Травматизм на занятиях физической культуры на примере вида спорта:лёгкая атлетика.
учебно-методический материал

Сабитов Рушан

В спортивном мире много проблем, и одна из них - это травматизм. Движения спортсмена как напряженная, активная деятельность, связанная с рядом экстремальных ситуаций, требует хорошего здоровья. Высоких спортивных результатов может достичь только здоровый спортсмен. Однако занятия спортом не вредят, а содействуют развитию здоровья только тогда, когда они проводятся рационально, с оптимальной нагрузкой, в соответствующей гигиенической обстановке и т.п.

Обстоятельства и причины возникновения травм у студентов и меры их профилактики.

Элементы легкоатлетического спорта являются составными частями каждой тренировки, каждого занятия. Для достижения высоких спортивных достижений в легкой атлетике требуется тщательная систематическая тренировка как общая, так и специальная.

Одной из частых причин, вызывающих повреждения у легкоатлетов, является нарушение правил организации и методики проведения тренировок и соревнований.

У участников различных легкоатлетических соревнований Москвы, по данным В.П. Воробьева и А.Б. Гандельсмана, повреждения были отмечены в 0,29 % случаев. Эти данные дают основания считать, что на занятиях и соревнованиях бывают легкие ранения, растяжения и разрывы связочного аппарата, ушибы и травмы нервно-мышечного характера.

У легкоатлетов бывают чаще всего травмы нижних конечностей, встречаются и повреждения кистей рук.

По материалам В.П. Воробьева, повреждения нижних конечностей на тренировках составляли 60,2 %, а на соревнованиях - 72,4 %, тогда как повреждения верхних конечностей (кисти рук) - соответственно 15,0 и 17,5 %.


Виды травм при проведении соревнований по легкой атлетике

 

Недостатки мест и условий проведения занятий были причиной травм на тренировках в 26,7 % случаев, на соревнованиях - в 18,0 %. Недочеты в организации и методике проведения на тренировках - 37,1 % и на соревнованиях- 40,1 % ; нарушение правил медицинского контроля на тренировках - 30,5 % и на соревнованиях - 27,3 %, недостаточная воспитательная работа (поведение) на тренировках - 5,7 % и соревнованиях -6,8 %. Прочие причины на соревнованиях - 7,8 %.

Причиной травм может быть состояние занимающихся, связанное с условиями внешней среды (например, с погодой) или наличием перегрузки во время тренировок, прикидок по бегу.

Виды травм

По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней степени тяжести и легкие.

•Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящей в потере учебной и спортивной трудоспособности сроком свыше 30 дней. Пострадавших госпитализируют или длительное время лечат у детских травматологов-ортопедов в специализированных отделениях или амбулаторно.
•Травмы средней сложности тяжести – это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30 дней. Дети со спортивными травмами средней тяжести также должны лечиться у детских травматологов-ортопедов.
•Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потере общей и спортивной работоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжение 1-й степени и др., при которых учащиеся нуждаются в оказании первой врачебной помощи. Возможно сочетание назначенного врачом лечения (сроком до 10 дней) с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.

Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.

•Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора.
•Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.
•Существует еще один вид травм – микротравмы. Это повреждения, получаемые клетками тканей в результате однократного (или часто повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающего нарушение их функций и структуры (длительные нагрузки на неокрепший организм детей и подростков).
•Иногда выделяют очень легкие травмы (без потери спортивной трудоспособности) и очень тяжелые травмы (приводящие к спортивной инвалидности и смертельным исходам).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эмоционального фона на занятиях физической культурой

Физкультура должна формировать у детей интерес к движениям, желание заниматься физическими упражнениями, в том числе самостоятельно. На уроках физкультуры ребёнок получает элементарные зн...

Экспериментальная работа по теме "Влияние занятий физической культуры на уровень физической подготовленности студентов "Саратовского политехнического колледжа"

Для мониторенга берется группа студентов. При поступление в колледж проводится входной контроль физического развития, анкетирование. При окончание второго курса студенты контрольной группы проходят ко...

Формирование и управление умственного и физического развития студента в процессе занятий физической культурой

В связи с  возросшей  интенсивностью учебного процесса и  большим объемом учебной работы в последнее время у студентов в высшем учебном заведении  наблюдается высокая  умствен...

Технологическая карта урока физической культуры 3 класс "Закрепление изученного. Легкая атлетика"

Образовательные:1) Способствовать совершенствованию жизненно важных навыков и умений в подвижных играх.2) Обучать  подвижным играм «Братец Кролик, братец Лис», «Два мороза»...

Травматизм на занятиях физической культурой.

Травматизм –совокупность травм, которые могут возникать в определённой группе за какой-то отрезок времени. В данной статье рассмотрена проблема травматизма, причины, по которым дети часто получа...

Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по многоборью (легкая атлетика)

Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия лёгкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья детей. Популярность и массовость лёгкой а...