Травматизм на занятиях физической культуры на примере вида спорта:лёгкая атлетика.
учебно-методический материал

Сабитов Рушан

В спортивном мире много проблем, и одна из них - это травматизм. Движения спортсмена как напряженная, активная деятельность, связанная с рядом экстремальных ситуаций, требует хорошего здоровья. Высоких спортивных результатов может достичь только здоровый спортсмен. Однако занятия спортом не вредят, а содействуют развитию здоровья только тогда, когда они проводятся рационально, с оптимальной нагрузкой, в соответствующей гигиенической обстановке и т.п.

Обстоятельства и причины возникновения травм у студентов и меры их профилактики.

Элементы легкоатлетического спорта являются составными частями каждой тренировки, каждого занятия. Для достижения высоких спортивных достижений в легкой атлетике требуется тщательная систематическая тренировка как общая, так и специальная.

Одной из частых причин, вызывающих повреждения у легкоатлетов, является нарушение правил организации и методики проведения тренировок и соревнований.

У участников различных легкоатлетических соревнований Москвы, по данным В.П. Воробьева и А.Б. Гандельсмана, повреждения были отмечены в 0,29 % случаев. Эти данные дают основания считать, что на занятиях и соревнованиях бывают легкие ранения, растяжения и разрывы связочного аппарата, ушибы и травмы нервно-мышечного характера.

У легкоатлетов бывают чаще всего травмы нижних конечностей, встречаются и повреждения кистей рук.

По материалам В.П. Воробьева, повреждения нижних конечностей на тренировках составляли 60,2 %, а на соревнованиях - 72,4 %, тогда как повреждения верхних конечностей (кисти рук) - соответственно 15,0 и 17,5 %.


Виды травм при проведении соревнований по легкой атлетике

 

Недостатки мест и условий проведения занятий были причиной травм на тренировках в 26,7 % случаев, на соревнованиях - в 18,0 %. Недочеты в организации и методике проведения на тренировках - 37,1 % и на соревнованиях- 40,1 % ; нарушение правил медицинского контроля на тренировках - 30,5 % и на соревнованиях - 27,3 %, недостаточная воспитательная работа (поведение) на тренировках - 5,7 % и соревнованиях -6,8 %. Прочие причины на соревнованиях - 7,8 %.

Причиной травм может быть состояние занимающихся, связанное с условиями внешней среды (например, с погодой) или наличием перегрузки во время тренировок, прикидок по бегу.

Виды травм

По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней степени тяжести и легкие.

•Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящей в потере учебной и спортивной трудоспособности сроком свыше 30 дней. Пострадавших госпитализируют или длительное время лечат у детских травматологов-ортопедов в специализированных отделениях или амбулаторно.
•Травмы средней сложности тяжести – это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30 дней. Дети со спортивными травмами средней тяжести также должны лечиться у детских травматологов-ортопедов.
•Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потере общей и спортивной работоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжение 1-й степени и др., при которых учащиеся нуждаются в оказании первой врачебной помощи. Возможно сочетание назначенного врачом лечения (сроком до 10 дней) с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.

Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.

•Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора.
•Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.
•Существует еще один вид травм – микротравмы. Это повреждения, получаемые клетками тканей в результате однократного (или часто повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающего нарушение их функций и структуры (длительные нагрузки на неокрепший организм детей и подростков).
•Иногда выделяют очень легкие травмы (без потери спортивной трудоспособности) и очень тяжелые травмы (приводящие к спортивной инвалидности и смертельным исходам).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эмоционального фона на занятиях физической культурой

Физкультура должна формировать у детей интерес к движениям, желание заниматься физическими упражнениями, в том числе самостоятельно. На уроках физкультуры ребёнок получает элементарные зн...

Особенности организации занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы.

Забота о здоровье – важнейшая обязанность государства. Охрана здоровья населения является обязанностью всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Особое внимание уделяется ох...

Экспериментальная работа по теме "Влияние занятий физической культуры на уровень физической подготовленности студентов "Саратовского политехнического колледжа"

Для мониторенга берется группа студентов. При поступление в колледж проводится входной контроль физического развития, анкетирование. При окончание второго курса студенты контрольной группы проходят ко...

Формирование и управление умственного и физического развития студента в процессе занятий физической культурой

В связи с  возросшей  интенсивностью учебного процесса и  большим объемом учебной работы в последнее время у студентов в высшем учебном заведении  наблюдается высокая  умствен...

Технологическая карта урока физической культуры 3 класс "Закрепление изученного. Легкая атлетика"

Образовательные:1) Способствовать совершенствованию жизненно важных навыков и умений в подвижных играх.2) Обучать  подвижным играм «Братец Кролик, братец Лис», «Два мороза»...

Травматизм на занятиях физической культурой.

Травматизм –совокупность травм, которые могут возникать в определённой группе за какой-то отрезок времени. В данной статье рассмотрена проблема травматизма, причины, по которым дети часто получа...