МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА На тему: «У НАС БОЛЬШЕ ОБЩЕГО, ЧЕМ РАЗЛИЧИЙ»
классный час

Нижегородов Роман Владимирович

Формирование гражданской идентичности обучающихся обусловлено особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране. Религиозное, этническое, социальное и культурное разнообразие российского общества ставит перед системой образования трудную задачу содействовать обеспечению консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшению социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны». Поскольку в среднем профессиональном образовании сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь наших детей, то одной из основных задач должна стать задача гражданского воспитания обучающихся. Но эффективное воспитание гражданина и патриота своей страны невозможно и без участия семьи. Гражданская идентичность является основой группового самосознания, залогом стабильности государства. С учетом сказанного проблема гражданского образования детей, формирования их гражданской идентичности является очень актуальной. При этом необходимо выделить следующие обстоятельства.

Во-первых, до сих пор в России не преодолен в полной мере кризис идентичности. Это выражается в отчуждении гражданина от государства и общества, от решения социальных проблем и в утрате индивидом чувства принадлежности к народу, определённой социальной группе.

Во-вторых, несмотря на принимаемые институтами государства и общества меры, социальное сознание и поведение российской молодежи по-прежнему характеризуется наличием ряда негативных явлений.

В-третьих, известно, что детство и юность является самой благодатной порой для привития гражданских и патриотических чувств. По всей видимости, гражданское образование окажется более эффективным в том случае, если его содержание будет тесно увязываться с инновационными методами и формами обучения и воспитания.

Проблема экспериментального исследования назрела сейчас наиболее остро, поскольку в России до сих пор не преодолен кризис идентичности, подростки плохо представляют себе роль гражданина и патриота в жизни государства.

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Гражданственность даёт гордость – за свою страну, ее историю и культуру.

Гражданственность даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения.

Гражданственность даёт сопричастность – к судьбе не только своей семьи, но и страны.

Гражданственность даёт свободу – если понимать её, как осознанную необходимость.

Гражданственность даёт уважение – к законам и государственным институтам.

Гражданственность даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.

Задача преподавателя - отобрать из массы впечатлений, получаемых студентом, наиболее доступные ему; эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_u_nas_bolshe_obshchego.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Усманский промышленно – технологический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

На тему:

«У НАС БОЛЬШЕ ОБЩЕГО, ЧЕМ РАЗЛИЧИЙ»

Усмань,2021 г.

Утверждаю

Зам. директора по ВР

__________ Кочетова О.В.

«__» ____________2021 г.

Организация разработчик: ГОБПОУ «Усманский промышленно- технологический колледж»

Разработчик:

Нижегородов Роман Владимирович, классный руководитель.

«РАССМОТРЕНА»

на заседании ЦМК строительных

и землеустроительных дисциплин

Протокол № 7 от «12» марта 2021 г.

Председатель ____________ Нижегородов Р.В.


СОДЕРЖАНИЕ

стр

Введение

4

  1. Классный час. Тема: «У нас больше общего, чем различий»

6

  1. Методика проведения классного часа

7

  1. Сценарий проведения внеклассного мероприятия

8

Заключение

12


Введение

Формирование гражданской идентичности обучающихся обусловлено особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране. Религиозное, этническое, социальное и культурное разнообразие российского общества ставит перед системой образования трудную задачу содействовать обеспечению консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшению социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны». Поскольку в среднем профессиональном образовании сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь наших детей, то одной из основных задач должна стать задача гражданского воспитания обучающихся. Но эффективное воспитание гражданина и патриота своей страны невозможно и без участия семьи. Гражданская идентичность является основой группового самосознания, залогом стабильности государства. С учетом сказанного проблема гражданского образования детей, формирования их гражданской идентичности является очень актуальной. При этом необходимо выделить следующие обстоятельства.

Во-первых, до сих пор в России не преодолен в полной мере кризис идентичности. Это выражается в отчуждении гражданина от государства и общества, от решения социальных проблем и в утрате индивидом чувства принадлежности к народу, определённой социальной группе.

Во-вторых, несмотря на принимаемые институтами государства и общества меры, социальное сознание и поведение российской молодежи по-прежнему характеризуется наличием ряда негативных явлений.

В-третьих, известно, что детство и юность является самой благодатной порой для привития гражданских и патриотических чувств. По всей видимости, гражданское образование окажется более эффективным в том случае, если его содержание будет тесно увязываться с инновационными методами и формами обучения и воспитания.

Проблема экспериментального исследования назрела сейчас наиболее остро, поскольку в России до сих пор не преодолен кризис идентичности, подростки плохо представляют себе роль гражданина и патриота в жизни государства.

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Гражданственность даёт гордость – за свою страну, ее историю и культуру.

Гражданственность даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения.

Гражданственность даёт сопричастность – к судьбе не только своей семьи, но и страны.

Гражданственность даёт свободу – если понимать её, как осознанную необходимость.

Гражданственность даёт уважение – к законам и государственным институтам.

Гражданственность даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.

Задача преподавателя - отобрать из массы впечатлений, получаемых студентом, наиболее доступные ему; эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.


Классный час

Тему: «У нас больше общего, чем различий»

Цели внеклассного мероприятия: формирование идентичности человека, как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине.

Образовательная:

  1.  Помочь студентам понять, почему так важно уважать окружающих.
  2.  Освоение знаний о быте и культуре народов России.
  3. Формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Развивающая:

  1.  Развивать речь, обогащать словарный запас студентов.
  2.  Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
  3. Развитие личности ребенка, воспитание добросердечности и позитивного мировоззрения.

Воспитательная:

Воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям.

Вид занятия: - «классный час»

Место проведения: - кабинет № 22

Время проведения: - 1 академический час

Оборудование и материалы: - экран, мультимедийный проектор, персональный компьютер.


2. Методика проведения

  1. Организационная часть - включает: подготовку аудитории, проверку готовности участников к проведению классного часа.
  2. Вступительная часть – классный руководитель знакомит студентов с темой, целью, задачами классного часа, создает определенную атмосферу и настрой аудитории.
  3. Основная часть – в основной части студенты и классный руководитель в своих выступлениях знакомят аудиторию с основными вопросами темы мероприятия.
  4. Заключительная часть – итоги внеклассного мероприятия подводят студенты и классный руководитель.

Сценарий проведения внеклассного мероприятия

Ход мероприятия:

Классный час строится в форме диалога.

В начале классного часа ребята садятся в круг, преподаватель рядом с ними.

  1. Ребята, давайте начнем наш разговор необычно с трех Я. Попробуйте рассказать о себе в трёх предложениях.
  2. Наша сегодняшняя тема: «У нас больше общего, чем различий». А что разного в нас? Как вы это понимаете?

- внешность;

- цвет глаз.

Внешне мы принимаем людей такими, какие они есть - это не зависит от нас, такими нас делает природа, наследственность.

  1. А что ещё в нас разного?

- черты характера;

- личные качества.

  1. Какие качества бывают, на какие категории их разделить?

- плохие

- хорошие

Хорошие объединяют.

Плохие нас - разобщают - ДЕЛАЮТ РАЗНЫМИ.

  1. Назовите такие качества, которые нас разобщают, делают разными.

Жестокость

Предательство

Месть

Ненависть

Зависть

Назовите качества, которые лично вы боитесь. Вам не нравится общаться с такими людьми. Вы не понимаете, как можно быть таким.

У меня в руках маленькая игрушка. Мы будем передавать её друг другу по кругу и говорить. Начну я.  

- Я хочу, чтобы в жизни как можно меньше встречалось жестоких людей.

Продолжают ребята, преподаватель не прерывает, дослушивает до конца каждого.

  1.   Ребята, качеств которые отравляют жизнь много. Сегодня мы сможем обсудить только одно.
  2. Вам, наверное доводилось слышать такую фразу: «Детство - самая счастливая пора» безоблачная, беспроблемная. Всё же в детстве много проблем. И эти проблемы особенно трудны: ведь человек сталкивается и с радостью, и с болью впервые. И часто забавная игра незаметно переходит в серьезные взрослые проблемы, решать которые приходится самим детям.
  3. Бывают ситуации, когда много детей, ЦЕЛАЯ группа, обижают, унижают, бьют одного?

Ответы детей.

  1. Вы встречались с такими случаями в жизни?
  2. Вы читали произведение Л.Н. Толстого «Детство» Компания мальчиков среди них тихий, добрый очень услужливый ИЛИНЬКА Грап. Мальчики его не уважали и обращали на него внимание, когда хотели пошутить. Однажды ребята играли, кувыркались, прыгали через стулья, вставали на голову. И вдруг их возмутило, что Илинька не делает этого. Они стали его заставлять силой. Он плакал, отказывался. Они поставили его на голову и в таком положении ещё и поколотили. Мальчик плакал не столько от физической боли, сколько от мысли, что пять мальчиков, которые может быть нравились, ему без всякой причины ненавидят и гонят его.
  3. Вы встречались с такими людьми в жизни?  У вас были такие ситуации?  На какой стороне вы были?

Иногда бывает очень легко поддаться общему настроению, царящему в группе твоих приятелей. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том не принесут ли они страдания другим.

Какое это качество?    ЖЕСТОКОСТЬ.

Как вы поступаете когда встречаетесь с проявлением жестокости?

Еще одно произведение «Чучело» В. Железникова. В повести рассказывается о конфликте между новенькой ученицей 6 класса Леной Бессольцевой и группой её ровесников. Много всего пришлось пережить Лене до тех событий, которые описаны в повести: первую любовь, конфликт с одноклассниками, давшими её прозвище «Чучело», бойкот. Бойкот объявили одноклассники, которые ошибочно и несправедливо обвинили Лену в предательстве. А она из-за своей воспитанности, порядочности не могла выдать настоящего предателя и терпела   издевательства ребят.

Просмотр отрывка из фильма «Чучело» Момент погони. Дети гонят Лену, а та скрывается в доме и, захлёбываясь в слезах, рассказывает деду о жестокости одноклассников.

Мне становится страшно, когда я смотрю эти кадры и думаю - насколько жестокими могут быть маленькие дети.

Опишите, если сможете чувства, переживаемые вами в процессе просмотра этого эпизода.

Ребята описывают свои чувства.

Девочка не ответила на оскорбление оскорблением, как вы думаете почему?

Какие качества этому способствуют?

Ответы ребят (Порядочность, доброта.)

Какими бы сложными не были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности.

Одноклассники разобрались, что ошиблись, но было поздно Лена уехала из города, не смогла выдержать ситуацию. Но одноклассники успели попросить прощения.

  1. Ребята о чем это говорит?  

Просить прощение тяжело?

Значит не только плохие качества в этих людях, значит больше оказалось каких ребят ?

Ответы

  1. Скажите на что похожа жизнь людей, у которых качеств больше плохих чем хороших?
  2.  Это великое искусство, когда люди пытаются понять друг друга.

Есть замечательная притча о том, что Бог создал только добро, зло он не создавал.  Зла не существует. Зло - это просто отсутствие Бога. Зло - это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви, отсутствие добра. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света.

  1. Учитель раздаёт каждому ребёнку вырезанную из картона ладошку. Просит каждого ребенка написать в центре своё имя. Ладошки передают по кругу и дети на каждом пальчике пишут только хорошее качество этого человека. Ладошки возвращаются к владельцам.
  2. Ребята, посмотрите, как ценят вас ваши одноклассники. Как хорошо они о вас думают. Посмотрите, какие вы замечательные. Читайте это почаще, любите тех, кто рядом с вами.
  3. Посмотрите небольшой видеоролик. Размышление: «Зачем приходим в этот мир»
  4. Расстанемся на этой философской ноте. Размышляйте. И пусть в вашей жизни встречается только хорошее.

Заключительное слово классного руководителя:

В конце нашего классного часа, мне хочется сказать вам следующее, что группа - это маленькое сообщество и чтобы в этом сообществе всегда царил мир доброта, радость, уважение, взаимопонимание. Живите дружно, помогайте друг другу.


Заключение

Данное внеклассное мероприятие посвящен формированию гражданской идентичности у студентов.

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «У нас больше общего, чем различий» способствует усилению взаимовлияния и взаимопроникновение культур, сотрудничество и партнерство стали неотъемлемой чертой существования человека.

Одна из задач учебного заведения – научить людей жить вместе. В современной социокультурной ситуации колледж является местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где обучающимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, формируются толерантные качества личности в процессе поликультурного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...

Методическая разработка классного часа по теме: "Еда без вреда".

Классный час который способствует расширению знаний учащихся о продуктах питания, пищевой ценности продуктов; воспитанию потребности в здоровом образе жизни....

Методическая разработка классного часа, тема: "Правда и мифы о курении"

Настоящее положение разработано в помощь кураторам учебных групп для планирования и проведения мероприятий, приуроченных Международному дню отказа от курения в последний четверг ноября. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ТЕМА «ПРЕДМЕТ ПОВЫШННОЙ ОПАСНОСТИ – ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ (ПЕРОЧИННЫЕ НОЖИ, КУХОННЫЕ НОЖИ, ЭЛЕКТРОШОКЕРЫ И Т.П.)

Познакомится, какие посторонние предметы могут причинить вред здоровью участников образовательной деятельности.Ознакомить студентов с отдельными пунктами ПРАВИЛ внутреннего распорядка обучающихся ГАПО...

Методическая разработка классного часа Тема «Диагностика буллинга на раннем этапе развития и методы его коррекции»

В современном обществе подростки все чаще сталкиваются с проблемой жестокости и не всегда знают, как вести себя в таких ситуациях, к кому обращаться и как избежать негативных последствий травли. Поэто...

Методическая разработка классного часа Тема «Толерантность - путь к миру и взаимопониманию»

Сейчас тема межнациональной терпимости, дружбы народов, добрососедства и взаимного уважения очень актуальна.  Наша страна встала на защиту двух соседних республик, нуждающихся в защите своего нас...