Трудовая адаптация и формирование положительных качеств личности у детей с нарушением интеллекта
статья

Трудовая адаптация и формирование положительных качеств личности у детей с нарушением интеллекта.

Дети с ограниченными возможностями развития, а в частности дети  с нарушением интеллекта нуждаются в каждодневной коррекционной работе по трудовому воспитанию, что само по себе является исцеляющим процессом для данной категории детей. Ведь именно в труде дети могут найти своё место в социальной действительности. Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка с нарушением интеллекта, особенно если воспитанницы девочки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.В. Калинина

ГБУ ЦСПР "Формула роста"

г. Москвы, Россия

Трудовая адаптация и формирование положительных качеств личности у детей с нарушением интеллекта.

Дети с ограниченными возможностями развития, а в частности дети  с нарушением интеллекта нуждаются в каждодневной коррекционной работе по трудовому воспитанию, что само по себе является исцеляющим процессом для данной категории детей. Ведь именно в труде дети могут найти своё место в социальной действительности. Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка с нарушением интеллекта, особенно если воспитанницы девочки.

Конечной целью трудового обучения детей с интеллектуальными  нарушениями является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной действительности. Необходимо использовать все познавательные возможности детей с нарушением интеллекта, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и специальных производственных цехах простую доступную работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Для достижения поставленной цели необходимо решение основных коррекционно-воспитательных задач:

  • Привитие детям навыков самостоятельности;
  • Обучение умениям и навыкам трудовой деятельности;
  • Воспитание потребности в труде;
  • Воспитание положительной мотивации трудиться.

В детском доме при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовое воспитание проводится по трем направлениям: самообслуживающий труд, хозяйственно-бытовой труд, общественно-полезный труд. Рассмотрим каждое направление в отдельности.

Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания. Ежедневно дети с помощью взрослого выполняют в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета, а также ежедневно закрепляются навыки  и правила утренней зарядки. Наблюдения показывают, что в процессе труда по самообслуживанию дети  постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.

Хозяйственно-бытовой труд. Педагогический процесс строится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме, его интерьере; умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий детского дома; формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо  потому, что они  должны готовиться к будущей самостоятельной жизни. Главное -  привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, воспитывается привычка трудиться, а вместе с ней - привычка заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок. Умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии. Дети с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. 

Большое значение придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности детей в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют  практическое и общественное значение.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.

Учитывая особенности психического развития и возможности детей обучение труду проходит по принципу от теории к практике. Сначала проводятся беседы-диспуты с показом действий воспитателем, затем дети сначала  под контролем взрослого выполняют заданное действие, затем стараются выполнять его самостоятельно с минимальной помощью со стороны взрослого. Большое внимание уделяется интегрированным занятиям, которые проводим совместно с педагогами дополнительного образования(студия "Пальчики Оближешь", "Бисероплетение", "Бумагапластика", и другие)  с дефектологом, логопедом, психологом.

Продуктивны  такие беседы-диспуты как:

- Красота в моем доме;

-Влажная уборка-это лечение нашего дома;

-Как я могу убрать игровую комнату; и т.д.

Также эффективно делить детей на рабочие бригады: санитарки, уборщицы помещений детского дома (коридор, вахта, столовая, игротека, зооуголок, кинозал), составляя график дежурств. В последствии,  девочки сами будут знать дни своего дежурства, и без напоминания будут выполнять заданную им работу.

Проведение практических занятий дает хороший результат в обучении труду девочек, к примеру:

- Генеральная уборка столовой, спален, класса, зооуголка;

-Дежурство по столовой;

-Красна изба углами (украшение своего быта);

- Знакомство с уборочным инвентарем и моющими средствами.

Все занятия несут социализирующий характер, к примеру, проведение таких занятий как «Одежда» и «Обувь» учат детей дифференцировать различные виды одежды и обуви, следить за их чистотой. Эти знания им пригодятся для ежедневной чистки одежды и обуви.

Для достижения этих задачи следует провести следующие занятия:

- Моя одежда;

-Моя Обувь;

-Мой шкаф (уметь навести порядок в шкафу для белья);

-Профилактика износа одежды и обуви;

-Уборка в раздевалке «Каждой вещи свое место».

Целью этих занятий является:

- Уход за одеждой;

-Пришивание пуговиц, вешалок;

-Наложение заплат;

-Зашивание дырок на одежде;

-Стирка одежды;

-Утюжка одежды;

-Работа с иглой;

-«Белоснежка» (отбеливание белой ткани).

Весьма эффективно создать в группе «Уголок санитарки», где имеется все необходимое для работы: тазики, сушка, гладильная доска, моющие средства.

Содержание программы обучения хозяйственно-бытовому труду также включает в себя раздел «Питание». Большое внимание стоит уделять занятиям в кабинете «Домоводства», то есть практической деятельности детей. На занятиях девочки знакомятся с распространенными продуктами питания и правилами в приготовлении простейших блюд.

Для получения знаний детьми в данном направлении можно использовать следующие темы занятий:

- Моя любимая кухня;

-Хлеб всему голова;

-Ах, картошка (блюда из картофеля)

- Приготовление различных салатов;

-Моё меню (уметь составлять меню обеда из имеющихся продуктов);

-«Кулинарушка»  (уметь готовить холодные закуски);

-Поварята (приготовление бутербродов);

-Эти вкусные макароны;

-Приготовление борща;

-Выпечка печенья;

-«Маленькая хозяйка большого дома» (встреча гостей и праздничное чаепитие).

При работе с режущими предметами следует каждое занятие напоминать детям перед работой технику безопасности.

Следует привлекать детей к работе по уборке территорий интерната : своевременно убирать мусор, ухаживать за растениями. Также следует приучать детей видеть недостатки и исправлять их своими силами, для воспитания этих умений можно использовать следующие темы занятий:

-Книжкина больница;

-Поможем нашим друзьям (уход за комнатными растениями);

-Пересадка комнатных растений.

Проводя занятия по трудовому воспитанию, формируя у детей самостоятельность, в то же время воспитывается и чувство товарищества, доброта, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя. Если ребенку не удавалось что-либо сделать, воспитателю следует его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Детей, выполнивших свою работу хорошо, следует хвалить  за старание, добросовестное отношение к делу, отмечать проявленную инициативу, доброжелательное отношение к товарищам по работе. Необходимо учить детей со стороны видеть свою работу, поэтому следует часто предлагать им  самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше.

Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности у детей. Совместная с педагогом трудовая деятельность - самообслуживание, хозяйственно - бытовой, труд в природе становится значимой для детей с недостатками интеллектуального развития формой организации досуга и позволяет успешно входить в реальные трудовые отношения. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.

Список литературы.

1. А.Р. Маллер,  «Социальное воспитание обучение детей с отклонениями в развитии».

 2.А.С.Макаренко,  «Воспитание в труде».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Организация трудового воспитания как залог успешного развития нравственно-эстетических качеств личности ребенка»

«Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья».Иммануил Кант Пояснительная запискаПрограмма по самообразованию на тему : « Организация трудового воспитан...

Особенности двигательной сферы детей с нарушением интеллекта

От развития двигательного анализатора зависит управление своими движениями, владение своим телом. Для решения многих задач трудового воспитания в специальных учреждениях  необходимо знать, каков ...

Формирование связной речи у обучающихся с нарушением интеллекта. Методы и приёмы

Рассказывается о методах и приёмах, спосоствующие формированию связной речи у учеников с нарушением интеллекта....

Особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушением интеллекта на уроках физической культуры

В статье освещены особенности обучения физическим упражнениям детей с нарушениями интеллекта на уроках физической культуры, основывающиеся на многолетнем опыте работы....

Принцип наглядности, реализация его в обучении детей с нарушенями интеллекта (младшие классы, на примере различных дисциплин).

На примере различных дисциплин представлены сценарии уроков для детей с интеллектуальными нарушенями....