Современные аспекты профессионального образования автомехаников
статья

Сергей Юрьевич Истомин

Статья-размышление о современных требованиях к профессиоанльному образованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные аспекты профессионального образования автомехаников.

Наше время диктует свои условия  для всех аспектов профессиональной подготовки квалифицированных кадров, а такая подготовка невозможна без соответствующей корректировки учебного процесса.

Профессиональное образование – сложный процесс, прошедший довольно долгий путь исторического становления, но одно всегда оставалось неизменным – оно всегда выполняло социальный заказ общества, изменяясь вместе с ним.

Таким образом, поскольку идет построение системы сочетания теоретического обучения с практической подготовкой в учреждениях среднего профессионального образования, то необходима модернизация всего учебного процесса для приведения качества и уровня подготавливаемых кадров в соответствие с изменяющимися требованиями общества и экономики.

Под содержанием производственного обучения понимается система профессиональных знаний, умений и навыков. Которые обеспечивают квалифицированному рабочему, подготовленному в профессиональном образовательном учреждении, возможность успешно выполнять трудовую деятельность, характерную для профессии и соответствующую уровню квалификации.

Это система знаний, умений и навыков представляет собой обобщенное отражение основ производства, накопленного практического опыта,   осуществления производственных процессов по конкретным видам труда, а также положительного опыта практики учреждений профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих.

Знания, умения, навыки -  триада понятий, выражающая и целеполагание, и содержательную сущность процесса учения.

Вместе с тем знать еще не означает обладать способностью, умением выполнять определенную деятельность. Можно знать, как производится наладка станка, но не уметь это делать, знать правила вождения и быть беспомощным за рулем автомобиля. Умения приобретаются на практике, путем применения знаний и способов деятельности.

Под трудовыми умениями понимается готовность, подготовленность, способность учащихся сознательно и правильно выполнять трудовые действия, подбирая и применяя целесообразные в данных условиях способы и средства деятельности и добиваясь благодаря этому положительных результатов в труде.

Знания не только являются условием осуществления деятельности, но и проявляются в ней. Только по проявлению знаний, по включению их в определенную деятельность можно судить об их наличии. Вместе с тем в процессе деятельности, в том числе трудовой, профессиональной, знания совершенствуются, углубляются, конкретизируются, расширяются.

Умения, как и соответствующие им способы деятельности, бывают практическими и интеллектуальными. Сборка схемы, настройка прибора, обработка детали на станке - практические умения. Выполнение расчетов, конструирование, разработка технологии обработки, решение задачи - интеллектуальные умения.

В труде квалифицированного рабочего широкого профиля все большее значение приобретают расчетно-аналитические, контрольные и наладочные функции, характеризующиеся сочетанием умственного и физического труда в едином трудовом процессе. Указанные функции требуют от рабочих значительно больших инженерно-технических знаний, глубоких и разносторонних умений и навыков. Такой рабочий, специалист в условиях постоянных изменений техники и технологии производства имеет высокую профессиональную гибкость и мобильность, обладает способностью быстро адаптироваться к возможным изменениям условий производства, выполнять широкий круг взаимосвязанных по технологии видов работ. Он подготовлен не только к современным, но и к будущим условиям производства.

Особую актуальность широта профиля квалифицированных рабочих, специалистов приобретает в современных условиях перехода страны к рыночной экономике, когда человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжается своим главным капиталом - своей профессиональной подготовленностью, квалификацией.

В заключение хотелось бы сказать о том, что исторически подготовка квалифицированных рабочих была серьезной задачей, так как от уровня их квалификации в значительной мере зависят реальные успехи производства и, как следствие, процветание государства. В связи с этим, очень важно уметь проанализировать содержание процесса как производственного обучения, так и трудовой деятельности специалиста.

Так, анализ содержания труда рабочих в современных развитых странах, показывает уменьшение во всех отраслях промышленности удельного веса затрат физического труда. Соответственно, современный рабочий, специалист должен быть готовым быстро приспосабливаться к быстро меняющимся технологическим процессам, новейшему оборудованию. Поэтому важнейшей задачей подготовки квалифицированных кадров, становится переосмысление подходов к профессиональному образованию молодежи, а такое переосмысление не возможно без всестороннего анализа процесса производственного обучения с точки зрения трудовой деятельности специалиста.

  Подводя итог, можно сказать о том, что учебные характеристики трудовых процессов можно объединить в один решающий фактор — возможность превращения той или иной части трудового процесса в самостоятельную часть процесса обучения. А основным содержанием процесса производственного обучения с позиций функционального и структурного анализа трудовой деятельности специалиста является формирование у обучающихся совокупности умений и навыков выполнения трудового процесса,  включающей трудовые операции, приемы и способы, связанные с его планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Экономическая подготовка студентов колледжа в современном среднем профессиональном образовании

Экономическая подготовка студентов колледжа в современном среднем профессиональном образовании...

10- Всероссийская интернет – конференция «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».Тема: Современное состояние и особенности развития профессии бухгалтер. Система образования и подготовки профессиональных бухгалтеров в РФ.

Обострившиеся процессы глобализации диктуют переход функционирования российских предприятий по международным правилам. Международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) должны быть приближены к ...

Рабочая программа по немецкому языку по профессии "Автомеханик" для учреждений среднего профессионального образования,отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих

Представлена рабочая программа по немецкому языку по профессии "Автомеханик"  для учреждений среднего профессионального образования,отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих 20...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ для профессии среднего профессионального образования (СПО) 23.01.03 (190631.01) «Автомеханик»

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ». 41.1. Область применения программы.. 41.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 41....

Сборник статей YI международной научно-практической конференции "Наука, образование, инновации:актуальные вопросы и современные аспекты" 2021г. г.Пенза статья "Солнечная" хромосома"

В сборнике научных трудов рассматриваются современные проблемы науки и практики применения резултатов научных исследований....

Краеведческий аспект языкового образования СПО на современном этапе развития общества

Краеведский аспект языкового образования студентов СПО как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности подрастающего поколения россиян....