(модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть».
методическая разработка

Зарима Нурбиевна Куиз

Цель и задачи урока:

помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, понимать значение понятия  «стыд» «совесть»

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд.

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами  родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление  в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение  поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Оборудование:

(мультимедийная презентация) ноутбук, учебник, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока200.5 КБ

Предварительный просмотр:

2013 г.

Конспект урока

(модуль Основы светской этики)

4 класс

Тема: «Совесть» (слайд № 1).

Цель и задачи урока:

помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, понимать значение понятия  «стыд» «совесть»

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд.

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами  родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление  в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение  поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Оборудование:

(мультимедийная презентация) ноутбук, учебник, раздаточный материал.

                                   

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята…

Все приготовились к уроку?

Сегодня наш урок я хочу начать с притчи «Бабочка».

Слайд № 2-3: изображение города с Мастером

Притча “Бабочка”:

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

                     

Слайд № 4: изображение бабочки на ладони

Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Все в твоих руках…

Вопросы учащимся:

  • Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика?

       -Жизнь бабочки.

  • Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик?

      - Или убить или отпустить.

  • Как можно оценить убийство бабочки?

       - Это зло.

  • А сохранение ее жизни?

      - Это добро.

        

2.Актуализация опорных знаний по теме. 

  • Друзья, я предлагаю сегодня   нам поговорить о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Нам с вами об этом надо говорить всегда. Потому что есть люди, которые забывают  хорошие правила жизни.

Слайд № 5

 Тренинг «Как не попасть в сети зла?

  •  Но как же не попасть в сети зла?

-….

  • Объясню на пальцах. 

Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) 

  • Ребята, а  какой надежный щит мы можем  поставить  на пути зла?

         -Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание,                  

           добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность,                                                    

           милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие,                

           радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

Слайд 6

  • Молодцы правильно. Нужно поставить на пути зла  положительные качества, добродетели  характера.

3. Формулирование темы урока, постановка цели:

  • А что чувствует человек, который совершил зло,    нехороший поступок?

- Стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе.

  • Правильно, человек совершивший нехороший поступок испытывает чувство вины, стыда, огорчения…..

Использование метода «Кластер».         

Слайд № 7

  • Чтобы не испытывать такие чувства  надо поступать как?

- По- хорошему!

  • По- хорошему,  это значит поступать как?

- По совести.

  • Молодцы ребята. Итак, это слово «Совесть» является темой нашего урока.

Слайд № 8

  • Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?
  • Что такое совесть?

         -…

  • Нужна ли она человеку?

         -…

  • Что значит поступать по совести?

              -…

  • Какая совесть бывает чиста?

              -…

  • Более подробно поговорим мы с вами об этом сегодня.

3. Изучение новой темы.

Слайд № 9

  • Однажды перебирая  книги,  я обратила своё внимание на рассказ для детей А.П. Гайдара «Совесть». Вроде бы детский рассказ, но какая до боли знакомая история. История, которая может случиться с каждым из вас (звучит  запись рассказа  «Совесть»).

Совесть.

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула,  в чем дело, и решила над ним подшутить.

— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

  • Ребята о ком идет речь?
  • -…

Слайд № 10

  • Какое впечатление произвела на вас Нина?

          -…..

  • Какой она была до встречи с мальчиком?

-…

  • После расставания с мальчиком,  какие она испытывала чувства?

-….

  • Оцените поступок Нины. Почему же Нина заплакала?
  • -….
  • Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? 

- ……

  • Молодцы ребята!

Заполнение кластера.

  • Каким был мальчик, которого встретила Нина?

         -….

  • Почему он был таким?

-…

Слайд № 11

Заполнение кластера

Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если  вы что-то не так сделали, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Кроме того, Тебе стыдно.

Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

4. Работа с текстом учебника. 

Слайд № 12

  • А знаете ли вы, что означает слово совесть?

          -….

  • Разобраться с  понятием  «совесть» нам поможет?

-…

  • Подскажите мне какой учебник?

- ОРКСЭ.

  • Правильно. Еще,  к какой книге мы можем,  обратится?

- К словарю…

  • Какому?

-  К толковому словарю  (Даль, С. И. Ожегов).

  • Молодцы ребята.

         - Совесть-это (читают часть текста самостоятельно).

        Работа с текстом учебника ОРКСЭ.

  1. Совесть - это способность человека осознавать свои поступки намерения и оценивать их с позиции добра и зла. Совесть можно назвать внутренним голосом человека. Она помогает людям делать правильный выбор в сложных ситуациях.

 Работа со словарем.

  1. Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.                                                      

С. И Ожегов.

  • Ребята, а как вы понимаете слово совесть на адыгейском языке?

        - На адыгейском  языке совесть означает переводится,  как  къэрар.

         Ук1ытэрэ къэрарырэ,  и1эп ащ,  а1ощтыгъэ  адыгэхэм ыжъырэм щегъэжьагъэу.

  • А вы знаете,  кто первым,  задумался над тем, что такое совесть?

 –…

  • Демокрит.

Слайд № 13

 (Фото Демокрита)                                                                          

  • Знаете, что он писал о совести?

-…

Должно, стыдится самого себя столько же, как и других людей,  и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно, стыдится самого себя…

Т.е  по словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой».

  • С каким чувством он связывал совесть?

        -Со стыдом.

Слайд № 14

  • Давайте мы с вами  разберемся, чем различаются  понятия стыд и совесть.

Стыд

Совесть

Сходство

Переживание

Слайд № 15

  • Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили. Хотя о твоем поступке не знает никто, ты чувствуешь себя неспокойно. 
  • Совесть – это стыд перед самим собой».
  • Стыд и совесть – почти синонимы. И не зря говорится в народе: "есть стыд, есть совесть, нет у тебя ни стыда, ни совести". Стыд сильнее самого строгого наказания со стороны, потому что это наказание собственной совести и собственной совестью. И эти два понятия неразлучны друг с другом,  и они не могут существовать друг без друга. Приведите примеры ситуаций, в которых герои литературных произведений испытывали стыд или  им было совестно.
  • Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала,  нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.  Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При  такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека.  А иначе – блуждание в потемках.

  1.  Закрепление.
  • Ребята давайте мы с вами вспомним произведения  о «Совести», которое вы проходили в 1-3 классах.

-…

  • А сейчас я вам  предлагаю поиграть  в игру.

Задание первое.

 «Честный и нечестный сказочный герой».

Слайд № 16-18

  • Кто из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:

-Карлсон;

-Винни-Пух;

-Красная Шапочка;

-Лиса ;

-Маша из сказки «Маша и Медведь»;

-Золушка?

  • Инсценировка «Автобус»…

Слайд № 19

 В переполненный автобус вошел  дедушка с палочкой. Сидящий у окна мальчик сделал вид, что уснул. Лишь девочка уступила место бабушке, а потом помогла ей выйти из автобуса.

  • Кого из героев истории можно назвать совестливым человеком?

-…

  • Как вы думаете, как надо было поступить?

-…

  • А вы тоже так поступаете в общественных местах?

-…

  • Молодцы ребята!

Слайд № 20

  • Согласны ли вы с утверждениями:

-у всех людей есть совесть;

-….

-«голос совести» можно услышать только после совершения плохого поступка;

-…

-плохих людей, преступников совесть не мучает;

-…

-бессовестному человеку жить легче?

-…

6. Итог урока.

Слайд № 21

  • Подводя итог урока, ребята, давайте мы с вами еще раз ответим на вопросы, который были поставлены в начале урока.

А именно:

  • Что такое совесть?

-…

  • Нужна ли она человеку?

-…

  • Что значит поступать по совести?

-…

  • Какая совесть бывает чиста?

-…

  • Подумайте, почему совесть иногда действует на человека сильнее, чем написанные законы?

-…

  • Что значит, жить в ладу со своей совестью?

-…

  • Что в жизни вам даст такое качество характера?

         Дети высказывают свои мысли:

         - У меня будет много друзей.

         -Я счастлив.

         -Я буду уверен.

         - Родители меня будут любить.

        -Меня не будет грызть совесть…

         Рефлексия. Оценка.

  • В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен быть у человека. 
  • Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям.

Памятка.

  • Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.      

      Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).

  • Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.
  • Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
  • Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.
  • Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
  • Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.
  • Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
  • Не берите чужого без разрешения.
  • Не желайте никому зла
  • Не допускайте грубости
  • Во  всём, помогайте  ближним
  • Будьте добрым человеком
  • Есть ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.
  • Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью?  
                                               
    Слайд № 21

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке.

Не забывайте использовать слова….

Слайд  № 22

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Интересны были высказывания…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

  1. Домашнее задание.

         Слайд № 23

  • Параграф 13.
  • Выполнить работу  в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь

Ученика (цы)

2013 г.

Домашнее    задание

1.Расспросите  родителей о значении совести в их жизни.

2.  Подобрать стихотворение любого поэта или сочинить самому на тему:    «Совесть».

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 3.Найти 5 пословиц и поговорок о совести.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Написать эссе  « Моя совесть»

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5..Подготовить ответы на вопросы и задания учебника.

  • На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в  заключение нашего урока просмотрим закрепляющий тему видеоролик (слайд № 24).

Слайд № 25

           Всё в Ваших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по светской этике

Конспект содержит технологическую карту урока светской этики с подробным описанием универсальных учебных действий учащихся.А также презентацию к уроку....

Тесты по курсу: «Основы светской этики»

Тесты по курсу: "Основы светской этики"...

Материал к занятию курса внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (6-7 классы). Тема: "Потомству в пример. Духовные защитники России"

Занятие по курсу внеурочной деятельности по ОДНКНР, 6-7 классы. Материал к теме: «Потомству в пример». Духовные защитники России»Актуальность и новизна:Одной из основных за...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы исламской культуры» для обучающихся 4 классов

Предлагаю Среди основных особенностей нашего времени – существенные изменения системы образования. Она становится гибкой, открытой. В новых условиях от педагога как специалиста в области образов...

Практическое занятие по предмету "Основы профессиональной этике"

Практическое занятие "Характеристика типов посетителей. Особенности их обслуживания"....