МАСТЕРСКАЯ ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ» ГБПОУ «ПК № 4 СПб» КАК ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
статья

МАСТЕРСКАЯ ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ» ГБПОУ «ПК № 4 СПб» КАК ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_po_kompetentsii_dv.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕРСКАЯ ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»

ГБПОУ «ПК № 4 СПб» КАК ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Иванова А.Ю., педагог ОДОД ГБПОУ «ПК № 4 СПб»,

Лаврентьева В.К., педагог ОДОД ГБПОУ «ПК № 4 СПб»

Проблемы развития любой образовательной системы сегодня напрямую связаны
с контекстами развития современного общества, которое поглощено процессами глобальной цифровизации на всех уровнях жизни. Школы, колледжи, вузы уже основательно закрепились
в цифровой экосистеме новой реальности. Цифровые технологии все ближе  подбираются
к дошкольному детству, ставя перед педагогическим сообществом вопросы интеграции современного ребенка в высокотехнологичный быстроменяющийся мир знаний при сохранении его психического и физического здоровья. Значимость  дошкольной ступени образования Тигран Шмис, руководитель образовательных проектов Всемирного банка, подтверждает следующим положением: «
Инвестируя в дошкольное образование, страны вкладываются в будущий экономический рост, более справедливое общество и процветание для всех» [1]. Таким образом, современное дошкольное образование во всем мире позиционируется  как самый  эффективный  
и позитивный институт развития человеческого капитала.

Современный детский сад сегодня справедливо называют  средой  развития ребенка и взрослого. Продолжая цитировать Т.Шмиса,  отметим, что он называет среду  третьим учителем ребенка после семьи и воспитателя. В логике этой идеи строится идеология новых образовательных пространств – поддержка развития через среду, которая предоставляет ребенку свободу выбора, опирается на стимулирование его двигательной, творческой, интеллектуальной активности и позволяет детям самим детям чувствовать свое влияние на среду, которая их окружает. [2].    

Таким образом, решение задач государственной политики в сфере дошкольного образования РФ связано с  усилением роли воспитателя детей дошкольного возраста как ключевой фигуры созидания будущего в инновационном образовательном пространстве.  В таких условиях деятельное участие профессиональных педагогических образовательных учреждений в создании такого образовательного пространства для подготовки воспитателей детей дошкольного возраста становится особенно актуальным..

Преимущества Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга» в сфере образовательных услуг определяются тем, что Колледж является экспериментальной площадкой Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте  Российской Федерации по реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда».Тема проекта, реализуемого в колледже: «Разработка модели подготовки воспитателей детей дошкольного возраста в цифровой образовательной среде».

Понимая цифровую образовательную  среду каксистему условий и возможностей, подразумевающих наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры
и предоставляющих набор цифровых технологий и ресурсов для обучения, развития, социализации, воспитания личности, мы рассматриваем ее как мощный современный инструмент для разработки современной   модели подготовки воспитателей [3].

Инновационной зоной колледжа, созданной для решения задач непрерывного образования воспитателей детей дошкольного возраста, поиска новых точек роста для поддержания  репутации Колледжа на рынке образовательных услуг, является мастерская по компетенции «Дошкольное воспитание». Мастерская располагает современной материально-технической базой, которая создана в рамках реализации федерального проекта «Молодые профессионалы» и полностью соответствует требованиям стандартов Союза «Молодые профессионалы (ВорлдскиллсРоссия) – официального оператора международного некоммерческого движения WorldSkillsInternetional, чья миссия заключается в повышении стандартов подготовки кадров.

Оснащение мастерской  новейшим высокотехнологичным оборудованием, обеспечение её квалифицированными кадрами, привлечение социальных партнеровпомогло решить следующие задачи:

  1. Создать  современную и безопасную цифровую образовательную среду подготовки воспитателей детей дошкольного возраста.
  2. Внедрить современные технологии электронного обучения в программу подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
  3. Создать условия для развития цифровых компетенций преподавателей и студентов.
  4. Разработать пакет программ дополнительного профессионального образования для реализации в  системе подготовки и переподготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
  5. Организовать сетевое взаимодействие с образовательными организациями в рамках совместного использования современной материально-технической базы мастерской на основе соглашений, привлечения социальных партнёров к процессу подготовки молодых специалистов посредством организации и проведения мастер-классов, практикумов, тренингов на базе мастерских.
  6. Организовать тренировочную базу подготовки команды Санкт-Петербурга по компетенции Дошкольное воспитание  к чемпионатам «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по основной и юниорской линейкам.
  7. Открыть педагогический класс для учащихся 8-9 классов Санкт-Петербурга, мотивированных на получение специальности воспитателя детей дошкольного возраста.
  8. Создать условия для подготовки студентов к демонстрационному экзамену и получить аттестат Центра проведения демонстрационного экзамена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
  9. Создать региональную площадку проведения  региональных чемпионатов, дистанционную площадку  проведения  этапов отборочных и национальных чемпионатов«Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по компетенции Дошкольное воспитание.

Укомплектованная современными игровыми развивающимикомплексами, электронным оборудованием (интерактивные дисплеи, мобильный планетарий, смарт-доски, интерактивные кубы, интерактивная песочница, трансформирующаяся в сенсорный стол, и др.), ПДД-комплектом «Перекрёсток», электронным автотранспортом, наборами LEGO-конструкторов, робототехникой, детской мебелью, библиотекой, мастерская стала настоящим пространством развития детей
и взрослых, подготовленным для решения задач любой сложности.

Так мастерская приняла на себя роль проектного офиса как  организационной структуры, стандартизирующей процессы руководства проектами по проблемам дошкольной педагогики
и способствующей обмену ресурсами, инструментами и методами,выполняющей функции
от оказания поддержки в управлении проектом до прямого управления одним или несколькими проектами одновременно. Разработаныположенияи регламентыпроектирования  на основе стандартов Ворлдскиллс Россия, внедряется система поддержки управления проектами, организовано обучение персонала, обеспечено наставничество для руководителей проектов.

С этой деятельностью связано обновление  и совершенствование тематики исследовательских работ студентов, ориентированных на  актуальные для образовательного процесса современного детского сада и образования детей дошкольного возраста  проблемы. Обновление тематики курсовых и дипломных работ, рост количества дипломных проектов при сохранении качества исследованийобусловленокак новыми запросами общества, так и новыми возможностями инновационных педагогических инструментов.

Прикладные исследования, выполняемые по запросу работодателей и на их базах, стали новым этапом в развитии дипломного проектирования. Опыт реализации таких исследований накоплен в ДОУ №№ 107, 115, 135,  136, 141 Выборгского района Санкт-Петербурга; в ДОУ № 25, 58 Петроградского района Санкт-Петербурга, в ДОУ №  32, 71 Приморского района
Санкт-Петербурга и других.Круг базовых дошкольных образовательных учреждений постоянно расширяется, так как колледж всегда активно откликается на инициативы и запросы работодателей.

Под руководством С.Е.Журавлевой, преподавателя колледжа,  заведующего мастерской
по дошкольному воспитанию, сертифицированного эксперта Союза Ворлдскиллс Россия, подгруппой студентов выпускного курса, включая авторов статьи, был подготовлен и успешно защищен дипломный  проект  «Организация и проведение конкурса «Полет в мир профессий» для детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность исследования  по ознакомлению детей с профессиями обоснована ФГОС дошкольного образования, содержащем целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых предполагает раннюю профориентацию дошкольников.

Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения дошкольников к труду [4].

Исследование проводилось на базе мастерской колледжа с привлечением детей старшего дошкольного возраста, воспитанников детских садов Выборгского района Санкт-Петербурга. Условия организации, подготовки и защиты дипломного проекта, созданные в колледже, оказались достаточными для реализации цели дипломного проектапо формированию первичных представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки
и участия в сетевом конкурсе «Полет в мир профессий».

Работая по стандартам Ворлдскиллс Россия, активно внедряемым в практику подготовки компетентных специалистов, студенты подготовили и апробировали программно-методическое обеспечение конкурса, провели масштабную интересную работу с привлечением детей, родителей, педагогов различных дошкольных образовательных учреждений, студентов колледжа разных специальностей, участников движения Ворлдскиллс Россия.

Для проведения конкурса были отобраны следующие профессии: актёр кукольного театра,  инженер робототехники, мультипликатор, флорист, художник росписи по дереву.

Сразу отметим сложность проекта для старших дошкольников на фоне их  высокого интереса к проекту как к новой увлекательной игре. Не просто познакомиться  с профессией, но выступить в качестве носителя этой профессии, а главное – принять участие в конкурсе, – сложнейшая задача для шестилетнего ребенка. Поэтому важным этапом исследования стало изучение психических особенностей развития  детей старшего дошкольного возраста.

Опираясь на исследования  Л.С. Выготского и его утверждение о том, что развитие ребенка зависит от образования, которому способствует окружающая среда и взрослые, исследователи планировали, свою деятельность как на уровне актуального развития ребенка, так и в зоне его ближайшего развития [5].

Поэтому было важно спроектировать и реализовать программу освоения профессии
под руководством воспитателя и в совместной с родителями деятельности таким образом, чтобы не страдала психика ребенка, чтобы дети не уставали, утрачивая мотивацию и теряя интерес к процессу и результату. Исследователи решили проблему построения вариативного развивающего образовательного пространства, ориентированного на уровень развития, проявляющийсяу ребенка вдеятельности со взрослым, и создания такой ситуации
, когда программа воспитателя  становится программой ребенка.

Все задания для дошкольников характеризовались высоким уровнем сложности. Был определен лимит времени на выполнение заданий (от 15 до 40 минут в соответствии с требованиями СанПиН) и время на предъявление заданий (от 2 до 5 минут). Конкурсные задания оценивались экспертами из числа студентов колледжа по объективным и субъективным критериям оценки, разработанным по стандартам Ворлдскиллс Россия. При помощи  объективных критериев оценивались самостоятельность подготовки рабочего места, точность выполнения действий, соблюдение алгоритма выполнения действий, соблюдение  времени, отведенного на выполнение задания, соблюдение времени на демонстрацию задания. Субъективные критерии использовались для оценивания соблюдения техники безопасности во время выполнения и демонстрации задания, общего впечатления, аккуратности действий участника при выполнении задания.

        Очень важно было найти детей, родителей и воспитателей, которые согласились бы  помогать в реализации данного проекта. Для этого была разработана реклама с информацией и QR-кодом, который вел на страницу конкурса в социальной сети Вконтакте, где была размещена  подробная информация о конкурсе, компетенциях и расписании занятий. Таким образом были  отобраны кандидаты для участия в конкурсе из дошкольных образовательных учреждений. Затем состоялась подача заявок на участие в конкурсе и выбор основных участников. Подготовка осуществлялась в течение двух месяцев, когда дети занимались освоением новых видов деятельности в Центре досуга и развития «Страна успеха»,  специально оборудованном в колледже для детей дошкольного возраста. Деятельность центра  предполагала изучение  кукол Би-ба-бо, освоение основ конструирования и программирования при помощи LEGO EducationWeDo 2.0, изучение приемов анимации с использованием конструктора LEGO DUPLO, создание подарочного букета и освоение видов росписи по дереву.

На основном этапе была проведена большая работа с участниками конкурса и их родителями. Она включала проведение бесед, специальных занятий по ознакомлению участников конкурса с профессиями, обсуждение с руководителем и родителями вопросов подготовки к конкурсу, самостоятельную подготовку к конкурсу с использованием видео-уроков, участие в пробных конкурсах. Родители заполнили анкеты и заявления, взяли на себя обязательства по обеспечению ребёнка необходимыми материалами и инструментами. На них легла ответственность  за совместную с ребёнком деятельность по освоению трудового процесса, за закрепление алгоритма выполнения задания, за  сопровождение ребёнка на занятия и конкурсы.

        Рассмотрим проведение исследования на всех этапах по отдельным компетенциям, представляющим профессии будущего, чтобы оценить уровень сложности задач, стоящих перед субъектами проектирования, прежде всего, перед дошкольниками.

        Компетенция «Инженер робототехники» была одной из самых сложных. На подготовительном этапе был проведен ряд  занятий, направленных на ознакомление  с моделью сборки подвижной модели-робота,  на сборку и программирование модели. Были проведены занятия, направленные на составление описательного рассказа о модели по мнемотехнической таблице. Затем прошли отборочные соревнования. Во время конкурса участники получили задание  создать подвижную модель  при помощи LEGO Education We Do 2.0.

Цель: демонстрация умений по  конструированию и программированию при помощи LEGO Education We Do 2.0 детьми 6-7 лет.

Описание задания:

1. Сконструировать подвижную модель в соответствии с заданной темой.

2. Запрограммировать модель в соответствии с конструкцией.

3. Продумать описательный рассказ о модели.

4. Представить модель экспертной комиссии.

        В итоге были достигнуты следующие результаты: дети знают особенности живых и неживых существ собираемых моделей, умеют собирать модель и называть детали, из которых она состоит, владеют азами программирования,  знают  названия блоков, составляют описательный рассказ по мнемотехнической таблице [6].

По такой же схеме опишем этапы реализации проекта по компетенции «Мультипликатор». Здесь предполагалась командная форма участия. Занятия подготовительного этапа были направлены на ознакомление дошкольников с деталями и возможностями  конструктора, с компьютерной программой по созданию мультфильмов, с фотокамерой. Затем конкурсанты осваивали сборку кадров и озвучивали мультфильм в специальной программе.  Закончился этот этап отборочными соревнованиями. Конкурсное задание финала заключалось в создании анимационного мультфильма с использованием конструктора LegoDuplo и монтирование всех кадров в программе Movavi.

Цель: демонстрация умения создавать анимационный фильм при помощи конструктора LEGO DUPLO детьми 6-7 лет.

Описание задания:

1. Продумать сюжет мультфильма.

2. Подобрать материалы и оборудование.

3. Собрать декорации из конструктора LEGO DUPLO.

4. Снять кадры мультфильма.

5. Создать мультфильм

6. Озвучить мультфильм.

7.Подготовиться к демонстрации мультфильма экспертной комиссии.

В итоге дети знают особенности сборки декораций из конструктора, владеют азами программированием и фотокамерой, умеют озвучивать мультфильм и накладывать звук на видеоряд [7].

Более традиционные профессии были представлены компетенциями: актёр кукольного театра [8], флорист [9],  художник росписи по дереву [10]. Они потребовали такой же большой кропотливой работы для успешного проведения профессионального конкурса.

В процессе реализации проекта разработчикам удалось решить две группы задач: собственно-педагогические и организационно-педагогические. Решение первой группы задач способствовало расширению  и систематизации представлений старших дошкольников о современных профессиях, о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека. Дошкольники сумели освоить трудовой процесс, связанный с выполнением конкурсного задания в процессе как групповой, так и индивидуальной работы.

Решение организационно-педагогических задач способствовало развитию интегративной среды взаимодействия участников образовательных отношений в проекте, формированию новых форм взаимодействия Колледжа с базовымидошкольными образовательными учреждениями.

Программный пакет документов: Положение о сетевом конкурсе для детей дошкольного возраста «Полет в мир профессий», Программа проведения сетевого конкурса в рамках проекта для дошкольников «Полёт в мир профессий», паспорт проекта, технологические карты этапов реализации проекта - был разработан настолько системно и полно, что легко может тиражироваться и использоваться в последующей подготовке и проведении конкурсов профессионального мастерства для дошкольников, и, несомненно, является по-настоящему инновационным продуктом педагогической деятельности.

Назовем другие успешные проекты, выполненные студентами колледжа по заказам работодателей, отличающиеся новизной и актуальностью, а также качеством разработки: «Организация педагогического клуба для родителей дошкольников», «Организация, подготовка
и проведение литературного праздника «Сказка за сказкой» с детьми старшего дошкольного возраста», «Создание рукописной книги   «Наши любимые  сказки» в средней группе детского сада», «Создание лаборатории «Волшебница-вода» для дальнейшего исследования свойств
и качеств воды в младшем дошкольном возрасте», «Создание лепбука  «Путешествие по сказкам» в младшей группе детского сада, ««Создание мультфильма «Волшебная сказка», «Организация деятельности  родительского клуба «Мать и дитя» в группах старшего дошкольного возраста».

Система подготовки педагогических кадров в Санкт-Петербурге всегда отличалась высоким качеством и солидарной ответственностью профессионального образовательного учреждения
и работодателя за результат. И сегодня обучение на рабочем месте – основа профессиональной подготовки педагогов будущего.

Непрерывное обновление опыта сетевого партнерства,  модульное построение гибких
и адаптивных сетевых образовательных программ для реализации  практической подготовки специалистов, выводит систему дошкольного образования на инновационный уровень, позволяет сделать детский сад подлинным пространством развития детей и взрослых.

Ведь современный воспитатель детей дошкольного возраста  остается ключевой фигурой
в мире, где главной ценностью является ребенок, который обязательно должен вырасти  счастливым.

Литература

  1. Шмис, Т.Г. Детство золотое. Как инвестиции в дошкольное образование влияют на экономический рост  / Т.Г.Шмис  // FORBES. – 2017. –   № 10.

  2. Шмис, Т.Г. Среда как третий учитель / Т.Г.Шмис  //  Вести образования. –  2014.  –  № 20 (103).
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 “Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды”.

  4. ФГОС дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 

  5. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С.Выготский. Аудиокнига Льва Выготского «Лекция 2 «Обучение и развитие в дошкольном возрасте» . – Текст : электронный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СУЩНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

В статье рассмотрены приоритеты непрерывного образования в современном мире, а также основные проблемы, принципы и формы непрерывного образования для формирования новой тнновационной экономики....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Глобальные изменения, происходящие в условиях научно-технического прогресса, экономических и политических сдвигов, привели к необратимым изменениям в образовании, к осознанию его особой социальной рол...

"Сопровождение профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования"

Чтобы выбрать профессию по душе, учащийся должен ясно представлять какие виды деятельности соответствуют его интересам и целям....

Технологии непрерывного образования

Развитие системы непрерывного образования- одно из важных направлений образовательной деятельности...

Статья на тему: Современные психолого-педагогические технологии в непрерывном образовании

В данной статье рассматриваются наиболее часто встречающие инновационные психолого - педагогические технологии, которые педагог может применять при планировании образовательной деятельности....

Самообразование в контексте непрерывного образования специалиста

quot;Проба пера" на тему самообразования в контексте непрерывного образования специалистов. Не судите строго!...

МАСТЕРСКАЯ ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ» ГБПОУ «ПК № 4 СПб» КАК ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

МАСТЕРСКАЯ ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»  ГБПОУ «ПК № 4 СПб» КАК ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ...