БРОШЮРА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАЛИЗУ ЗАНЯТИЙ
методическая разработка

Белькова Елена Владимировна

БРОШЮРА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАЛИЗУ ЗАНЯТИЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura_belkovoy_-_na_seminar_mart2017.docx65.58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального развития

Новосибирской области

Государственное автономное учреждение

Новосибирской области

«Центр социальной помощи семье и детям «Семья»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАЛИЗУ ЗАНЯТИЙ

Новосибирск, 2017

Сборник содержит рекомендации, памятки, образцы анализов и самоанализов занятий. Материалы, изложенные в брошюре, будут интересны методистам, а также практикующим воспитателям социально – реабилитационных учреждений для несовершеннолетних.

Ответственный за выпуск: Бугай О.П., директор ГАУ НСО «ЦСПСД «Семья».

       

Составитель: Белькова Е. В., заведующая отделения по организационно- методической работе ГАУ НСО «ЦСПСД «Семья»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………….

4

Основные требования к современному занятию…...

4

План действия педагога при разработке структуры занятий

5

Памятка начинающему педагогу…………………….

6

Правила посещения занятий ………..………………..

6

Методика посещения и анализа занятий….…………

7

Анализ занятия (таблица)…….…..………….……….

10

Приложения к таблице:

-цель занятия………………………………………….

- классификация задач занятия……….……………...

- виды занятия,………………………………………..

-мотивация начала занятия,…………………………..

-методы формирования мотивации..…………………

- методы, используемые педагогом на занятии…….

- невербальное общение….…………………………..

-требования к устной речи воспитателя..……………

12

12

13

15

16

16

16

16

Различные варианты подведения итогов занятия...….

17

ВВЕДЕНИЕ

Наблюдение, анализ и оценка эффективности занятия – важнейшие компоненты контроля за деятельностью воспитателя, за качеством социальной реабилитации воспитанников. Надо иметь в виду, что контроль – не самоцель, а средство, позволяющее своевременно заметить успех и неудачу воспитателя, отметить положительное в его работе и принять меры к ликвидации недостатков в реабилитационном процессе, подготовить обмен опытом.

Судить о работе воспитателя по одному занятию (хорошему или плохому) невозможно. Более полное представление о его педагогическом мастерстве даёт посещение 3-4 занятий.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ЗАНЯТИЮ:

Занятие – основная форма организации воспитательного процесса. От его качества зависит степень социальной реабилитации воспитанников. Каковы требования к организации занятия?

Первое - определение цели, заранее запланированного конечного результата (чего надо достичь).

Второе - отбор содержания материала занятия, т. е. определение его объема и сложности в соответствии с поставленной целью и возможностями воспитанников; установление связи содержания с их жизненным опытом и способами умственных и практических действий; определение системы заданий и самостоятельных работ детей.

Материал занятия делится на более обособленные части по смыслу с выделением наиболее важных вопросов. Второстепенные же вопросы и мелкие детали группируются вокруг главных. Таким образом, изложение материала развертывается не как ровная нить, а имеет узлы. На этих узлах сосредоточивается внимание воспитанников и делаются выводы.

Третье - выбор наиболее эффективного сочетания приемов и методов в соответствии с поставленными целями и задачами, и содержанием материала.

В зависимости от содержания материала занятия, планируется и деятельность детей. При одних методах активность детей на занятии ограничивается пониманием и запоминанием предлагаемого материала. При других - обучающиеся не только получают знания, но и приобретают умения добывать их, самостоятельно работать с литературой, наблюдать, анализировать и обобщать факты, объяснять новые явления при помощи изученных законов и правил. Именно такие методы обучения развивают познавательные интересы учащихся, вызывают максимальную активность, удовлетворяют их разнообразные запросы.

Четвертое - оснащение занятия разнообразными средствами обучения. Оснащение тесно связано с методами занятия и оказывает существенное влияние на их эффективность.

Пятое - управление деятельностью воспитанников со стороны педагога. Педагог - не только источник знаний. Он обучает и воспитывает всеми качествами своей личности, оказывает всестороннее воздействие на ребенка, его разум, чувства, волю, манеру поведения.

Успех занятия зависит от педагога как личности: насколько широко он образован и методически опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен к занятию, с каким настроением ведет занятия, умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично влиять на каждого. Все это вместе характеризует стиль работы педагога, его педагогическое мастерство и определяет силу воспитательного воздействия его на личность ребенка.

Шестое — педагог на занятии работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком в отдельности.

ПЛАН ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА

ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТИЯ

представляется в следующей последовательности:

  1. Формулировка цели и задач занятия.
  2. Выбор модели структуры занятия.
  3. Выделение смысловых блоков.
  4. Формулировка познавательных задач к каждому блоку.
  5. Планирование познавательной деятельности воспитанников применительно к каждой задаче (т.е. отбор методов, методических приемов и форм организации деятельности: фронтальная, индивидуальная и коллективная).
  6. Анализ хода занятия с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутых цели и задач.
  7. Внесение необходимых корректив.

Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией:

  1. Четкое продуманное педагогом распределение времени, а также своих

обязанностей и обязанностей воспитанников.

  1. Руководство и управление познавательной деятельностью всех

воспитанников.

  1. Сочетание коллективной работы с групповой и индивидуальной.
  2. Систематическая обратная связь.
  3. Обеспечение дисциплины и порядка в течение занятия.

ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩЕМУ ПЕДАГОГУ

Как подготовиться к занятию

  1. Старайтесь спланировать всю тему сразу (5 - 8 занятий), материал не должен распадаться, сохраняя целостность и внутреннее единство.
  2. Определяя цель занятия, разграничьте обучающую, развивающую, воспитательную, коррекционную сторону занятия.
  3. При подготовке отберите материал, определите, что надо помнить воспитанникам лишь в ближайшее время, а что пригодиться в дальнейшем.
  4. Подготовьте резервный материал на случай преждевременного окончания запланированной работы в группе.
  5. Учтите эмоциональную сторону занятия: развитие положительных, блокирование отрицательных ощущений, стереотипов.

Начало и окончание занятия

Начало и окончание занятия являются исключительно важными моментами. С каким настроем придет педагог? С каких слов он начнет занятие?  С каким настроением дети уйдут с занятия?  

Начало занятия: цель – заинтересовать, привлечь внимание детей.

Окончание занятия: подвести итоги занятия, оценить обучающихся.

ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Посещение занятия директором, заведующим отделением проводится, как правило, без предупреждения воспитателя. Заранее сообщается воспитателю о посещении только в случаях, если изучается его опыт или ставится цель проверить его методический потенциал.

Взаимопосещения воспитателей проводятся в соответствии с заранее составленным графиком, с которым их знакомят предварительно.

Посещения занятий следует строить тематически, а не просто из соображений количества и очерёдности проверок, как это нередко бывает. Тематические посещения занятий могут быть трёх видов, охватывать три основные группы тем посещения:

  • темы общепедагогического содержания, например, организация занятия, учёт воспитывающего фактора обучения;
  • проверка состояния преподавания и уровня знаний воспитанников по отдельным направлениям социальной реабилитации;
  • анализ работы отдельных воспитателей;
  •  анализ работы и оказание помощи начинающим воспитателям.

При посещении занятий проверяющий ставит перед собой определённую цель. Нельзя формулировать цель таким образом, чтобы она навязывала воспитателю определённую систему деятельности, заставляла его «подстраиваться» под проверяющего. Когда, например, говорится, что целью проверки является изучение использования на занятии технических средств обучения (ТСО), то такая постановка вопроса сама по себе является фактором навязывания воспитателю определённой системы деятельности – об использовании ТСО можно судить только по итогам как минимум полугодия. 

В качестве целей посещения и анализа подходят цели, отражающие основные направления деятельности воспитателя, основные задачи, решаемые им в ходе занятия, например:

  • общее ознакомление с методами работы преподавателя;
  • изучение методики изложения нового материала;
  • изучение методики осуществления принципа наглядности обучения;
  • изучение методики опроса;
  • изучение формирования у воспитанников познавательных интересов и приёмов умственной деятельности;
  • изучение методики проведения практических работ и т. д.

МЕТОДИКА ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

Наблюдение за занятием должно охватывать:

1)Организационную сторону занятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли педагог начинает занятие, имеется ли в наличии план занятия, подготовлены ли пособия, оборудование, готовы ли ребята к занятию, санитарное состояние группы.

2)Содержание занятия. Оцениваются глубина и доступность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения спорта и т. д., интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности. Каково содержание ответов воспитанников, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, система стимулирования;

3) Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система педагогических требований. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение воспитанников, их отношение к занятиям, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону занятия:

а) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития навыков воспитанников, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов обучения используются;

б) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы выезды на соревнования, смотры, фестивали, конкурсы;

в) способы закрепления знаний, решения проблемных задач, выполнения навыков на соревнованиях;

5) Особенности поведения педагога на занятии. Не меньший интерес для руководителя (методиста, коллеги) представляет и роль педагога на занятии как организатора и координатора, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающимися.

Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение – это лишь первый этап контроля, второй – разбор занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.

Занятие нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев. Прежде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все занятия были комбинированными, включали все “элементы” — это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя занятия, нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы (могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства);
б)
возможности учреждения, наличие помещений, технических средств, наглядных пособий, нужной информации.

Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но, вместе с тем, предъявлять реальные разумные требования;

а) состав данной группы воспитанников, уровень их  развития и способностей;

б) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Формы разбора могут быть самыми разными.

Наблюдая занятие, посещающий должен быть корректным, доброжелательным к воспитателю, придерживаться определённых правил поведения. 

Появление проверяющего в группе после начала занятия или уход до конца занятия является грубым нарушением педагогического такта. В процессе занятия не следует привлекать к себе внимание воспитанников. Поэтому лучше садиться за последнюю парту или стол. Это одновременно даст возможность наблюдать за работой всей группы воспитанников, определить, насколько чётки и ясны изображения на доске, как прослушивается голос воспитателя.

Недопустимо вмешиваться в работу воспитателя, исправлять его ошибки во время занятия. В последнем случае лучше всего написать воспитателю записку с указанием допущенной ошибки, дав тем самым ему возможность исправить её в ходе занятия.

Посещающий должен проконтролировать занятие полностью, от начала до конца, чтобы составить полное представление о данном учебном занятии и отдельных его элементах. Ценность заключения зависит не только от умения наблюдать, но и от умения фиксировать свои наблюдения. Как показывает практика, всякие попытки проверяющего заполнить во время занятия определённые схемы анализа и следить за его ходом с определённым планом, ожидая выполнения каких-то действий воспитателя и воспитанников, успеха не имеют. Занятие – органическое целое, и фиксировать необходимо весь его ход, все виды деятельности воспитателя и детей.

На занятии производится только черновая запись, наблюдения записываются без определённой системы, по мере восприятия.  После занятия воспитателю могут быть заданы вопросы для уточнения отдельных неясных моментов занятия. Затем уже можно приступить к обработке своих заметок. 

После посещения занятия и составления анализа проводится беседа с воспитателем, в которой следует остановиться, главным образом, на основных моментах, не акцентируя внимание на мелочах, не имеющих существенного значения, не подавляя инициативы педагога требованием обязательного соблюдения принятых обычно форм и приёмов работы. Надо всегда помнить, что тот метод хорош, которым воспитатель владеет и с помощью которого добивается успеха. Следует не навязывать, а доказывать свои предложении. В результате проведённой беседы должно быть выяснено, какие мероприятия необходимо провести для улучшения качества работы, что хорошего, полезного из опыта педагога надо передать другим. 

Анализ занятия проводится в день контроля или, как исключение, на следующий день. Беседа должна быть объективной, замечания аргументированны и тактичны. Ход беседы с преподавателем по подведению итогов проверки рекомендуется проводить по следующему плану:

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

Воспитатель___________________________________________________________________________________________

Дата посещения_____________________________________

Цель посещения_____________________________________

___________________________________________________

Возрастная группа___________________________________

Количество детей____________________________________

Тема занятия

Цель, формулирование целей занятия детям

Задачи / как решаются педагогом

коррекционная

Образовательная

воспитательная

развивающая

Вид занятия

Форма занятия (групповая либо индивидуальная).

Мотивация воспитательной деятельности

Связь нового материала с практическими действиями детей,

Этапы занятия, их связь.

Продолжительность занятия.

Методы, которые использует педагог, их уместность.

Соответствие игр и упражнений задачам занятия.

Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при проведении занятия.

Самостоятельность детей на занятии

Использование невербальных приемов в общении с детьми.

Использование всех каналов восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический.

Доступность, логичность, эмоциональность речи педагога

Темп, громкость, правильность, интонированность, четкость артикуляции речи педагога

Уместность применения наглядного материала. Эстетичность наглядного материала.

Эмоциональное состояние детей во время занятия

Психологическая дистанция между педагогом и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»).

Реакции педагога на проявления детей:

-на нарушение дисциплины;

-на высказывания;

-на юмор.

Результаты занятия:

достигнута ли цель

Положительные стороны занятия

Занятие имело ряд недостатков

Методические рекомендации воспитателю

ПРИЛОЖЕНИЯ К ТАБЛИЦЕ

Цель– это заранее предполагаемый результат образовательного (воспитательного, реабилитационного и т. д.) процесса, к которому надо стремиться.

          При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок типа:

  •  всестороннее развитие личности,
  •  создание возможностей для творческого развития детей,
  •  удовлетворение образовательных потребностей и т. п.

          Такие формулировки не отражают специфики конкретного занятия, они гораздо шире.

Возможные цели:

  • познавательные (информационно-просветительские);
  • научно-исследовательской ориентации;
  • социальной адаптации;
  • профессионально-прикладные;
  • спортивно-оздоровительные;
  • развивающие художественную одаренность;
  • досуговые;
  • реабилитационные.

Цель должна быть связана с названием занятия, отражать его основную направленность.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

           При формулировке задач следует воспользоваться следующей их классификацией:

  • обучающие задачи (развивать познавательный интерес к чему-либо, включить в познавательную деятельность, приобрести определенные знания, умения, навыки, развивать мотивацию к определенному виду деятельности и т. п.); 
  • воспитательные (формировать общественную активность личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т. п.);
  • развивающие (развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, аккуратность т. д.; формировать потребность в самопознании, саморазвитии)
  • .коррекционные (развивать моторику и зрительно – моторные координации; зрительно – пространственные, слуховые  восприятия; восприятия формы, величины, цвета;  пространственно – временные
    понятия. А также -удалять нарушения в сфере межличностных взаимоотношений; корректировать личностные и нравственные отклонения).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным, задачи должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами!!!!

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

1. Классическое занятие

По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.

2. Комплексное (комбинированное занятие)

Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях) 

3.Тематическое занятие

Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки» и др.

4. Итоговое или контрольное занятие

Выяснение усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год)

5. Экскурсия

В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое дело

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города 

7. Занятие–труд

Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

8. Занятие-игра

«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает

9.Занятие-творчество

Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ) 

10. Занятие-посиделки

На фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод

11. Занятие-сказка

Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации

12. Занятие пресс-конференция

Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало

13. Занятие-десант

Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут 

14. Занятие комментированного обучения

Всей группе детей дается задание – образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. Варианты: воспитатель рисует на доске, дети комментируют изображение, составляют рассказ или воспитатель рисует то, о чем рассказывают дети

15. Занятие-путешествие

Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге»

16. Занятие-открытие

(проблемное занятие)

Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети ее сообща решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки»

17. Занятие-эксперимент

Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с не все что хочет – рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом

18. Занятия-рисунки-сочинения

Воспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду

19. Занятие-конкурс

Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок.

Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют.

 Варианты: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «бревнышко», для построения моста к противоположной команде. За неправильный ответ «бревнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. больше даст правильных ответов

20. Групповые занятия (вариант конкурса)

Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.)

21. «Игра-школа»

Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофера и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д.

Мотивация начала работы: 

проводится в начале занятия и занимает по времени 3 - 5 минут.

Её цель:

показать воспитанникам необходимость изучения данной темы преимущества данного материала, поднять интерес и привлечь внимание детей, т.е. включить их в активную познавательную деятельность.

     

 Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с традиционными методами воспитания:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические.

Школьники.

 Методы формирования мотивации состоят из блоков:

  • эмоциональный блок. Задача воспитателя – вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса;
  • мотивационно - целевой блок. Задача воспитателя – обучить целеполаганию в учении и их реализации;
  • блок -  влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию.

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГОМ НА ЗАНЯТИИ

словесные

наглядные

практические

рассказ,

объяснение,

беседа,

дискуссия,

работа с книгой

наглядные пособия,

схемы,

таблицы,

рисунки,

модели, приборы, технические средства.

устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения, исследования

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

 Его составляют:

• голос, песня,

• внешний вид, одежда, поза,

• выражения лица, улыбка, взгляд,

• движения,

• танец, походка

• жесты,

• кивок и мотание головой, покачивание конечностями, направление конечностей,

  • имитация некоторого поведения (например, качание двумя направленными вниз пальцами напоминает идущее ноги);
  • •аплодисменты;
  • прикосновения;
  • рукопожатие;
  • объятия;
  • мимика — подражание поведению;
  • голос

Требования к устной речи воспитателя:

  •  нормативность;
  • правильность и грамотность речи;
  • точность;
  •  доступность;
  •  красноречивость;
  • логичность;
  • убедительность.

РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

Какой бы ни была структура занятия, в каждой из них есть «Подведение итогов занятия». Как же подвести итоги занятия? Выделяется главное, что изучалось, выявляются типичные ошибки, пути их устранения. Можно задать вопросы или предложить выполнить короткие задания, позволяющие выявить оценку занятия воспитанниками или самооценку детьми своей деятельности. После оценочной деятельности можно провести рефлексию воспитанников, отражение того, что происходило на занятии. Важно, чтобы дети могли поделиться своими размышлениями, высказать свое собственное мнение о том:

 какой опыт они приобрели,

 проанализировать, как они его приобретали,

 насколько эффективен был выбранный ими способ деятельности,

 какие причины неудач,

 что следовало бы изменить, чтобы достичь лучшего результата,

 кого следует поблагодарить за оказанную помощь.

 Как правило, дети проявляют желание рассказать и о чувствах, которые они испытывали во время занятия, хотят поделиться своими впечатлениями о занятии. В ходе такой работы у них появляется новое понимание всего происходившего на занятии и обогащение себя. Педагогу важно внимательно выслушивать воспитанников, фиксировать различные точки зрения и, в случае необходимости, корректировать правильность понимания. Полезно обобщать сказанное детьми. Желательно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Главное, чтобы подведение итогов занятия проводилось систематически, неформально, способствовало поддержанию интереса воспитанников к занятиям и продвижению их к успеху

Оценка занятия воспитанниками

А.1. Вам понравилось занятие? Что вам особенно понравилось?

2. Что на занятии вам не понравилось?

3. Каждому ребенку выдается квадрат, на котором с одной стороны нарисован знак «+», а с другой «-». Дети показывают знак «+», если занятие понравилось, и знак «-», если занятие не понравилось.

Б. Каким было занятие? Выбери квадрат, соответствующий одному из следующих утверждений о занятии - воспитанникам предлагаются три варианта, обозначенные квадратами разного цвета: красный, желтый, зеленый:

 Красный: Занятие интересное, захватывающее.

 Желтый: Занятие мне понравилось, но хотелось бы, чтобы оно было более интересное.

  Зеленый: Занятие неинтересное. Я с трудом дождался (дождалась) его конца.

Дети показывают педагогу сигнал выбранного цвета или оставляют этот сигнал на столе.

В. Самооценка воспитанниками своей деятельности

1. Что тебе сегодня на занятии удалось сделать? Почему?

2. А что не удалось? Почему?

3. Как ты думаешь, доволен ли педагог твоей работой на занятии? Почему?

4. Все ли тебе было понятно на занятии? Спроси о том, что ты не понял.

5. Что хорошего ты сделал на занятии?

6. Как ты работал на занятии? Что тебе помогало? Что мешало?

Г. Раскрась шары на елке:

  желтым цветом, если выполнять задания было легко,

  красным цветом, если испытывал небольшие трудности,

  синим цветом, если было трудно выполнять задания.

 

Д. Напиши задание, которое было для тебя

 самым интересным? __________________

 самым легким? ______________________

  самым трудным? _____________________

 Поставь знак «+» на листе бумаги, если ты старался выполнять задания, знак «-», если не старался.

Е. Рефлексия воспитанников:

 1.Чему ты научился на занятии?

 2.Чего ты достиг на занятии?

 3.Какие трудности ты преодолевал на занятии?

 4.Кто тебе оказывал помощь?

 5.Кому ты признателен за поддержку?

 6. Что тебя удивило на занятии? Что порадовало?

 7.С каким настроением ты уходишь с занятия? Почему?

Ж. Анализ занятия воспитанниками.

Внимательно прочитай вопрос и предлагаемые варианты ответов, подумай, выбери один из ответов и обведи кружком букву рядом с твоим ответом. Если тебе не понятен вопрос, попроси помощи у воспитателя.

1.Насколько интересно тебе было на сегодняшнем занятии?

а) Очень интересно,

б) Интересно частично,

в) Большей частью интересно,

г) Неинтересно вообще

2.Как ты считаешь, то, что ты сегодня узнал(а), понял(а), чему научился(лась), пригодится тебе на следующих занятиях?

а) Пригодится полностью,

б) Возможно, пригодится, точно не знаю,

в) Большей частью не пригодится,

г) Не пригодится вообще.

3.Насколько понятно и доступно педагог объяснил сегодня то новое, что ты узнал(а)?

а) Полностью понятно и доступно,

б) Не всегда понятно и доступно,

г) Совсем непонятно и недоступно.

4.Когда тебе было особенно интересно?

а) В начале занятия,

б) В середине занятия,

в) В конце занятия.

5.Легко ли тебе было общаться с педагогом и товарищами на данном занятии?

а) Легче, чем обычно,

б) Легко, впрочем, как всегда,

в) Труднее, чем всегда,

г) Очень трудно.

6.        Что тебе хотелось бы сказать о сегодняшнем занятии, что добавить, изменить?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо тебе за твои ответы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Методические рекомендации к практическим занятиям по химии для специальности  260807  Технология продукции общественного питания (базовая подготовка).  В пособии представлены рекомендац...

методические рекомендации по практическому занятию

Практическое занятие для сткдентов 2 курса.  По теме повреждения опорно-двигательного аппарата. Методические рекомендации выполнены в соответствии с новым образователь стандартом....

методические рекомендации по практическому занятию

Практическое занятие для сткдентов 2 курса.  По теме повреждения опорно-двигательного аппарата. Методические рекомендации выполнены в соответствии с новым образователь стандартом....

Методические рекомендации к практическим занятиям и по изучению дисциплины «Иностранный язык» для обучающихся специальности 11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные системы

Аннотация   Методические рекомендации к практическим занятиям и по изучению дисциплины «Иностранный язык», предназначены для студентов специальности 11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные...

Методические рекомендации к практическим занятиям МДК.01.02. "Прикладное программирование "

Методические рекомендации к практическим занятиям по МДК.01.02. Прикладное программирование профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по с...

БРОШЮРА Методические рекомендации по подготовке, организации и проведению педагогических советов в социально – реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних

БРОШЮРА Методические рекомендации по подготовке, организации и проведению педагогических советов  в социально – реабилитационных учреждениях  для несовершеннолетних...