Краеведческий аспект языкового образования СПО на современном этапе развития общества
статья

Дмитриева Ирина Анатольевна

Краеведский аспект языкового образования студентов СПО как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности подрастающего поколения россиян.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedcheskiy_aspekt.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческий аспект языкового образования СПО на современном этапе развития общества

Сложившаяся геополитическая ситуация и глобальные, далеко не всегда позитивные, изменения, происходящие в истории нашей страны и Европы, требуют от всех россиян переосмысления ценностных ориентиров. Как показывает опыт развития и древних, и современных цивилизаций в такие исторические периоды наблюдается нарушение духовного единства общества, его разобщение, ярко проявляются  реальные жизненные приоритеты граждан, в особенности молодежи.

Образованию в России во все времена отводилась одна из ключевых ролей в духовно-нравственной консолидации общества, в повышении уровня доверия к согражданам, духовным и политическим лидерам, обществу в целом.

Общеизвестно, что ценности растущей и развивающейся личности формируются не только в семье, неформальных сообществах, армии и т.д. Наиболее системно и последовательно это происходит в сфере образования.

Одна из важнейших функций современной педагогической науки – приобщение подрастающего поколения к принятой в обществе системе жизненных ценностей, вызывающих национальную гордость и патриотизм, интерес и уважение к истории и культуре своей страны, которая является сочетанием культур ее регионов. Региональная культура, развиваясь, черпает силы из двух источников, одни из которых – внутренний, связанный со спецификой природы и социума. А второй – активное взаимодействие с другими культура, что позволяет выделять в структуре регионального компонента два аспекта: поликультурный и краеведческий.

Осознание значимости краеведческого аспекта в учебно-воспитательном процессе должно привести к возведению его в ранг краеведческого принципа, который рассматривается как общепедагогический и ориентирует преподавателя на творческое использование местного материала в учебно-воспитательном процессе.

Отбор содержания образования должен включать в себя гипотезы и концепции, которые содействуют личности обучаемого в познании самой себя, ее самовыражению в соответствии со своими ценностями и убеждениями. А любое познание самого себя всегда начинается с познания окружающей действительности, обретения своего места в окружающем мире.

Но порой такое образование происходит стихийно, и молодежь знает о мировой культуре и зарубежных ценностях гораздо больше, чем о тех же аспектах страны, гражданами которой мы являемся. Такое незнание ведет к полной нравственной дезориентации, отсутствию чувства ответственности за свою страну.

Поэтому необходимость включения регионального компонента и применения элементов краеведения на каждом этапе обучения очевидно, и уроки английского языка обладают всеми необходимыми для этого условиями и средствами.

Но практика обучения показывает, что знания о своей стране или крае, регионе проживания используется в процессе обучения иностранными языкам в СПО фрагментарно и не систематично. В связи с этим необходимо поставить следующие задачи:

  • Предоставить базисные знания о регионе;
  • Помочь осознать ценность окружающего мира для жизнедеятельности и благополучия человека;
  • Развить познавательный интерес к региону;
  • Сформировать культурологический потенциал у изучаемой дисциплины;
  • Сформировать адаптивный тип жизнедеятельности.

Краеведческие данные можно подразделить на следующие группы:

  • Географические;
  • Исторические;
  • Общественные;
  • Экономические;
  • Культуроведческие;

При отборе краеведческого материала для использования на конкретном этапе обучения рекомендуется учитывать следующие критерии:

  • Социальная ценность;
  • Проблемность информации;
  • Заинтересованность учащихся.

Таким образом, реализация данного аспекта содержания обучения, как и весь процесс овладения иностранными языками, требует и от преподавателей, и от обучающихся творческой активности, использование современных технологий и навыков автономного поиска необходимой информации.

Преподавателям иностранных языков необходимо регулярно обращаться к содержанию:

  • Истории России, российских народов, семьи, род;
  • Произведений литературы и искусства нашей страны;
  • Периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
  • Критически отобранным материалам сети Интернет;
  • Общественно полезной и личностно значимой деятельности для обещающихся (волонтерство, благотворительность, спорт).

Формирование свойств духовно и нравственно развитой личности, любви и уважения к своей стране, ее истории, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшие условия успешного развития России и ее юных граждан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

к уроку по теме: "Основные этапы развития информационного общества"

Презентация к уроку по дисциплине: "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для спец 080110 "Экономика и бухгалтерский учет"...

Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»

Статья написана к научно-практической конференции  «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...

Состояние Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе развития и их значение в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.

В статье описывается состояние Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе развития и их значение в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения....

Современные аспекты профессионального образования автомехаников

Статья-размышление о современных требованиях к профессиоанльному образованию...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Основные этапы развития информационного общества

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Раздел: Информационная деятельность человекаТема 1.1 «Основные этапы развития информационного общества»По ОУД.07 ИНФОРМАТИКАдля спе...

Презентация к уроку на Тему "Основные этапы информационного развития общества"

Рассматриваемые вопросы:Этапы развития информационного обществаЭтапы развития технических средств и информационных ресурсовИнформационные ресурсы общества...