Применение и использование мультимедийных презентаций в практике специалистов, работающих с детьми, имеющих особенности в развитии в условиях специализированных учреждений.
статья

Владимирова Оксана Вадимовна

 

Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования информационных технологий с целью:

 

 Совершенствования методологии и стратегия отбора содержания материала, методов и организационных форм воспитания, обучения, которые соответствуют задачам развития личности обучаемого в современных условиях.

 

Учитывая перечисленное выше целеполагание необходимо выделить следующие задачи:

  • Создания методических систем, технологий обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала воспитанника, формирование умений и навыков самостоятельно приобретать знания, необходимую информацию.
  • Оптимизации всех компонентов образовательного процесса, повышения интереса и мотивации, активизации учебной деятельности обучаемого.

 

Активные формы обучения с помощью использования компьютерных технологий имеют чрезвычайно важное значение в процессе социализации детей с ограниченными возможностями.

Компьютер способен манипулировать звуком, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего процесса в единую мультимедиа презентацию.

В отличие от обычных технических средств обучения мультимедийные средства активнее способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей детей с ограниченными возможностями. Компьютерные технологии представляют  огромные возможности в процессе социализации детей со сложной структурой дефекта, так как позволяют развивать восприятие, внимание, мышление и речь воспитанников. Наглядность материала повышает его усвоение, создаёт положительную мотивацию, включая все каналы восприятия: зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Стремление использовать компьютерные технологии на занятиях продиктовано педагогическими и технологическими причинами. Известно, для того, чтобы развитие восприятия и представлений у детей с нарушением интеллекта шло успешно, в процессе их обучения и развития необходимо применять современные специальные методики, которые дают возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала.

Одна из главных задач, стоящей перед специалистами детских домов-интернатов Департамента социальной защиты населения города Москвы является активизация речевой и познавательной деятельности детей со сложной структурой дефекта, их способность воспринимать полученную с помощью информационно-коммуникативных технологий информацию, что и определяет эффективность и качество процесса социализации.

Одной из наиболее успешных и продуктивных форм подготовки и представления учебного материала в работе специалистов различного профиля является мультимедийная презентация.

Презентация дает возможность самостоятельно структурировать учебный материал, исходя из особенностей контингента детей, определять конкретную тему, задачи и строить занятие так, чтобы добиться максимального обучающего эффекта. Особенно важна наглядность, как средство развития более сложных форм конкретного мышления на всех этапах обучения. Наглядность содержится в  текстовом и иллюстрированном материалах, и стимулирует детскую фантазию и творческое воображение. Необходимо отметить, что огромную роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация,  т.е. движение картинки, буквы, слова. Материал презентаций ориентирован на контингент воспитанников интерната с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития. Каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу. Например, задание  по развитию конструктивного праксиса можно демонстрировать с опорой на наглядность.  Презентации используются не от случая к случаю, а выстроены в систему и предназначены для изучения не только фонетической стороны речи, но  и лексико-грамматических категорий, формированию интонационно-мелодической стороны и развития связных высказываний.

Использование возможностей программы MS Power Point  для создания презентаций имеет большие преимущества и открывает перспективы  для:

  • повышения уровня эмоциональности и интереса к занятиям; 
  • создания доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей детей с особенностями в развитии;
  • стимулирования познавательного мышления;
  • применения наглядных методов обучения, использования игровых моментов в обучении на высоком эмоциональном уровне (анимация, музыка);
  • привлечения большого количество дидактического материала;
  • обеспечения  индивидуально-дифференцированных форм обучения (применяя разноуровневые задания).

Презентация позволяет применять различные виды и формы учебной деятельности: передачу и получение информации, выполнение практических заданий, осуществлять контроль уровня знаний, умений и т.д. Содержание презентаций помогает создавать наглядные образы, активизировать познавательную деятельность детей с особенностями в развитии.

Одним из главных преимуществ использования  мультимедийных презентаций является возможность постоянно видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на их настроение и изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми, уровень развития которых характеризуется нарушением познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка, формирования новых «субъект - субъектных» отношений.

Создание данной системы отношений и развитие активной деятельности самого ребёнка непростой и сложный процесс, который требует особого соматического состояния и психологического настроя ребёнка – как субъекта деятельности, активизации его потенциальных возможностей и профессиональной компетентности специалистов.

Визуальная насыщенность учебного материала привлекает детей, способствует его лучшему  усвоению и запоминанию, делает занятия  яркими и убедительными, так как на них создаётся обстановка совместной творческой деятельности и доверительного общения педагога с ребёнком.

Сочетание рассказа с демонстрацией презентации позволяет успешно реализовать принцип ступенчатости и пошагового введение тематического материала, с учетом «эффекта новизны». Для лучшего понимания воспитанниками изучаемого материала большое внимание уделяется его содержанию, актуализации опорных знаний, количеству предъявляемой информации, выбору и включению серии упражнений с постепенным возрастанием уровня сложности. Поэтому в презентациях после введения нового материала предлагается серия упражнений с постепенным возрастанием уровня сложности. Вся информация по актуализации опорных знаний представлена на одном слайде, в определенной последовательности  и подачи изображений на экран с использованием анимации. Чётко продумана цветовая гамма.

Реализация принципа личностно - ориентированного подхода помогает осуществлять специалисту обратную связь с ребенком со сложной структурой дефекта, активизировать его речевое общение,  вызывать на диалог на протяжении всей коррекционно-развивающей деятельности. Использование мультимедийных презентаций показало, что у воспитанников повысилась мотивация к обучению,  интерес к предмету, активнее   формировались коммуникативные навыки, улучшился эмоциональный настрой, что  подтверждают результаты диагностики.

Составление презентаций требует соблюдение  определенных требований и здесь важно всё: шрифт, цвет, скорость анимации, перегруженность слайдами, количеством картинок и т.д. Необходимым условием применения мультимедийных представлений в коррекционно-образовательном процессе детей с ограниченными возможностями является отсутствие противопоказаний со стороны их психофизического развития. Здесь особое внимание отводится работе междисциплинарной команде специалистов: эффективное взаимодействие воспитателя, учителя-дефектолога, логопеда и медицинского персонала, что позволяет избежать чрезмерного возбуждения или переутомления детей, контролировать уровень развития их познавательной активности и эмоционально-волевой сферы. Актуальным на все времена остаётся базовое правило специалиста: «Не навреди!»

Эффект и качество использования мультимедийных презентаций зависит от выстроенной системы  психолого-педагогического сопровождения, где особая роль отводится профессиональной компетентности педагога, специалиста, который выстраивает свою коррекционно-развивающую деятельность согласно разработанному нами алгоритму:

  • Учет характерологических особенностей ребенка, опосредованных условиями воспитания и формирования личности;
  • Знание структуры дефекта, влияющего на формирование личности ребенка;
  • Мотивы и ведущие виды деятельности каждого ребенка;
  • Учёт интерактивного характера мультимедийных средств обучения;
  • Хронометраж отобранного материала;
  • Постоянное наблюдение, отслеживающее динамику, изменение возможностей и способностей ребенка, возможное устранение или нейтрализация его недостатков в процессе учебной деятельности;
  • Создание ситуации успеха: адресное авансирование, психолого-педагогическая поддержка и одобрение воспитанников, их творческих задатков, которые развиваются с помощью мультимедийных презентаций.

При проектировании будущего мультимедийного занятия важно продумывать его структуру, тематику, чётко определять цель и задачи,  учитывать его интерактивный характер, выбирать наиболее эффективные мультимедийные средства из резервов компьютера и  рассматривать целесообразности их применения.   Такой подход и такая система планирования позволяет успешно включать презентации в структуру занятия.

Педагогическая практика подтвердила, что использование  мультимедийных презентаций является мощным стимулом в обучении детей со сложной структурой дефекта. При этом появляется возможность у педагога, специалиста осуществлять творческий подход к разработке и проведению  полноценного, интересного занятия, с использованием современного методического и дидактического сопровождения всех его этапов проведения. Информационно-коммуникативные технологии являются важнейшим механизмом для стимулирования и развития воображения, латентных способностей, эмоций детей с ограниченными возможностями, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание воспитанника, которого мы порой не можем добиться даже при индивидуальной работе с ним, например, страдающего ранним детским аутизмом. 

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью мультимедиийных презентаций оправдывает себя полностью, во всех отношениях: увеличивается познавательная мотивация, облегчается овладение сложным материалом и самое главное  формируются коммуникативные навыки, создаются условия для овладения новым социальным опытом, социальными ролями, проявляются задатки творческой активности, самостоятельности наших воспитанников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение и использование мультимедийных презентаций в практике специалистов, работающих с детьми, имеющих особенности в развитии в условиях специализированных учреждений.

Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования информационных технологий с целью:

 Совершенствования методологии и стратегия отбора содержания материала, методов и организационных форм воспитания, обучения, которые соответствуют задачам развития личности обучаемого в современных условиях.

Учитывая перечисленное выше целеполагание необходимо выделить следующие задачи: 

  • Создания методических систем, технологий обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала воспитанника, формирование умений и навыков самостоятельно приобретать знания, необходимую информацию.
  • Оптимизации всех компонентов образовательного процесса, повышения интереса и мотивации, активизации учебной деятельности обучаемого.

Активные формы обучения с помощью использования компьютерных технологий имеют чрезвычайно важное значение в процессе социализации детей с ограниченными возможностями.

Компьютер способен манипулировать звуком, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего процесса в единую мультимедиа презентацию.

В отличие от обычных технических средств обучения мультимедийные средства активнее способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей детей с ограниченными возможностями. Компьютерные технологии представляют  огромные возможности в процессе социализации детей со сложной структурой дефекта, так как позволяют развивать восприятие, внимание, мышление и речь воспитанников. Наглядность материала повышает его усвоение, создаёт положительную мотивацию, включая все каналы восприятия: зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Стремление использовать компьютерные технологии на занятиях продиктовано педагогическими и технологическими причинами. Известно, для того, чтобы развитие восприятия и представлений у детей с нарушением интеллекта шло успешно, в процессе их обучения и развития необходимо применять современные специальные методики, которые дают возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала.

Одна из главных задач, стоящей перед специалистами детских домов-интернатов Департамента социальной защиты населения города Москвы является активизация речевой и познавательной деятельности детей со сложной структурой дефекта, их способность воспринимать полученную с помощью информационно-коммуникативных технологий информацию, что и определяет эффективность и качество процесса социализации.

Одной из наиболее успешных и продуктивных форм подготовки и представления учебного материала в работе специалистов различного профиля является мультимедийная презентация.

Презентация дает возможность самостоятельно структурировать учебный материал, исходя из особенностей контингента детей, определять конкретную тему, задачи и строить занятие так, чтобы добиться максимального обучающего эффекта. Особенно важна наглядность, как средство развития более сложных форм конкретного мышления на всех этапах обучения. Наглядность содержится в  текстовом и иллюстрированном материалах, и стимулирует детскую фантазию и творческое воображение. Необходимо отметить, что огромную роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация,  т.е. движение картинки, буквы, слова. Материал презентаций ориентирован на контингент воспитанников интерната с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития. Каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу. Например, задание  по развитию конструктивного праксиса можно демонстрировать с опорой на наглядность.  Презентации используются не от случая к случаю, а выстроены в систему и предназначены для изучения не только фонетической стороны речи, но  и лексико-грамматических категорий, формированию интонационно-мелодической стороны и развития связных высказываний.

Использование возможностей программы MS Power Point  для создания презентаций имеет большие преимущества и открывает перспективы  для:

  • повышения уровня эмоциональности и интереса к занятиям;  
  • создания доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей детей с особенностями в развитии;
  • стимулирования познавательного мышления;
  • применения наглядных методов обучения, использования игровых моментов в обучении на высоком эмоциональном уровне (анимация, музыка);
  • привлечения большого количество дидактического материала;
  • обеспечения  индивидуально-дифференцированных форм обучения (применяя разноуровневые задания).

Презентация позволяет применять различные виды и формы учебной деятельности: передачу и получение информации, выполнение практических заданий, осуществлять контроль уровня знаний, умений и т.д. Содержание презентаций помогает создавать наглядные образы, активизировать познавательную деятельность детей с особенностями в развитии.

Одним из главных преимуществ использования  мультимедийных презентаций является возможность постоянно видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на их настроение и изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми, уровень развития которых характеризуется нарушением познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка, формирования новых «субъект - субъектных» отношений.

Создание данной системы отношений и развитие активной деятельности самого ребёнка непростой и сложный процесс, который требует особого соматического состояния и психологического настроя ребёнка – как субъекта деятельности, активизации его потенциальных возможностей и профессиональной компетентности специалистов.

Визуальная насыщенность учебного материала привлекает детей, способствует его лучшему  усвоению и запоминанию, делает занятия  яркими и убедительными, так как на них создаётся обстановка совместной творческой деятельности и доверительного общения педагога с ребёнком.

Сочетание рассказа с демонстрацией презентации позволяет успешно реализовать принцип ступенчатости и пошагового введение тематического материала, с учетом «эффекта новизны». Для лучшего понимания воспитанниками изучаемого материала большое внимание уделяется его содержанию, актуализации опорных знаний, количеству предъявляемой информации, выбору и включению серии упражнений с постепенным возрастанием уровня сложности. Поэтому в презентациях после введения нового материала предлагается серия упражнений с постепенным возрастанием уровня сложности. Вся информация по актуализации опорных знаний представлена на одном слайде, в определенной последовательности  и подачи изображений на экран с использованием анимации. Чётко продумана цветовая гамма.

Реализация принципа личностно - ориентированного подхода помогает осуществлять специалисту обратную связь с ребенком со сложной структурой дефекта, активизировать его речевое общение,  вызывать на диалог на протяжении всей коррекционно-развивающей деятельности. Использование мультимедийных презентаций показало, что у воспитанников повысилась мотивация к обучению,  интерес к предмету, активнее   формировались коммуникативные навыки, улучшился эмоциональный настрой, что  подтверждают результаты диагностики.

Составление презентаций требует соблюдение  определенных требований и здесь важно всё: шрифт, цвет, скорость анимации, перегруженность слайдами, количеством картинок и т.д. Необходимым условием применения мультимедийных представлений в коррекционно-образовательном процессе детей с ограниченными возможностями является отсутствие противопоказаний со стороны их психофизического развития. Здесь особое внимание отводится работе междисциплинарной команде специалистов: эффективное взаимодействие воспитателя, учителя-дефектолога, логопеда и медицинского персонала, что позволяет избежать чрезмерного возбуждения или переутомления детей, контролировать уровень развития их познавательной активности и эмоционально-волевой сферы. Актуальным на все времена остаётся базовое правило специалиста: «Не навреди!»

Эффект и качество использования мультимедийных презентаций зависит от выстроенной системы  психолого-педагогического сопровождения, где особая роль отводится профессиональной компетентности педагога, специалиста, который выстраивает свою коррекционно-развивающую деятельность согласно разработанному нами алгоритму:

  • Учет характерологических особенностей ребенка, опосредованных условиями воспитания и формирования личности;
  • Знание структуры дефекта, влияющего на формирование личности ребенка;
  • Мотивы и ведущие виды деятельности каждого ребенка;
  • Учёт интерактивного характера мультимедийных средств обучения;
  • Хронометраж отобранного материала;
  • Постоянное наблюдение, отслеживающее динамику, изменение возможностей и способностей ребенка, возможное устранение или нейтрализация его недостатков в процессе учебной деятельности;
  • Создание ситуации успеха: адресное авансирование, психолого-педагогическая поддержка и одобрение воспитанников, их творческих задатков, которые развиваются с помощью мультимедийных презентаций.

При проектировании будущего мультимедийного занятия важно продумывать его структуру, тематику, чётко определять цель и задачи,  учитывать его интерактивный характер, выбирать наиболее эффективные мультимедийные средства из резервов компьютера и  рассматривать целесообразности их применения.   Такой подход и такая система планирования позволяет успешно включать презентации в структуру занятия.

Педагогическая практика подтвердила, что использование  мультимедийных презентаций является мощным стимулом в обучении детей со сложной структурой дефекта. При этом появляется возможность у педагога, специалиста осуществлять творческий подход к разработке и проведению  полноценного, интересного занятия, с использованием современного методического и дидактического сопровождения всех его этапов проведения. Информационно-коммуникативные технологии являются важнейшим механизмом для стимулирования и развития воображения, латентных способностей, эмоций детей с ограниченными возможностями, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание воспитанника, которого мы порой не можем добиться даже при индивидуальной работе с ним, например, страдающего ранним детским аутизмом.  

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью мультимедиийных презентаций оправдывает себя полностью, во всех отношениях: увеличивается познавательная мотивация, облегчается овладение сложным материалом и самое главное  формируются коммуникативные навыки, создаются условия для овладения новым социальным опытом, социальными ролями, проявляются задатки творческой активности, самостоятельности наших воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа на тему : "Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроках"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Институт развития образования Кафедра профессионального образования        КУРС...

Особенности логопедической работы с "безречевыми детьми", имеющими сложный дефект

Особенности логопедической работы с "безречевыми детьми", имеющими сложный дефект....

СООБЩЕНИЕ тема: Практика использования мультимедийных средств при обучении специалистов СПО

                     Сообщение на Методической комиссии: «Страховое дело», «Операционная деятельности в логистике», «ДОУ и архивоведение» ...

Использование мультимедийных презентаций как реализация принципа наглядности при изучении профессионального модуля.

В данной статье рассматривается важность использования ИКТ ( в частности презентаций), для повышения интереса студентов к учебе, а так же для лучшего усвоения ими учебного материала....

Презентация Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

По мнению ВОЗ, здоровье - состояние социального и физического благополучия человека, а не только отсутствие болезней. Здоровьесберегающий процесс в дошкольном учреждении - это процесс воспитания и обу...

Использование мультимедийной презентации в учебных целях

В своей педагогической статье " Использование мультимедийной презентации в учебных целях" я рассмотрела вопросы необходимости использовать ИКТ на уроках в школе, а также ппреимущества и реко...

Применение загадок в работе с детьми, имеющими нарушения речи

В данной статье представлен опыт применения авторских загадок на логопедических занятиях....