Статья "Проблемы профориентации"
статья

Овечкина Ольга павловна

С какими проблемами сталкивается педагог и студент. Пути их решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_proforientatsii.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. Оказание помощи молодежи в выборе профессии – это профориентация.

Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией.

Выбор профессии – самая острая проблема молодежи. Проанализировав данные центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», можно сделать вывод, что выпускники школ к окончанию  обучения, еще не имеют четкого представления о том, в какое учебное заведение пойдут учиться дальше и на какую профессию.

Одной из причин при выборе дальнейшего направления обучения  школьниками, является отсутствие современного определения профориентации. Это обусловлено катастрофически недостаточным количеством выделенного времени в школах на знакомство детей с миром профессий, рынком труда, приучения к труду.

Профориентацию школьников необходимо проводить уже с 8-го класса. После 9-го многие уйдут в систему среднего проф.образования — к примеру, в этом году впервые решили поступать в техникумы, а не в вузы более половины выпускников. Между тем, о многих профессиях, как признаются сами выпускники школ, они услышали только в приемной комиссии техникума.

Хотя, лично я придерживаюсь такого же мнения, как и ген.директор Союза "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)" Роберт Уразов, который считает, что о будущей профессии надо задумываться не с 8-го, а с 4-го класса. Именно тогда нужно формировать так называемые мягкие или надпрофессиональные навыки — умение выстраивать коммуникацию, работать в команде и т.д. Они пригодятся в любой профессии. Технологические навыки меняются очень быстро: в сфере информатики раз в полгода, а в остальных раз в два-три года.

В школах, возможно совместно с учебными заведениями СПО, проводить профориентационное тестирование  и профессиональные пробы.

С проблемой профориентации сталкиваются и мастера производственного обучения ГБПОУ «Заволжский автомоторный техникум»

Мастер производственного обучения должен объяснить сущность и значимость выбранной профессии, перспективы развития и общие и профессиональные компетенции на начальном этапе обучения, что бы у студентов выстроилась целостная картина о получаемой профессии, то есть заполнить те пробелы, которые существуют еще со «школьной скамьи».

Проанализировав сложившуюся ситуацию, решением проблемы вижу сотрудничество ГБПОУ «ЗАМТ» со школами города: проведение классных часов «Введение в профессию» с применением интерактивных методов обучения, используя интернет-платформу «Моя карьера».

Данный проект реализуется с 2011 года фондом «ФОКУС-МЕДИА» при поддержке фонда CITI (Ситибанк).

Цель проекта - повысить конкурентоспособность уязвимых групп молодежи (учащихся СПО, сирот и инвалидов) на рынке труда, через обучение на онлайн платформе «Моя карьера» с помощью подготовленных учителей и привлечения к проекту бизнес-компаний, работодателей и HR-агентства.

Интернет-платформа позволит познакомить студентов с различными профессиями (чем занимается, сколько зарабатывает, какие профессиональные риски существует, какими важными качествами должен обладать специалист). Познакомит с понятием профориентация, профессиограмма и многой другой интересной информацией, которая будет нужна и полезна при выборе профессии.

Для школьников 9-х классов можно проводить такое мероприятие, как «Час общения». В котором будут принимать участие обучающиеся разных профессий ГБПОУ «ЗАМТ» и школьники. Данное мероприятие состоит из блоком:

  1. Коммуникации (знакомство и интерактивная игра всех участников мероприятия);
  2. Самопрезентация (студенты кратко презентуют себя);
  3. Презентация (презентация нового «продукта» для школьников – профессии). Представитель каждой профессии (студент) расскажет о своей профессии и смотивирует школьником на правильный выбор.
  4. Подведение итогов (интерактив).

Это позволит доступным, молодежным языком донести школьникам значимость каждой профессии, ее преимущества, немного познакомиться со студенческой жизнью и, как результат – мы получим абитуриента с повышенным интересом  к профессиям НПО  ГБПОУ «ЗАМТ» и четким представлением о дальнейшем выборе профессиональной карьеры.

Но нельзя забывать о профориентации и для подростков, уже являющихся студентами нашего учебного заведения. Для этого мастерам производственного обучения необходимо проводить непрерывное профориентационное сопровождение. Инструментом опять же выступит проект «Моя карьера», который будет проходить в новом интересном формате – квест, который проводят обученные на тренинге педагоги.

Квест состоит из 4 станций, где студенты узнают, как и какие конкретные навыки они могут улучшить, используя платформу. Все станции проводятся в интерактивном режиме, с тем, чтобы побудить студентов продолжать обучение на платформе - этап «Обучение», на котором участники получают необходимые знания на платформе в группах под руководством своих учителей и тренеров проекта.

После этого они переходят на этап «Действие». На данном этапе участники проекта, окончившие все обязательные курсы, должны будут привлекать своих друзей на платформу, информируя их лично, организуя небольшие мероприятия и / или публикуя информацию в социальной сети (ВК) и помогая им зарегистрироваться на платформе.

Самые активные студенты будут приглашены на Финальное мероприятие в Москву. Обученные преподаватели и региональные координаторы выберут 10 наиболее активных и продуктивных участников из каждого региона, а в качестве награды им будет предложена поездка в Москву.

Введение профориентационных игр в традиционную систему учебно- воспитательной работы школы, техникума будет способствовать повышению активности обучающихся в поисках своей профессии, формированию у них адекватной самооценки, выявлению и развитию профессионально важных качеств личности.

Как писала Н.К. Крупская: «Только когда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен, что называется, в свою работу, - тогда только может он черпать радость в своем труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кл/час "И пролегла железная дорога..." (профориентация)

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –МЕСТО МОЕЙ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ140-летию станции Грязи,125-летию вокзалаи 70-летию присвоения рабочему посёлку Грязи статуса города.посвящаетсяПрезентацию◄Скачать►...

Кл/час "Виртуальное путешествие из Мичуринска в Воронеж" (профориентация)

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА –МЕСТО МОЕЙ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ140-летию открытия железнодорожного сообщения МОСКВА-ВОРОНЕЖпосвящается Презентацию ◄Скачать►...

Профориентация касается всех

Рассмотрены этапы и направления профориентации молодежи....

Занятие по профориентациии "В мире профессий"

Занятие для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида...

Профориентация в школах района

Профориентационная работа работников НПО  в школах района...

Воспитательский час по профориентации в 9 классе "Ищу работу"

На воспитательском  часе дети  знакомятся с правилами поиска работы. Обыгрываю дети ситуации по теме....

Профориентация :"Моя профессия на все времена"

Данное проспект составлен для профессиональной ориентации строительных специальностей...