"Профессиональная направленность при обучении иностранному языку как средство повышения качества образования".
статья

Болтенкова Людмила Николаевна

В статье рассматриваются вопросы использования профессионального аспекта при обучении иностранному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная направленность при обучении иностранному языку как средство повышения качества образования.

Иностранный язык рассматривается на современном этапе обучения как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки будущего специалиста любого профиля. Сейчас, в условиях современной реальности и современного ритма жизни, специалисту любой профессии, чтобы быть в курсе последних новинок и стать универсальным работником, просто необходимо знать хотя бы один иностранный язык.

Преподавание иностранного языка в учебных заведениях среднего профессионального образования вносит определенную специфику в процесс обучения. Обучающиеся часто задают вопрос, зачем нам необходимо изучать язык, каким образом это связано с той или иной специальностью или профессией. Приходится объяснять, что владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда. Выпускнику колледжа, владеющему английским языком, открываются большие перспективы устройства на работу.

Преподавателю необходимо развивать у обучающихся желание изучать иностранный язык. Ведь от умения общаться на иностранном языке на профессиональные темы, будет зависеть, насколько успешным будет их профессиональная деятельность. Это - один из самых важных моментов при формировании мотивации в изучении иностранного языка.

Иностранный язык – один из самых сложных предметов для обучения в школе, а тем более в СПО. Сложность обучения иностранному языку объясняется некоторыми причинами, а именно: процесс обучения происходит в искусственной языковой среде; иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина (а ведь он изучается в течение всего курса обучения); недостаточное количество учебников и учебных пособий для ссузов, имеющих профессиональную направленность; и, наконец, самая главная причина - в профессиональное образование приходят студенты с разным уровнем обученности языку после школ, а некоторые студенты вообще изучали в школе язык, который в данном колледже не преподается. Это означает, что изначальная задача преподавателя, связанная с «углублением» базовых умений и навыков и их «совершенствованием» может оказаться невыполнимой миссией просто за неимением того, что необходимо углублять и совершенствовать, если не у всех студентов, то, зачастую, у значительной их части. На практике это приводит к тому, что преподавателю приходится тратить драгоценное время на повторение и обобщение материала, предназначенного к изучению в рамках средней школы, а с отдельными студентами – и на изучение этого важного материала «с нуля». У таких студентов интерес к предмету падает, появляется апатия, безразличие. Поэтому я считаю, что одна из главных задач преподавателя - поддерживать интерес к предмету, желание работать изо дня в день. Студентов СПО мотивировать сложно, они считают, что иностранный язык им не нужен, т.к. они никогда не смогут его применить. Такие студенты не ставят перед собой цели своего дальнейшего развития. Поэтому важно преподнести изучение иностранного языка как профессионально значимого предмета.

Стоит отметить. Что ситуации делового профессионального общения, которые являются реальными для наших сегодняшних студентов и будущих специалистов - это ситуации элементарного владения языком, ситуации повседневного общения плюс владение профессиональной лексикой по специальности.

Для средних профессиональных образовательных учреждений проблема учета специализации в процессе обучения иностранным языкам очень актуальна. В этой связи возникает настоятельная необходимость увязывать обучение иностранным языкам с будущей профессией обучающихся.

Иностранный язык в среднем профессиональном образовании становится средством получения профессиональных знаний путем знакомства с зарубежными источниками. Очень важно как можно раньше начинать учитывать специализацию в процессе обучения иностранным языкам и проводить систематически в течение всего курса обучения.

В целях успешного  решения этой проблемы преподавателю необходимо провести отбор лексического материала с учетом специализации. Отобранная лексика по специализации должна быть усвоена как для устной, так и для письменной коммуникации.

Отбор наиболее употребительной лексики можно осуществлять по следующим направлениям:

1) названия специальностей, по которым ведется подготовка в данном учебном заведении (например: сварщик,  штукатур,  плиточник, реставратор, повар, кондитер, механик);

2) названия наиболее употребительных инструментов, которыми пользуются рабочие (например: мастерок, молоток, рулетка, уровень угольник, отвёртка);

3) названия основного оборудования (например: подъемный механизм, домкрат, компрессор);

4)названия материалов (например: краски, раствор, кирпич, песок);

5)названия операций (например: пилить, строгать, штукатурить, шпаклевать, откручивать).

Знание специальной лексики нужно обучающимся для чтения текстов по специальности и совершенствования устной речи,  как на основе изученных текстов, так и для профессионального общения.

Поскольку у нас обучаются студенты очень разных профессий и специальностей, мы используем учебные пособия разных авторов:

Агабекян И.П. «Английский язык для технических вузов»; Бгашев В. Н., Долматовская Е. Ю. «Английский язык для маниностроительных специальностей»; Шляхова А.В. «Английский язык для студентов автомобилестроительных специальностей средних профессиональных учебных заведений»; Агеева Е. А. «Английский язык для сварщиков»; Бонами Д. «Английский язык для будущих инженеров».

На каких этапах урока целесообразно использовать профессионально ориентированное содержание?

В материал фонетической зарядки, например, можно включать профессионально направленные пословицы и поговорки:

- «Choose a job you love, and you will never have to work a day in your life». Confucius

- A bad workman blames his tools.

- Practice makes perfect.

- He works best who knows his trade.

Тематика текстов для работы может быть такой: кто по профессии родители, почему я поступил в колледж, полное название колледжа, специальности, какие предприятия есть в нашем городе, где хотел бы работать, научные достижения (ученые, связанные с профессией).

Тексты профессиональной направленности следует подбирать с учетом посильности и доступности. В начале работы они должны быть небольшими по объему, построенными на изученном языковом материале, в них может быть включено небольшое количество новых лексических единиц. В дальнейшем, когда учащиеся приобретут некоторый опыт в чтении, материал можно усложнять.

Приступая к работе, преподаватель может предложить всем обучающимся группы один и тот же  текст, затем разные тексты, но примерно равной степени трудности с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, подготовив для тех, кто в этом нуждается, карточки с опорами и опорными элементами. При этом одновременно реализуются принципы профессиональной направленности обучения и дифференцированного индивидуального подхода.

Работа с текстами проводится сначала на уроке под руководством преподавателя, а затем самостоятельно. Дается задание: прочитать текст, понять и передать его содержание либо на русском, либо на иностранном языке. Несколько незнакомых слов с переводом могут быть записаны под текстом, либо обучающимся предлагается найти эти слова в переводном словаре. Для проверки понимания прочитанного текста используются различные приемы контроля (например: тестовая проверка, передача содержания на русском языке или иностранном, ответы на вопросы по содержанию прочитанного).

Нужной и полезной является самостоятельная работа обучающихся по чтению текстов по специальности, как на уроке, так и дома. Она будет готовить их к чтению технической документации, правил эксплуатации оборудования (схемы, чертежи, перечисление деталей для наладки и ремонта и др.) в процессе будущей трудовой деятельности.

Развитию понимать на слух текст с учетом профессиональной направленности обучения способствуют специально подготовленные или подобранные тексты для аудирования. Эти тексты должны быть меньше по объему и легче по языку. Желательно, чтобы они были законченными по содержанию. Прежде, чем предложить текст для восприятия на слух, необходимо снять лексические трудности, выписав новые слова и выражения. Проверка понимания может осуществляться с помощью тестов, вопросов по содержанию прочитанного, а тек же путем передачи краткого содержания (вначале можно на русском языке).

Развитие умения вести диалог начинается с распоряжений, просьб, вопросов, включающих профессиональную лексику. Например: «Дайте мне, пожалуйста, ножницы (молоток, отвёртку)»; «Принесите мне гаечный ключ, пожалуйста»; «Помоги, пожалуйста, поменять колесо машины», правила дорожного движения и т.д. Затем задание усложняется и обучающимся предлагается составить небольшие диалоги. Эффективным средством для развития устной речи может служить ролевая игра. Ролевые игры могут проводиться между хозяином квартиры и рабочими, выполняющими ремонт квартиры; автоинспектором и полицейским, владельцем машины и автомехаником и т.д.

В профессионально направленном обучении иностранному языку важное место отводится развитию монологической формы речи. Обучающиеся должны уметь рассказать о своей профессии, о будущей работе, о предприятии, где им, возможно, придется работать. Эти высказывания будут мотивированы, обусловлены конкретной ситуацией общения, коммуникативно-направлены и, безусловно, будут содействовать активизации познавательной активности обучающихся, им интересно что-то еще узнать о своей будущей профессии.

Задания связанные с проблемными ситуациями, являются хорошим стимулом для монологических высказываний. Целесообразно создавать проблемные ситуации, заставляющие обучающихся мыслить, анализировать, сравнивать. Например: «У вашего друга сломалась машина. Расскажите, чем вы могли бы ему помочь».

Профессиональную направленность можно внести и в такой важный аспект как работа с грамматическим материалом. Предложения составлять с использованием профессиональной лексики:

- глаголы в скобках нужно поставить в правильную форму: Prof. Smirnov (to give) a lecture on physics next week. He (to supply) the fundamental calculations for designing engines. The Government (to establish) the Automobile Research Institute in 1920. But the scientists (to start) auto-making research in 1918. You (to work) in the chemistry laboratory a week ago? — No, we didn’t. We (to work) there only the day after tomorrow. 8. This programme (to include) many problems. At present we (to study) different aspects of bridge construction, testing and operation. 

- употребить правильно степени сравнения:
сравнить три вещества сточки зрения их значения в промышленности: water, coal, gas (important).
Три металла с точки зрения их твердости: steel, copper, aluminium (hard).
Три вида транспорта с точки зрения скорости: a car, a train, a plane (fast).

В заключение следует отметить, что проблема профессиональной направленности обучения в средних профессиональных образовательных учреждениях является очень сложной, и, к сожалению, преподаватели иностранного языка испытывают острую нехватку методической и специальной литературы по данной проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Педагогические технологии как средство повышения качества образования обучающихся НПО"

Ни для кого не секрет, что  у значительной части современных учащихся снижен уровень учебной мотивации, слабо развиты как высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, самоконтро...

Информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования

Представлен план-конспект педагогического семинара по данной теме. Современное мобильное, постоянно изменяющееся общество функционирует в ежеминутно возрастающем потоке новой информации. В настоящее в...

тема по самообразованию «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»»

Тема по самообразовани.ю " Практическая направленность приобучении английскому языку как средство повышения качества оюразования в обучении иностранному языку" представлена на 2016-2021 год....

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные во...

Методическая разработка урока профессиональной направленности по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодическая разработка урока профессиональной направленностипо дисциплине  «Иностранный язык в профессиональной деятельности»для специальности  08.02.03 Про...

Статья «Профессиональная направленность при обучении иностранным языкам»

Современное общество предъявляет высокие требования к студентам среднего профессионального образования в овладении иностранными языками. Владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентосп...