Конспект коррекционно-развивающего занятия «Часть и целое» с использованием игрового комплекта Пертра
план-конспект занятия

Елена Алексеевна Зиборева

Создание условия для положительного эмоционального настроя на занятии.

Отработка  представление о понятиях «часть» и «целое», учить делить целое на одинаковые части и составлять из одинаковых частей целое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chast_i_tseloe.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

ДТСЗН ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ им. Г.И. Россолимо

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ (ГБУ ЦСПР им.Г.И.Россолимо)

Конспект коррекционно-развивающего

занятия «Часть и целое»  с использованием игрового комплекта Пертра        

Педагог-психолог: Е.А. Зиборева

2022  учебный год

Тема занятия: «Часть и целое»

« Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму»

                                                                                                                                         Конфуций

Цель:  

  • Создать условия для положительного эмоционального настроя на занятии.
  • Отработать  представление о понятиях «часть» и «целое», учить делить целое на одинаковые части и составлять из одинаковых частей целое.

Задачи:        

  • На примере круга дать представление о целом и его частях.
  • Учить зрительно находить: где часть, а где целая геометрическая фигура; учить составлять и дополнять из частей фигуру; ввести следующие понятия: полукруг, четверть круга (половина, четверть).
  • Развивать способы зрительного обследования формы геометрических фигур.
  • Развивать зрительное восприятие целостности формы фигуры и предмета.
  • Обучать конструированию овала из трех и более геометрических фигур.

Количество детей: 1

Возрастная категория: 14 лет

       Форма работы: индивидуальная

       Приемы:  игровые ситуации, конструирование.

Методы: наглядные, словесные, практические.

План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.
  3. Зрительная гимнастика «Рисование носом»
  4. Итог занятия.
  5. Рефлексия.

Ожидаемый результат:

В результате целенаправленной деятельности воспитанник должен научиться:

  • ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • сравнивать предметы по внешним признакам;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • ориентироваться в пространстве;
  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью.

Оборудование и материалы: набор Relation №4, Klassifikation №2 (комплект Пертра), доска-основа бумага, карандаши, ножницы, melissa & doug, пазлы из двух половинок.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие.

Здравствуй Паша. Я улыбнусь тебе, и ты улыбнись мне. Приветствие «Здравствуй,  друг!». Пожелание друг другу что-то хорошего. Садись. 
Итак,  начинаем наше  занятие.

- Ты готов  выполнить задания, которые специально приготовлены для тебя?

- Сегодня на занятии мы будем находить с помощью геометрических фигур, где  часть, а где целая фигура. А для этого ты будешь выполнять различные задания и упражнения. (На примере деления яблока на две и четыре части дети знакомятся с понятиями «половина» и «четверть» (целое состоит из двух половинок или из четырех четвертинок).

2. Основная часть.

Психолог  выкладывает на стол тесто и раскатывает вместе с ребенком круг для пиццы. Вырезаем круг. Показываем «Деревянный круг-основу» для пиццы. Украшаем основу и разрезаем ее на 2, 4 половины. Тоже самое делаем с блином из теста.

Психолог  выкладывает бумагу на доску-основу, закрепляет на ней круг и предлагает воспитаннику обвести его контур цветным карандашом.

Детям нужно вырезать нарисованный круг, сложить его пополам, разрезать по линии сгиба. Потом спрашивает:

  • Какие фигуры получились? (Две половинки или два полукруга.)

Затем дает следующие задания:

  • Найдите в наборе полукруги и составьте из них круг.
  • Возьмите два бумажных полукруга, сложите их вместе и еще раз пополам, а потом разрежьте по линии сгиба. Сколько получилось частей? (Четыре.) Как можно их назвать? (Четвертинка или сектор.)
  •  Найдите в наборе четвертинки (секторы), сравните их способом наложения. (Части одинаковые.)
  • Составьте круг из секторов.

Психолог  предлагает воспитаннику выбрать из набора пазлов разные фигуры, выложить их на листы бумаги, обвести, вырезать, сложить пополам и разрезать по линии сгиба. Таким образом, учитель подводит детей к выводу, что две одинаковые части одной фигуры называются половинами данной фигуры.

 Перед воспитанником разложены разные геометрические фигуры: полукруги, секторы, квадраты, прямоугольники, треугольники. Психолог  предлагает достать из волшебного мешочка ту фигуру, которую сам он и показывает.

Молодец!

Психолог предлагает выполнить следующее   задание:

  • Поставьте на доске-основе штыри по количеству вершин треугольника: горизонтально - через семь отверстий, вертикально - через восемь. Наденьте резинку между штырями. Какая фигура получилась? (Треугольник.)

Психолог:

  • Добавьте штырь посередине горизонтальной линии. Натяните резинки так, чтобы получилось два меньших треугольника. Эти два треугольника вписаны в один большой.

А теперь снимите наружную резинку. Что у нас получилось? Мы разделили один большой треугольник на два меньших.

Далее детям предлагается построить (по подобию) квадрат. Вписать в него индивидуально два, три, четыре треугольника. (Дети комментируют этапы построения, количество фигур, вписанных в квадрат.)

Затем дети убирают наружную резинку и анализируют, на какие фигуры расчленен квадрат. (На два, три, четыре треугольника.)

3. Зрительная гимнастика «Рисование носом»

Упражнение можно выполнять и лежа, и стоя, но лучше всего сидя.

Педагог  говорит детям:

  • Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь.

Представьте себе, что кончик вашего носа - это карандаш, которым можно рисовать.

Теперь рисуйте в воздухе своим карандашом домик с дымом из трубы; солнце с лучами; облака, похожие на слона...

Откройте глаза, переведите взгляд за окно.

4.  Рефлексия.
- Проведём заключительную часть нашего занятия. Перед нами «Корзина». Наполним её плодами. Яблоки - символизируют работу педагога и воспитанника. Выразите своё отношение к работе , которую мы вам представили.
- Закончить работу нашего мастер-класса хотелось бы словами Бернарда Шоу:
«Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по рисованию "Наша нарядная елка"

Конспект предназначен для воспитателей и рекомендован для проведения коррекционно-развивающего занятия по рисованию для детей с умеренной умственной отсталостью...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воды"

Конспект предназначен  для воспитателей и рекомендован для проведения занятия в виде лабораторных опытов для ознакомления со свойствами воды детей с патологией в развитии....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений

Конспект предназначен  для воспитателей и рекомендован для коррекционной работы по формированию элементарного счета до 3-х детей с умеренной степенью умственной отсталости...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Обувь"

Конспект предназначен для воспитателей коррекционных учреждений и направлен на формирование социально значимых навыков у умственно отсталых детей...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации "Украсим сапожок"

Конспект предназначен для воспитателей коррекционных учреждений и направлен на формирование навыков ручного труда для умственно отсталых детей...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию "Юные модельеры"

Конспект предназначен для воспитателей коррекционных учреждений и направлен на формирование навыков работы с кистью и красками у умственно отсталых детей...

Конспект коррекционно-развивающего занятия

Конспект коррекционно – развивающего занятия длядетей среднего возраста на тему: «Путешествие в космос»...