Профессиональное самоопределение
рабочая программа

Гричановская Ольга Николаевна

Поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников – актуальная задача преемственности традиций профессионального искусства.

Профессиональная ориентация (от фран. orientation – установка) – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о профессии: её психофизических характеристиках, востребованности на рынке труда.

Сделать правильный выбор профессии – это значит найти профессию, которая интересна и привлекательна, имеет спрос на рынке труда, доступна и посильна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_4_proforientatsiya.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКОЕ  ОБЛАСТНОЕ  МУЗЫКАЛЬНОЕ  УЧИЛИЩЕ

ИМЕНИ  М. И. ГЛИНКИ»

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

                                                                                                             «____» ___________2017 г.

  ПРОГРАММА

по профориентации,

профессиональному самоопределению

Составитель  О.Н. Гричановская,  преподаватель предметно-цикловой комиссии  «Фортепиано»

высшая квалификационная  категория по должности "преподаватель"

Смоленск

2021

Поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников – актуальная задача преемственности традиций профессионального искусства.

Профессиональная ориентация (от фран. orientation – установка) – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о профессии: её психофизических характеристиках, востребованности на рынке труда.

Сделать правильный выбор профессии – это значит найти профессию, которая интересна и привлекательна, имеет спрос на рынке труда, доступна и посильна.

Проблема востребованности на рынке труда молодых педагогических кадров стоит очень остро, что решает вопрос трудоустройства выпускников средних и высших учебных заведений. Таким образом, для успешного решения задач по профориентации учащихся необходимо:

помочь разобраться в содержании профессии педагога-музыканта, определить привлекательные стороны этой профессии;

научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, научить анализировать свои возможности и способности;

сформировать положительное отношение к своему труду.

Основными направлениями профориентационной работы в являются:

  • профессиональная информация;
  • профессиональное воспитание;
  • профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о профессии, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для выбора этой профессии, о системе учебных заведений и путях её получения, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание  включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить уровень своих музыкальных склонностей и способностей.

Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация носит индивидуальный характер.

Цель профориентационной работы:

  • Создание условий эффективного обучения и развития обучающихся для дальнейшего получения профессионального образования в сфере искусства и трудоустройство по профилю полученной специальности.

Задачи:

  • Развитие и воспитание личности, способной к творческой самореализации.
  • Оказание студенту профессиональной поддержки и психологической помощи в самоопределении и выборе будущей профессии.
  • Поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников.

Для успешного решения задач по профориентации учащихся необходимо:

  • помочь разобраться в содержании профессии педагога-музыканта, определить привлекательные стороны этой профессии;
  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, научить анализировать свои возможности и способности;
  • сформировать положительное отношение к своему труду.

В Смоленском областном музыкальном училище имени М.И.Глинки на протяжении многих лет проводится работа по профориентации выпускников. Это прежде всего концерты преподавателей и студентов музыкального училища в училище, консультации кураторов, их беседы с родителями, работа преподавателей в жюри школьных, городских конкурсов, родительские собрания учащихся с приглашением заместителя директора, преподавателей музыкального училища.

Одним из важных направлений профессиональной ориентации учащихся являются также различные конкурсы и фестивали, участвуя в которых студенты имеют возможность пообщаться друг с другом, послушать выступления, увидеть себя в будущей профессии, а также посещение мастер-классов ведущих музыкантов, творческие встречи с выпускниками училища.

Чтобы результат профориентационной работы в училище был устойчивым и более эффективным, она должна быть систематической и идти по четырём направлениям:

информационная работа в училище,

работа с педагогами,

работа с родителями,

работа со студентами.

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы.

Достаточная информация о профессии и путях её получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии студент не сможет сделать обоснованного выбора. Показателем достаточности информации является ясное представление им требований профессии к человеку, потребности общества к данному специалисту.

Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности профессии в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая активность ученика по получению необходимой информации о будущей профессии, пробы своих сил в конкретной области деятельности.

Уверенность ученика в социальной значимости труда, сформированное отношение к труду как к жизненной ценности.

Степень самопознания студента. Обоснованность выбора профессии будет зависить от того, насколько глубоко ученик сможет изучить свои профессионально важные качества.

Наличие у студента обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности.

План работы:

мероприятие

сроки

1

Посещение мастер-классов.

октябрь-ноябрь

2

Концерт камерной музыки.

декабрь

3

Творческие встречи с выпускниками училища.

январь

4

Конкурс по концертмейстерскому мастерству.

март

5

Конкурс по ансамблевому исполнительству.

апрель

6

Академические концерты.

апрель

7

Отчетный концерт студентов и преподавателей.

май-июнь

8

Государственная итоговая аттестация. Концерт выпускников.

июнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Профессиональная подготовка – путь к профессиональному самоопределению»

Статья на тему:«Профессиональная подготовка – путь к профессиональному самоопределению»...

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся Федерального Государственного бюджетного профессионального образовательного учрежде...

« Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение воспитанников с ОВЗ (опыт ,проблемы, переспективы)»

Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности.Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной ...

Профессиональное самоопределение школьников как одно из условий подготовки специалистов с компетенциями цифровой экономики в разрезе системы среднего профессионального образования

XII ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Региональные направления цифрового развития», круглый стол «Кадры для цифровой экономики»...

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе профессионального образования"

Презентация содержит описании технологии сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процесс профессионального образования, реализуемой в организации СПО...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...