГОС построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Она обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей, каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом

Предметно – развивающая, игровая среда в группе:

Мини музей « Лучший друг человека СОБАКА»:

Мягкие игрушки; Картина;  Вышивка крестиком; Собака из:  папье- маше, оригами, ракушек; Собака пластмассовая; Альбом «Собачки»; Календарь «Собаки»;  Конспекты «Собака лучший друг человека». Книга «Энциклопедия про собак», Собака на металлической основе, Конура  с собакой

Уголок физической культуры:

Мячи надувные,  резиновые, мягкие (разного цвета и размеров); Гантели детские; Кегли ; Кубики, флажки, ленточки; Дорожки здоровья; Шведская стенка; Спортивный комплекс;

Ворота, для прокатывания мяча; Мешочки с песком; Слон –кольцеброс; Обручи;                                  

   Уголок познавательно-речевого развития:

Книги; Куклы без лица; Зеркало; Воротики для развития дыхания с ватой и бабочками;

Кубы с картинками; Дидактические пособия: «»Кому улыбается солнышко», «Половинки», «Чей домик», «Скажи , что нарисовано», « «Кто, что делает»,  « Один и много», «Большие и маленькие», «найди и угадай»; Сюжетные картинки.

   Уголок природы:

Комнатные растения по программе с указателями, алгоритм  ухода за растениями; Календарь природы; Инвентарь для ухода за комнатными растениями; Чудесный мешочек; Волшебная коробочка; Дидактические игры: «Кто как кричит», «Чья мама, чей малыш», «Кто живет в лесу», «Домашние животные», «Узнай и назови овощи и фрукты»,

«Кто, что ест»;  Книги про птиц и зверей;  Дорожка ощущений; Макет «Деревенский дворик»; Схемы строения растения; Набор овощей и фруктов; Набор домашний животных; Набор мешочков с запахами;

Уголок сенсорного развития:

Пирамидка ( деревянная, пластмассовая); Паровозик деревянный; Стучалка разноцветная;

Мозаика; Шнуровка;  Вкладыши ( машинки, животные) Разноцветный домик; Стол с разноцветными грибочками; Дидактическое пособие : « Воздушные шары», «Спрячь мышку»,  « Подбери ключик», « Разноцветные окна». Горка маленькая для маленьких машинок. Пазлы

 Уголок изобразительной деятельности :  Карандаши цветные; Гуашь; Кисточки; Тычки; Пластилин; Чистые листки бумаги; Доски; Книжки раскраски; Трафареты; Учебная доска; Альбом совместного творчества; Рулон белой бумаги для совместного творчества.

 «Экспериментальная деятельность»:  Песок и песочные наборы; Песок с палочкой сухой и сырой;  Вода с лодочками и рыбками; Камушки и вата.

Конструирование: Лего ( с крупными и мелкими деталями); Кубики (мягкие, пластиковые);  Схемы построек; Мозаика крупная.                                                    Уголок уединения. Скатерть на большой стол; Палатка.                  Музыкально-театральный уголок: Детские музыкальные инструменты ;Музыкальный молоток; Набор картинок с изображением музыкальных инструментов; Микрофон; Дидактический материал «Музыкальные  инструменты»,                                           «Угадай на чем играю», « Спой песню по картинке», «Птица и птенчики»; Неваляшка; Колокольчики, Погремушки; Бубен; Магнитофон, диск с записью музыкальных произведений по программе и  детских песен. Пальчиковый театр; Театр из дерева «Теремок», « Колобок»; Теневой театр. . ширма.                                           Уголок игровой деятельности:         Горка; . Коляски; Куклы; Кроватка для куклы; мягкая мебель; Столик и стульчики; Посудка (чайный сервиз); Игрушки заместители; Уголок ряженья; Ширмы.

Не менее важным условием является многофункциональность предметно-развивающей среды. В группе уютное место для игры и отдыха детей. Большое значение воспитателей придает комфортности окружающей среды. Эстетичность, многофункциональность размещения оборудования и мебели создают условия для обеспечения эмоционального благополучия детей и положительного микроклимата в группе. Группа оснащена удобной детской мебелью, достаточным количеством качественных игрушек и дидактических пособий.

 Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе.

На основе интегративного подхода дети:

1. активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;

2. проходят через закономерные стадии развития;

3. обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное развитие;

4. неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет детям проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды дети реализуют свое право на свободу выбора деятельности. Они действуют, исходя из своих интересов и возможностей, стремятся к самоутверждению, занимаются не по воле взрослого, а по собственному желанию.

Эстетика оформления групповых помещений обеспечивает эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Здесь соответствие наличия единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению. Сделан ремонт с соблюдением эстетической направленности в организации пространства, соблюдая единый стиль, стены были оштукатурены и окрашены Учитывая, что цвет влияет на эмоциональное состояние ребенка, а, следовательно, и на интеллектуальное развитие использовались теплые тона. Цвет стен, гармоничность цветового решения, освещение, мебель – всё подчинено функции данного пространства и соответствовать потребностям детей. Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является правильное освещение. Оно не слишком яркое, «искусственное», и в то же время в комнате достаточно светло и солнечно. Наличие свободного пространства, «воздуха» в помещении.

Таким образом, в группе созданы необходимые условия для организации учебно-воспитательного процесса и всестороннего развития личности дошкольников.

Предметно-развивающая среда в группах детского сада создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками.  Хорошо продуманная и организованная среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает проявлять свои творческие способности в изобразительной деятельности, конструировании, словотворчестве, игре. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

На основе анализа рекомендую :

-- В группе пополнить предметно- развивающую среду, можно обратить  к пособиям  Т.Н. Дороновой «Из ДОУ в школу», «Материалы и оборудование для детского сада»/ под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой, Н.Ю. Честновой «Как обустроить детский сад».

-- Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

-- При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

-- Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ в соответствие по ФГОС

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре осно...

Проект по созданию предметно-развивающей среды в кабинете.

Предметно-развивающая среда- уютная, комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами. В данных местах дети могут хорошо отдохнуть, расслабиться и за...

ПК 4.2 Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Создавать предметно-развивающую среду в кабинете....

Организация предметно-развивающей среды для развития детей раннего возраста с учётом индивидуальных особенностей.

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми м...