Международный комитет Красного Креста
план-конспект урока

Хазбиева Лилия Ильгизовна

Конспект урока позволяет раскрыть сущность деятельности Международного комитета Красного Креста

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: 11

Тема урока: «Международный Комитет Красного Креста. Милосердие и гуманность»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок - беседа.

Цели урока:

образовательная – сформировать у учащихся такие понятия, как «Международный Комитет Красного Креста», «гуманность», «эмблемы гуманности»;

развивающая – продолжить формирование умения анализировать и обобщать полученную информацию; продолжить формирование умения давать правильную и объективную оценку событиям из реальной жизни; продолжить формирование умения применять полученные знания в повседневной жизни;

воспитывающая – продолжить воспитание уважительного отношения к закону и праву; продолжить воспитание гуманности, внимательности, заботливого отношения к окружающим.

Методы: ведущий объяснительно-иллюстративный метод с элементами частично-поискового метода; использование информационно-коммуникативных технологий (компьютерная презентация, видеоролики).

Оборудование урока: учебник «Обществознание» для 11 классов под ред. Л.Н.Боголюбова (§28), схемы, компьютерная презентация.

План урока:

1.Международное гуманитарное право

а) Женевское право

б) Гаагское право

2.Международный Комитет Красного Креста

а) задачи и функции

б) структура

в) направления деятельности

Ход урока:

Учитель актуализирует знания учащихся, полученные на прошлом уроке.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы начали изучение новой темы, которая называется «Международное гуманитарное право и права человека». В прошлый раз мы с вами познакомились с понятием международного гуманитарного права, определили его место среди иных отраслей права; мы рассмотрели  основные источники данной отрасли, ключевые понятия. Дома вы должны были подготовить небольшие сообщения, касающиеся вопросов регулирования отношений во время ведения военных действий; первый вариант дома рассматривал Женевское право, а второй – Гаагское право.

Учитель рисует на доске схему:

Учитель: Итак, ребята, давайте послушаем ваши доклады.

Несколько учащихся по желанию выступают с сообщениями по теме прошлого урока. Класс заслушивает доклады, касающиеся отдельных аспектов международного гуманитарного права. Доклады сопровождаются небольшими компьютерными презентациями, в которых содержатся ключевые положения излагаемого материала, наглядные иллюстрации.

Учитель: Итак, ребята, мы с вами вспомнили, какую именно отрасль права мы называем международным гуманитарным правом, какие отношения регулируются данной отраслью и какие нормативно-правовые акты приняты в этой сфере.

Сегодня мы продолжим изучение этой темы и более подробно остановимся на Международном Комитете Красного Креста. Взгляните, пожалуйста, на доску: здесь вы видите название темы сегодняшнего урока и основные термины, с которыми мы сегодня познакомимся.

Каждый из вас, наверное, не раз слышал это словосочетание – «Красный Крест». Какие ассоциации, какие мысли вызывает у вас это понятие?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

  Учитель (слова учителя сопровождаются компьютерной презентацией): Международный Комитет Красного Креста - это нейтральная, беспристрастная и независимая гуманитарная организация. Миссия МККК состоит в том, чтобы, строго соблюдая принципы нейтральности и беспристрастности, предоставлять защиту и оказывать помощь гражданским лицам и военнослужащим, пострадавшим от вооруженных конфликтов и внутренних беспорядков. В задачи МККК входит:

  • посещение военнопленных, а также гражданских лиц, задержанных в связи с конфликтом;
  • розыск пропавших без вести;
  • организация обмена письмами между членами семей, разлученных в результате конфликта;
  • воссоединение разлученных семей;
  • предоставление продовольствия, воды и медицинской помощи;
  • распространение знаний о МГП и контроль за соблюдением его норм.

  У истоков МККК стоял один человек – Анри Дюнан, гражданин Швейцарии. В 1859г., оказавшись на поле боя, где сошлись в сражении австрийская и французская армии, А.Дюнан пришел в ужас от увиденного – тысячи раненых солдат обеих армий оказались брошенными на произвол судьбы из-за отсутствия надлежащей медицинской помощи. Вернувшись в Швейцарию, А. Дюнан опубликовал книгу «Воспоминание о битве при Сольферино», в которой он предложил:

  • еще в мирное время создать добровольные общества для оказания помощи раненым во время войны;
  • принять международный договор для признания и предоставления защиты этим добровольным обществам, в обязанности которых будет входить оказание помощи медицинским службам армий.

В 1863г. комиссия, состоявшая из пяти человек (Анри Дюнан, Гюстав Муанье, Гийом-Анри Дюфура, Луи Аппиа, Теодор Монуар) основала Международный комитет по оказанию помощи раненым, который позже был назван Международным Комитетом Красного Креста.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца осуществляет свою деятельность практически во всех странах мира и насчитывает около 100млн. сотрудников и добровольцев.

 Движение состоит из трех основных частей:

  • МККК (предоставляет защиту и оказывает помощь жертвам войны, пропагандирует международное гуманитарное право и является его хранителем);
  • Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца (содействуют властям своей страны в гуманитарной области; предоставляют различные виды услуг – от проведения спасательных работ в случае катастроф до оказания медицинской и социальной помощи);
  • Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (координирует работу по оказанию международной помощи беженцам и жертвам стихийных бедствий, техногенных катастроф).

Взгляните, пожалуйста, на интерактивную доску. Здесь вы видите так называемые «эмблемы гуманности» - красный крест и красный полумесяц. Как вы думаете, для чего необходимы эти символы?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Основатели МККК считали необходимым принятие единой эмблемы, которая была бы легко узнаваемой и всем известной. Эмблема должна защищать не только раненых на поле боя, но и лиц, которые оказывают им помощь. Предполагалось, что сам вид эмблемы будет влиять на комбатантов сдерживающим образом. Красный крест на белом фоне – геральдический знак швейцарского флага с обратным расположением цветов – был утвержден на Международной конференции 1863г. Однако в 1876г. Оттоманская империя решила использовать красный полумесяц вместо красного креста. Этому примеру последовали некоторые другие государства, и в 1929г. красный полумесяц получил официальное признание, так же как и эмблема красного льва и солнца для Ирана, которая в настоящее время не используется. В декабре 2005 года, в ходе Дипломатической конференции в Женеве, государства приняли Третий Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, регламентирующий использование дополнительной эмблемы наряду с эмблемами красного креста и красного полумесяца. Новая эмблема известна под названием Красный Кристалл.

Как вы считаете, ребята, ограничивается ли деятельность МККК оказанием помощи нуждающимся? Может ли, по-вашему, Красный Крест осуществлять какие-либо иные функции?

   

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Превентивная, или иначе говоря,  предупредительная деятельность МККК направлена на то, чтобы ограничить и свести к минимуму пагубные последствия конфликтов. Пропагандируя гуманитарные принципы, МККК старается предотвратить или, по крайней мере, ограничить ужасы войны. Превентивные программы осуществляются в трех направлениях:

  • привлечение внимания к проблемам гуманитарного права;
  • распространение знаний о гуманитарном праве;
  • включение гуманитарного права в официальные учебные программы.

Главная задача предупредительной деятельности заключается в том, чтобы воздействовать на общественное мнение и на поведение людей. В целях распространения среди широкого круга лиц знаний о деятельности Международного Комитета Красного Креста, в средствах массовой информации запускается большое количество рекламы. На улицах города вы наверняка встречались с агитационными плакатами (например, о значимости донорства). Еще одним способом информирования граждан является создание видеороликов; с такими вы также, возможно, встречались в сети Интернет. Давайте посмотрим некоторые из них.

Учащиеся смотрят видеоролики о деятельности Международного Комитета Красного Креста. Просмотр каждого ролика сопровождается комментариями учителя и учащихся.

Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с международной неправительственной организацией, оказывающей военнослужащим и гражданским лицам помощь в ходе военных действий, а также помощь нуждающимся при стихийных бедствиях и катастрофах. Эта организация именуется Международный Комитет Красного Креста. В функции МККК входит: доставка продовольствия и других предметов первой необходимости; эвакуация и (или) переселение людей, которым угрожает опасность; восстановление и поддержание семейных связей, а также розыск пропавших без вести. Все ли вам понятно, ребята? Какие вопросы возникли у вас в ходе нашего занятия?

Учащиеся совместно с учителем обсуждают возникшие вопросы.

Учитель: До конца урока осталось несколько минут. Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Дома вы должны будете подумать о той миссии, которую выполняет комитет Красного Креста. Взгляните, пожалуйста, на доску – здесь вы видите тему домашнего задания. Ваша задача – написать небольшое эссе на тему «Гуманитарная деятельность МККК в современном мире». При выполнении работы вспомните все, о чем мы говорили на двух последних уроках – о международном гуманитарном праве, о функциях и основных задачах МККК. В своем сочинении используйте примеры из жизни – к сожалению, их в наше время более чем достаточно. Не забудьте также привести свою точку зрения на озвученную тему и аргументировать ее.

Учитель подводит итоги занятия, выставляет отметки за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Международный комитет Красного Креста

Слайд 2

МККК - это нейтральная, беспристрастная и независимая гуманитарная организация. Миссия МККК состоит в том, чтобы предоставлять защиту и оказывать помощь гражданским лицам и военнослужащим, пострадавшим от вооруженных конфликтов и внутренних беспорядков.

Слайд 3

В задачи МККК входит: посещение военнопленных ,а также гражданских лиц, задержанных в связи с конфликтом; розыск пропавших без вести; организация обмена письмами между членами семей, разлученных в результате конфликта; воссоединение разлученных семей; предоставление продовольствия, воды и медицинской помощи; распространение знаний о МГП и контроль за соблюдением его норм.

Слайд 4

Гуманность Беспристрастность Нейтральность Независимость Добровольность Единство Универсальность Основополагающие принципы деятельности МККК

Слайд 5

Анри Дюнан «Воспоминание о битве при Сольферино» В 1859г., оказавшись на поле боя, где сошлись в сражении австрийская и французская армии, А.Дюнан пришел в ужас от увиденного – тысячи раненых солдат обеих армий оказались брошенными на произвол судьбы из-за отсутствия надлежащей медицинской помощи.

Слайд 6

А. Дюнан опубликовал книгу «Воспоминание о битве при Сольферино» , в которой он предложил: еще в мирное время создать добровольные общества для оказания помощи раненым во время войны принять международный договор для признания и предоставления защиты этим добровольным обществам, в обязанности которых будет входить оказание помощи медицинским службам армий.

Слайд 7

В 1863г. комиссия, состоявшая из пяти человек (Анри Дюнан, Гюстав Муанье, Гийом-Анри Дюфура, Луи Аппиа, Теодор Монуар) основала Международный комитет по оказанию помощи раненым, который позже был назван Международным Комитетом Красного Креста .

Слайд 8

Красный Крест и Красный Полумесяц Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца осуществляет свою деятельность практически во всех странах мира и насчитывает около 100млн. сотрудников и добровольцев. Движение состоит из трех основных частей : МККК Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Слайд 9

Основатели МККК считали необходимым принятие единой эмблемы, которая была бы легко узнаваемой и всем известной. Эмблема должна защищать не только раненых на поле боя, но и лиц, которые оказывают им помощь. Предполагалось, что сам вид эмблемы будет влиять на комбатантов сдерживающим образом. Красный крест на белом фоне – геральдический знак швейцарского флага с обратным расположением цветов – был утвержден на Международной конференции 1863г. Эмблемы гуманности

Слайд 10

Однако в 1876г. Оттоманская империя решила использовать красный полумесяц вместо красного креста. Этому примеру последовали некоторые другие государства, и в 1929г. красный полумесяц получил официальное признание, так же как и эмблема красного льва и солнца для Ирана, которая в настоящее время не используется.

Слайд 11

В декабре 2005 года появилась новая эмблема, известная под названием Красный Кристалл .

Слайд 12

Функции МККК доставка продовольствия и других предметов первой необходимости; эвакуация и (или) переселение людей, которым угрожает опасность; восстановление и поддержание семейных связей, а также розыск пропавших без вести.

Слайд 13

осуществляется в трех направлениях : привлечение внимания к проблемам гуманитарного права распространение знаний о гуманитарном праве включение гуманитарного права в учебные программы Превентивная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о родительском комитете училища

Настоящее положение регламинтирует работу родительского комитета училища!...

История развития сестринского дела за рубежом, становление Международного Красного Креста

История развития сестринского дела за рубежом, становление Международного Красного Креста...

История развития организации "Красный Крест"

Презентация к классному часу...

История Красного Креста

Материал предназначен для изучения истории сестринского дела. Основная цель использования - формирование личностных качеств будущего медицинского работника....

Приложение к приказу, подтверждающее участие в составе организационного комитета и жюри конкурса профессионального мастерства "5 звёзд" среди обучающихся 2-3-4 курсов специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Приказ №157-ОД от 11.05.2018 "О проведении конкурса профессионального мастерства на укрупненной  группе специальностей 43.00.00  Сервис и туризм среди обучающихся колледжа"Приложен...

Приложения к приказам, подтверждающие участие в организационно комитете декад специальностей (по укрупненной группе "Сервис и туризм")

1) Приказ №41-ОД от 09.02.2018 "О проведении декады по специальности на укрупненной группе специальностей  43.00.00 «Сервис и туризм»"2) Приказ № 269-ОД от 25.09.2018 ...