Краеведческий аспект языкового образования СПО на современном этапе развития общества
статья
Краеведский аспект языкового образования студентов СПО как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности подрастающего поколения россиян.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskiy_aspekt.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведческий аспект языкового образования СПО на современном этапе развития общества
Сложившаяся геополитическая ситуация и глобальные, далеко не всегда позитивные, изменения, происходящие в истории нашей страны и Европы, требуют от всех россиян переосмысления ценностных ориентиров. Как показывает опыт развития и древних, и современных цивилизаций в такие исторические периоды наблюдается нарушение духовного единства общества, его разобщение, ярко проявляются реальные жизненные приоритеты граждан, в особенности молодежи.
Образованию в России во все времена отводилась одна из ключевых ролей в духовно-нравственной консолидации общества, в повышении уровня доверия к согражданам, духовным и политическим лидерам, обществу в целом.
Общеизвестно, что ценности растущей и развивающейся личности формируются не только в семье, неформальных сообществах, армии и т.д. Наиболее системно и последовательно это происходит в сфере образования.
Одна из важнейших функций современной педагогической науки – приобщение подрастающего поколения к принятой в обществе системе жизненных ценностей, вызывающих национальную гордость и патриотизм, интерес и уважение к истории и культуре своей страны, которая является сочетанием культур ее регионов. Региональная культура, развиваясь, черпает силы из двух источников, одни из которых – внутренний, связанный со спецификой природы и социума. А второй – активное взаимодействие с другими культура, что позволяет выделять в структуре регионального компонента два аспекта: поликультурный и краеведческий.
Осознание значимости краеведческого аспекта в учебно-воспитательном процессе должно привести к возведению его в ранг краеведческого принципа, который рассматривается как общепедагогический и ориентирует преподавателя на творческое использование местного материала в учебно-воспитательном процессе.
Отбор содержания образования должен включать в себя гипотезы и концепции, которые содействуют личности обучаемого в познании самой себя, ее самовыражению в соответствии со своими ценностями и убеждениями. А любое познание самого себя всегда начинается с познания окружающей действительности, обретения своего места в окружающем мире.
Но порой такое образование происходит стихийно, и молодежь знает о мировой культуре и зарубежных ценностях гораздо больше, чем о тех же аспектах страны, гражданами которой мы являемся. Такое незнание ведет к полной нравственной дезориентации, отсутствию чувства ответственности за свою страну.
Поэтому необходимость включения регионального компонента и применения элементов краеведения на каждом этапе обучения очевидно, и уроки английского языка обладают всеми необходимыми для этого условиями и средствами.
Но практика обучения показывает, что знания о своей стране или крае, регионе проживания используется в процессе обучения иностранными языкам в СПО фрагментарно и не систематично. В связи с этим необходимо поставить следующие задачи:
- Предоставить базисные знания о регионе;
- Помочь осознать ценность окружающего мира для жизнедеятельности и благополучия человека;
- Развить познавательный интерес к региону;
- Сформировать культурологический потенциал у изучаемой дисциплины;
- Сформировать адаптивный тип жизнедеятельности.
Краеведческие данные можно подразделить на следующие группы:
- Географические;
- Исторические;
- Общественные;
- Экономические;
- Культуроведческие;
При отборе краеведческого материала для использования на конкретном этапе обучения рекомендуется учитывать следующие критерии:
- Социальная ценность;
- Проблемность информации;
- Заинтересованность учащихся.
Таким образом, реализация данного аспекта содержания обучения, как и весь процесс овладения иностранными языками, требует и от преподавателей, и от обучающихся творческой активности, использование современных технологий и навыков автономного поиска необходимой информации.
Преподавателям иностранных языков необходимо регулярно обращаться к содержанию:
- Истории России, российских народов, семьи, род;
- Произведений литературы и искусства нашей страны;
- Периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
- Критически отобранным материалам сети Интернет;
- Общественно полезной и личностно значимой деятельности для обещающихся (волонтерство, благотворительность, спорт).
Формирование свойств духовно и нравственно развитой личности, любви и уважения к своей стране, ее истории, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшие условия успешного развития России и ее юных граждан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
к уроку по теме: "Основные этапы развития информационного общества"
Презентация к уроку по дисциплине: "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для спец 080110 "Экономика и бухгалтерский учет"...
Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»
Статья написана к научно-практической конференции «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...
Состояние Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе развития и их значение в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.
В статье описывается состояние Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе развития и их значение в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения....
Современные аспекты профессионального образования автомехаников
Статья-размышление о современных требованиях к профессиоанльному образованию...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Основные этапы развития информационного общества
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Раздел: Информационная деятельность человекаТема 1.1 «Основные этапы развития информационного общества»По ОУД.07 ИНФОРМАТИКАдля спе...
Презентация по теме "Основные этапы в информационном развитии общества. Информационные революции. Информационные ресурсы".
В презентации рассотрены основные понятия темы и их характеристика....
Презентация к уроку на Тему "Основные этапы информационного развития общества"
Рассматриваемые вопросы:Этапы развития информационного обществаЭтапы развития технических средств и информационных ресурсовИнформационные ресурсы общества...