Рабочая программа предмета ОДБ.03 Родной язык
рабочая программа

Михайлова Валентина Ивановна

Рабочая программа  предмета ОДБ.03 Родной язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odb_03_rodnoy_yazyk2.docx47.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области

«Россошанский техникум

сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

СОГЛАСОВАНО:                                                          УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ  ДИРЕКТОРА ПО  ТМР                                     ДИРЕКТОР ГБПОУ ВО «РТСИСТ»

________И.В. ПОЛОВИНКИНА                                ________________А.Н. ЗЫБИНСКИЙ

«_____»_________________2021                                          «_____»_________________2021

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ. 03   РОДНОЙ   ЯЗЫК

по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих

по профессиям:

35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

43.01.09 Повар, кондитер

   

Рабочая программа рассмотрена

на заседании предметно – цикловой  комиссии

и рекомендована к утверждению.

от « ______» ________________2021г., протокол № _______

Председатель ПЦК______________ В.Н. Липницкая

пос. Молодежный, 2021

   

      Рабочая  программа   разработана  в соответствии с ФГОС СОО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями: приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 года № 1645, приказ Минобранауки России от 31.12.2015 года № 1578, приказ Минобранауки России от 29.07.2017 года № 613), на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  (ППКРС) на базе основного общего образования с учетом Примерной программы  по Русскому языку

Учебники:

1.Русский язык. 10 класс -  учебник для общеобразовательных организаций. (базовый и углубленный уровени)\ Львова С.И., Львов В.В.-М.: Мнемозина, 2018.

2.Русский язык. 11 класс -  учебник для общеобразовательных организаций. (базовый и углубленный уровени)\ Львова С.И., Львов В.В.-М.: Мнемозина, 2018.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области «Россошанский техникум  сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

Разработчики:

Михайлова Валентина Ивановна,  социальный педагог

Ф.И.О.,  должность

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ   ДИСЦИПЛИНЫ

7

3.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11

1.Планируемые результаты освоения

учебной дисциплины  

Предметные результаты

Выпускник на базовом уровне научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
  • соблюдать культуру публичной речи;
  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

-распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

2.  СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем образовательной нагрузки и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки

68

Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)

68

в том числе:

Практические занятия

7

Контрольные работы

2

Промежуточная  аттестация в  форме контрольного тестирования

Содержание

Базовый уровень

1.Раздел. Язык и культура 

Язык и общество. Родной язык, литература и культура.

 Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении.

 Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Язык и речь.

 Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания.

  Практическая работа с текстами художественных произведений  

2. Раздел. Культура речи.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.  Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Принципы русской орфографии. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

Паронимы. Синонимы. Анонимы. Омонимы

Русская фразеология

Словари русского языка. Словари языка писателей

Практические  работы: Паронимы,  Синонимы. Антономы, Фразеологизмы,  Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Род имен существительных  Определение рода аббревиатур. Множественное число имен существительных

Морфологические нормы имени числительного

Морфологические нормы. Употребление глаголов, причастных и деепричастных оборотов

Нормы употребления сложносоставных слов.

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений.

 Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами.

 Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Нормы употребления предложений с косвенной речью.

Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Отражение вариантов  грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении

3.Раздел  Речь. Речевая деятельность. Текст.

Язык и речь. Виды речевой деятельности Речевые жанры монологической речи:  доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты

Понятие речевого (риторического) идеала.

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.

Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы.

 Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.

Текст как единица языка и речи.  Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.

Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация.

Категория монолога и диалога как формы речевого общения.

Структура публичного выступления.

Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.

Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.

Функциональные разновидности языка

Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.

Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Общее

количество

часов

В том числе

Аудитор

ные

Практи

ческие

Контроль

ные

1.Раздел. Язык и культура

11

9

2

0

Язык и общество. Родной язык, литература и культура.

1

Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в  

международном и межнациональном общении.

1

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц    разных уровней языка.

1

Развитие языка как объективный процесс

1

Стремительный рост словарного состава языка,

1

Язык и речь.

1

Язык и художественная литература.

1

Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. 

2

ПЗ № 1 по теме: Работа с текстами художественных произведений.

2

2Раздел. Культура речи.

36

31

5

0

2.1. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

5

5

0

0

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

2

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

1

Принципы русской орфографии.

1

Фонетический разбор.

1

2.2.Основные лексические нормы современного русского литературного языка

13

8

5

0

Основные лексические нормы современного русского литератур ного языка

1

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.

1

Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

1

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

1

Паронимы. Синонимы. Антонимы. Омонимы

1

Русская фразеология

1

Словари русского языка. Словари языка писателей

2

Практические работы:

ПЗ № 2 по теме: «Паронимы»

ПЗ №3 по теме: «Синонимы. Антонимы»

ПЗ №4 по теме: Фразеологизмы

ПЗ № 5 Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей

1

1

1

2

2.3.Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

18

18

0

0

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1

Морфологические  нормы. Род имен существительных

2

Морфологические нормы. Множественное число имен существительных

2

Морф нормы имени числительного

2

Морф нормы Глагол, причастие, деепричастие

2

Нормы употребления сложносоставных слов

1

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений.

1

Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами.

1

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

1

Нормы употребления предложений с косвенной речью.

1

Способы оформления чужой речи. Цитирование.

1

Типичные ошибки в построении сложных предложений.

1

Отражение вариантов  грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках

1

Речевой этикет

1

3.Раздел  Речь. Речевая деятельность. Текст

21

19

0

2

3.1.Язык и речь. Виды речевой деятельности

8

8

0

0

Язык и речь. Виды речевой деятельности

1

Речевые жанры монологической речи

1

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры

1

Средства речевой выразительности: «цветы красноречия».

1

Мастерство беседы. Мастерство спора.

1

Текст как единица языка и речи

1

Категория монолога и диалога как формы речевого общения.

1

Структура публичного выступления.

8

3.2.Функциональные разновидности языка

13

11

0

2

Функциональные разновидности языка

1

Научный стиль речи. 

2

Официально-деловой стиль речи

2

Разговорная речь

2

Публицистический стиль речи. 

2

Язык художественной литературы. 

2

Контрольное тестирование

2

Всего

68

59

7

2

Лист корректировки рабочей программы

До корректировки

После корректировки

Разделы, темы

Часы

Разделы, темы

Часы

Преподаватель         

Согласовано: Зам. директора по ТМР        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология родного края» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой....

Рабочая программа учебной дисциплины "История родного края"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»

Рабочая программа учебной дисциплины   «История родного края» разработана в соответствии с ФГОС по профессии 13450 «Маляр», с учетом ряда требований Федерального госу...

рабочая программа по учебной дисциплине "Родная литература"

рабочая программ по учебной дисциплине "Родная литература"...

Рабочая программа предмета ОДБ.01 Русский язык

Рабочая программа предмета ОДБ.01 Рускиий язык...

Рабочая программа предмета ВЧ.01 Русский язык и культура речи

Рабочая программа предмета ВЧ.01 Русский язык и культура речи...