Профессиональная ориентация обучающихся на уроках швейного дела. Формы и методы работы.
методическая разработка

Волкова Наталья Владимировна

Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для обучающихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Богородская школа №8»

Профессиональная ориентация обучающихся на уроках швейного дела.

Формы и методы работы.

В рамках работы РМЦ по теме: «Профориентация и освоение профессиональных компетенций как условия формирования жизненной траектории обучающихся с ОВЗ»

Подготовили учителя профессионально –трудового обучения

Волкова Н.В.

 Балакина И.И.

2022

Профессиональная ориентация обучающихся на уроках швейного дела.

Формы и методы работы.

Совершенно ясно, что одной из задач специальной школы является подготовка обучающихся к жизни.

Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для обучающихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Школа должна выпускать из своих стен готового к самостоятельной жизни человека. И урок технологии  - это единственный предмет, где ребенок учится на практике применять знания, полученные, в том числе и на других предметах.

С 5 класса мы начинаем знакомить обучающихся с профессиями швейного производства, так как, по этим специальностям выпускники смогут работать в дальнейшем.

 Специальность швея приемлема и актуальна, потому что длительное время выполняется одна или несколько технологических операций, что дает возможность выработки устойчивого навыка. Отсюда и  качество работы, скорость, выполнение нормы и как следствие, заработок.

 На уроках швейного дела обучающиеся овладевают навыками пошива швейных изделий, необходимых для дальнейшей жизни в социуме.

Правильная организация учебной мастерской способствует эффективной подготовке обучающихся к трудовой деятельности.  В нашей школе мастерские швейного дела оснащены современным оборудованием, посадочными рабочими местами для обучающихся, современным оборудованием для влажно - тепловой обработки и раскройным столом.

Выбор методов проведения профориентационной работы для каждого занятия по швейному делу зависит от

-учебных, воспитательных, коррекционных и профориентационных задач,            

-содержания и характера изучаемого материала,

- возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.  Слайд 1

      Рассказ применяем при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий швейного производства ( швея, ткачиха), о требованиях, предъявляемых к  профессии.

 Объяснение характеризуется краткостью изложения. Поэтому этот метод используем для сообщения, например,

- школьникам правил выбора профессии,

- особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий,                                -последовательности выполнения различных трудовых приемов и операций.

При этом вводим новые понятия и термины ( профессия, специальность, предмет труда, орудия труда, охрана труда, норма выработки и т. д. ), показываем новые действия, приемы обращения с инструментами, швейными машинами и другим оборудованием, демонстрируем  учебные таблицы, плакаты, схемы.

Стараемся, чтобы рассказ и объяснение были достоверными, а сообщаемые факты соответствовали действительности.

Слайд 2

Профориентационная беседа- наиболее распространенный метод. Беседа является разновидностью опроса и представляет собой сравнительно свободный диалог учителя с обучающимся  на  темы, связанные с их профессиональным самоопределением.

Вот примерный план беседы о профессии:

1.Знакомство с историей развития данной профессии.

2. Основное содержание труда специалистов этой профессии.

3.Орудия труда и материалы, используемые специалистами этой профессии.

4.Условия труда.

5. Общетрудовые, общетехнические и специальные знания, умения и навыки которыми должен обладать рабочий данной профессии.

6.Психофизические требования профессии к человеку.

7.Экономические сведения о профессии.

8.Подготовка кадров и возможности профессионального роста.

Слайд 3

Профессиональное просвещение. Важность просвещения в том, что благодаря ему, расширяются рамки свободы выбора профессии, чем больше будут знать обучающиеся о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучиться той или иной специальности, тем осознаннее будет их выбор.

На обсуждение выносятся например такие вопросы:

- какая профессия пользуется большим спросом на рынке труда?

- от чего зависит заработная плата?

- что должен уметь делать……?

- все ли желающие могут работать по данной……. профессии?

 Эффективной организацией профориентационной работы способствует применение и  наглядных методов.

Слайд 4      Демонстрация изучаемых объектов, процессов может служить не только подтверждением излагаемого материала, но и источником знаний. Здесь используем следующие виды демонстрации:

        - натуральные объекты ( изделия, выполненные учениками и специалистами, инструменты и приспособления, швейные машины );

        - изображение объектов ( картины, плакаты )

        - приемы работы во время практических работ.

  Слайд 5      Также вводим на занятиях и элементы игры, что позволяет обучающимся более подробно узнать о профессиях швейной отрасли.

У наших учеников плохо развита инициатива в общении. А ведь им предстоит работать в коллективах, общаться со многими людьми: близкими, знакомыми, с коллегами по работе. На уроках мы стараемся создавать обстановку, близкую к производственной: то работаем, разбив класс на бригады по пошиву белья, в другой раз – это швейная мастерская по индивидуальному пошиву изделий. И им это нравится, особенно, когда бригадным методом они шьют костюмы для художественной самодеятельности, фартуки мальчикам для столярного или обувного дела.

Слайд 6    Кроме этого на своих уроках мы проводим экскурсии  как виртуальные (например,  просматриваем видео фильмы о получении волокон на прядильной фабрике, о производстве ткани на ткацкой фабрике, наблюдали работу швейного производства), так же и реальные экскурсии с посещением швейных фабрик  нашего города (нас принимает швейная фабрика Восход и обувная фабрика. Очень хочется попасть на Сильву или Магнолию и посмотреть производство мягкой мебели ). Данные экскурсии и рассказы работников помогают посмотреть обучающимся на профессию более обширно. Очень приятно во время экскурсии получать отзывы от бригадиров о работе наших выпускников. Нам говорят спасибо, за то , что мы научили детей работать. ( пример с Аняй М и Мариной Щ.)

Слайд 7   Профессиональная проба обучающихся- еще один из эффективных методов профориентационной работы. Как известно, склонность к профессии развивается в процессе деятельности, поэтому обучающимся необходимо пробовать себя в самых различных видах занятий. ( Сейчас мы готовимся третий раз принять участие в национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  «Абелимпикс» по компетенции «швея». В октябре наши девочки выступили очень достойно. В течении шести часов  они   выполняли пошив блузки в натуральную величину на промышленном оборудовании.

 

Слайд 8   Хочется сказать и о работе  детей при создании коллекций одежды на муниципальный конкурс по изготовлению и презентации костюма  «Традиции, фантазия и творчество»,

Попробовать свои силы в моделировании одежды на конкретную целевую аудиторию – это возможность раскрыть свой творческий потенциал, повысить свое мастерство, расширить знания. В период работы над коллекцией ученики знакомятся с профессией портного, дизайнера, модельера-дизайнера, модельера-конструктора, художника-модельера. Через такие творческие проекты  дети развивают свое мышление, реализуют свои идеи и фантазии в реальность.

И в заключении хочется сказать, что одна из главных задач трудовой подготовки обучающихся – это научить детей работать, выполнять любую работу качественно, приучать их к самостоятельности, ответственности за результаты своего труда. Все это формирует и развивает навыки самоконтроля.

Тест: Узнай свои профессиональные навыки.

Предлагаем вам  проверит себя,  правильно ли вы сделали свой профессиональный выбор?  По дате своего дня рождения можно вычислить свой личный код и узнать свои профессиональные навыки.. С каждым числом связана определенная группа профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения.

Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения....

Формы и методы работы с обучающимися по организации личностно-ориентированного обучения.

  Личностно-ориентированное обучение - одно из компетентностей новых стандартов ФГОСА ООО....

Программа профессиональной ориентации обучающихся «Юные туристы – проводники»

    Одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива детского дома является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников. Профессиональная ори...

Доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин"

В данной работе представлен доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедренеие проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин", который со...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ И (из опыта преподавания Информатики и ИКТ)

Сегодня проблемы специального образования являются одними из самых важных и актуальных в работе всех подразделений Министерства просвещения и науки РФ. Достаточно многочисленную категорию обучающихся ...

Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов....

Программа профессиональной пробы проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» по профессиональному направлению (профессии) «Электромонтажник/Электромонтер»

Проект по профессиональной ориентации " Билет в будущее" решает задачу повышения готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению.Данная программа позволяет учащимся познакомится...