Календарь песен Победы
проект

Курячий Елена Александровна

Проект музыкальной гостиной "Календарь песен Победы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

музыкальной гостиной "Календарь песен Победы»" для детей старшей и подготовительной группы детского сада.

Автор: Курячий Елена Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №2 «Солнышко» Таштагольского муниципального района.

Описание работы: Этот материал может быть использован музыкальным руководителям, учителям музыки в начальной школе. Работа по реализации проекта  в рамках объявленного в России года Памяти и Славы, проводится через разные виды музыкальной деятельности дошкольников старшего возраста. Одна из задач –  заинтересовать детей материалом, вызвать эмоциональный отклик, чтобы достичь цели работы – формирования патриотических качеств личности дошкольников. В работе используются различные приёмы и методы. Основные – проблемное обучение, метод «эмоциональной драматургии», метод сравнения и сопоставления, игровой метод.

Введение.

Любовь к своей Родине, гордость за свою страну, уважение к своему народу… Как донести эти понятия до маленького человека? Музыкальное искусство является важным и эффективным средством патриотического воспитания человека. Песни военных лет содержат большой потенциал средств, позволяющих затронуть душу ребёнка. Яркие впечатления и эмоции, пережитые при их восприятии и исполнении, надолго останутся в памяти дошкольника и будут способствовать формированию таких черт характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Основополагающий вопрос проекта: как с помощью песен военных лет формировать патриотические качества личности дошкольников?

Основной проблемный вопрос НОД, совместной и досуговой деятельности: почему песни военных лет можно назвать оружием против врага?

Эпиграф: "Кто сказал, что надо бросить

песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне"

(Из поэмы «Василий Тёркин» Александра Твардовского)

Сроки проведения: июнь - май

Вид проекта: информационный, творческий.

Тип проекта: долгосрочный

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитанники старшей и подготовительной групп, родители, педагоги детского сада.

Актуальность: события настоящего времени, проявления национализма, элементов фашизма подтверждают необходимость воспитания патриотизма и толерантности с самого раннего возраста. В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

Цель: формирование патриотических качеств личности дошкольников - любви к Родине, уважение к подвигу своего народа через восприятие песен Великой Отечественной войны.

Задачи: - активизировать знания о Великой Отечественной войне, о подвиге своего народа;

               - заинтересовать детей темой проекта, побуждать к сопереживанию событиям Великой Отечественной войны;

               - формировать представление о роли военных песен, истории их создания;

               - формировать умение эмоционально воспринимать, анализировать и исполнять песни военных лет;

                - развивать познавательную активность, творческие способности, музыкальное мышление, воображение, двигательную активность в разных видах музыкальной деятельности;

                - проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Гипотеза: эмоциональное, осознанное восприятие песен Великой Отечественной войны в разных видах музыкальной деятельности будет способствовать формированию патриотических качеств личности дошкольников.

Проект осуществляется в ходе:

- НОД (музыкальная деятельность);

- совместной деятельности детей, музыкального руководителя, воспитателей, родителей;

- досуговой деятельности.

Интеграционные области:

- социально-коммуникативное развитие - беседы по теме проекта в ходе образовательной, досуговой деятельности;

- познавательное развитие - беседы детей с родителями, дедушками и бабушками об участниках войны в их семье, выяснение, где в повседневной жизни дети слышат песни военных лет;

- физическое развитие – участие в соревнованиях, эстафетах на военную тематику, разучивание и исполнение танцев «Синий платочек», «Три танкиста» и др.);

- речевое развитие – рассказ об участниках войны в семье, рассказ о том, где и какие военные песни слышали дома, разучивание стихов о войне, текстов песен;

- художественно-эстетическое развитие – восприятие, анализ, песен военных лет, исполнение песен, совместное музицирование, изготовление рисунков к песням, подготовка выставки рисунков «Победные песни»;

- игровая деятельность – проведение игр и конкурсов по теме проекта («На посту стоял солдат», «Кавалеристы», «Лётчики на аэродром» и др.)

Совместная деятельность детей, педагогов:

- Исполнение песен военных лет, участие в «военных» играх во время прогулок, свободного времени;

- Инсценировка песни «В землянке»;

- Подбор танцевальных движений к песням  «Три танкиста», «Синий платочек»;

- Просмотр видеоклипов проекта «Календарь песен Победы»;

- Изготовление "матросок", «военных треугольников», «Голубя мира», рисунков к выставке «Песни Победы»

Работа с родителями: консультации, индивидуальные беседы, организация совместной деятельности (изготовление «военных пилоток», разучивание песен военных лет, фотовыставка «Наши герои»), участие в досугах, праздниках.

Ожидаемый результат:

- активизация формирования патриотических качеств личности дошкольников;

- более осознанное понимание подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны;

- проявление интереса и сопереживания дошкольниками событий Великой Отечественной войны;

- развитие творческого потенциала дошкольников, познавательной активности;

- повышение уровня исполнительской и слушательской культуры;

- участие в данном проекте поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности.

- повышение заинтересованности родителей в патриотическом воспитании детей;

- повышение методической грамотности и профессионального уровня педагогов в проектной деятельности, в области патриотического воспитания дошкольников;

- возможность использования результатов проекта на занятиях ДОУ.

Продукт:

- создание видеокаталога  «Песни военных лет»;

- создание презентации «Календарь песен Победы»;

- атрибуты  – военные пилотки, матроски, военные треугольники, голуби мира;

- выставка рисунков «Песни Победы»»

- праздничный концерт «С Днем Победы!»

Этапы работы

Подготовительный этап:

- определение цели и задач, изучение методической и специальной литературы;

- подбор методического и учебного обеспечения;

- подбор музыкального, наглядного материала;

- разработка и систематизация НОД по теме проекта;

- беседа с детьми, выявление первоначальных знаний по теме проекта;

- создание презентации «Календарь песен Победы»»

- создание видеокаталога «Песни военных лет»

Основной этап:

- консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников»

- консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

- проведение цикла НОД, совместной деятельности, досугов по теме проекта («С этой песни всё и началось», «А до смерти четыре шага», «Памяти павших будем достойны» и др.) включающие:

1) активизация знаний о Великой Отечественной войне;

2) беседа о событиях Великой Отечественной войны;

3) восприятие и анализ военных песен, знакомство с историей их создания;

4) разучивание и исполнение военных песен, игра в оркестре;

5) сравнение эмоционального наполнения песен и картин (песни «В землянке» стихи А.Суркова, музыка К.Листова и картины Бориса Неменского «О далёких и близких», песни «Три танкиста» на стихи Б.Ласкина, музыка братьев Покрасс и картины Болтышева В.А. «Битва за Москву» и др.);

6) изготовление атрибутов к танцам (совместное изготовление с детьми и родителями военных пилоток, совместное изготовление с детьми и педагогами матросок);

7) инсценирование песен военных лет («В землянке»);

8) знакомство и проведение военных игр, эстафет, конкурсов («На посту стоял солдат», «Кавалеристы», «Лётчики на аэродром» и др.);

9) разучивание стихов на военную тему.

- Совместная деятельность с воспитателями и родителями по разучиванию и исполнению песен военных лет;

- Экскурсия на площадь победы к памятнику павшим солдатам и вечному огню.

Заключительный этап

- Оформление выставки детских рисунков «Песни Победы», фотовыставки «Наши герои».

- Итоговое мероприятие праздничный концерт «С Днём Победы!».

- Отчёт по реализации проекта.

Литература

1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвящение, 1989. – 270 с.

2. Веретенникова Н. Патриотическое воспитание средствами музыки и невыдуманного рассказа //Музыкальный руководитель. - 2017. - №5.

3. Гогоберидзе А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста; М., 2005.

5. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.

6.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Владос, 2000. — 304 с

7. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с.

8. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.

9.Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л.. Музыкальное воспитание дошкольников.— М.: Академия, 1998. — 240 с.

10. Рубан Т., Таранцева М., Сапрыкина Л. С чего начинается Родина… Воспитание основ патриотизма у дошкольников// Музыкальный руководитель. - 2017. - №12.

11. Чекмарёва Ю. «Мы защищать умеем страну свою, Отечество своё!». Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста// Музыкальный руководитель. - 2017. - №11

12. Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. – 2001. - № 4. – (проект).

Приложение

Разработка плана образовательной, совместной, досуговой деятельности с детьми.

ИЮНЬ

Тема НОД музыкальной гостиной : «С этой песни всё и началось»

Беседа, восприятие, анализ песни «Священная война» стихи В.И.Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова, изготовление военных пилоток.

Задачи: развивать умение эмоционально воспринимать и анализировать песни военных лет, способствовать развитию чувства сопереживания событиям Великой Отечественной войны, развивать познавательную активность, привлечь родителей к патриотическому воспитанию детей.

Задание: Выяснить дома, кто из родственников принимал участие в военных действиях, в каких войсках служил, совместно с родителями составить рассказ, подобрать фотографии военных лет.

ИЮЛЬ

Тема НОД музыкальной гостиной: «Прощай любимый город»

Знакомство с историей создания и эмоциональным наполнением песни «Вечер на рейде» музыка В. Соловьёва-Седого, слова А. Чуркина, выполнение рисунка по содержанию песни. Беседа и рассказ детей о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, рассматривание фотографий военных лет, изготовление матросок.

Задачи: расширение знаний о видах вооружённых сил, учить внимательно слушать и высказываться о характере, содержании песни, развивать творческую фантазию в изобразительной деятельности, воспитывать чувство гордости за своих близких, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

АВГУСТ

Тема НОД музыкальной гостиной: «Ждёт тебя дорога к партизанам в лес густой»

Беседа, восприятие, анализ песни «Смуглянка», музицирование. Беседа и рассказ детей о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, рассматривание фотографий военных лет.

Задачи: расширить представление о партизанском движении, формировать умение слушать и анализировать песню «Смуглянка» (музыка А.Новикова, стихи Я. Шведова), способствовать развитию творческой фантазии при игре на музыкальных инструментах, проведении эстафет. («Перевези опасный груз», «Самый меткий», «Доставь пакет» и др.)

СЕНТЯБРЬ

Тема НОД музыкальной гостиной: «Блокадный Ленинград»

Беседа, восприятие, анализ  фрагмента 1 части «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича, художественная деятельность по содержанию музыки. Беседа и рассказ детей совместно с педагогами о родственниках – блокадниках Ленинграда, рассматривание фотографий военных лет.

Задачи: развивать слушательскую, исполнительскую культуру, творческую, познавательную, двигательную активность, развивать творческую фантазию в изобразительной деятельности.

ОКТЯБРЬ

Тема НОД музыкальной гостиной: «Памяти павших будем достойны»

Беседа, восприятие, анализ песни «Соловьи» музыка В. Соловьева-Седлго, слова А. Фатьянова.

Экскурсия к памятнику и мемориалу погибшим в годы Великой Отечественной войны, вечному огню на центральной площади города.

Задача: почтить память погибших, формирования гордости за свою страну, свой город, осознание подвига солдат, воевавших и отдавших свою жизнь за спасение своей земли от фашистов.

НОЯБРЬ

Тема НОД музыкальной гостиной: «Строчит пулемётчик за синий платочек…»

Беседа, восприятие, анализ песни «Синий платочек» музыка Е.Петербурского, слова Я. Галицкого, ред. М. Максимова, совместный подбор танцевальных движений к песне. Беседа и рассказ детей о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, рассматривание фотографий военных лет.

Задачи: развивать умение эмоционально воспринимать и анализировать песни военных лет, способствовать развитию чувства сопереживания событиям Великой Отечественной войны, развитие речи, мышления, творческой фантазии, двигательной активности при подборе музыкально – ритмических движений, выражающих характер музыки.

ДЕКАБРЬ

Тема НОД музыкальной гостиной: «Жди меня и я вернусь»

Знакомство с историей создания и эмоциональным наполнением песни «Тёмная ночь» музыка Н.Богославского, стихи В Агатова, изготовление «военных треугольников», рассказ детей совместно с педагогами о родственниках – тружениках тыла, рассматривание фотографий военных лет.

Задачи: развивать умение эмоционально воспринимать и анализировать песни военных лет, расширить знания о тружениках тыла, развивать познавательную активность, привлечь родителей к патриотическому воспитанию детей.

ЯНВАРЬ

Тема НОД музыкальной гостиной: «А до смерти четыре шага»

Беседа, восприятие, анализ, разучивание песни «В землянке» стихи А.Суркова, музыка К. Листова, сравнение эмоционального наполнения песни и картины Бориса Неменского «О далёких и близких», совместное инсценирование песни.

Задачи: развивать умение эмоционально воспринимать и анализировать песни военных лет, сопоставлять содержание, характер песни и картины (Б. Неменский «О далёких и близких»), сравнивать разные по характеру песни («Священная война» и «В землянке», развивать внимание, активность, творческую фантазию.

ФЕВРАЛЬ

Тема НОД музыкальной гостиной: «Экипаж машины боевой»

Беседа о подвиге танкистов, восприятие, анализ песни «Три танкиста» стихи Б. Ласкина, музыка братьев Покрасс, сопоставление содержания и характера песни картине Болтышева В.А. «Битва за Москву», совместное разучивание танцевальных движений.

Задачи: расширение знаний о видах вооружённых сил, учить внимательно слушать и высказываться о характере, содержании песни, развивать мышление, речь, двигательную активность, воспитывать чувство гордости за своих близких, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

МАРТ

Тема НОД музыкальной гостиной «Дорога на Берлин»

Беседа о подвиге солдат, восприятие, анализ песни «Дорога на Берлин» музыка братьев Покрасс, стихи Ц. Солодарь, совместное музицирование. Беседа и рассказ детей о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, рассматривание фотографий военных лет

Задачи: развивать умение эмоционально воспринимать и анализировать песни военных лет, формировать умение слушать и анализировать песню «Дорога на Берлин», способствовать развитию творческой фантазии при игре на музыкальных инструментах, проведении игры «Салют»

АПРЕЛЬ

Тема НОД музыкальной гостиной: «Пусть он землю сбережёт родную…»

Знакомство с историей создания и эмоциональным наполнением песни «Катюша»

музыка М.Блантера, сл. М.Исаковского, разучивание, художественная деятельность по содержанию песни, проведение конкурса «Помоги раненому»

Задачи: расширение представления о роли женщин во время войны, учить внимательно слушать и высказываться о характере, содержании песни, развивать мышление, речь, двигательную активность, воспитывать чувство гордости за своих близких, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и работавших в тылу.

МАЙ

Тема НОД музыкальной гостиной: «День Победы»

Беседа, восприятие, анализ песни «День Победы» музыка Д.Тухманова, стихи В.Харитонова, разучивание, изготовления «голубя мира»

Задачи: развивать умение эмоционально воспринимать и анализировать песни о войне, способствовать развитию чувства сопереживания событиям Великой Отечественной войны, радости и гордости за свой народ, который одержал победу, развитие творческой фантазии в художественной деятельности, осознание необходимости защищать свою Родину и значение мирной жизни. Расширение знаний о голубе, как символе мира.

Праздничный концерт «С Днем Победы!»,

Выставка рисунков «Песни Победы», фотовыставка «Наши герои» 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект музыкальной гостиной "Календарь песен Победы»" для детей старшей и подготовительной группы детского сада. Курячий Елена Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №2 «Солнышко» Таштагольского муниципального района.

Слайд 2

Актуальность: События настоящего времени, проявления национализма, элементов фашизма подтверждают необходимость воспитания патриотизма и толерантности с самого раннего возраста. В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

Слайд 3

ИЮНЬ ИЮНЬ

Слайд 4

ИЮЛЬ

Слайд 5

АВГУСТ

Слайд 6

СЕНТЯБРЬ

Слайд 7

Соловьи музыка В. Соловьева-Седого слова А. Фатьянова Припев: Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят... Пришла и к нам на фронт весна, Ребятам стало не до сна Не потому, что пушки бьют, А потому, что вновь поют, Забыв, что здесь идут бои, Поют шальные соловьи. Припев. Но что война для соловья, У соловья ведь жизнь своя... Не спит солдат, припомнив дом И сад зеленый над прудом, Где соловьи всю ночь поют, А в доме том солдата ждут. Припев. А завтра снова будет бой, Уж так назначено судьбой, Чтоб нам уйти, не долюбив, От наших жен, от наших нив, Но с каждым шагом в том бою Нам ближе дом в родном краю . Д. Обозненко «Соловьиная ночь» ОКТЯБРЬ

Слайд 8

НОЯБРЬ

Слайд 9

ДЕКАБРЬ

Слайд 10

ЯНВАРЬ

Слайд 11

Н. Жуков. Три танкиста ФЕВРАЛЬ

Слайд 12

МАРТ

Слайд 13

АПРЕЛЬ

Слайд 14

МАЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарь истории вычислительной техники

Основные даты по месяцам в области развития вычислительной техники...

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла"- (на материале русских народных песен).

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла" - (на материале русских народных песен) является учебным пособием для преподавателей общего хора. Абсолютно уверена...

Работа над содержанием музыкальных произведений - как средство воспитания творческой инициативы учащегося ( на материале детских песен)

Открытый  урок ( план-конспект)  Семёновой О.А, преподавателя по классу фортепиано МОУДОД «ДШИ» г. Аркадак, с учащейся    2 класса Кузнецовой Ириной (фортепиано), презентация к уро...

классный час "открываем православный календарь"

Интересная информация для учащихся. Проводится в игровой форме....

Календарь обратного отсчета «С этой боевой техникой мы одержали победу!»

Наш календарь обратного отсчета выполнен на 4 листах формата А3, рисунки нарисованы красками. Закреплен календарь на магнитной доске перед детьми подготовительной группы №9.    На перво...