Календарь песен Победы
проект
Проект музыкальной гостиной "Календарь песен Победы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69 КБ |
![]() | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект
музыкальной гостиной "Календарь песен Победы»" для детей старшей и подготовительной группы детского сада.
Автор: Курячий Елена Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №2 «Солнышко» Таштагольского муниципального района.
Описание работы: Этот материал может быть использован музыкальным руководителям, учителям музыки в начальной школе. Работа по реализации проекта в рамках объявленного в России года Памяти и Славы, проводится через разные виды музыкальной деятельности дошкольников старшего возраста. Одна из задач – заинтересовать детей материалом, вызвать эмоциональный отклик, чтобы достичь цели работы – формирования патриотических качеств личности дошкольников. В работе используются различные приёмы и методы. Основные – проблемное обучение, метод «эмоциональной драматургии», метод сравнения и сопоставления, игровой метод.
Введение.
Любовь к своей Родине, гордость за свою страну, уважение к своему народу… Как донести эти понятия до маленького человека? Музыкальное искусство является важным и эффективным средством патриотического воспитания человека. Песни военных лет содержат большой потенциал средств, позволяющих затронуть душу ребёнка. Яркие впечатления и эмоции, пережитые при их восприятии и исполнении, надолго останутся в памяти дошкольника и будут способствовать формированию таких черт характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Основополагающий вопрос проекта: как с помощью песен военных лет формировать патриотические качества личности дошкольников?
Основной проблемный вопрос НОД, совместной и досуговой деятельности: почему песни военных лет можно назвать оружием против врага?
Эпиграф: "Кто сказал, что надо бросить
песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне"
(Из поэмы «Василий Тёркин» Александра Твардовского)
Сроки проведения: июнь - май
Вид проекта: информационный, творческий.
Тип проекта: долгосрочный
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитанники старшей и подготовительной групп, родители, педагоги детского сада.
Актуальность: события настоящего времени, проявления национализма, элементов фашизма подтверждают необходимость воспитания патриотизма и толерантности с самого раннего возраста. В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.
Цель: формирование патриотических качеств личности дошкольников - любви к Родине, уважение к подвигу своего народа через восприятие песен Великой Отечественной войны.
Задачи: - активизировать знания о Великой Отечественной войне, о подвиге своего народа;
- заинтересовать детей темой проекта, побуждать к сопереживанию событиям Великой Отечественной войны;
- формировать представление о роли военных песен, истории их создания;
- формировать умение эмоционально воспринимать, анализировать и исполнять песни военных лет;
- развивать познавательную активность, творческие способности, музыкальное мышление, воображение, двигательную активность в разных видах музыкальной деятельности;
- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Гипотеза: эмоциональное, осознанное восприятие песен Великой Отечественной войны в разных видах музыкальной деятельности будет способствовать формированию патриотических качеств личности дошкольников.
Проект осуществляется в ходе:
- НОД (музыкальная деятельность);
- совместной деятельности детей, музыкального руководителя, воспитателей, родителей;
- досуговой деятельности.
Интеграционные области:
- социально-коммуникативное развитие - беседы по теме проекта в ходе образовательной, досуговой деятельности;
- познавательное развитие - беседы детей с родителями, дедушками и бабушками об участниках войны в их семье, выяснение, где в повседневной жизни дети слышат песни военных лет;
- физическое развитие – участие в соревнованиях, эстафетах на военную тематику, разучивание и исполнение танцев «Синий платочек», «Три танкиста» и др.);
- речевое развитие – рассказ об участниках войны в семье, рассказ о том, где и какие военные песни слышали дома, разучивание стихов о войне, текстов песен;
- художественно-эстетическое развитие – восприятие, анализ, песен военных лет, исполнение песен, совместное музицирование, изготовление рисунков к песням, подготовка выставки рисунков «Победные песни»;
- игровая деятельность – проведение игр и конкурсов по теме проекта («На посту стоял солдат», «Кавалеристы», «Лётчики на аэродром» и др.)
Совместная деятельность детей, педагогов:
- Исполнение песен военных лет, участие в «военных» играх во время прогулок, свободного времени;
- Инсценировка песни «В землянке»;
- Подбор танцевальных движений к песням «Три танкиста», «Синий платочек»;
- Просмотр видеоклипов проекта «Календарь песен Победы»;
- Изготовление "матросок", «военных треугольников», «Голубя мира», рисунков к выставке «Песни Победы»
Работа с родителями: консультации, индивидуальные беседы, организация совместной деятельности (изготовление «военных пилоток», разучивание песен военных лет, фотовыставка «Наши герои»), участие в досугах, праздниках.
Ожидаемый результат:
- активизация формирования патриотических качеств личности дошкольников;
- более осознанное понимание подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны;
- проявление интереса и сопереживания дошкольниками событий Великой Отечественной войны;
- развитие творческого потенциала дошкольников, познавательной активности;
- повышение уровня исполнительской и слушательской культуры;
- участие в данном проекте поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности.
- повышение заинтересованности родителей в патриотическом воспитании детей;
- повышение методической грамотности и профессионального уровня педагогов в проектной деятельности, в области патриотического воспитания дошкольников;
- возможность использования результатов проекта на занятиях ДОУ.
Продукт:
- создание видеокаталога «Песни военных лет»;
- создание презентации «Календарь песен Победы»;
- атрибуты – военные пилотки, матроски, военные треугольники, голуби мира;
- выставка рисунков «Песни Победы»»
- праздничный концерт «С Днем Победы!»
Этапы работы
Подготовительный этап:
- определение цели и задач, изучение методической и специальной литературы;
- подбор методического и учебного обеспечения;
- подбор музыкального, наглядного материала;
- разработка и систематизация НОД по теме проекта;
- беседа с детьми, выявление первоначальных знаний по теме проекта;
- создание презентации «Календарь песен Победы»»
- создание видеокаталога «Песни военных лет»
Основной этап:
- консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников»
- консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
- проведение цикла НОД, совместной деятельности, досугов по теме проекта («С этой песни всё и началось», «А до смерти четыре шага», «Памяти павших будем достойны» и др.) включающие:
1) активизация знаний о Великой Отечественной войне;
2) беседа о событиях Великой Отечественной войны;
3) восприятие и анализ военных песен, знакомство с историей их создания;
4) разучивание и исполнение военных песен, игра в оркестре;
5) сравнение эмоционального наполнения песен и картин (песни «В землянке» стихи А.Суркова, музыка К.Листова и картины Бориса Неменского «О далёких и близких», песни «Три танкиста» на стихи Б.Ласкина, музыка братьев Покрасс и картины Болтышева В.А. «Битва за Москву» и др.);
6) изготовление атрибутов к танцам (совместное изготовление с детьми и родителями военных пилоток, совместное изготовление с детьми и педагогами матросок);
7) инсценирование песен военных лет («В землянке»);
8) знакомство и проведение военных игр, эстафет, конкурсов («На посту стоял солдат», «Кавалеристы», «Лётчики на аэродром» и др.);
9) разучивание стихов на военную тему.
- Совместная деятельность с воспитателями и родителями по разучиванию и исполнению песен военных лет;
- Экскурсия на площадь победы к памятнику павшим солдатам и вечному огню.
Заключительный этап
- Оформление выставки детских рисунков «Песни Победы», фотовыставки «Наши герои».
- Итоговое мероприятие праздничный концерт «С Днём Победы!».
- Отчёт по реализации проекта.
Литература
1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвящение, 1989. – 270 с.
2. Веретенникова Н. Патриотическое воспитание средствами музыки и невыдуманного рассказа //Музыкальный руководитель. - 2017. - №5.
3. Гогоберидзе А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста; М., 2005.
5. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.
6.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Владос, 2000. — 304 с
7. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
8. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
9.Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л.. Музыкальное воспитание дошкольников.— М.: Академия, 1998. — 240 с.
10. Рубан Т., Таранцева М., Сапрыкина Л. С чего начинается Родина… Воспитание основ патриотизма у дошкольников// Музыкальный руководитель. - 2017. - №12.
11. Чекмарёва Ю. «Мы защищать умеем страну свою, Отечество своё!». Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста// Музыкальный руководитель. - 2017. - №11
12. Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. – 2001. - № 4. – (проект).
Приложение
Разработка плана образовательной, совместной, досуговой деятельности с детьми.
ИЮНЬ
Тема НОД музыкальной гостиной : «С этой песни всё и началось»
Беседа, восприятие, анализ песни «Священная война» стихи В.И.Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова, изготовление военных пилоток.
Задачи: развивать умение эмоционально воспринимать и анализировать песни военных лет, способствовать развитию чувства сопереживания событиям Великой Отечественной войны, развивать познавательную активность, привлечь родителей к патриотическому воспитанию детей.
Задание: Выяснить дома, кто из родственников принимал участие в военных действиях, в каких войсках служил, совместно с родителями составить рассказ, подобрать фотографии военных лет.
ИЮЛЬ
Тема НОД музыкальной гостиной: «Прощай любимый город»
Знакомство с историей создания и эмоциональным наполнением песни «Вечер на рейде» музыка В. Соловьёва-Седого, слова А. Чуркина, выполнение рисунка по содержанию песни. Беседа и рассказ детей о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, рассматривание фотографий военных лет, изготовление матросок.
Задачи: расширение знаний о видах вооружённых сил, учить внимательно слушать и высказываться о характере, содержании песни, развивать творческую фантазию в изобразительной деятельности, воспитывать чувство гордости за своих близких, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.
АВГУСТ
Тема НОД музыкальной гостиной: «Ждёт тебя дорога к партизанам в лес густой»
Беседа, восприятие, анализ песни «Смуглянка», музицирование. Беседа и рассказ детей о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, рассматривание фотографий военных лет.
Задачи: расширить представление о партизанском движении, формировать умение слушать и анализировать песню «Смуглянка» (музыка А.Новикова, стихи Я. Шведова), способствовать развитию творческой фантазии при игре на музыкальных инструментах, проведении эстафет. («Перевези опасный груз», «Самый меткий», «Доставь пакет» и др.)
СЕНТЯБРЬ
Тема НОД музыкальной гостиной: «Блокадный Ленинград»
Беседа, восприятие, анализ фрагмента 1 части «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича, художественная деятельность по содержанию музыки. Беседа и рассказ детей совместно с педагогами о родственниках – блокадниках Ленинграда, рассматривание фотографий военных лет.
Задачи: развивать слушательскую, исполнительскую культуру, творческую, познавательную, двигательную активность, развивать творческую фантазию в изобразительной деятельности.
ОКТЯБРЬ
Тема НОД музыкальной гостиной: «Памяти павших будем достойны»
Беседа, восприятие, анализ песни «Соловьи» музыка В. Соловьева-Седлго, слова А. Фатьянова.
Экскурсия к памятнику и мемориалу погибшим в годы Великой Отечественной войны, вечному огню на центральной площади города.
Задача: почтить память погибших, формирования гордости за свою страну, свой город, осознание подвига солдат, воевавших и отдавших свою жизнь за спасение своей земли от фашистов.
НОЯБРЬ
Тема НОД музыкальной гостиной: «Строчит пулемётчик за синий платочек…»
Беседа, восприятие, анализ песни «Синий платочек» музыка Е.Петербурского, слова Я. Галицкого, ред. М. Максимова, совместный подбор танцевальных движений к песне. Беседа и рассказ детей о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, рассматривание фотографий военных лет.
Задачи: развивать умение эмоционально воспринимать и анализировать песни военных лет, способствовать развитию чувства сопереживания событиям Великой Отечественной войны, развитие речи, мышления, творческой фантазии, двигательной активности при подборе музыкально – ритмических движений, выражающих характер музыки.
ДЕКАБРЬ
Тема НОД музыкальной гостиной: «Жди меня и я вернусь»
Знакомство с историей создания и эмоциональным наполнением песни «Тёмная ночь» музыка Н.Богославского, стихи В Агатова, изготовление «военных треугольников», рассказ детей совместно с педагогами о родственниках – тружениках тыла, рассматривание фотографий военных лет.
Задачи: развивать умение эмоционально воспринимать и анализировать песни военных лет, расширить знания о тружениках тыла, развивать познавательную активность, привлечь родителей к патриотическому воспитанию детей.
ЯНВАРЬ
Тема НОД музыкальной гостиной: «А до смерти четыре шага»
Беседа, восприятие, анализ, разучивание песни «В землянке» стихи А.Суркова, музыка К. Листова, сравнение эмоционального наполнения песни и картины Бориса Неменского «О далёких и близких», совместное инсценирование песни.
Задачи: развивать умение эмоционально воспринимать и анализировать песни военных лет, сопоставлять содержание, характер песни и картины (Б. Неменский «О далёких и близких»), сравнивать разные по характеру песни («Священная война» и «В землянке», развивать внимание, активность, творческую фантазию.
ФЕВРАЛЬ
Тема НОД музыкальной гостиной: «Экипаж машины боевой»
Беседа о подвиге танкистов, восприятие, анализ песни «Три танкиста» стихи Б. Ласкина, музыка братьев Покрасс, сопоставление содержания и характера песни картине Болтышева В.А. «Битва за Москву», совместное разучивание танцевальных движений.
Задачи: расширение знаний о видах вооружённых сил, учить внимательно слушать и высказываться о характере, содержании песни, развивать мышление, речь, двигательную активность, воспитывать чувство гордости за своих близких, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.
МАРТ
Тема НОД музыкальной гостиной «Дорога на Берлин»
Беседа о подвиге солдат, восприятие, анализ песни «Дорога на Берлин» музыка братьев Покрасс, стихи Ц. Солодарь, совместное музицирование. Беседа и рассказ детей о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, рассматривание фотографий военных лет
Задачи: развивать умение эмоционально воспринимать и анализировать песни военных лет, формировать умение слушать и анализировать песню «Дорога на Берлин», способствовать развитию творческой фантазии при игре на музыкальных инструментах, проведении игры «Салют»
АПРЕЛЬ
Тема НОД музыкальной гостиной: «Пусть он землю сбережёт родную…»
Знакомство с историей создания и эмоциональным наполнением песни «Катюша»
музыка М.Блантера, сл. М.Исаковского, разучивание, художественная деятельность по содержанию песни, проведение конкурса «Помоги раненому»
Задачи: расширение представления о роли женщин во время войны, учить внимательно слушать и высказываться о характере, содержании песни, развивать мышление, речь, двигательную активность, воспитывать чувство гордости за своих близких, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и работавших в тылу.
МАЙ
Тема НОД музыкальной гостиной: «День Победы»
Беседа, восприятие, анализ песни «День Победы» музыка Д.Тухманова, стихи В.Харитонова, разучивание, изготовления «голубя мира»
Задачи: развивать умение эмоционально воспринимать и анализировать песни о войне, способствовать развитию чувства сопереживания событиям Великой Отечественной войны, радости и гордости за свой народ, который одержал победу, развитие творческой фантазии в художественной деятельности, осознание необходимости защищать свою Родину и значение мирной жизни. Расширение знаний о голубе, как символе мира.
Праздничный концерт «С Днем Победы!»,
Выставка рисунков «Песни Победы», фотовыставка «Наши герои»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: События настоящего времени, проявления национализма, элементов фашизма подтверждают необходимость воспитания патриотизма и толерантности с самого раннего возраста. В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.
ИЮНЬ ИЮНЬ
ИЮЛЬ
АВГУСТ
СЕНТЯБРЬ
Соловьи музыка В. Соловьева-Седого слова А. Фатьянова Припев: Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят... Пришла и к нам на фронт весна, Ребятам стало не до сна Не потому, что пушки бьют, А потому, что вновь поют, Забыв, что здесь идут бои, Поют шальные соловьи. Припев. Но что война для соловья, У соловья ведь жизнь своя... Не спит солдат, припомнив дом И сад зеленый над прудом, Где соловьи всю ночь поют, А в доме том солдата ждут. Припев. А завтра снова будет бой, Уж так назначено судьбой, Чтоб нам уйти, не долюбив, От наших жен, от наших нив, Но с каждым шагом в том бою Нам ближе дом в родном краю . Д. Обозненко «Соловьиная ночь» ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
Н. Жуков. Три танкиста ФЕВРАЛЬ
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/02/picture-38726.jpg)
Нотное приложение к проекту " Песенное искусство в истории России и Подмосковного края"
Ноты популярных песен о России, Москве, Подмосковье....
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/30/picture-21826.jpg)
Календарь истории вычислительной техники
Основные даты по месяцам в области развития вычислительной техники...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-313999-1383571457.jpg)
Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла"- (на материале русских народных песен).
Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла" - (на материале русских народных песен) является учебным пособием для преподавателей общего хора. Абсолютно уверена...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-381832-1389637123.jpg)
Работа над содержанием музыкальных произведений - как средство воспитания творческой инициативы учащегося ( на материале детских песен)
Открытый урок ( план-конспект) Семёновой О.А, преподавателя по классу фортепиано МОУДОД «ДШИ» г. Аркадак, с учащейся 2 класса Кузнецовой Ириной (фортепиано), презентация к уро...
классный час "открываем православный календарь"
Интересная информация для учащихся. Проводится в игровой форме....
Презентация песен ко Дню Победы
Песни военных лет...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/31/picture-747056-1617203969.jpg)
Календарь обратного отсчета «С этой боевой техникой мы одержали победу!»
Наш календарь обратного отсчета выполнен на 4 листах формата А3, рисунки нарисованы красками. Закреплен календарь на магнитной доске перед детьми подготовительной группы №9. На перво...