Кейс - технологии как средство повышения компетентности обучяющихся
материал

Елена Алексеевна Зубарева

Кейс - технологии как средство повышения компетентности обучяющихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

ДОКЛАД

На тему:

«Кейс - технологии как средство повышения компетентности обучающихся».

Автор: преподаватель высшей

 квалификационной категории

Зубарева Е.А.

г.Рославль 2019 г.

Кейс-технологии в учебном процессе

  • традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из ситуации на основе прошлого;
  • интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает, как справиться с настоящим;
  • кейс-метод (или обучение на конкретном примере) готовит мудрого человека, умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него.

В. Н. Птицин

История возникновения

Впервые работа с кейсами в рамках учебногопроцесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908году

Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XXв. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название его произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай.

Главная особенность метода — изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики.

Существуют различные обозначения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуации, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В России данная технология стала внедряется лишь последние 3-4 года.

В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах.

Кейс – технология это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе на основе фактов из реальной жизни.

Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.

При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество преподавателя и учащегося!

Возможности кейс - технологии в обогащающем обучении

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся , опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Виды кейсов

Кейс – это единый информационный комплекс.  Как правило, он состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс - может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным.

Мультимедиа кейс - наиболее популярен в последнее время, но зависит от технического оснащения образовательного учреждения.

Видео кейс - может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  информации.

Методы кейс - технологии

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучающиеся получают кейс не в полном объеме.    Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...». Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой Корреспонденции «баскетметод»

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.

Игровое проектирование

Цель  — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический .

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Метод дискуссии

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс - стадии

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Особенности:

  1. Обязательная исследовательская стадия процесса
  2.  Коллективное обучение или работа в группе
  3. Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
  4. Специфическая разновидность проектной технологии
  5. Стимулирование деятельности учащихся для  достижения успеха
  6. Следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения"

Использование кейс-стадии...

  • позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы;
  • помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
  • принципиально отличается от  традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины;
  • преодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.

Использование  кейсов

Кейс может использоваться  на любой стадии обучения и для контроля знаний учащихся.

Перед зачетом обучающийся может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.

Создание кейса

В начале нужно ответить на три вопроса:

  1. Для кого и чего пишется кейс?
  2. Чему должны научиться учащиеся?
  3. Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Цель обучения;

Структурирование учебного материала;

Выбор организационных форм, методов и средств обучения.

Правила создания кейса

  1. Предписание.  Разработка идеи будущего кейса.
  2. Составление схемы кейса. Это определение действия, действующих лиц, описание предприятия или ситуации и внешние окружающие факторы.
  3. Определение методической цели  кейса. Это может быть иллюстрация к теории, чисто практическая ситуация или их совмещение.
  4. Определение цели обучения кейс-методом. Формирование навыков сбора, анализа  информации, выработка идей (решений), выбор лучших вариантов и умение их презентовать.

Требование к создаваемому кейсу

  1. Соответствие поставленной цели.
  2. Соответствия уровня сложности.
  3. Иллюстрация аспектов реальной жизни, и типичных ситуаций.
  4. Актуальность в течение длительного времени.
  5. Развитие аналитического  мышления.
  6. Провоцирование дискуссии.

Этапы создания нового кейса

  1. Поиск источников кейса.
  2. Сбор данных для кейса.
  3. Макетирование содержания кейса.
  4. Апробация кейса в аудитории.
  5. Жизненный цикл кейса.

Выбор готового кейса

Кейс должен:

  • иметь хорошую фабулу.
  • фокусироваться на теме, вызывающей интерес.
  • быть реалистичным.
  • включать цитаты из различных источников.
  • содержать проблемы понятные пользователю.
  • требовать оценки принятых решений.
  • прививать навыки менеджмента.

Методика работы с кейсом

Задача максимально активизировать учащихся и вовлечь их в процесс анализа ситуации и принятия решения.

Группа делиться на команды (3-6 человек), в каждой из них выбирается руководитель (модератор).

Модератор организует работу команды, распределяет вопросы, организует дискуссию, аккумулирует (фиксирует) идеи, регулирует поток идей высказываний, делает доклад о результатах работы своей команды или назначает докладчика.

Правила проведения кейса (руководство для модератора)

  1. Модератор представляет проблему.
  2. Делается попытка вспомнить и привлечь к рассмотрению кейса известные аналоги, проанализировать как решались подобные проблемы.
  3. Предложить новые решения, аргументировать их, сформулировать мнение группы, для доклада.
  4. Каждый имеет равные права, любой может высказать одну или несколько идей одновременно,  остальные должны воздержаться от критики в адрес выступающего с идеей.
  5. Выступающий четко формулирует идеи и мнения, но не навязывает их другим.
  6. После того как идеи высказаны происходит их последовательное обсуждение и выработка общего решения, его оформление. Для представления результата рекомендуется  подготовить выводы, графики, таблицы.
  7. Несогласный с общим решением имеет право выступить с особым мнением на этапе защиты темы.

Работа учащегося с кейсом

I этап —   знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

III этап —предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

IV этап —анализ последствий принятия того или иного решения;

V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких  вариантов последовательности действий, указание на важные роблемы, механизмы их предотвращения и решения;

VI этап – презентация решений.

Действия  преподавателя в кейс - технологии

  • создание кейса или использование уже имеющегося;
  • распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
  • знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
  • организация работы учащихся в малых группах, определение  докладчиков;
  • организация презентации решений в малых группах;
  • организация общей дискуссии;
  • обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
  • оценивание учащихся преподавателем.

Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя в ходе работы с кейсом:

  1. Преподаватель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или дополнительной информации;
  2. В  определенных условиях преподаватель будет сам давать ответ;
  3. Преподаватель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.

Пример кейса

Население несет деньги в банки

Тема:   Деньги.  

Представленные ЦБ РФ в конце июня данные о динамике денежной массы по май включительно свидетельствуют о сохранении тенденции к росту данного показателя в реальном выражении. К началу июня 2002 г. этот показатель достиг уровня 115% по отношению к декабрю 1997 г. Необходимо отметить, что на протяжении вот уже семи месяцев расширение реальной денежной массы происходит за счет увеличения остатков на счетах физических лиц в кредитных организациях, тогда как остатки на счетах юридических лиц колеблются вокруг уровня 140% по отношению к декабрю 1997 г. К концу мая 2002 г. вклады и депозиты физических лиц в реальном выражении достигли уровня 95% по отношению к декабрю 1997 г. их прирост за пять месяцев составил 9,5%. Объем вкладов частных лиц в Сбербанке на 1.07.02 г. по отношению к декабрю 1997 г. вырос в 8,9 раз, составив 572 миллиарда рублей.

Вопросы:

  1. Что означает фраза «рост показателя в реальном выражении».
  2. Дайте определение денежной массы.
  3. Что такое вклады и депозиты. Как они изменились к 2002 г.
  4. Чем "рост" отличается от "прироста"? Приведите примеры.
  5. Найдите объем вкладов частных лиц в Сбербанке в декабре 1997 г?
  6. Какой объем вкладов на 1. 06.02 в реальном выражении?
  7. Найдите объем вкладов на 1.01.02. Какой объем можно найти: номинальный или реальный?

Вывод

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кейс – технологии как средство повышения компетентности обучающихся Автор: Преподаватель высшей квалификационной категории Зубарева Е.А.

Слайд 2

традиционное образование готовит знающего человека , умеющего найти выход из ситуации на основе прошлого ; интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека , который знает, как справиться с настоящим ; кейс-метод (или обучение на конкретном примере) готовит мудрого человека , умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него. В. Н. Птицин

Слайд 3

История возникновения Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 году. В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет.

Слайд 4

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов ). Особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией . При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество преподавателя и учащегося! Кейс – технология

Слайд 5

Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, он состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Печатный кейс - может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным. Мультимедиа кейс - наиболее популярен в последнее время, но зависит от технического оснащения образовательного учреждения. Видео кейс - может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра информации . Виды кейсов

Слайд 6

Методы кейс - технологии

Слайд 7

Кейс может использоваться на любой стадии обучения и для контроля знаний обучающихся.

Слайд 8

Кейс - обучение Открытая дискуссия Опрос (презентация) Руководимая Свободная Индивидуальный Групповой Использование кейсов

Слайд 9

Кейс – проверка знаний С предварительной подготовкой Без предварительной подготовки Перед зачетом обучающийся может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время. Использование кейсов

Слайд 10

Создание кейса В начале нужно ответить на три вопроса: Для кого и чего пишется кейс? Чему должны научиться учащиеся? Какие уроки они из этого извлекут? После этого процесс создания кейса будет иметь вид: Цель обучения Структурирование учебного материала Выбор организационных форм, методов и средств обучения

Слайд 11

Правила создания кейса Предписание . Разработка идеи будущего кейса. Составление схемы кейса. Это определение действия, действующих лиц, описание предприятия или ситуации и внешние окружающие факторы. Определение методической цели кейса. Это может быть иллюстрация к теории, чисто практическая ситуация или их совмещение. Определение цели обучения кейс-методом . Формирование навыков сбора, анализа информации, выработка идей (решений), выбор лучших вариантов и умение их презентовать.

Слайд 12

Требование к создаваемому кейсу Соответствие поставленной цели. Соответствия уровня сложности. Иллюстрация аспектов реальной жизни, и типичных ситуаций. Актуальность в течение длительного времени. Развитие аналитического мышления. Провоцирование дискуссии.

Слайд 13

Этапы создания нового кейса Поиск источников кейса. Сбор данных для кейса. Макетирование содержания кейса. Апробация кейса в аудитории. Жизненный цикл кейса.

Слайд 14

Выбор готового кейса Кейс должен: иметь хорошую фабулу. фокусироваться на теме, вызывающей интерес. быть реалистичным. включать цитаты из различных источников. содержать проблемы понятные пользователю. требовать оценки принятых решений. прививать навыки менеджмента.

Слайд 15

Методика работы с кейсом Задача максимально активизировать учащихся и вовлечь их в процесс анализа ситуации и принятия решения. Группа делиться на команды (3-6 человек), в каждой из них выбирается руководитель (модератор). Модератор организует работу команды, распределяет вопросы, организует дискуссию, аккумулирует (фиксирует) идеи, регулирует поток идей высказываний, делает доклад о результатах работы своей команды или назначает докладчика.

Слайд 16

Правила проведения кейса Модератор представляет проблему. Делается попытка вспомнить и привлечь к рассмотрению кейса известные аналоги, проанализировать как решались подобные проблемы. Предложить новые решения, аргументировать их, сформулировать мнение группы, для доклада. Каждый имеет равные права, любой может высказать одну или несколько идей одновременно, остальные должны воздержаться от критики в адрес выступающего с идеей. Выступающий четко формулирует идеи и мнения, но не навязывает их другим. После того как идеи высказаны происходит их последовательное обсуждение и выработка общего решения, его оформление. Для представления результата рекомендуется подготовить выводы, графики, таблицы. Несогласный с общим решением имеет право выступить с особым мнением на этапе защиты темы. (руководство для модератора)

Слайд 17

I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения; V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий , указание на важные проблемы , механизмы их предотвращения и решения; VI этап – презентация решений. Работа учащегося с кейсом

Слайд 18

создание кейса или использование уже имеющегося; распределение учеников по малым группам (3-6 человек); знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщающее выступление учителя , его анализ ситуации; оценивание учащихся преподавателем . Действия преподавателя в кейс - технологии

Слайд 19

Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя в ходе работы с кейсом : Преподаватель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или дополнительной информации ; В определенных условиях преподаватель будет сам давать ответ ; Преподаватель может ничего не делать , ( оставаться молчаливым ) пока кто-то работает над проблемой.

Слайд 20

Население несет деньги в банки Тема: Деньги. Представленные ЦБ РФ в конце июня данные о динамике денежной массы по май включительно свидетельствуют о сохранении тенденции к росту данного показателя в реальном выражении. К началу июня 2002 г. этот показатель достиг уровня 115% по отношению к декабрю 1997 г. Необходимо отметить, что на протяжении вот уже семи месяцев расширение реальной денежной массы происходит за счет увеличения остатков на счетах физических лиц в кредитных организациях, тогда как остатки на счетах юридических лиц колеблются вокруг уровня 140% по отношению к декабрю 1997 г. К концу мая 2002 г. вклады и депозиты физических лиц в реальном выражении достигли уровня 95% по отношению к декабрю 1997 г. их прирост за пять месяцев составил 9,5%. Объем вкладов частных лиц в Сбербанке на 1.07.02 г. по отношению к декабрю 1997 г. вырос в 8,9 раз, со­ставив 572 миллиарда рублей. Вопросы: Что означает фраза «рост показателя в реальном выражении». Дайте определение денежной массы. Что такое вклады и депозиты. Как они изменились к 2002 г. Чем "рост" отличается от "прироста"? Приведите примеры. Найдите объем вкладов частных лиц в Сбербанке в декабре 1997 г? Какой объем вкладов на 1. 06.02 в реальном выражении? Найдите объем вкладов на 1.01.02. Какой объем можно найти: номинальный или реальный?

Слайд 21

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии , сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий , их подготовки и проведения. Вывод

Слайд 22

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Педагогические технологии как средство повышения качества образования обучающихся НПО"

Ни для кого не секрет, что  у значительной части современных учащихся снижен уровень учебной мотивации, слабо развиты как высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, самоконтро...

Информационные технологии как средство повышения математической компетентности учащихся

Преподавателям общеобразовательных дисциплин в системе СПО нередко бывает сложно привлечь внимаение учащихся к учебному материалу, не связанному с их будущей профессиональной деятельностью. Информацио...

Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

В статье раскрыто содержание понятия "кейс-технология", рассматривается технология создания кейсов на занятиях иностранного языка....

Интернет-умные технологии – эффективное средство повышения учебной мотивации

Интернет-умные технологии –эффективное средствоповышения учебной мотивации...

Использование игровых технологий как средство повышения учебно-познавательного интереса к изучению иностранного языка.

Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она   делает уроки радостными, творческими и коллективными. При использовании игр на уроке появ...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

С целью повышения познавательной деятельности у обучающихся на своих уроках мною используются ИТК технологии...