здоровьесберегающая технология - «Коррекция поведения».
учебно-методический материал

Лехман Вера Васильевна

На современном этапе, человек, чтобы достичь успеха, должен обладать сформированной здоровой личностью, которая подразумевает: самостоятельность, способность к сотрудничеству, умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Здоровьесберегаюжая технология "Коррекция поведения " направленна именно на формирование такой личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.69 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочется поделиться с вами своими опытом работы в общеобразовательной школе по направлению одной из здоровьесберегающих технологий- «Коррекция поведения».

Очень часто мы встречаемся с необходимостью применения данной технологии.

На современном этапе, человек, чтобы достичь успеха, должен обладать сформированной здоровой личностью, которая подразумевает: самостоятельность, способность к сотрудничеству, умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой.

Наша работа направлена на формирование такой личности. Поведение напрямую связанно с восприятием и проекцией окружающего, происходящего вокруг нас.

Поведение человека в широком смысле – это его образ жизни и действий, то, как он себя ведет по отношению к другим людям, идеям, внешнему и внутреннему миру, к себе. Это поведение, которое основывается на общественных нормах.

Нормальное поведение – это любое поведение, которое не разрушает общественных отношений, образующих данную сферу деятельности.

Нормальное поведение ученика предполагает его адекватное, отвечающее потребностям и возможностям отношение к образовательному процессу и обществу.

Не нормальное (отклонениями) поведение – это поведение, противоречащее общепринятым нормам, то есть асоциальное поведение. Такое поведение учащихся в настоящее время встречается довольно часто и практически наблюдается в каждой школе. Среди подрастающего поколения усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

В связи со всем этим мною особое внимание уделяется обучающимся с отклонениями поведения: агрессивное, асоциальное, дивиантное, делинкветное, аддиктивное.

Агрессивное - это форма поведения, нацеленная на причинение физического или морального вреда другому человеку, животному.

Асоциальное - это поведение, отклоняющееся преимущественно от  норм социума, создающее сложности и неудобства окружающим людям.

Девиантное - поведение, не соответствующее общепринятым нормам: культурным, профессиональным, ситуационным, возрастным и др. Факт отклонения в поведении зависит от культурных, территориальных и иных особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и других особенностей того человека, который его осуществляет.

Делинкветное - поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние (разновидностью преступного (криминального) поведения человека). Отличия делинквентного от криминального поведения заключается в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера.

Аддиктивное - это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

В моей работе можно выделить три уровня профилактики отклоняющегося поведения. 

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов (например, совместно с социальными педагогами проводится пропаганда здорового образа жизни. 

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление нарушений, работу с обучающимися, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения и их родителями (здесь решаются проблемы семейного воспитания, в частности, насилия в семье, защиты прав детей). 

Третичная профилактика направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным отклоняющимся поведением.

Коррекция поведения организована в следующей последовательности:

  1. точно формулируется социальная и педагогическая проблема;
  2. выдвигаются предположения о возможных причинах аморального поведения;
  3. диагностический период;
  4. подбор нужных методов коррекционной работы;
  5. применение передовых методик коррекционной работы;
  6. реализация программ психокоррекционной деятельности со школьниками;
  7. ведется практическая деятельность;
  8. осуществление контроля за результатами внедренной программы.

Среди разнообразных форм профилактики и коррекции отклоняющегося поведения мною используются следующие:

  • ролевые и деловые игры;
  • дискуссии, беседы;
  • проигрывания ситуаций;
  • диалог;
  • просмотр видеоматериалов (короткометражные тематические мультфильмы, фильмы)
  • игровые упражнения;
  • техники активного слушания;
  • рисуночная арт-терапия;
  • метафорические истории и притчи.

Коррекционная работа не может быть эффективна, если над этим не работают все участники воспитательного процесса. Это сам ученик, родители, учитель, педагог-психолог.

Работа с родителями

Много внимания уделяется родителям детей, имеющим признаки девиантного поведения. С ними проводятся регулярные консультации, беседы на темы детско-родительских отношений, такие как:

«Психофизическая готовность ребёнка к школьному обучению», «Эмоциональный компонент отношения матери к ребенку», «Школьная тревожность»,

« Особенности воспитания ребенка мамой и папой»,

«Особенности адаптации ребенка к условиям обучения в школе».         

Даются рекомендации по коррекции поведения не только ребенка, но и его родителей.

Иногда работа с родителями помогает  эффективно справится с нарушениями в поведении их ребенка в достаточно короткие сроки.

Памятка классному руководителю по работе с «трудными» подростками

1. Завести тетрадь-карточку на трудновоспитуемого подростка. Вести дневник психолого-педагогических наблюдений.

2   Ежедневно следить за посещаемостью занятий «трудными» подростками.

3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.

4.  Ставить в известность родителей или опекунов о пропусках занятий в тот же день.

5.  Строго следить за выставлением оценок в дневник.

6.  Ежедневно встречаться с подростками.

7. При необходимости приглашать на Совет по профилактике правонарушений.

8.   Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.

9. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений.

10.Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.

11.Совместно с родителями преодолевать трудности в воспитании ребенка.

12.Организовывать интересную жизнь коллектива, в которой учится «трудный» подросток.

13.Предупредить возможность неправильных действий детей.

14.Обучать детей методам самовоспитания.

15.Индивидуальное шефство.

16.Вовлекать подростка в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы.

17.Поддерживать тесную связь с органами правопорядка.

Меры экстренного педагогического воздействия на уроке

  • Минимизация внимания
  • Игнорируйте демонстративное поведение
  • Зрительный контакт
  • Становитесь рядом
  • Упоминайте имя ученика
  • Делайте письменные замечания
  • Разрешающее поведение
  • Доведите до абсурда демонстративную выходку
  • Неожиданное поведение
  • Используйте музыкальный инструмент
  • Говорите тихим голосом
  • Измените манеру речи
  • Временно прекратите вести урок
  • Отвлечение внимания ученика
  • Задавайте прямые вопросы
  • Попросите об одолжении
  • Измените деятельность
  • Поощрение хорошего поведения
  • Благодарите учеников
  • Пересаживание учеников
  • Просите ученика сесть на другое место
  • «Стул размышлений»

  Стоит отметить, что приобретенные навыки после проведенной работы, помогают обучающимся легче справится со своим состоянием, проще контролировать свое поведение. Несмотря на то, что регуляция поведения носит продолжительный характер, ребята сами отмечают, что им легче справится с волнующей их ситуацией.

Просмотр и беседа

Упражнение «Линия жизни»

Каждый участник получает чистый лист формата А-4, в распоряжении группы имеются карандаши, ручки, фломастеры, линейки.

Тренер: Перед вами – чистый лист бумаги. Мы предлагаем вам изобразить на этом листе траекторию вашей жизни. Жизнь каждого человека начинается с момента его появления на свет.

Сейчас поставьте на вашем листе точку, которая будет символизировать этот момент. Момент своего рождения.

От этой точки проведите линию, которая и будет вашей «линией жизни».

Отмечайте, на ней каждые пять лет, начиная с нуля.

Обозначьте где вы сейчас находитесь, и попробуйте заглянуть в будущее.

А теперь посмотрите на свои жизненные цели и попробуйте распределить их на «линии жизни», в соответствии с тем, когда хотелось бы достичь той или иной цели.

Подумайте над тем, каким образом вы будете достигать этих целей, что можно сделать уже сейчас? Какие препятствия могут вам встретиться, что может помешать в достижении ваших целей? Какие ресурсы у вас есть, что может помочь в достижении ваших целей? Что можно взять из настоящего, прошлого, будущего для достижения целей? Чего не хватает вам сейчас для достижения целей?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология коррекции поведения в работе педагога-психолога, как один из приемов формирования здоровой личности школьника МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Козьмодемьянска им.С.Н.Сивкова» педагог-психолог В.В.Лехман

Слайд 2

Поведение человека в широком смысле – это его образ жизни и действий, то, как он себя ведет по отношению к другим людям, идеям, внешнему и внутреннему миру, к себе. Это поведение, которое основывается на общественных нормах. Нормальное поведение – это любое поведение, которое не разрушает общественных отношений, образующих данную сферу деятельности. Нормальное поведение ученика предполагает его адекватное, отвечающее потребностям и возможностям отношение к образовательному процессу и обществу.

Слайд 3

Поведение с отклонениями – это поведение, противоречащее общепринятым нормам, то есть асоциальное поведение. Такое поведение учащихся в настоящее время встречается довольно часто и практически наблюдается в каждой школе. Среди подрастающего поколения усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Слайд 4

Поведение с отклонениями Асоциальное - это поведение, отклоняющееся преимущественно от норм социума, создающее сложности и неудобства окружающим людям. Девиантное - поведение, не соответствующее общепринятым нормам: культурным, профессиональным, ситуационным, возрастным и др. Факт отклонения в поведении зависит от культурных, территориальных и иных особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и других особенностей того человека, который его осуществляет.

Слайд 5

Агрессивное - это форма поведения, нацеленная на причинение физического или морального вреда другому человеку, животному. Делинкветное - поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние (разновидностью преступного (криминального) поведения человека). Отличия делинквентного от криминального поведения заключается в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера. Аддиктивное - это одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

Слайд 6

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов Например, совместно с социальными педагогами проводится пропаганда здорового образа жизни.

Слайд 7

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление нарушений, работу с обучающимися, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения и их родителями Решаются проблемы семейного воспитания, в частности, насилия в семье, защиты прав детей

Слайд 8

Третичная профилактика направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным отклоняющимся поведением.

Слайд 9

Коррекция поведения организована в следующей последовательности: Точно формулируется социальная и педагогическая проблема; Выдвигаются предположения о возможных причинах аморального поведения; Диагностический период; Подбор нужных методов коррекционной работы; Применение передовых методик коррекционной работы; Реализация программ психокоррекционной деятельности со школьниками; Ведется практическая деятельность; Осуществление контроля за результатами внедренной программы.

Слайд 10

Среди разнообразных форм профилактики и коррекции отклоняющегося поведения мною используются следующие: ролевые и деловые игры; дискуссии, беседы; проигрывания ситуаций; диалог; просмотр видеоматериалов (короткометражные тематические мультфильмы, фильмы) игровые упражнения; техники активного слушания; рисуночная арт-терапия; метафорические истории и притчи.

Слайд 11

Коррекционная работа не может быть эффективна, если над этим не работают все участники воспитательного процесса. Это сам ученик, родители, учитель, воспитатель, педагог-психолог . ребенок родитель учитель Педагог-психолог

Слайд 12

Работа с родителями Много внимания уделяется родителям детей, имеющим признаки девиантного поведения. С ними проводятся регулярные консультации, беседы на темы детско-родительских отношений, такие как: «Психофизическая готовность ребёнка к школьному обучению» «Эмоциональный компонент отношения матери к ребенку», «Школьная тревожность» « Особенности воспитания ребенка мамой и папой» «Особенности адаптации ребенка к условиям обучения в школе» Даются рекомендации по коррекции поведения не только ребенка, но и его родителей. Иногда работа с родителями помогает эффективно справится с нарушениями в поведении их ребенка в достаточно короткие сроки.

Слайд 13

Рекомендации классному руководителю Завести тетрадь-карточку на трудновоспитуемого подростка. Вести дневник психолого-педагогических наблюдений. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков. Ежедневно встречаться с подростками. При необходимости приглашать на Совет по профилактике правонарушений. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка. Совместно с родителями преодолевать трудности в воспитании ребенка.

Слайд 15

Упражнение «Линия жизни»

Слайд 16

Приемы стратегии «Разрешающее поведение» при поведении ученика, направленном на привлечение внимания. Используйте «разрешенную квоту Этот прием рекомендует доктор Рудольф Дрейкурс в книге «Психология в классе». Прием состоит в том, что какое-то нарушение поведения разрешается, уж если оно появилось, но только в том объеме, который оговорен заранее и с условием, что ежедневно объем этот будет уменьшаться. Техника «разрешенной квоты» работает только в отношении поведения, направленного на привлечение внимания.

Слайд 17

Приобретенные навыки помогают обучающимся легче справится со своим состоянием, проще контролировать свое поведение. Несмотря на то, что регуляция поведения носит продолжительный характер, ребята сами отмечают, что им легче справится с волнующей их ситуацией.

Слайд 18

Спасибо за внимание! и Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии как часть современных образовательных технологий

Здоровьесберегающие технологии - Методический доклад...

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроке физическая культура.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные т...

Доклад на тему:Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными...

Опыт участия в НПК "Шаг в будущую профессию" в качестве научного руководителя с работой "Изготовление кукол (игрушек) в целях психологической коррекции поведения детей".

Опыт участия в научно-практической конференции "Шаг в будущую профессию", в качестве научного  руководителя. В статье дается кратное описание исследования....

Статья. Особенности психологической коррекции поведения паттерна типа «А»

В статье обсуждаются психологические подходы к коррекции коронарного поведения пациентов в виде паттерна типа «А», которые должны были ориентированы на обеспечение психологической поддержк...

Музыкально-игровая деятельность как средство коррекции поведения детей

Музыкально-игровая деятельность, безусловно, является незаменимым средством развития у детей эмоциональной отзывчивости, созданием комфортной психологической обстановки, общения со сверстниками. Особо...