Образ современного педагога и его составляющие
элективный курс

Метлова Татьяна Владимировна

Текст сообщения и презентация к семинару СОИРО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Сазанкова Татьяна Владимировна.

МАОУ СОШ №8 Ртищево Саратовской области.

В 2021-2022 учебном году в нашей школе впервые введен факультативный курс «Педагогика» для учеников старшего звена – 10-11 классы. Но работа в этом направлении проводилась и гораздо раньше. Например, классные часы «Профессия – учитель», «Образ учителя» в классах среднего звена, социологический опрос «Мое отношение к профессии – учитель», участие в различных акциях, подготовка внеклассных мероприятий вместе с учениками среднего и старшего звена, посещение краеведческого музея. Все это тоже формирует образ педагога, так как только в тандеме «учитель-ученик» и заинтересованности самого учителя строится положительный образ и авторитет педагога в глазах учеников.

  На учебный 2021-2022 год мною была разработана программа занятий на педагогическом курсе, в которую включены направления, имеющие прямое отношение к теме «Образ современного педагога». Вот некоторые из них:

Портрет личности учителя и требования к ней

5

3

2

Педагогические способности будущего педагога

6

4

2

Портрет личности учителя и требования к ней

5

Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога.

Требования, предъявляемые к учителю.

3

Решение психолого-педагогических задач. Встреча с выпускниками

школы, выбравшими профессию учителя.

2

Педагогические способности будущего педагога

6

Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес и

склонность к педагогической работе. Психологические основы

самовоспитания при

подготовке к педагогической деятельности

2

Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем?

2

Написание эссе на тему: «Портрет учителя – героя нашего

времени».

1

Хочу привести некоторые выдержки из текстов эссе учеников 10 класса:

«В моем понимании современный учитель должен быть справедливым, прогрессивно мыслящим и главное – влюбленным в свою профессию»;

«Я считаю, что современный учитель – это человек, который всегда на одной волне со своими учениками и который всегда найдет много интересных и неординарных способов провести урок»;

«Учитель должен быть строгим, уметь признавать свои ошибки»;

«Современный педагог - педагог, который любит свою работу и выполняет её ответственно, понимая, что каждое слово и каждое действие может   повлиять на ученика. 

В некоторой степени учитель должен быть частью того класса, в котором работает, должен подстраиваться под возраст и умения учеников, общаться с ними на равных, уметь выбрать время для шутки, да бы дать детям немного отдохнуть, но только если это уместно. Однако самое важное, надо уметь правильно преподнести материал, ведь в наше время очень много преподавателей, которые совершенно не способны объяснять, а от этого страдают обучающие. Современному педагогу необходимо уметь анализировать то, что он делает, ставить задачи, задавать вопросы: зачем и почему я учу детей именно так? Что можно добавить, а что, может быть, убрать из своих методов и приемов? Такая сверка с самим собой — это уже развитие»;

        «Я думаю, что современный учитель должен быть примером для подражания, чтобы хотелось быть на него похожим. Педагог должен понимать своих учеников и собственным примером учить детей не только знаниям, но и гуманности, честности, умению общаться с людьми. Учитель должен быть еще и психологом, иметь чувство юмора».

«В моем понимании современный учитель должен быть справедливым, прогрессивно мыслящим и главное – влюбленным в свою профессию»;

«Я считаю, что современный учитель – это человек, который всегда на одной волне со своими учениками и который всегда найдет много интересных и неординарных способов провести урок»;

«Учитель должен быть строгим, уметь признавать свои ошибки»;

«Современный педагог - педагог, который любит свою работу и выполняет её ответственно, понимая, что каждое слово и каждое действие может   повлиять на ученика. 

В некоторой степени учитель должен быть частью того класса, в котором работает, должен подстраиваться под возраст и умения учеников, общаться с ними на равных, уметь выбрать время для шутки, да бы дать детям немного отдохнуть, но только если это уместно. Однако самое важное, надо уметь правильно преподнести материал, ведь в наше время очень много преподавателей, которые совершенно не способны объяснять, а от этого страдают обучающие. Современному педагогу необходимо уметь анализировать то, что он делает, ставить задачи, задавать вопросы: зачем и почему я учу детей именно так? Что можно добавить, а что, может быть, убрать из своих методов и приемов? Такая сверка с самим собой — это уже развитие»;

        

Вот каким представляют ученики современного учителя. Слова учеников об их видении современного педагога помогают в моей работе.

 Преподаю русский язык и литературу, курс «Педагогики» в 10-11 классах.  На курсе занимаются 12 человек. В программе для занятий постаралась охватить важные на мой взгляд аспекты педагогической деятельности.

Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Педагоги - это люди, которые всегда на виду. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Не секрет, что в социуме сформирован стереотип педагога и определенное отношение к этой профессии, к сожалению, не всегда доброжелательное. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.  Но жизнь не стоит на месте. Все меняется и люди тоже. Меняется образ педагога, который находит конкретное проявление через внешний облик, речь, выразительность движений, мимики в совокупности с одеждой, прической, макияжем и прочими атрибутами внешности; а также через отношение к профессии и окружающую среду, в которой осуществляется профессиональная деятельность учителя. Инструментом мощного воздействия на учащихся может служить доброжелательность учителя, активность, желание выслушать ученика, искренне помочь справиться с затруднениями. Всё происходящее на уроке должно быть в первую очередь интересно и важно самому учителю, а значит будет должно интересно и важно учащимся.

Моя профессия – учитель, по-моему, одна из самых нужных и важных. «Если б не было учителя, то и не было б, наверное, ни поэта, ни мыслителя…» Эта профессия накладывает огромную ответственность на тебя, поскольку в твоих руках такой сложный, хрупкий, ранимый «инструмент» - душа ребёнка. Прежде всего, мы работаем с ней, с душой. Дети чувствуют тебя на подсознательном уровне, их обмануть нельзя.

Достучаться до каждого сердца

Тех, кого ты решился учить,

И откроется тайная дверца

К душам тех, кого смог полюбить!

Для себя разработала несколько правил:

- не критиковать, а подбадривать, пусть за самую малость выполненной работы;

- хвалить не личность, а действия;

- не противопоставлять ученика всему классу;

- не сравнивать одного с другим;

Именно эти составляющие личности педагога пытаюсь раскрыть, донести, показать ученикам, занимающимся на курсе «Педагогика». внимания класса и дисциплины. Конечно, вместе с ребятами мы тщательно разбираем учебный материал, который им предстоит объяснить на уроках. Программа занятий на курсе включает в себя теоретические и практические задания для учащихся.

Тест по педагогике (теоретическое занятие)

Вопрос 1. Функции педагогической науки:

  1. Теоретическая, технологическая
  2. Контрольная, оценочная
  3. Практическая, нормативная
  4. Дидактическая; воспитательная
  5. Развивающая, социализирующая

Вопрос 2. Предмет педагогики:

  1. Образование как реальный педагогический процесс
  2. Воспитание и образование личности, рассматриваемые как социальное явление, педагогическая система, процесс, деятельность
  3. Педагогическая деятельность, направленная на передачу культуры и опыта
  4. Реальная общественная воспитательная практика формирования подрастающих поколений
  5. Сущность детской личности, её формирование

Вопрос 3. Воспитание - это

  1. Процесс целенаправленного воздействия воспитателя на сознание и поведение воспитанника
  2. Управление процессом развития и социализации личности
  3. Процесс влияния на подрастающее поколение с целью передачи им культуры и опыта
  4. Деятельность человека, направленная на саморазвитие
  5. Совокупность взглядов и убеждений, уровень практической подготовки к жизни и труду

Вопрос 5. Понятие "Педагогика" означает:

  1. Учение об искусстве воспитания человека
  2. Научная отрасль, изучающая формирование и развитие человеческой личности
  3. Наука о воспитании и образовании личности
  4. Наука об обучении человека

Составление кроссвордов на тему «Педагогика».

Задания для педагогической практики

 

 

 проведение уроков по предмету

(по договоренности)  

 

 проведение максимального количества уроков по предмету с использованием различных технологий обучения  

 

 изучение опыта педагога-наставника

 

 изучение опыта педагога-наставника

 

 изготовление буклетов для родителей по актуальным проблемам воспитания и обучения школьников и т.д.  

 участие в родительских собраниях класса

 

 проведение внеклассных мероприятий

 

 проведение массовых внеклассных мероприятий по предмету.

 

Одним из заданий было онлайн посещение дня открытых дверей СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Регулярно просматриваем и вместе обсуждаем форум «ПроеКТОория».

Ведь только практика дает ученикам полную возможность почувствовать себя в роли педагогов. Ребятам смогут понять профессию учителя, как говорится – изнутри. Учащиеся 10 класса практикуются в мастерстве преподавания разных предметов и в младшем, и в среднем звене. Прежде чем разрешить ученикам провести урок, я даю необходимые рекомендации в плане поведения в классе, оценивания ответа, сохранения внимания класса и дисциплины. Конечно, вместе с ребятами мы тщательно разбираем учебный материал, который им предстоит объяснить на уроках. Всегда убеждаюсь в том, что без поддержки учителя невозможно достичь хорошего результата. Ведь вместе с учениками растем и мы, открываем свои способности, находим различные выходы из трудных ситуаций. Воспитывать надо личным примером. Если рядом с учеником будет педагог, который перестал развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся. Поддерживать у учеников интерес к учёбе, к школе в настоящее время очень трудно. Зачастую слышим, что нынешнее поколение перестало читать, общество деградирует, низкий уровень культуры. Необходимо в себе найти силы и обязательно помочь юному поколению удержаться в бушующем водовороте жизни.  «Если учитель соединяет в себе любовь к ученикам и делу – он совершенный учитель». Наверное, каждый педагог должен стремиться к этому. Учение должно быть направлено и на ученика, и на учебный предмет.

  Радуюсь, когда занятия на курсе открывают ученикам что-то новое, помогают осознать себя в этом мире, сделать выбор будущей профессии.  Всегда стараюсь быть честной с учениками.  На занятиях педагогики говорим не только о значении профессии учителя, но и о том, насколько эта профессия сложна, неоднозначна. Это способствует серьезному и ответственному отношению учеников к проведению уроков на практике. Не боюсь признаться ребятам, что чего-то не знаю, что порой не могу оценить поступки героя, что и сама оказываюсь перед трудным жизненным выбором.

Большая благодарность для меня – это горящие интересом глаза учеников, их желание провести в каком-то классе настоящий, полноценный урок, почувствовать себя в роли учителя, пусть и на 45 минут.  Отрадно слышать слова, что было интересно и одновременно трудно, что не все получилось, но   желание моих учеников познавать профессию учителя (пусть только пока в школе) говорит о том, что мы – учителя, являемся достойным примером для юного поколения.

Как уже говорилось ранее, знакомство учеников с профессией педагога мною осуществлялось и ранее. Это тоже принесло свои плоды. Например, в нашу школу после окончания пединститута пришла работать учителем математики моя выпускница Морозова Анастасия.  Выпускница 11 класса 2021 года - Крестьянникова Дарья тоже выбрала педагогический путь и сейчас учиться в Московском педагогическом университете.  Из учеников, занимающихся на курсе «Педагогика», 6 одиннадцатиклассников планируют поступать в педагогические вуз и пока 2 человека из 10 класса. Это доказывает, что приложенные усилия, практические и теоретические занятия, попытка привить уважение и интерес к профессии педагога не проходят даром.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетенции"

Профессия педагог – особенная. Педагоги – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, обучающиеся, коллеги. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, чт...

Контрольная работа «Имидж современного педагога»

Контрольная работа «Имидж  современного педагога»...

Здоровый образ жизни как основная профессиональная составляющая современного учителя физической культуры (кураторский час)

Кураторский час представлен в форме часа общения с элементами дискуссии. Данное меропиятие позволяет развивать у студентов позновательное отношение и интерес к данной теме, коммуникативные навыки, вос...

Эссе "Портрет современного педагога"

Формирования моих профессиональных принципов, как педагога....

Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни педагога»

Обсуждение здорового образа жизни педагога, основных причин заболевания. Рекомендации по использованию психологической  зарядки....

Консультация "Здоровый образ жизни студента и его составляющие"

Консультация "Здоровый образ жизни студента и его составляющие"...